Функции и задачи родителей на этапе раннего младенчества.
Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитывать своего шестимесячного сына, на что мудрец ей ответил, что она опоздала ровно на полгода [27]. К настоящему времени необходимость воспитывать ребёнка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными [27]. И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно многое упустить. В большей степени жизнь человека зависит от того, с чем он столкнётся, появившись на свет. По этому поводу К. Маркс [1] сказал: «…развитие индивида обусловлено уровнем развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном взаимодействии…». Поэтому в этом смысле первый год жизни во многом становится определяющим. Именно от родителей зависит, какой опыт извлечёт и чему научится ребёнок на первом году жизни. По мнению Эриксона [24] этот опыт влияет на всю последующую жизнь человека: «Фундаментальной предпосылкой душевной жизнеспособности является чувство базового доверия - формирующаяся на основании первого года жизни установка по отношению к себе и миру. Под доверием я подразумеваю собственную доверчивость и чувство неизменной расположенности к себе других людей». Иными словами, отношение окружающих, в первую очередь родителей, к ребёнку, его потребностям, желаниям запечатляется в его душе с первых дней жизни. Если ребёнок получает тепло, ласку, заботу, то формируется образ мира безопасного, открытого и заслуживающего доверия. В противном случае, мир для детской души становится источником угрозы и дискомфорта. В соответствии с этими представлениями первого года жизни человек в последствии строит свои отношения с другими людьми и с жизнью вообще. Согласно Эриксону [24], беспомощные малыши в первый год жизни оказываются в ситуации конфликта; изначальное доверие против изначального недоверия. Успешное разрешение его зависит от характера взаимоотношений детей и родителей. Если малыша кормят тогда, когда он голоден; если реагируют на его плач своевременно; если помогают ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним и играют, он начинает понимать, что мир - это безопасное место и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, он вырастает, испытывая недоверие ко всему миру.
Эриксон [24] отнюдь не утверждает, что родители должны быть какими-то сверхлюдьми. Нет необходимости немедленно удовлетворять любую потребность ребенка. Он также не считает, что родителям нужно крутиться до изнеможения, только бы ребенок не плакал. В семьях, где есть другие дети, родители не могут тотчас бежать к нему на его плач. Молодые родители могут и вовсе неуклюже проявлять свои чувства к малышу и из-за переполняющего их чувства любви к ребенку не всегда понимать смысл его слез. Но есть одно незыблемое правило: дети, за которыми родители в целом ухаживают хорошо, которых любят и оберегают от настоящих (а не выдуманных) бед, - эти дети «снисходительно» относятся к некоторым упущениям родителей. Фактически дети, у которых постепенно формируется доверие к родителям, учатся преодолевать или спокойно переносить какие-то маленькие неудобства, так как они знают и верят, что вскоре кто-нибудь к ним обязательно подойдет. Более того, поскольку на ранней стадии развития ребёнок ещё не может делать различия между Я и ТЫ [10], между собой и матерью (отцом) или другими людьми, не может осознавать свою самость, он воспринимает себя абсолютно тождественным миру. И, следовательно, если мир хорош и заслуживает доверия, то хорош и заслуживает доверия и он сам. Если же мир плох и не заслуживает доверия, то, естественно, плох и не заслуживает доверия и сам ребёнок.
Люди, у которых базисное доверие сформировалось во взрослой жизни, представляют тип личности, открытой для прямых, искренних и честных отношений с другими; готовой к сотрудничеству, надёжной и не боящейся идти на оправданный риск. Дефицит же базового доверия порождает в последствии личность замкнутую, не способную к серьёзным отношениям, живущую не в ладах, как с окружающими, так и с самим собой. В крайних случаях склонную к психотическим проявлениям [10,24]. От рождения до года отношения между родителями и детьми постепенно меняются [4]. Некоторые исследователи полагают, что сразу после рождения у ребенка наступает период повышенной чувствительности, благодаря которой родителям удается установить с ним близкие отношения. Но о чувстве привязанности можно говорить лишь после полугода. Привязанность - это близкая связь между ребенком и другим человеком, которая формируется в позднем младенчестве и как бы «сцепляет» их вместе на долгое время, а иногда и на всю жизнь. При описании того, как у младенцев постепенно формируются эмоционально-психологические связи с любящими их людьми, были выделены так называемые фазы привязанности [9]: o 1-я фаза (от рождения до 3 месяцев) характеризуется тем, что малыши ищут близости с любым знакомым или незнакомым человеком. Они вообще готовы общаться с любыми людьми, и каким угодно образом. Для достижения этой цели общения они используют свои специфические сигналы: улыбки, звуки голоса, могут подолгу следить за взрослым, желая вызвать у него ответную реакцию. При этом они не выказывают никаких признаков тревоги, если вместо матери появляется кто-то другой. Одна из причин этого явления состоит в том, что они еще не осознают свою мать как отдельное, особое существо. Им просто не нравится, когда их заставляют что-то делать, и они могут при этом капризничать или плакать, независимо от того, кто в данный момент с ними занимается - мать или посторонний человек.
o 2-я фаза (3-6-й месяцы): малыши постепенно учатся различать знакомые и незнакомые лица. Например, 6-месячный ребенок может отличить свою мать от посторонних. Матери быстрее и активнее реагируют на сигналы малыша, чем незнакомые люди, поэтому дети начинают чаще направлять свои сигналы на фигуру матери. o 3-я фаза (7-8-й месяцы): у детей развивается способность отличать одного человека от другого, формируется представление о постоянстве людей и предметов. Поэтому-то они становятся очень избирательными в том, с кем им общаться, а кого отвергнуть. У малышей первая серьезная привязанность к определенным людям обычно возникает в 7-8 месяцев. Большинство детей привязываются к матери, а также ко всем, кто с ними много и тепло общается, к отцу, бабушкам, дедушкам, старшим братьям и сестрам. Появление этого специфического чувства свидетельствует о том, что у ребенка сформировалось первое социальное отношение. Как следствие, ребенок перестает равно дружелюбно реагировать на любого человека. У многих малышей начинает складываться новое чувство - страх из-за отсутствия родителей и, соответственно, реакция тревоги на приближение незнакомого человека. В это время малыши изо всех сил стараются установить физическую близость с родителями. Они провожают уходящую мать, шумно приветствуют ее, когда она возвращается, и все чаще используют ее как надежную опору при знакомстве с новым окружением. Этот целенаправленный поиск взаимности и взаимодействия, установления особой близости переносится на тот период, который психологи называют «ходячее детство». Функции и задачи родителей на этом этапе проявляются не только в развитии чувства доверия и любви. Также для нормального развития детского организма имеет чёткий распорядок дня. Правильный режим, построенный в соответствии с возрастным и физическим развитием ребёнка, способствует нормальной деятельности всего организма, предохраняет нервную систему от переутомления. С первых месяцев жизни ребёнка большое внимание должно быть уделено развитию органов чувств [9].
Четырёх-, пятимесячных детей нужно учить брать и удерживать игрушки. Этот показатель оказывает положительное влияние на дальнейшее развитие ребёнка. Шестимесячного ребёнка родителям следует учить ползать, что содействует укреплению костной и мышечной ткани, подготовляет ребёнка к ходьбе. А уже к девятимесячному возрасту отпускать ребёнка на пол, чтобы дать возможность свободно двигаться. Родители должны своевременно начать развивать речь ребёнка. Нужно уже с первого полугодия учить малыша осмысливать значение некоторых слов: разговаривать с ребёнком, называть окружающие предметы, действия.
Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод о том, что именно на этом этапе своего развитии малыш начинает ощущать себя центром мира, происходит складывание образа мира, с которым он отождествляет себя. Поэтому на этом этапе в задачи и функции родителей должны входить такие составляющие, как внимание, любовь, ласка, забота, создание повышенного комфорта, ограждение от опасности. В случае соблюдения этих функций и задач у ребёнка возникает чувство базисного доверия, отголоски которого перенесутся на последующие этапы жизни. При дефиците составляющих функций и задач родителей у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчуждённости. В дальнейшей жизни дефицит базового доверия может проявиться в психотических явлениях. Кроме функций, формирующих благополучное базовое доверие [23], в функции и задачи родителей также входит организация правильного распорядка дня, развитие физических и умственных способностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|