Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и задачи исследования.




``Цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего'' [15, С. 29].

В научно-методической литературе [15, С. 29-30] приводятся следующие формулировки целей:

1. Разработать педагогические или научно-методические (организационно-педагогические и т.п.) основы формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо.

2. Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические (методические) условия (предпосылки и условия) формирования (воспитания, развития)...

3. Обосновать содержание, формы, методы и средства...

4. Разработать методики (методические системы) формирования...или, допустим, методики применения системы средств наглядности в...

5. Определить и разработать педагогические (дидактические) средства (системы средств)...

6. Разработать теоретические модели...

7. Разработать требования, критерии...

8. Педагогически обосновать что-либо, например, игровую деятельность.

Использование представленных формулировок, с одной стороны, поможет студенту сориентироваться в выборе цели. Однако, с другой стороны, использование готовых шаблонов может быть причиной ошибки, когда студент выбрал для себя непосильную цель. П.К. Петров указывает, что ``целью исследований в рамках курсовых и дипломных работ может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, развития (воспитания) физических качеств, форм и методов физического воспитания в различных структурных подразделениях (детский сад, школа, ДЮСШ и т.д.) и возрастных группах, содержания обучения, путей и средств совершенствования управления учебно-тренировочных и воспитательных процессов и т.д.'' [17, С. 12]. Дальнейшее продолжение данной цитаты, по нашему мнению, могло бы быть следующим: ``но никак не разработка основ и принципов физического воспитания и тренировки!''.

Например, цель работы, связанной с методикой развития координационных способностей у детей семи лет на основе применения специально разработанной программы, может выглядеть следующим образом: ``Совершенствование методики развития координационных способностей у детей семи лет общеобразовательной школы посредством применения стандартной программы'', но не ``Принципы (условия, основы) развития координационных способностей у детей...''.

Определив цель дипломной работы, нами предлагается студенту сформулировать как характеристики цели, которые необходимо установить в ходе исследовательской работы. Сравнение задач именно с характеристиками делается нами на основании часто встречающихся у студентов ошибок:

- задачи подменяются этапами исследования (например, ``Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования'', ``Провести педагогический эксперимент'');

- задачи подменяются методами исследования (например, ``Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования'').

Кроме того, сравнение формулировок задач с характеристиками цели, по нашему мнению, является таким подходом к написанию курсовой и выпускной квалификационной работы, который позволит наиболее успешно определить в дальнейшем последовательность и содержание глав и параграфов.

Традиционно задачи исследования в области физической культуры и спорта связывают [7, 17, 23]:

- с изучением состояния вопроса (первая глава ВКР),

- с разработкой экспериментальной методики обучения или тренировки (вторая глава ВКР),

- с выявлением эффективности применения ее на практике (третья глава ВКР).

Для получения знаний, позволяющих в совокупности внести ясность относительно проблемы исследования, по нашему мнению, изучение состояния вопроса следует подразделить. Такое подразделение на составляющие (они могут стать содержанием параграфов первой главы) предполагает описание:

1) основных характеристик (сущности) изучаемого явления;

2) характеристик процесса развития изучаемого явления;

3) разработку и (или) обоснование критериев показателей данного явления.

Задачи формулируются с помощью глаголов: изучить, разработать, выявить, установить, обосновать, определить, проверить. Для выпускной квалификационной работы не должно быть более четырех задач.

Завершая данный параграф принятой нами формулировкой определения ``задач исследования''. Они ``выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы'' [15, С. 32].

Гипотеза исследования

Решение научной проблемы никогда не начинается непосредственно с эксперимента. Этой процедуре предшествует очень важный этап, связанный с выдвижением гипотезы. ``Научная гипотеза - это утверждение, содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы'' [20, С. 39]. По-существу гипотеза - это главная идея решения.

Для избежания возможных ошибок в формулировке гипотез следует придерживаться следующих подходов:

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования. Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук, имеющих в качестве предмета исследования совсем другое. Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том, что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону, звучит так: ``Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников''. Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя, можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.

3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т.п. Оказалось, что спортсмены, имеющие одинаково высокие проявления тех или иных физических качеств, тем не менее показывают не одинаково спортивные результаты. Так, спортивные результаты стайеров не всегда зависят от уровня их выносливости, результаты штангистов от силы и т.п. Для того, чтобы оправдать исходную теоретическую посылку, была выдвинута защитная гипотеза о взаимосвязи физических качеств. Именно следствием этого шага оказалось введение в научный оборот понятий ``скоростно-силовые качества'', ``скоростная и силовая выносливость'', ``взрывная сила'' и т.д.

4. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна 5. Например, из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (семь лет) благоприятен для развития координационных способностей. Т.о., предположение о том, что ``педагогические воздействия, направленные на развитие этих способностей, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте'', может служить общей гипотезой при проведении исследований, связанных с разработкой методик для развития координационных способностей. Однако этого не будет достаточно для определения рабочей гипотезы, так как не всегда существует необходимость в ее выделении вообще. В рабочей гипотезе целесообразно определить те положения, которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном случае может выглядеть следующим образом: ``Предполагается, что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей семи лет'' - именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем методики.

В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.

В научно-методической литературе предлагаются шаблоны формулировок гипотез [1, 7, 10, 15, 19, 23]:

1. Что-то влияет на что-то в том случае, если...

2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.

3. Что-то будет успешным, если...

4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.

Таким образом, наличие гипотезы - это важное условие научного исследования. Гипотеза - это связь между настоящими и будущими знаниями, это брусчатка мостовой науки.

В заключение второй главы приводим те положения, которые, по нашему убеждению, должен знать каждый студент для избегания ошибок в установлении цели, задач и в конечном итоге рабочей гипотезы:

1. Целью исследований может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, воспитания физических качеств, форм и методов физического воспитания в различных структурных подразделениях и возрастных группах, содержания обучения, путей и средств совершенствования управления учебно-тренировочных и воспитательных процессов; но никак не разработка основ и принципов физического воспитания и тренировки.

2. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

3. Гипотеза должна быть: сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна; обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них. Кроме того, гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями; сформулирована.

Основными подходами в научном руководстве курсовыми и выпускными квалификационными при установлении цели, задач и гипотезы работ студентов по специальности ``Физическая культура'', по нашему мнению, могут стать:

1) сравнение проблемы с вопросом, цели с кратким ответом на вопрос-проблему, задач с описанием характеристик цели, гипотезу с главной идеей решения проблемы;

2) целесообразное использование, во-первых, шаблонов формулировок цели и гипотез, во-вторых, набора глаголов для установления задач;

3) при формулировании задач исследования не подменять их формулировками этапов и методов исследования;

4) практическое упражнение студентов в формулировании цели, задач и рабочей гипотезы исследования.

Заключение

Анализ современной научно-методической литературы и обобщение практического опыта позволяют сделать следующие выводы:

1. На основании ошибок, которые наиболее часто встречаются при разработке понятийного аппарата выпускной квалификационной работы, планирование семинарских занятий и индивидуального научного руководства должно быть выстроено таким образом, чтобы студент усвоил следующие положения:

- формулировка темы работы, определяется предметом исследования;

- сам предмет исследования может быть определен только после уяснения объекта исследования;

- в завершении описания актуальности темы исследования необходимо формулировать научные противоречия и проблемы;

- целью исследований может быть разработка содержания, средств, форм и методов, но никак не разработка основ и принципов физического воспитания и тренировки;

- задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы; они определяют содержание глав квалификационной работы;

- гипотеза должна быть: сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна; обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них.

2. Основными подходами в научном руководстве курсовыми и выпускными квалификационными могут стать:

- во-первых, определение объекта и предмета исследования, которые позволят сформулировать тему квалификационной работы;

- во-вторых, обоснование актуальности осуществлять в соответствии с пятью рекомендациями: обосновывать кратко, представить задачи науки и практики в выбранном направлении, дать краткий обзор предпосылок, сформулировать противоречие и проблему;

- в-третьих, сравнение проблемы с вопросом, цели с кратким ответом на вопрос-проблему, задач с описанием характеристик цели, гипотезу с главной идеей решения проблемы;

- в-четвертых, целесообразное использование шаблонов формулировок цели и гипотез, а также набора глаголов для установления задач;

- в-пятых, при формулировании задач исследования не подменять их формулировками этапов и методов исследования;

- в-шестых, практическое упражнение студентов в разработке понятийного аппарата исследования.

Литература

  1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М., 2002. - 112 с.
  2. Галковский Н.М., Потратий Р.С. Планирование тактики схватки в вольной борьбе.- М.: Физкультура и спорт, 1971. - 225 с.
  3. Галковский Н.М., Шадзевский Б.М. Система символов для регистрации техники классической борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - С. 30 - 31.
  4. Гете И.В. Избранные произведения по естествознанию. - М., 1957. - 393 с.
  5. Демин В.А. Методолгические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1974. - 21 с.
  6. Джапаралиев В.Т. Повышение эффективности подготовки борцов // Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - С. 3 - 7.
  7. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 264 с.
  8. Игуменов В.М., Туманян П.С. Понятие ``модель спортивного противоборства'', его научный и практический смысл // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 9. - С. 24 - 26.
  9. Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1980. - 176 с.
  10. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. - М., 1997. - 208 с.
  11. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - С. 21 - 23.
  12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.
  13. Медин В.И. Методика исследования соревновательной схватки в спортивной борьбе // Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 1. - С. 12 - 15.
  14. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ / Сост. И.М. Бутин, О.С. Ткач, О.Г. Трофимова. - Ярославль, 2004. - 24 с.
  15. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 1998. - 134 с.
  16. Орбели Л.А. О механизмах перестройки координации. Вопросы высшей нервной деятельности. - М.: АН СССР, 1979. - С. 448 - 463.
  17. Петров П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 112 с.
  18. Пилоян Р.А. Физкультура и спорт: Пути перестройки // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 7. - С. 3 - 7.
  19. Пилоян Р.А. В.А. Демин - ученый и человек. - Малаховка, 1995. - 70 с.
  20. Пилоян Р.А. Основы научно-исследовательской деятельности (на примере физкультурного ВУЗа): Учебное пособие / Московская государственная академия физической культуры. - Малаховка: МГАФК, 1997. - 63 с.
  21. Пилоян Р.А. Научный и практический смысл понятия ``Модель спортсмена'' // Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - С. 69 - 71.
  22. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев, 1984. - 352 с.
  23. Селуянов В.Н., Шестаков М.Н., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 184 с.
  24. Чумаков Е.М., Еганов В.Г. Технико-тактические показатели самбистов различной подготовленности // Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт. - 1982. - С. 23 - 27.
  25. Шумилин В.Я. Методы регистрации технико-тактических действий в классической борьбе // Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - С. 30 - 32.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...