Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Анатомия подсознания.




После того, как мы познакомились с самой молодой частью нашего мозга - сознанием - самое время перейти к тому, что этим сознанием руководит - к подсознанию.

Как мы помним, подсознание - это единовластные владения нашего инстинкта самосохранения. Здесь все подчинено выживанию, выживанию и еще раз выживанию.

С этой целью природа пошла на гениальное решение - соединило вместе в нашем подсознании в одно целое три функции управления: управление мышцами тела, управление соматическими функциями (функциями работы внутренних органов, гормональной системой), управление сознанием через психические переживания (эмоции).

То есть, то, что мы обычно рассматриваем, как независимые друг от друга компоненты тела (мышцы тела, состояние внутренних органов, эмоции) на самом деле крепко спаянный единый механизм выживания. Любое изменение в одном из этих компонентов влечет за собой изменение в остальных.

Вот как это происходит.

Представьте, идет человек по лесной тропинке. Он недавно перекусил, а теперь идет и мечтает о приглянувшейся ему девушке. Романтическое настроение, пенье птиц, шум ветерка в деревьях, и вдруг он видит готового к прыжку тигра.

Задача подсознания в этой критической ситуации обеспечить выживание человека. И вот что оно для этого делает:

А) Управление мышцами. При возникновении опасности мышцы тела автоматически напрягаются, каменеют.

Б) Управление внутренними органами. Активизируется симпатический отдел нервной системы, который начинает управлять внутренними органами в режиме стресса: увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается артериальное давление, дыхание станет поверхностным и частым, усилится потоотделение. Все это приведет к тому, что в напряженные мышцы будут закачаны необходимые им питательные вещества, продукты распада будут из них выведены, будет обеспечена терморегуляция мышц, путем отвода тепла в виде пота.

В это же время угнетается парасимпатический отдел нервной системы, который заведует нашим отдыхом, покоем и пищеварением. В момент опасности пищеварение не нужно, поэтому происходит резкое торможение всего того, что связано с пищеварением: прекращает выделяться слюна, снижается подвижность и тонус желудочно-кишечного тракта, все сфинктеры (пропускные клапаны) закрываются.

В) Управление сознанием. Возникает сильная эмоция опасности, которая напрочь выметает из сознания все мысли о красоте окружающей природы и тайные мечты о встрече с возлюбленной. Сознание, с помощью этой эмоции, резко переключено на поиск выхода из создавшейся ситуации.

В результате единовременного воздействия всех этих пунктов человек предпринимает все возможные меры для своего выживания, например, резко прыгает вверх и повисает на ветке ближайшего дерева.

Все это действует сразу, мгновенно, в одном комплексе не только во время опасности, но и всегда, в любой момент нашей жизни.

Все эти три компонента (мышцы, внутренние органы, эмоции) спаяны в одно целое и работают только одновременно.

Любая эмоция приводит к соответствующим изменениям в подсознании. От этого неизбежно происходят какие-то изменениям в мышечном тонусе (одни мышцы напрягаются, другие расслабляются) и какие-то изменения в работе внутренних органов. Пример: нам нахамила продавщица в магазине. Вспыхнула эмоция гнева, напряглись мышцы, произошел выброс гормонов коры надпочечников, в итоге изменилась вся работа внутренних органов.

Любое изменение в работе внутренних органов приводит к изменениям в подсознании. От этого неизбежно происходят какие-то изменениям в мышечном тонусе (одни мышцы напрягаются, другие расслабляются) и возникают какие-то эмоции. Эмоции определят ход мыслей в нашем сознании. Пример: мы чувствуем дискомфорт в области желудка (гастрит). В результате возникает эмоция раздражения, мы ни о чем не можем думать, все кажется скверным, везде ищем (и находим) плохую сторону, мышцы приходят в тонус.

Любое напряжение мышц так же приведет к соответствующим изменениям в подсознании. Подсознание изменить работу внутренних органов, и создаст соответствующую случаю эмоцию. Эмоция определит ход мыслей в нашем сознании. Пример: мы расслабили мышцы тела и лба, но напрягли мышцы рта и изобразили улыбку. Симпатический отдел нервной системы успокаивается, сфинктеры расслабляются, пищеварение активизируется, возникает положительная эмоция, мысли становятся легкими, все кажется по силам.

Наше подсознание - это трехголовый дракон, и стоит нам задеть только одну его голову, как все три синхронно поворачиваются и смотрят на нас. И для того, чтобы приручить этого дракона, нам нужно, прежде всего, его понять, нам нужно освоить его речь и попытаться перевести на язык то, что он нам хочет сказать.

Эмоции - это и есть язык подсознания. Эмоция - это отображение того, в каком состоянии находится подсознание. Если мы сейчас ощущаем себя сытой игривой дружелюбной собачонкой, готовой вилять хвостом, то наше подсознание, создающие эти положительные эмоции, полностью довольно текущим состоянием дел - состояние мышц и функции внутренних органов не вызывают вопросов.

Если мы мрачны и раздражительны, кидаемся на встречных и поперечных как злобный цепной пес, то это наше подсознание чем-то растревожено и таким образом проявляет себя.

Эмоция может возникать не только из-за объективного состояния нашего организма, но и по причине соответствия (или несоответствия) наших возможностей и потребностей.

В этом случае, положительная эмоция сопровождает ситуацию, когда есть потребность и есть возможность ее удовлетворения (хочется поесть и есть пища).

Ситуация отрицательной эмоции возникает в том случае, когда есть потребность, но нет возможности ее реализации (хочется поесть, а нечего).

Самая большая проблема человека в том, что сознание не всегда понимает язык подсознания.

В нашем обществе потребления, когда потребности внушаются с телевизора путем многократных повторений, когда желания формируются рекламными компаниями с миллионными бюджетами, когда навязыванием товаров и услуг занялись профессиональные психологи, возникает очень много отрицательных эмоций.

Людям хочется все больше и больше, все нового и нового - новые автомобили, новые сотовые телефоны, новые холодильники, кухонные комбайны и микроволновые печи. В головах людей формируется гигантское количество потребностей. И удовлетворить все эти сформированные потребности просто невозможно.

Возникает стресс от наличия потребностей и невозможности их реализации. Этот стресс является внутрипсихическим, т.е. находится внутри головы. Никакой внешней видимой опасности нет. Не надо бежать, прыгать, карабкаться по скалам, спасаясь от врага.

Мышечный компонент эмоции остается невостребованным - в нашей повседневной жизни он не нужен. И, как следствие, нас с самого детства учат подавлять внешнее проявление своих отрицательных эмоций. Т.е. мы с самого детства стараемся подавить мышечную реакцию организма на эмоцию - для этого нас учат сидеть смирно за столом, не бегать по квартире, не кричать на перемене. Мы зажимаемся и постепенно напряжение мышц, вызванное отрицательными эмоциями, на которые не было должной реакции, становится хроническим. В теле человека возникают устойчивые очаги хронического мышечного напряжения, спазмы, приводящие к остеохондрозу, мигреням, головокружениям, близорукости, гипертонии и т.п.

Мы накапливаем мышечные напряжения в своем теле в течение дня в гигантских количествах. Каждый стресс, каждая неприятность сопровождается мышечным напряжением, которое, не разряжаясь должным образом, только усиливается и хранится в теле. Так возникает бессонница, потому что крепко заснуть в состоянии мышечного напряжения невозможно. Мышечное напряжение становится нашим врагом номер один, с которым мы пытаемся бороться с помощью алкоголя, транквилизаторов, снотворных средств. Но эти средства не могут уменьшить мышечное напряжение, они только заглушают голос нашей нервной системы и погружают нас в наркоз, т.е. просто лишают нас сознания. Лишиться сознания - это совсем не то же самое, что и погрузиться в сон. Сон - это сложный психический процесс, состоящий из пяти фаз. Мозг, отравленный химическими препаратами, просто не в состоянии пройти эти пять фаз и, в итоге, человек не восстанавливается даже ночью, напряжение накапливается изо дня в день.

Важно отметить, что хроническое напряжение в мышцах отражается в подкорке, т.е. в подсознании возникает стойкий очаг возбуждения. Иными словами напряженные мышцы посылают в мозг информацию о том, что они напряжены. Подсознание расшифровывает это однозначно - раз мышцы напряжены, это значит, что мы находимся или в состоянии обороны, или в состоянии нападения. Подсознание сообщает об этом факте сознанию, как обычно, в виде эмоции. Сознание, получив эмоцию опасности, начинает искать повод для нее - так и возникают наши бесконечные страхи, мы начинаем бояться людей на улице, самолетов, финансового краха, болезней, взрывов, мы раздражены и сердимся по пустякам.

Круг, который начался с подавления отрицательной эмоции, прошел стадию хронического мышечного напряжения, замкнулся опять на отрицательной эмоции.

Это и есть механизм развития невроза, который стал "приметой нашего времени" - только за последние 50 лет количество заболеваний неврозами во всем мире увеличилось в 25 раз. Круг, по которому развивается невроз - это процесс бесконечный и возникает он только из-за того, что в теле возникли стабильные мышечные блоки (спазмы). И только в этом месте этот круг можно разорвать. Только избавление от хронических мышечных блоков позволит нам привести свою психику, а вместе с ней и здоровье, в порядок.

До тех пор, пока наши мышцы страдают от избыточного напряжения, которого мы чаще всего и не замечаем, т.к. привыкли к нему, рассчитывать на психическое и телесное здоровье просто бесполезно.

Таким образом, чтобы избавиться от отрицательной эмоции, нельзя пытаться ее подавить силой воли. П.К.Анохин показал в многочисленных экспериментах, что торможение внешнего проявления эмоции приводит к усилению двух её других компонентов – психологического и соматического. Иными словами, напряжение такого эмоционального возбуждения перекладывается на внутренние органы и мышцы, из-за чего и возникает риск развития психосоматических заболеваний - гипертонической и язвенной болезни, нейродермитов и нейрогенной астмы. Кроме этого человек становится раздражительным, недовольным собой, недовольным своей жизнью.

Это, кстати, профессиональная болезнь учителей. Учитель, работающий с непослушными вверенными ему в ответственность чужими детьми, вынужден изо дня в день тормозить внешний компонент своей эмоции (своего раздражения), а сила этой эмоции, бьет обухом по психике человека и по организму. Последствия не заставляют себя ждать - чувство неудовлетворённости своей жизнью и психосоматические заболевания. Именно поэтому учителем может быть только человек, преодолевший свою раздражительность, научившийся избавляться от отрицательных эмоций.

Как уже было сказано, все три компонента управляемые подсознанием (мышцы, внутренние органы, эмоции), работают всегда синхронно и зависят друг от друга. Следовательно, если у нас появилась отрицательная эмоция, и подавлять ее нельзя, то надо на нее воздействовать через мышцы или через внутренние органы (через дыхание).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...