Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации

 

Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.

Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер. /4/

Однако отметим, ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

- создание институциональных основ;

- управленческая научно-методическая поддержка;

- правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;

- финансово-кредитная поддержка;

- налоговая политика;

- антимонопольная политика.

Рассмотрим лишь некоторые формы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.

Динамичное развитие малого предпринимательства и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ. /4/

К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства./4/

Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также через различные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.

Одну из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.

Важным инструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.

Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.

Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.

Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами. Однако, принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» явно устарел и уже не отвечает современным условиям рынка. Так, требуют уточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельности малого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнение пробела тех законодательных норм, которые регламентируют взаимодействие малых и крупных предприятий.

Первым важным шагом к формированию последовательной государственной поддержки и развитию малого и среднего бизнеса стали разработка и принятие в декабре 2001 года Государственным советом Российской Федерации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Данный документ декларирует отношение власти к малому бизнесу и должен быть базой формирования основных направлений совершенствования государственной политики в этом важном секторе экономики, как малый бизнес. Следует отметить, что реализация изложенных в Концепции намерений государства потребует разработки четкой программы действий на ближайший период и более отдаленную перспективу (5-10 лет), а также осуществления контроля за реализацией основных положений этого документа.

Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.


Задача 1

Решите задачи:

1. Фирма посылает своего представителя приобретать товар на оптовом рынке. Ему поручено купить 10 тыс. штук, если цена за единицу составит 15 руб.; если же цена 20 руб., то необходимо приобрести 8 тыс. штук; если цена 25 руб. - то 5 тыс. штук.

Определите показатели ценовой эластичности спроса на товар (считая для простоты, что единицами измерения цены служат рубли, а количества - тыс. штук.)

Ценовая эластичность — эластичность величины спроса или предложения по отношению к цене; реакция изменения величины спроса (предложения) на изменение цены. Эластичность спроса по цене называют прямой коэффициент эластичности. Различают дуговую, измеряемую как среднюю на дуге кривой спроса и предложения, и точечную, измеряемую в точке кривой, эластичность.

Решение:

Рассчитаем коэффициент эластичности по формуле:

 

Ed1 = ∆Q / ∆P = (10 – 8) / (20 – 15) = 0,4

 

Ed2 = (8 - 5) / (25 – 20) = 0,6

Спрос на товар эластичен.

 

Задача 2

 

Покупатель распределяет между двумя товарами 150 руб. Цена одной шт. товара А = 25 руб., товара В = 15 руб. Общая полезность от потребления двух товаров представлена в табл. 1. Определите равновесное состояние потребителя.

Полезность — удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Полезность представляет субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Однако в оценке степени удовлетворенности разных людей от потребления благ и услуг и зависимости меры удовлетворенности от количества потребляемых благ есть и много общего, обнаруживаются закономерности, которые служат предметом изучения теории полезности, представляющей современную ветвь экономической науки. В теории полезности вводится понятие об условных единицах полезности — ютилях (от англ. utility — полезность), выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага. Теория полезности опирается на закон убывания предельной полезности.

 

Таблица 1

Количество товара А Общая полезность А Количество товара В Общая полезность В
1 45 1 26
2 80 2 50
3 110 3 72
4 130 4 92
5 145 5 110
6 155 6 126
    7 140
    8 152
    9 162
    10 170

 

Решение:

Бюджетное ограничение равно 1150 руб.

Тогда расходы на товар А + расходы на товар В = 150 руб.

Решим уравнение, подставив в него цены товаров А и В:

25 х А + 15 х В = 150.

5А + 3В = 30

Так как полезность каждой единицы товара А больше, чем товара В, то покупатель выберет максимально возможное количество А, а на оставшиеся деньги будет покупать товар В.

 

Количество товара А Количество товара В Общая полезность
6 0 155
5 1 171
4 3 202
3 5 220
2 6 206

 

Таким образом, оптимальный набор товаров: 3 шт. товара А и 5 шт. товара В.

 

Задача 3

 

Фирма действует на рынке совершенной конкуренции. Зависимость общих производственных затрат фирмы от ее выпуска представлена в табл. 2.

 

Таблица 2

Q 0 15 30 45 85 100 115 130 135 150
ТС 600 750 870 960 1110 1300 1520 1770 1950 2250

 

Какова та минимальная цена, по которой фирма еще будет что-либо продавать на рынке? Какое количество продукции будет продавать фирма при цене, равной 12 руб. за штуку?

Совершенная конкуренция, идеальная — конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не наблюдается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.

Решение:

Минимальная цена определяется, исходя из таблицы:

 

Q 0 15 30 45 85 100 115 130 135 150
ТС 600 750 870 960 1110 1300 1520 1770 1950 2250
АС   50 29 21,3 13,1 13 13,2 13,6 14,4 15

 

Минимальная цена (по которой фирма может продавать продукцию), должна быть примерно одного уровня со средними издержками и равна 13 руб.

Если цена 12 руб., фирма сможет продавать 100 ед., однако будет нести убыток в сумме 1300 – (100 х 12) = 100 руб.

 

Задача 4

 

В краткосрочном периоде производственная функция фирмы, являющейся совершенным конкурентом на рынке готовой продукции, Q = 12L - L2; 0 ≤ L ≤ 6, где L — количество использованного труда, работников/день; Q — выпуск за день. Цена на продукцию фирмы — 1 долл. за ед. Рынок труда — конкурентный.

Определите, сколько работников будет нанято по ставке 4 долл./день.

Конкурентный рынок труда - рынок труда, на котором большое количество фирм без сговора между собой предъявляют спрос на конкретный вид рабочей силы большого числа рабочих, не являющихся членами профсоюза.

Решение:

Рассчитаем таблицу и выберем значение L, при котором прибыль максимальна:

 

L

Q

MPL

MPL х 1 дол.

W

Прибыль

1 11 11

11

4

7

2 20

9

9

4

5

3 27

7

7

4

3

4 32

5

5

4

1

5 35

3

3

4

-1

 

Как видно по таблице, прибыль максимальна при использовании одного работника.(=7)

 

Задача 5

 

Владелец первого участка земли согласен продать его за 20 000 руб. Владелец другого участка земли согласен продать его за 10 000 руб.

Определите, чему равна ежегодная дифференциальная рента, если ставка банковского процента равна 10%, а плата за вложенный капитал и отчисления на амортизацию на обоих участках земли одинаковые.

Дифференциальная рента — 1) дополнительный доход, получаемый за счет использования более выгодных ресурсов, обладающих большей отдачей; 2) форма земельной ренты в виде дополнительного дохода, получаемого землевладельцем за счет большей плодородности земли на его участке.

Понятие дифференциальной ренты появилось вследствие того, что не все земли являются однородными, а различаются по местоположению и плодородию.

Решение:

Рассчитаем дифференциальную ренту по формуле бессрочного аннуитета:

 

PV = A / r

где PV - стоимость участка

А – дифференциальная рента

r – банковская ставка

А1 = 20000 х 10 % = 2000 руб.

А2 = 10000 х 10 % = 1000 руб.

 

Задача 6

Оцените при помощи индекса Герфиндаля (Н) уровень концентрации рынка в случае, когда доля одной фирмы составляет 80 % от всего объема продаж данной продукции, а остальные 20 % распределяются между другими четырьмя одинаковыми по объемам производства фирмами.

Индекс Герфиндаля — индекс рыночной концентрации товаров разных фирм, представленных на рынке; исчисляется как сумма квадратов долей рынка товаров каждой из фирм. Наибольшее значение индекса достигается при монополизации рынка

Решение:

Коэффициент Герфиндаля рассчитывается по формуле:

 

Н = S12 + S22 +…Sn2

 

20% / 4= 5 %

Н = 802 + 52 +52+52 +52 = 6500

 

Задача 7

Среднеквартальный коэффициент роста цен в стране равен 1,1. По «правилу 70» определите количество кварталов, за которое уровень цен в стране удваивается.

Правило 70 - приближенный способ расчета срока удвоения уровня цен при неизменном уровне инфляции.

Срок удвоения (в годах) = 70 делить на годовой уровень инфляции.

Если уровень инфляции составляет от 1% до 100% в год, то срок удвоения по Правилу 70 вычисляется с абсолютной погрешностью, не превышающей 4 месяца.

Если уровень инфляции составляет от 1% до 26% в год, то срок удвоения по Правилу 70 вычисляется с относительной погрешностью, не превышающей 10%.

Решение:

Правило 70 - приближенный способ расчета срока удвоения уровня цен при неизменном уровне инфляции.

Срок удвоения (в годах) = 70 делить на годовой уровень инфляции.

Срок удвоения (в годах) = 70 / 10 = 7 лет

Так как уровень инфляции составляет от 1% до 100% в год, то срок удвоения по Правилу 70 вычисляется с абсолютной погрешностью, не превышающей 4 месяца и с относительной погрешностью, не превышающей 10%.

 

Задача 8

 

Имеются следующие данные.

Себестоимость продукции                                     1000 руб.

Прибыль                                                                 20%

Стоимость перевозки к железнодорожной станции 5000 руб.

Стоимость погрузки в железнодорожный вагон  1500 руб.

Стоимость перевозки до морского порта             6000 руб.

Стоимость погрузочно-разгрузочных работ

с доставкой вдоль борта судна                             2000 руб.

Стоимость доставки на борт судна

и складирования на борту                                     1500руб.

Размер страховки                                                   5%.

Определите отпускную цену завода-изготовителя, цены ФСА, ФАС, ФОБ, СФР, СИФ.

Метод ФСА, Суть метода — поэлементная отработка конструкции. Он предложил рассматривать каждый элемент конструкции в отдельности, разделив элементы по принципу функционирования на основные и вспомогательные. Из анализа становилось ясно, где «спрятаны» излишние затраты. Соболев применил свой метод на узле крепления микротелефона и ему удалось сократить перечень применяемых деталей на 70 %.

Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат. Классический ФСА имеет три англоязычных названия-синонима — Value Engineering, Value Management, Value Analysis. Не следует путать метод ФСА, как это имеет место у некоторых авторов, с методом ABC (Activity Based Costing).

ФАС (англ. FAS, free alongside sheep — свободно вдоль судна) — одно из базисных условий, определяющих порядок поставки и оплаты товаров в международной торговле. Согласно этому условию продавец обязан доставить товар к борту судна, а получатель несет расходы по погрузке товара на судно.

ФОБ, франко-борт (англ. FOB, free on board — свободно на борту) — одно из условий поставки товаров в международной торговле в соответствии с Инкотермс, буквально означающее "свободно на борту". Согласно этому условию продавец обязан за свой счет поставить товар на борт судна и (в отличие от условия ФАС) оплатить экспортные пошлины. Покупатель должен за свой счет зафрахтовать судно, оплатить товар, обеспечить его перевозку после поставки.

СФР, CFR (англ. Cost and Freight — стоимость и фрахт) — термин Инкотерм. Условия поставки CFR означают, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара. Покупатель оплачивает страховку и доставку товара в порт назначения. Риск потери или повреждения, а также дополнительные расходы после перехода товара через поручни судна переходит на покупателя. Условия поставки CFR используются только в случае перевозки товара морским или речным транспортом.

СИФ, CIF (англ. Cost, Insurance and Freight — стоимость, страхование и фрахт) — торговый термин, который используется в международной торговле, когда используется морской транспорт.

Если цена назначается по условиям CIF, это означает, что продажная цена включает в себя стоимость товара, фрахт или транспортные расходы, а также стоимость страховки для морских перевозок. CIF — это международный коммерческий термин

Решение:

Отпускная цена завода-изготовителя = 1000 + 20 % = 1200 руб.

Цена на условиях ФСА = 1200 + 5000 = 6200 руб.

Цена на условиях ФАС = 6200 + 1500 + 6000 + 2000 = 15700 руб.

Цена на условиях ФОБ = 15700 + 1500 + 15700 х 5% = 17985 руб.

Цена на условиях СФР = 17985 – страховка 5% + фрахт до порта назначения

Цена на условиях СИФ = 17985 + фрахт до порта назначения

 


Заключение

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Развитие предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

Таким образом, предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий предпринимательства в нашей стране.

Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.


Список литературы

1. А.И. Архипов, А.К. Большаков. Экономика / А.И. Архипов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006, 840 с.

2. Голованов Е.Б. Конспект лекций по дисциплине «микро- и макроосновы рыночного ценообразования»-Ч.: ЮУрГу, ФЭиП,2008

3. А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. Макроэкономика: теория и российская практика. – М.: КноРус, 2006, 678 с.

4. А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. Государство и экономика: Факторы роста – М.: Наука, 2003, 214 с.

5. З.И. Калугина. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, № 2, 2006, с. 105 – 127

6. Е.В. Лысаковская. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006, с. 261 - 266

7. Б.М. Маклярский. Экономика России. Учебное пособие / Б.М. Маклярский. – М.: Международные отношения, 2001,. 304 с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...