Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предприятия в России: от истоков к современному этапу

Аннотация

 

Курсовая обобщает знания по предмету для укрепления знаний по микроэкономическому анализу. Курсовая состоит из двух частей.

В первой части курсовой работы проводится качественный анализ информации на тему значения предпринимательства в России, дается характеристика предприятий, определяются основные проблемы развития в нашей стране.

Во второй части приводятся решения задач и даются некоторые понятия из курса «Экономика».

 

 

Содержание

 

Введение

Предприятия в России: от истоков к современному этапу

Специфика предприятий и их роль в экономике

Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации

Задачи

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

Все вышеперечисленные факты обуславливают целесообразность проанализировать в данной работе ситуацию, связанную с развитием предприятий в нашей стране. В список поставленных задач входит рассмотрение вопросов, связанных с тем положительным влиянием, которое оказывают предприятия на экономику государства, анализ положения предприятий в России, выявление трудностей и барьеров, встающих на пути развития бизнеса, а также возможные пути преодоления возникающих проблем.

Основу информационной базы работы составляют аналитические материалы специализированных периодических изданий и ресурсы тематических источников информации сети Интернет. Для общего представления субъекта анализа и рассматриваемых проблем была использована актуальная учебная литература.

Тематика рассматриваемого явления весьма обширна и включает в себя множество вопросов и проблем, материалов для рассмотрения и анализа. Осветить все аспекты анализируемых вопросов в рамках одной работы невозможно. Поэтому были выбраны приоритетные темы для рассмотрения. За рамками работы остается вопрос истории развития предприятий в нашей стране, западный опыт в данной сфере. Акцент в работе делается на детальное рассмотрение всех проблем, обусловивших замедление развития предприятий в России, поиск путей преодоления выявленных препятствий. Завершением проделанной работы являются выводы по данной теме, позволяющие составить представление как о самой проблеме, так и о необходимых действиях по исправлению создавшийся негативной ситуации.

 


Предприятия в России: от истоков к современному этапу

 

Во всех развитых странах бизнесу принадлежит немалый удельный вес в суммарных показателях функционирования экономики. Так, например, в США в настоящее время функционируют 25 млн. малых и средних предприятий и это составляет 99,6 % всех американских предприятий. На долю малого и среднего бизнеса в Америке приходится две трети всех занятых в экономике и больше половины валового национального продукта.1Аналогичная ситуация характерна и для других индустриальных стран. В России темпы развития бизнеса и фактические показатели присутствия предприятий на рынке существенно занижены, по сравнению с западными странами. На долю бизнеса приходится всего лишь 6,2 % от общего объема произведенной продукции, количество работников предприятий в нашей стране представляет собой только 13 % от всех занятых в экономике, они производят 10-11 % валового внутреннего продукта.2

Основной правительственный замысел развития индивидуального и малого предпринимательства в России в конце 1980-х годов связывался главным образом с производственной сферой экономики, возможностью увеличения товарной массы на потребительском рынке, появлением массовых конкурентов крупным производителям продукции. Для этого предпринимались особые меры по созданию подходящих экономических условий для развития малого бизнеса. Однако спустя несколько лет ситуация с предприятиями не внушала оптимизма. Из 624 тысяч зарегистрированных в середине 1993 г. предприятий в сфере производства удержались очень не многие, и их доля в промышленном производстве и строительстве составила менее 1% - в основном они сосредоточились в сфере торговли и посредничества.3

На 1 июля 1999г. в России действовали 890 тыс. предприятий, что составило 30 процентов от общей численности российских предприятий. Количество предприятий выросло на два с половиной процента по сравнению с положением дел на 1 января 1999г. Значительно выросло число субъектов бизнеса в отраслях связи, транспорта, материально-технического снабжения и сбыта. Немного меньший прирост произошел в промышленности. Но в жилищно-коммунальном хозяйстве, в строительстве, в сферах культуры и искусства, науки и научного обслуживания малых предприятий стало меньше. По состоянию на 1 января 2000 г. в России действовало 890,6 тыс. предприятий. В среднем по Российской Федерации на одну тысячу населения приходится 7 малых предприятий.1

Для сравнения, в США этот показатель составляет 74 предприятия, в Италии – 68, Японии – 50, Великобритании – 46 и во Франции – 35.2По оценкам экспертов, для создания эффективной конкурентной среды оптимальным было бы доведение числа субъектов малого предпринимательства, по крайней мере, до 3,5 млн. к 2005 году.3

Специфической особенностью развития сферы предприятий в нашей стране является сосредоточение мелких фирм в области торгово-посреднических услуг – в ней функционирует до 49 % мелких хозяйственных единиц. Среди других сфер деятельности распределение выглядит следующим образом: на промышленность приходится 15 % всех предприятий, на строительство – 15 %, науку и научное обслуживание – 4 %, транспорт и связь – 3 % и сельское хозяйство – 1,5 %. В целом на малых предприятиях России занято 6,5 млн. работников, в том числе в торговле и общественном питании – 35 %, промышленности – 22% и строительстве – 22 %. При этом прослеживается отчетливая тенденция снижения числа занятых на одном предприятии. Так, если в 1994 г. в среднем на одно предприятие приходилось 15 работников, то к 2000 г. их число сократилось до 7. Следует отметить неравномерность географического распределения субъектов малого бизнеса на территории Российской Федерации. Больше всего предприятий сосредоточено в Центральном экономическом районе – 36%, причем только в одной Москве эта цифра равна 20 %. Среди других регионов выделяются Санкт-Петербург, Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь – на эти регионы в совокупности приходится около трети всех малых предприятий.1

Целесообразно особо отметить, что по некоторым оценкам, примерно девять десятых предприятий в России, независимо от заявленных сфер деятельности, выживают только за счет посредничества и торговли.2

Несмотря на увеличение общего числа предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены. Бизнес в России поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.

Хотя в настоящее время мало кто отрицает значение развития бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимание этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...