Исследование систем управления персоналом предприятия
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Специфические методы экспериментирования и деловая игра 2.1 Исследование персонала предприятия как объект управления Исследование принципов и методов управления персоналом Технология управления персоналом предприятия . Исследование бухгалтерского учета как типового представления объекта Исследование состава и структуры баланса Исследование рыночной и финансовой устойчивости предприятия Исследование деловой и финансовой активности объекта Заключение Список использованной литературы
Введение
В современных условиях перехода к рыночным отношениям, развития глобализации экономики и интеграции России в мирохозяйственные связи наиболее важными факторами национальной конкурентоспособности являются не природные и финансовые ресурсы, а ресурсы человеческие, то есть люди, их профессиональные и личностные качества, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и умения, их творческие и новаторские способности. Сегодня вновь подтверждается популярнейшая формула 30-х годов прошлого столетия «кадры решают всё», которая и для нашего времени нисколько не утратила своей актуальности. Персонал является одним из важнейших ресурсов организации, необходимых для достижения всех её целей и задач. Сотрудники - главное достояние организации, которое надо сохранять, развивать и использовать для успеха в конкурентной борьбе. Управление персоналом организации или менеджмент персонала - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, специалистов подразделений системы управления персоналом, включая разработку концепции и стратегий кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Человеческие ресурсы - главное для экономики. Поэтому управление ими является составной частью подготовки менеджеров любого профиля. Всё больше управление персоналом признаётся одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить её эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического. Актуальность темы исследования обусловлена вышеперечисленными фактами. Цель курсовой работы - исследовать особенности системы управления персоналом. Поставленная цель предполагает решения следующих задач: · Исследовать систему управления как объект, её свойства, классификация, · Исследование систем управления персоналом предприятия, · Принципы и методы управления персоналом, · Исследование бухгалтерского учета как типового представления объекта ООО «Элит», · Исследовать Технологию управления персоналом предприятия. Объект исследования - ООО «Элит», вид деятельности - производство общестроительных работ по возведению зданий Предмет исследования - система управления персоналом в данной организации. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе работы рассматривается система управления как объект исследования, ее классификация, свойства, характеристики и специфические методы экспериментирования и деловая игра. Во второй главе описывается исследование систем управления персоналом предприятия. В третьей главе работы исследование бухгалтерского учета как типового представления объекта ООО «Элит». При написании работы были использованы учебники и пособия для вузов, а также бухгалтерские и статистические данные
Глава 1. Система управления как объект исследования
Система управления, её свойства, классификация
Система - это 1) целое, созданное из частей и элементов целенаправленной деятельности и обладающее новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих; 2) объективная часть мироздания, включающая схожие и совместимые элементы, образующие особое целое, которое взаимодействует с внешней средой. Допустимы и многие другие определения. Общим в них является то, что система есть некоторое правильное сочетание наиболее важных, существенных свойств изучаемого объекта.[12] Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную. Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема - набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистемы). Большие системы (БС) - системы, представляемые совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции. Система обладает рядом свойств. Свойства системы - это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах. Базовые свойства систем сводятся к следующему: · - система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации - законе самосохранения); · - система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума); · - в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, беспорядка, свойственных почти всем его членам.[5]
Помимо перечисленных свойств большие системы обладают свойствами эмерджентности, синергичности и мультипликативности. Свойство эмерджентности - это 1) одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой БС; 2) появление качественно новых свойств у организованной системы, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них. Свойство синергичности - одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее однонаправленность действий в системе, которое приводит к усилению (умножению) конечного результата. Свойство мультипликативности - одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в БС обладают свойством умножения. Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь.[14]
Рис.1.1. Схема функционирования системы
Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной. Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера.[1]
Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов, решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т.е. он должен правильно ответить на вопрос: что будет, если..? Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые однотипные ситуации.[17] Перечисленные виды подсистем обладают различным уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений:
Рис. 1. 2. Соотношение неопределенностей в деятельности различных подсистем
Не случайно в мировой практике легче получить статус профессионала в технической подсистеме, значительно труднее - в биологической и чрезвычайно трудно - в социальной! Можно привести очень большой список выдающихся конструкторов, изобретателей, рабочих, физиков и других специалистов-техников; значительно меньше - выдающихся врачей, ветеринаров, биологов и т.д.; на пальцах можно перечислить выдающихся руководителей государств, организаций, глав семей и т.д.
Среди выдающихся личностей, работавших с технической подсистемой, достойное место занимают: И. Кеплер (1571-1630) - немецкий астроном; И. Ньютон (1643-1727) - английский математик, механик, астроном и физик; М.В. Ломоносов (1711-1765) - российский естествоиспытатель; П.С. Лаплас (1749-1827) - французский математик, астроном, физик; А. Эйнштейн (1879-1955) - физик-теоретик, один из основателей современной физики; С.П. Королев (1906/07-1966) - советский конструктор и др.[18] Среди выдающихся ученых, работавших с биологической подсистемой, можно назвать следующих: Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий врач, материалист; К. Линней (1707-1778) - шведский естествоиспытатель; Ч. Дарвин (1809-1882) - английский естествоиспытатель; В.И. Вернадский (1863-1945) - естествоиспытатель, гео- и биохимик и др. Среди персоналий, работавших в социальной подсистеме, нет общепризнанных лидеров. Хотя по ряду признаков к ним относят российского императора Петра I, американского бизнесмена Г. Форда и других личностей. Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая - техническую
Рис.3.1. Взаимодействие подсистем
Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми (детерминированные и стохастические), жесткими и мягкими. В дальнейшем классификация систем будет рассматриваться на примере социальных систем.[7] Искусственные системы создаются по желанию человека или какого-либо общества для реализации намеченных программ или целей. Например, семья, конструкторское бюро, студенческий профсоюз, предвыборное объединение. Естественные системы создаются природой или обществом. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, стратегия устойчивого развития мировой экономики. Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой, сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации, органы местной власти. Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, масонские общества, семья на Востоке. Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции. Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании, игра в русское лото. Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого - слабой устойчивостью. Например, система котировок ценных бумаг, новые организации, человек при отсутствии твердых жизненных целей.[15] Жесткие системы - это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям, слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы. Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными. Таким образом, каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации - это необходимое условие ее деятельности.
Табл.1.1. Возможные результаты при нарушении целостности системы:
Исследование систем управления, их характеристики, классификация
Необходимость соответствия современной организации требованиям рыночной экономики вызывает потребность постоянного ее совершенствования, организационного развития. Базой организационных нововведений служит изучение деятельности организаций. Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии их проведения.[17] По целям исследований можно выделить практические и научно-практические. Практические исследования предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов. Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников. По методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знаний. Разнообразны исследования и по использованию ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжительности, информационному обеспечению, организации их проведения. В каждом конкретном случае, исходя из поставленных целей, приходится выбирать необходимый вид исследования. Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы: · распознание проблем и проблемных ситуаций; · определение причин их происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и развития; · установление места этих проблем и ситуаций (как в системе научных знаний, так и в системе практического управления); · нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме; · разработка вариантов решения проблем; · выбор оптимального варианта решения -проблемы по критериям результативности, оптимальности, эффективности. В реальной практике все эти работы находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя при этом степень профессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности. Проведение исследований и анализ любой конкретной системы управления как объекта необходимо, прежде всего, для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке товаров (услуг), для повышения эффективности функционирования подразделений и организации в целом. Понять, как успешно и своевременно достигаются поставленные цели можно только с помощью исследования работы этих подразделений и конкретных исполнителей и руководителей. С практической точки зрения проведение исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков. Исследователи должны: · иметь опыт работы в области управления конкретными производственными объектами; · обладать знаниями современных методов и техники управления; · обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа; · иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей; Кроме того, исследователи должны уметь систематизировать полученную информацию, инициировать новации в организации. Выполнение этих требований определяет необходимость специального подбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности в значительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких специалистов осуществляется заблаговременно и сопровождается стажировкой исследователей в процессе разработки новой модели системы управления.[6] Исследование систем управления включает: · уточнение цели развития и функционирования предприятия и его подразделений; · выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде; · выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей; · сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления; · получение необходимых данных для привязки современных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия. Классификация исследований систем управления. Исследования могут быть весьма разнообразными. Выделяют следующие классификационные признаки исследований: · По целям исследований. · По методологии проведения. · По использованию ресурсов и времени их проведения. · По критерию информационного обеспечения. · По числу исследователей. · По степени организованности. · По времени проведения. · По направленности на результат · По решаемой задаче · По продолжительности проведения. · По емкости используемых. · По типу консультантов-исследователей по отношению к среде. · По полноте изучения и числу исследуемых объектов. · По регулярности проведения исследований. · По сложности · По подходу к исследуемому объекту. · По месту проведения. · По наличию модели исследования. · По характер объекта. · По отношению к периоду функционирования объекта. · По характер исследования. · По отношению к методу исследования. · По форме ожидаемого результата. · По виду используемой информации. · По обязательности. . Для успешной работы организаций в современных условиях необходимо периодически проводить исследования с целью совершенствования действующих систем управления. . Проведение исследований осуществляется в соответствии с выбранной целью и в определенной последовательности. . Исследования являются составной частью менеджмента организации и направлены на совершенствование основных характеристик процесса управления. . При проведении исследований систем управления объектом исследования является сама система управления, которая характеризуется определенными признаками и подчиняется ряду требований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|