Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 3. Факторы, влияющие на формирование родительства

Проведённый теоретический анализ литературы показал [20,21], что до сих пор в психологии вопрос о системе факторов, детерминирующих родительство, ещё не решён. Как правило, теоретические положения и практические исследования в области семьи касаются отдельных аспектов, связанных с формированием человека как родителя.

В числе этих факторов наиболее изучены в отечественной психологии факторы воспроизводства [3]. Наиболее разработаны с точки зрения причинной и функциональной зависимости репродуктивные установки и репродуктивное поведение личности.

Что касается репродуктивного поведения человека, то В. В. Бойко [3] выделяет здесь три группы факторов:

1. социально – психологическую адаптацию посредством рождаемости к явлениям макроуровня (урбанизация, занятость женщин, образование и культура, экономическое развитие общества, нормы и явления адаптации);

2. социально – психологические факторы регулирования рождаемости на уровне семьи (содержание функций семьи, образ жизни семьи, взаимодействие в семье, прочность брака, отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабилизации брака);

3. социально – психологические факторы регулирования рождаемости на уровне личности (потребность в детях, репродуктивная установка, репродуктивные мотивы, индивидуально – личностные свойства, ценности личности детей).

Если обратиться к кросскультурным исследованиям, касающимся объективных условий жизнедеятельности семьи (М. Мид [16]), то к факторам, определяющим таковые, можно отнести следующие группы условий:

1. совокупность общественно – экономических факторов (способ производства, господствующая идеология, форма собственности и тому подобное);

2. совокупность факторов культурной среды (образованность или мера приобщения людей к духовным ценностям общества и цивилизации вообще, уровень наличных условий для всестороннего развития личности);

3. совокупность естественно- географических условий (Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева [19]).

Опираясь на положение Л. Ф. Обуховой [19] о том, что поуровневый анализ позволяет раскрыть многомерность исследуемого явления и рассматривать его как организованную целостность, можно выделить систему факторов, определяющих родительство:

1. макросистема, или уровень общественных влияний;

2. мезосистема, или уровень влияния родительской семьи;

3. микросистема, или уровень собственной семьи;

4. индивидуальный, или уровень конкретной личности.

Прежде всего, факторы, определяющие родительство, можно разделить на внешние и внутренние. Группа внешних факторов обусловлена совокупностью внешних влияний, которые можно подразделить на несколко уровней. Внутренние факторы - это особенности личности, это индивидуальность человека.

Внешние и внутренние факторы можно соотнести с выделенными выше уровнями. Внешние факторы - это факторы макросистемы, мезосистемы и микросистемы. Внутренние факторы – это факторы индивидуального уровня.

Общественное влияние необходимо рассматривать с точки зрения социального регулирования и с точки зрения опосредованного воздействия на формирование родительства.

 Разные исследователи делают это по-разному. Например, А. И. Антонов (1973) рассматривает в качестве социального регулирования систему целенаправленных воздействий государственных органов, материальное и моральное стимулирование рождаемости в рамках демографической политики. Опосредованное же воздействие осуществляется через весь комплекс социальных влияний, отражающихся в системе ценностных ориентаций и установок индивида; прежде всего это средства массовой информации, произведения искусства и культуры.

Подводя итог, необходимо отметить, что в плане формирования родительства общественный уровень влияний задаёт для личности определённый образец родительства, даёт отправную точку, которые, будучи переломлены через особенности личности обоих супругов, их ценностно – мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дают начало этому формированию в каждом конкретном случае.

Рассматривая влияние общества с точки зрения его осознания личности, необходимо отметить следующие: социальное регулирование системы общества по большей части осознаётся личностью, значит, формирование родительства в определённой мере возможного путём социального регулирования. Опосредованное воздействие осознаётся слабо, однако его влияние на складывание родительства более сильно.

Родительская семья- это первичная социальная среда индивида, среда социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья служит наиболее доступным образцом наблюдения, а при определённых условиях и подражания.

 Как правило, родители для индивида - люди значимые, поэтому то, как они осуществляют свою родительскую роль, частично осознанно, а частично неосознанно впоследствии копируется в собственной семье. Какими люди станут родителями, во многом зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили, в поведении собственных родителей. Между структурами собственных семей наблюдается прямая зависимость: супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях (Т. И. Дымнова, 1996).

С точки зрения И. В. Дубровиной (1981), только семья – родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений - формирует у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, участвовать в семейных отношениях и воспринимать их.

Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве образца о антиидеала, но также необходимо заметить, что общество и родительская семья лишь задают образец, дают определённую модель родительства, которую индивид пропускает через призму своих убеждений, взглядов, индивидуальных особенностей. То есть микросистема факторного детерминирования родительства – это тот уровень воздействия на складывающееся родительство, на котором оно приобретает окончательные черты.

На уровне микросистемы происходит согласование двух моделей родительства супружеской пары – мужчины и женщины, которые создают собственную семью и предполагают дать жизнь ребёнку. Кроме того, на формирование развитой формы родительства и её реализацию влияют конкретные условия жизни семьи: воспитательная деятельность родителей регулируется условиями жизни семьи и другими индивидуальными факторами, разными в каждой конкретной семье (Ю. Хямяляйнен [29]).

 

Итак, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод: обобщая воздействия уровня собственной семьи на складывание родительства и его реализацию в каждом конкретном случае, можно выделить несколько факторов:

1. направленность и индивидуальные особенности личности;

2. согласование модели родительства обоих супругов;

3. конкретные условия жизни супружеской семьи.

        Внешние факторы, определяющие формирование родительства, можно объединить в три группы, по уровню локализации его движущих сил:

 

o факторы макросистемы;

o факторы мезосистемы;

o факторы микросистемы.

 Факторы макросистемы реализуют своё воздействие непосредственно, путём социального регулирования, и опосредованно, через весь комплекс социальных влияний.

Родительская семья служит первичной социальной средой индивида, где он получает первый социальный опыт, в частности, относительно реализации родительской модели поведения.

На уровне микросистемы на родительство воздействуют несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...