Глава I . Исследование состояния вопроса по данным литературных источников.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕВИННОМЫССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ГЕОРГИЕВСКИЙ ФИЛИАЛ) ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
студента 5-го курса очного отделения Салямов А.В.
Дата защиты Научный руководитель: «_____»_______2004г. кандидат педагогических оценка: _____________ наук, доцент Яцынин А.И.
Рецензент:
Ставрополь, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.1 Основные двигательные качества и их характеристика…………..5 1.2 Особенности проявления основных двигательных качеств в гимнастике, лёгкой атлетике и спортивных играх………………………….....20 1.3 Возрастные особенности воспитания основных двигательных качеств……………………………………………………………………………32 ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………..35 2.1 Задачи исследования ………………………………………………..35 2.2 Методы исследования…………………………………………….35 2.3 Организация исследования……………………………………….36 ГЛАВА III. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………………………………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…...59 ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………..……..61 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность. В теории и практике физической культуры проблемы воспитания физических качеств и их влияния на спортивную деятельность актуальна на сегодняшний день, так как исследование и развитие физических качеств являются одной из главных проблем в области физической культуры и спорта. Разнообразные двигательные действия формируются в течении жизни человека под влиянием многих факторов и процесс их формирования может приобретать различный характер, оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Студенты, занимающиеся разными видами спорта имеют различный уровень физической подготовки и проявления основных двигательных качеств, предстоящей работе необходимо исследовать на основе тестов и измерений, уровень развития основных двигательных качеств у студентов специализирующихся в легкой атлетике, спортивных играх и гимнастике. Научная новизна. Развитию физических качеств и их исследованию уделяется много внимания и посвящено достаточное количество исследований в различных видах спорта. Но менее всего эта проблема освящена касательно студентов факультетов физической культуры. Практическая значимость. Исследование особенностей проявления двигательных качеств в различных видах спорта определяет уровень физической подготовки гимнастов, легкоатлетов и игровиков, и позволяет выявить пробелы в общефизической и специальной подготовке, реализация которых окажет существенную помощь в улучшении всего тренировочного процесса. Объектом исследования. Является тренировочный процесс направленный на достижение должного уровня общей физической подготовки и специальной физической подготовки.
Предметом исследования. Является изучение особенностей влияния занятий различными видами спорта на уровень развития физических качеств у студентов ФФК. Цель исследования. Определить динамику развитияосновных физических качеств и уровня специальной физической подготовки у студентов факультета физической культуры специализирующихся в лёгкой атлетике, гимнастике и спортивных играх. Гипотеза исследования. Мы полагаем, что уровень общей физической подготовленности студентов специализирующихся в различных видах спорта отстает от специальной физической подготовки, что негативно сказывается на успешности овладения программными требованиями спортивно-педагогических дисциплин и тренировочной деятельности студентов факультета физической культуры. ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1.1. Основные двигательные качества и их характеристика.
В. Н. Курысь и многие другие авторы дают определения «силы» разные по формулировке, но все они сводятся к одному и тому же смыслу. Сила – характеризуется степенью напряжения, которую могут развивать мышцы (М.Л. Укран, 1965.). Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. (А.В. Карасёв и др., 1994.) Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу – это режим работы мышц. Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая работа называется преодолевающей(концентрической), а если они удлиняются, например, удерживая очень тяжелый груз, в таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического. Сокращение мышц при постоянном напряжении или внешней нагрузки называется изотоническим. При изотоническом сокращении мышцы, от предъявляемой нагрузки зависит не только величина её укорочения, но и скорость: чем меньше нагрузка, там больше скорость её укорочения. Данный режим работы мышц имеет место в силовых упражнениях с преодолением внешнего отягощения (штанги, гантелей, гирь, отягощения на блочном устройстве).
Выполняя движения человек, очень часто проявляет силу и без изменения длинны мышц. Такой режим их работы называется изометрическим или статическим, при котором мышцы проявляют свою максимальную силу.. (А.В. Карасёв и др., 1994.) Изометрическая сила. Сила, проявляемая в условиях, когда длинна мышцы при её напряжении остаётся постоянной, а тело спортсмена не изменяет своего положения в пространстве. Максимальная сила. Сила, проявляемая спортсменом при произвольном максимальном сокращении мышц без учёта времени и массы собственного тела.(В.Н. Курысь, 1995.) Из выше сказанного можно отметить, что А. В. Карасёв статической работе уделил мало внимания, но он подробно охарактеризовал динамическую работу, а В. Н. Курысь помимо динамической работы (максимальная сила) дал полное определение статической работы мышц. Максимальная сила зависит от числа мышечных волокон составляющих данную мышцу, и от их толщины (Я.М. Коц, 1986). При насильственном увеличении длинны мышц в уступающих движениях сила может значительно (до 50-100%) превосходить максимальную изометрическую силу человека. Это может проявляться, например, во время приземления с относительно большой высоты, в амортизационной фазе отталкивания в прыжках, в быстрых движениях, когда необходимо погасить кинематическую энергию движущегося звена тела и т. д. Сила развиваемая в уступающем режиме работы в разных движениях, зависит от скорости: чем больше скорость, тем больше и сила. При педагогической характеристике силовых качеств человека выделяют следующие их разновидности: 1. Максимальная изометрическая (статическая) сила-показатель силы проявляемой при удержании в течение определённого времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц. 2. Медленная динамическая (жимовая) сила, проявляемая, например, во время перемещения предметов большой массы, когда скорость не имеет значения, а полагаемые усилия достигают максимальных значений. 3. Скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека к перемещению в ограниченное время больших (субмаксимальных) отягощений с ускорением ниже максимального.
4. «Взрывная» сила – способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время. При «взрывном» характере мышечных усилий развиваемые ускорения достигают максимально возможных величин. 5. Амортизационная сила характеризуется развитием усилий в короткое время в уступающем режиме работы мышц, например при приземлении, на опору в различного вида прыжках, или при преодолении препятствий, в рукопашном бою и т. д. 6. Силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений. Среди разновидностей выносливости к силовой работе выделяют выносливость к динамической работе и статическую выносливость. Выносливость к динамической работе определяется способностью поддержания работоспособности при выполнении профессиональной деятельности, связанной с подъёмом и перемещением тяжестей, с длительным преодолением внешнего сопротивления. Статическая выносливость – это способность поддерживать статические усилия и сохранять малоподвижное положение тела или длительное время находиться в помещении с ограниченным пространством. В методической литературе выделяют ещё одну силовую характеристику – способность переключения с одного мышечного режима на другой при необходимости максимального уровня проявления каждого силового качества. Для развития этой способности, зависящей от координационных способностей человека, нужна специальная направленность тренировки (А.В. Карасёв и др., 1994). Силовые качества наиболее подробно раскрываются в данной характеристике. Быстрота – способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для конкретных ситуаций время (Н.П. Воробьёв, 1973). Быстрота – способность занимающегося быстро производить мышечные сокращения (М.Л. Укран, 1965). Быстрота – комплекс морфофункциональных свойств человека, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции (В.Н. Курысь, 1995). Быстрота – специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энергозатрат (А.В. Карасёв и др., 1994). Из приведённых определений быстроты следует, что все авторы определяют её как способность человека быстро производить двигательные действия или отдельные движения за минимальный промежуток времени. Наиболее полное определение даёт А. В. Карасёв.
В. Н. Курысь у акробатов выделяет следующие виды быстроты: Быстрота движений – быстрота, проявляющаяся в частоте движений, измеряется числом движений в единицу времени. Быстрота отталкивания – скорость выполнения отталкивания в беге, ходьбе, прыжках и других локомоциях. Параметр, определяющий скорость передвижения, высоту или дальность прыжка. Быстрота простой реакции – скоростная характеристика спортсмена, определяемая интервалом времени от внезапного начала действия заранее известного раздражителя (сигнала) до начала определённого ответного движения или действия спортсмена. Быстрота сложной реакции – скоростная характеристика спортсмена, определяемая интервалом времени от внезапного начала действия одного из ряда заранее известных раздражителей (сигналов) до начала определённого ответного движения или действия спортсмена. Быстрота разбега – скорость выполнения разбега в различных прыжках или метаниях. Этот показатель во многом определяет скорость последующих элементов техники отталкивания в прыжках и финального усилия броска в метаниях. (В.Н. Курысь, 1995). Физиологический механизм проявления быстроты связанный, прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы и периферического нервно-мышечного аппарата. Различают несколько элементарных форм проявления быстроты: 1. Быстроту простой и сложной двигательной реакции. 2. Быстроту одиночного движения. 3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключения с одного действия на другое. 4. Частоту ненагруженных движений выделяемые формы проявления быстроты относительно независимо друг от друга и слабо связанны с уровнем общей физической подготовленности. Двигательная реакция это ответ на внезапно появляющийся сигнал определёнными движениями или действиями. Различают время реакции на сенсорные раздражители и время реакции умственных процессов. Но, так как может быть не только один, а несколько одновременных или последовательных раздражителей, и, следовательно, одна или несколько возможных реакций, то различают время простой и сложной реакции. Сложные реакции, в свою очередь, подразделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект..(А.В. Карасёв и др., 1994.) При сравнении классификаций форм проявления быстроты В.Н. Курыся и А.В. Карасёва видно, что в данных классификациях общим является то, что оба автора выделяют такие виды быстроты как быстрота простой и сложной двигательной реакции. Выносливость. В научно методической литературе имеется много определений выносливости. Выносливость – это способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно или исключительно аэробного характера (Я.М. Коц, 1986). Выносливость – это способность человека выполнять определённую физическую работу в течение длительного времени и противостоять постепенно наступающему утомлению (Н.П. Воробьёв, 1973). Выносливость – способность противостоять утомлению, поддерживать необходимый уровень интенсивности работы в заданное время, выполнять нужный объём работы за меньшее время (В.Н. Курысь, 1995). Выносливость – это способность совершать заданную работу в течение возможно более длительного времени (М.Л.Укран, 1965). Выносливость - это способность поддерживать заданную, необходимую для профессиональной деятельности, мощность и нагрузки и противостоять утомлению, возникшему в процессе выполнения работы. (А.В. Карасёв и др., 1994). Выносливость – способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности (В.И. Филиппович, 1971). Все эти определения, в конечном счете, сходятся к основному определению выносливости – это способность противостоять утомлению при выполнении длительной работы. В. Н. Курысь выделяет следующие виды физической выносливости: Специальная выносливость – способность эффективно выполнять работу, несмотря на возникшее утомление, в определённом виде спортивной деятельности. Общая выносливость – способность выполнять продолжительную работу с невысокой интенсивностью за счёт аэробных источников обеспечения. Анаэробная выносливость – компонент специальной выносливости, способность выполнять работу преимущественно за счёт анаэробных источников энергообеспечения (в условиях недостатка кислорода). Аэробная выносливость – компонент общей и специальной выносливости, способность выполнять работу за счёт аэробных источников энергообеспечения (за счёт использования кислорода). Силовая выносливость – разновидность специальной выносливости, способность к продолжительному выполнению упражнений, требующих значительного проявления силы. Скоростная выносливость – разновидность специальной выносливости, способность к продолжительному выполнению скоростных упражнений. Статическая выносливость – разновидность специальной выносливости, способность к продолжительному поддержанию или продолжительным статическим напряжениям. В зависимости от типа и характера выполняемой мышечной работы Я. М. Коц выделяет следующие виды выносливости: 1. Статическую и динамическую выносливость, т. е. способность длительно выполнять соответственно статическую или динамическую работу. 2. Локальную и глобальную выносливость, т. е. способность длительно выполнять соответственно локальную работу (с участием небольшого числа мышц) или глобальную работу (при участии больших мышечных групп – более половины мышечной массы). 3. Силовую выносливость, т. е. способность многократно повторять упражнения, требующие проявления большёй мышечной силы. 4. Анаэробную и аэробную выносливость, т. е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения. В классификации видов выносливости, которую предлагает Я. М. Коц отличительной чертой является выделение им глобальной и локальной выносливости. Не все авторы уделяют внимание этим видам выносливости. Выносливость проявляется в двух основных формах: 1. В продолжительности работы на заданном уровне мощности, до появления первых признаков выраженного утомления. 2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления. Приступая к тренировке, важно уяснить задачи, последовательно решая которые, можно развивать и поддерживать свою профессиональную работоспособность. Решаются эти задачи в процессе специальной и общефизической подготовки. Поэтому различают специальную и общую выносливость. Специальная выносливость – это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость – сложное, многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Для каждой профессии или групп сходных профессий могут быть отдельные сочетания этих компонентов (А.В. Карасёв и др., 1994). Выделяют несколько видов проявления специальной выносливости: - к сложно координированной, силовой, скоростно-силовой и гликолитической анаэробной работе; - статическую выносливость, связанную с длительным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного пространства; - выносливость к продолжительному выполнению работы умеренной и малой мощности; - к длительной работе переменной мощности; - к работе в условиях гипоксии (недостатка кислорода); - сенсорную выносливость – способность быстро и точно реагировать на внешние воздействия среды без снижения эффективности профессиональных действий в условиях физической перегрузки или утомления сенсорных систем организма. Сенсорная выносливость зависит от устойчивости и надёжности функционирования анализаторов: - двигательного, - вестибулярного, - тактильного, - зрительного, - слухового. Физиологической основой общей выносливости, для большинства видов профессиональной деятельности, являются аэробные способности – они относительно малоспецифичны и мало зависят то вида выполняемых упражнений. Поэтому, например, если в беге и плавании повышаются аэробные возможности, то это улучшение скажется и на выполнении упражнений в других видах деятельности, например, в лыжах, гребле, езде на велосипеде и др. функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе такой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью. Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности. За счёт высокой мощности и устойчивости аэробных процессов быстрее восстанавливаются внутримышечные энергоресурсы и компенсируются неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма в процессе самой работы, обеспечивается переносимость высоких объёмов интенсивных силовых, скоростно-силовых физических нагрузок и координационно-сложных двигательных действий, ускоряется течение восстановительных процессов между тренировками. В зависимости от участвующих в работе мышц, различают также глобальную (при участии в ней более 3/4 мышц тела), региональную (при участии от 1/4 до 3/4 мышечной массы) и локальную (менее 1/4) выносливость. Глобальная работа вызывает наибольшее усиление деятельности кардио-респираторных систем организма, в её энергетическом обеспечении больше доля аэробных процессов. Региональная работа приводит к менее выраженным метаболическим сдвигам в организме, в её обеспечении возрастает доля анаэробных процессов. Локальная работа не связанна со значительными изменениями состояния организма в целом, но в работающих мышцах происходит существенное истощение энергетических субстратов, приводящее к локальному мышечному утомлению. Чем локальнее мышечная работа, тем больше в ней доля анаэробных процессов энергообеспечения при одинаковом объёме внешне выполненной физической работы. Такой вид выносливости характерен для большинства трудовых операций современных профессий. (А.В. Карасёв и др., 1994). А. В. Карасёв очень подробно рассказывает о двух, выделенных им, формах выносливости и о широте значимости применения данных форм. Он один из немногих авторов выделил и дал объяснение таким явлениям в выносливости как локальная и глобальная работа, и только он выделил региональную работу мышц. Всё это помогает расширить и без того немалые знания о данном физическом качестве. В видах спорта, требующих проявления большой выносливости, спортсмены должны обладать большими аэробными возможностями: 1. Высокой максимальной скоростью потребления кислорода, т. е. большой аэробной «мощностью». 2. Способностью длительно поддерживать высокую скорость потребления кислорода (большой аэробной «ёмкостью») (Я.М. Коц, 1986).
Гибкость. В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энергозатраты и снижая экономичность работы, и зачастую приводит к серьёзным травмам мышц и связок. В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как – морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека определяющее пределы движений звеньев тела. (А.В. Карасёв и др., 1994). Мы не полностью согласны с А. В. Карасёвым. Мы считаем, что амплитуда движений должна быть не большой и предельной, а оптимальной для каждого вида спорта, иначе излишняя подвижность в суставах может помешать выполнению движений с правильной техникой, а иногда и привести к серьёзным травмам. Гибкость – свойство опорно-двигательного аппарата, большая степень подвижности его звеньев относительно друг друга, что обуславливается амплитудой движения в суставе, которая, в свою очередь, зависит от строения сустава, суставной капсулы, связок, от силы и эластичности мышц и т. д. Даёт возможность выполнять движения с широкой амплитудой (В.Н. Курысь, 1995). Гибкость (в плавании) – это способность пловца выполнять различные движения с широкой амплитудой (Б.Н. Никитский, 1981). Гибкость – способность человеческого тела широко использовать потенциальную анатомическую подвижность одновременно в нескольких костных соединениях при выполнении различных движений (М.Л. Укран, 1965). Гибкость (в спортивных играх) – это способность игрока выполнять различные движения с большей амплитудой, что необходимо спортсмену для выполнения технических приёмов в игре (Н.П. Воробьёв, 1973). Все выше перечисленные определения авторов сводятся к одному. Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Различают две формы её проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям, и пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (например, с помощью партнёра или отягощения). В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости». Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность во все суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с оптимальной амплитудой. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности. Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В общем, виде их можно классифицировать не только по активной, пассивной или смешанной форме выполнения и по направленности, но и по характеру работы мышц. Различают динамические, статические, а также смешанные статодинамические упражнения на растягивание (А.В. Карасёв и др., 1994). Специальная гибкость приобретается в процессе выполнения определённых упражнений на растягивание мышечно-связачного аппарата. Зависит проявление гибкости от многих факторов и, прежде всего от строения суставов, эластических свойств связок и мышц, а также от нервной регуляции тонуса мышц. Чем больше соответствие друг другу сочленяющихся суставных поверхностей (т. е. их конгруэнтность), тем меньше их подвижность. Шаровидные суставы имеют три, яйцевидные и седловидные – две, а блоковидные и цилиндрические – лишь одну ось вращения. В плоских суставах, не имеющих осей вращения, возможно лишь ограниченное скольжение одной суставной поверхности по другой. Ограничивают подвижность такие анатомические особенности суставов, как костные выступы, находящиеся на пути движения суставных поверхностей. Ограничение гибкости связанно и со связочным аппаратом: чем толще связки и суставная капсула, и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме того, размах движения может быть лимитирован напряжением мышц - антагонистов. Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластических свойств мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способностей человека сочленять произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц производящих движение, то есть от совершенства межмышечной координации. Чем выше способность мышц – антагонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений, и тем «легче» выполнять эти движения. Недостаточная подвижность суставов, связанная с несогласованной работой мышц, вызывает «закрепощение» движений, резко замедляет их выполнение, затрудняет процесс освоения двигательных навыков. В ряде случаев узловые компоненты техники сложно-координированных движений вообще не могут быть выполнены из за ограниченной подвижности работающих звеньев тела (А.В. Карасёв и др., 1994). К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированное, на отдельных этапах подготовки, применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание. Проявление гибкости в тот или иной момент времени зависит и от общего функционального состояния организма, и от внешних условий: времени суток, температуры мышц, и окружающей среды, степени утомления. Обычно до 8 – 9 часов утра гибкость несколько снижена, однако тренировка в утренние часы для её развития весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается, а при повышении температуры внешней среды и под влиянием разминки, повышающей и температуру тела – увеличивается. Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно–связочного аппарата, но не препятствует проявлению пассивной гибкости (А.В. Карасёв и др., 1994). По сравнению с другими авторами, которые сводятся только на определении гибкости, А.В. Карасёв очень подробно рассматривает данное физическое качество. Он выделяет все её виды, а также зависимость от различных факторов. Ловкость. Ловкость – это: 1) способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться); 2) способность быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (В.Н. Курысь, 1995). Ловкость – это способность быстро ориентироваться в неожиданно складывающейся обстановке (М.Н. Укран 1965). Ловкость – это способность точно управлять своим двигательным аппаратом в пространстве и времени (В.И. Филиппович 1971). Ловкость – это способность выполнять сложные двигательные действия правильно и быстро (Ю.Н. Клевцов, А.Г. Айриянц 1985). Ловкость – это собирательное физическое качество человека, которое зависит от уровня развития всех остальных физических качеств (Б.Н. Никитский 1981). Ловкого прыгуна, бегуна, наездника определяет «складность» движений: именно умение многие мелкие движения рук, ног, туловища «складывать» в общее движение всего тела, дающее высший результат. Умение управлять своим телом и есть ловкость (Н.А. Бернштейн 1991). Все эти определения можно определить одним. Ловкость – это способность быстро реагировать на раздражитель и выполнять двигательные действия адекватные сложившейся обстановке. Но каждый автор в своём определении выделяет способность, которой нет в определении других авторов. Например, очень важную особенность подчёркивают Б.Н. Никитский и В.Н. Курысь в своём первом определении ловкости также проявляя характер проявления ловкости. «Складность в движениях» - это то, что обозначается как хорошая координация движений вообще, а хорошая координация и ловкость, явно не одно и тоже. Для того, чтобы быть прекрасным и выносливым ходоком, необходимо обладать безукоризненной координацией движений, а разве это не ловкость? Прежде всего условимся на следующем. Ловкость – это очень сложный психофизический комплекс. Ловкость состоит в том, чтобы суметь двигательно выйти из любого положения, найтись (двигательно) при любых обстоятельствах. Вот в чём существенное зерно ловкости – то, что отличает её от простой складности в движениях. Легко понять почему не у бегуна – спринтера, ни у пловца – стайера не возникает ощутимого спроса на ловкость. При их действиях нет ни неожиданно сложившейся ситуации, ни задачи, ни условий, требующих от них двигательной находчивости (Н.А. Бернштейн 1991). Можно утверждать наверняка, что каждый новый, хорошо освоенный двигательный навык повышает и общий уровень ловкости. Ловкость накапливается с двигательным опытом. Этот опыт обогащается из фонотеки низовых уровней построения и тех фондов находчивости, изворотливости, инициативности, которые образуют основное ядро ловкости. Особенно плодотворно для общего развития двигательной ловкости, овладевание разносторонними, несходными между собой двигательными навыками, которые будут взаимно дополнять друг друга (Н.А. Бернштейн 1991).
1.2 Особенности проявления основных двигательных качеств в гимнастике, лёгкой атлетике и спортивных играх.
Спортивная гимнастика Сила – одно из наиболее важных двигательных качеств гимнаста. В связи с тем, что выполнение большинства гимнастических упражнений связано с необходимостью преодолевать вес собственного тела, силовые возможности гимнастов определяются не только абсолютными показателями мышечной силы, сколько относительными. При выполнении гимнастических упражнений сила спортсмена проявляется в условиях различного режима работы мышц: в статическом (изометрическом) режиме, преодолевающем (монометрическом) режиме, в уступающем (плиометрическом) режиме. В гимнастике, особенно в акробатических и опорных прыжках, велико значение взрывной силы – разновидность динамической силы (В.И. Филиппович 1971). Гибкость. Гимнасты, как правило, обладают хорошей гибкостью, но и среди них есть такие спортсмены, достижения которых лимитируются недостаточной подвижностью в суставах рук, ног, позвоночного столба. При освоении упражнений на гимнастических снарядах, а также вольных упражнений, часто обнаруживается недостаточная гибкость спортсмена, что является барьером при разучивании упражнений, а также не позволяет безупречно выполнять уже освоенные элементы. Гимнастам особенно важна гибкость в плечевых, тазобедренных и голеностопных суставах, а также в сочленениях позвоночного столба (М.Л. Укран 1965.). Но излишняя (гипертрофированная) гибкость часто бывает трудно управляемой и мешает овладению правильной техникой сложных гимнастических упражнений (В.И. Филиппович 1971.). Быстрота в гимнастике понимается как способность занимающегося быстро производить мышечные сокращения (М.Л. Укран 1965.). Для успешного овладения техникой гимнастической упражнений, необходимо уметь выполнять двигательные действия в минимальные промежутки времени. Так, например, толчок ногами в опорных прыжках у квалифицированных гимнастов, при отличном выполнении упражнения длится всего 0,09 – 0,12 сек., а толчок руками – от 0,17 до 0,20 сек. Десятыми долями секунды измеряется длительность отдельных движений в акробатических упражнениях. Менее секунды требуется для выполнения многих, весьма сложных элементов на снарядах. Скоростные качества гимнаста определяются по времени его двигательной реакции (быстроте ответного действия на какой-нибудь внешний раздражитель), быстроте выполнения отдельных движений (например, длительности сгибания и разгибания туловища) и по частоте движений в единицу времени. Для гимнаста наибольшее значение имеет скорость одиночного движения. Способность выполнять движения с большой скоростью (резкость) зависит от уровня развития мышечной (динамической) силы, наличия достаточной подвижности в суставах, степени овладении техникой движения и других факторов. Поэтому развивать быстроту движений надо параллельно с развитием других двигательных качеств и совершенствованием спортивной техники. Одно из важных для гимнаста качеств – прыгучесть. В основе прыгучести лежит, так называемая, взрывная сила. То есть способность мгновенным нервно-мышечным сокращениям. Определяющим фактором, от которого зависит дальность или высота прыжка, является быстрота отталкивания, которая, в свою очередь, обуславливается скоростью мышечного сокращения. Несмотря на то, что гимнастам не приходится особенно быстро бегать (наибольшая скорость разбега в акробатических и опорных прыжках не превышает 6 – 7 метров в секунду), им все же необходима специальная тренировка, направленная на повышение скорости бега. Важно создать «запас скорости», с тем, чтобы спортсмен имел возможность совершать достаточно мощный разбег в прыжках не на пределе своих скоростных возможностей. В противном случае будет страдать техника выполнения прыжка, в связи с трудностью коррекции ошибок на максимальной скорости. Важное значение для гимнаста имеет умение быстро набирать необходимую скорость во время разбега (тренировка стартового разбега). (В.И. Филиппович 1971.) Выносливость. Каждый гимнаст должен быть выносливым. Ведь состязания по гимнастике продолжаются обычно 2 – 3 часа. За это время гимнаст не только выполняет зачётные упражнения на каждом снаряде, но и разминается. Выносливость при выполнении стандартных комбинаций (они характерны для спортивной гимнастики), определяется рядом факторов. Среди них основными являются: устойчивость нервных центров к утомлению, функциональные возможности нервно-мышечного аппарата, психологическая подготовленность и степень владения техникой движений. Особую роль в спорт
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|