Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  3. Цели, задачи и функции выборов. Роль выборов в условиях разных политических режимов.




       3. Цели, задачи и функции выборов. Роль выборов в условиях разных политических режимов.

Целью выборов является определение людей, которые должны быть наделены властью. Достижение других целей – выявление общественных настроений, формирование общественного мнения в отношении тех или иных проблем и т. п. – может быть сопряжено с проведением выборов, но не отражает их сути.

В рамках цели, которой предназначены выборы, можно выделить две их основные задачи: 1) обеспечение справедливого политического представительства; 2) формирование эффективных, работоспособных и стабильных органов власти. Нередко эти задачи приходят в противоречие, …

Функции выборов. 1. Наделение властью. 2. Формирование расстановки сил на политической арене. 3. Нередко являются переломными моментами в политическом развитии, задают «повестку дня» последующего этапа политической борьбы. 4. Вовлечение в политическую жизнь новых членов общества. 5. Церемониальная функция (легитимизация власти). 6. Зрелищная.

Роль выборов в условиях диктатуры – формальная легитимация власти. Роль выборов в условиях демократии – формирование органов власти (основная цель, + 2 задачи). Критерии демократичности выборов (выделены Джин Киркпатрик): конкурентность, периодичность, представительность, окончательность. Первый – наиболее важный.

       4. Виды выборов.

Виды выборов: прямые и непрямые (косвенные (избрание выборщиков) и многостепенные (многоступенчатые) (избрание населением представительных органов одного уровня, которые выбирают членов органов власти другого уровня), альтернативные и безальтернативные, конкурентные и неконкурентные, предсказуемые и непредсказуемые.

Возможные последствия безальтернативных и неконкурентных выборов.

 

 

Лекция 3. Структура органов власти и выборы

  1. Концепции разделения властей и «сдержек и противовесов».
  2. Специфика функционирования органов исполнительной власти и выборы.
  3. Специфика функционирования органов законодательной власти и выборы.
  4. Выборы и судебная власть, органы надзора и контроля, местное самоуправление.

1. Концепции разделения властей и «сдержек и противовесов»:

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. (+ Концепция сдержек и противовесов: ни одна из ветвей власти явно не доминирует над двумя другими, каждая осуществляет контроль деятельности двух других. Джеймс Мэдисон – 4-й президент США, один из авторов Конституции).

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка (предложил концепцию) и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё (ввёл термин), который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа.

Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, учредительную и избирательную ветви государственной власти. Конституции Колумбии и Никарагуа трактуют избирательную власть как отдельную ветвь власти.

2. Специфика функционирования органов исполнительной власти и выборы. Функции исполнительной ветви власти (выполнение законов и оперативный контроль). Часто является 1-й властью. «Правительство» - высший орган исполнительной ветви власти. Наименование этого органа в разных странах.

Оптимальным способом формирования данных органов власти признается либо назначение, либо выборы. Хотя истории известны и другие случаи – например наследование поста премьер-министра (Япония до революции 1868 – 1869 гг, Непал во второй половине XIX – первой половине XX столетия).

Отсутствие дублирования полномочий в странах Запада (США: президент, администрация; Великобритания: премьер-министр, кабинет министров; Германия: президент, канцлер, председатель Федерального правительства Германии). Дублирование полномочий на постсоветском пространстве. Срок избрания от 4 до 7 лет (обычно), не более двух сроков. Отсутствие на Западе ранее таких ограничений (Рузвельт избирался 4 раза). Чтобы реализовать какой-либо курс в ситуации общего кризиса системы необходимо более 8-10 лет. На Западе «всё равно кто правит» - политики это актёры (Рейган, Обама и др. ), реально правят другие. Навязывание западных стандартов для нас в этом вопросе неприемлемо (8-10 лет). С другой стороны, часто под видом защиты национальных интересов происходит узурпация власти. Надо: решение проблем + контроль власти. Можно не идти на прямую конфронтацию с Западом – вариант ФРГ (с 1949 года всего 8 канцлеров, Г. Коль правил 16 лет). В разных странах своя специфика, например, в Великобритании Кабинет Министров избирается только из состава депутатов парламента: но в основном из Палаты Общин, перед которой он ответственен. В Украине такого нет. Есть разная специфика.

Во многих странах, включая Россию, смена в результате или по итогам выборов руководителя исполнительного органа власти, как правило, влечет за собой и радикальные изменения в его аппарате, приход новой «команды» (1861 год США – президент Линкольн, смена чиновничьего аппарата; люстрация в Украине 2005 года: 18 тыс. чиновников и ни один не опротестовал своё увольнение в суде). Всё это ведёт к нестабильности, отсутствию накапливания опыта, неэффективности управления. Иной порядок сложился в Великобритании. С середины XIX в. в этой стране проводится четкое разграничение между руководителями-политиками и деполитизированными, избегающими публичности госслужащими-специалистами, сохраняющими свою работу вне зависимости от исхода выборов и исполняющими распоряжения любого министра, к какой бы партии он не принадлежал.

       3. Специфика функционирования органов законодательной власти и выборы. Общая характеристика законодательной ветви власти: 1-я, принятие законов. Высший орган – парламент. Национальные названия – разные. Виды парламентов: однопалатные и двухпалатные. Их названия и состав. Совет Федерации в РФ: выборность; губернатор и глава местного парламента; представители законодательной и исполнительной ветвей власти регионов. Официальный сайт ВР Украины и особенности работы с ним.

В абсолютных монархиях органы представительской власти могли выполнять лишь консультативные функции и их члены, как правило, назначались наследственным правителем. Такое положение сохраняется в нескольких государствах с этой формой правления, доживших до наших дней. В частности в уже называвшихся Саудовской Аравии и Брунее.

Ранее – нередко сословный принцип организации парламента. В прошлом парламенты нередко избирались по различным куриям (разрядам избирателей). Ярким примером этого могут служить выборы Государственной Думы в дореволюционной России. В настоящее время очень важную роль в формировании политического представительства играет политико-географический принцип, позволяющий закрепить определенное число мест в парламенте за представителями различных территорий. Особенно часто он применяется при формировании верхних палат парламентов федеративных государств. Выборы в данном случае могут быть многоступенчатыми, и депутаты верхней палаты могут избираться региональными представительными органами. В Гайане делегированные представители местных органов власти заседают вместе с избранными всеобщим голосованием депутатами в однопалатном парламенте. В ряде стран определенное количество мест в парламенте закреплено за представителями национальных меньшинств. Выборы в парламент Ливана до настоящего времени проводятся по религиозным общинам, за каждой из которых закреплено фиксированное число депутатских мест. В прошлом в ряде стран определенные парламентские места были закреплены за университетами. Такая практика до сих пор сохраняется в Ирландии.

В ряде других стран при формировании верхней палаты парламента также используются одновременно принципы назначения и выборности, при чем назначается меньшая часть членов палаты, а выбирается - большая. Так, из 47 членов Сената парламента Казахстана 7 назначаются президентом страны. В Никарагуа депутатами парламента автоматически становятся зарегистрированные, но проигравшие участники президентских выборов.

       4. Выборы и судебная власть, органы надзора и контроля, местное самоуправление. Функции судебной ветви власти. Высший орган судебной ветви власти Украины. КС и ВС: 18 (6 Пр. + 6 ВР + 6 коллегия судей Украины). Очень странная структура судебной ветви власти в Украине: общие и специальные суды (ВАСУ, КС). Прокуратура в Украине формально не относится к судебной ветви власти. Европейский Суд по правам человека (Страсбург) – условия работы.

       Нередко назначение или выборы судей на очень продолжительный срок или пожизненно. Почему?

Выборы могут выступать и способом формирования надзирающих и контролирующих органов, наделенных особыми полномочиями и вынесенных за рамки основной организационной структуры власти. Например, в средневековой Венеции сроком на один год и без права переизбрания выбирался так называемый «Совет десяти», функцией которого был тайный надзор за жизнью горожан и деятельностью всех органов власти, начиная с дожа и «Большого совета». В случае выявления преступлений «Совет десяти» вершил столь же тайную расправу. Интересная система существовала в Советском Союзе, где наряду с назначаемыми сверху вниз органами прокуратуры действовали структуры так называемого Народного контроля, формируемые преимущественно путем выборов (первичные органы – открытым голосованием на собраниях). Однако деятельность этих структур в большей степени носила формальный характер.

       Форма правления и выборы: особенно виды республик. Первостепенные и второстепенные выборы или голосования (опыт других стран: США – традиционный уровень явки при выборах президента 50%, Конгресса – 40%; примеры других стран (Германия и Европарламент, Скандинавские страны).

       Следует различать региональное и местное самоуправление. 1-е – более высокий уровень (самоуправление областей), 2-е – общины, «громады». Для нас считается следует сделать акцент на 2-м, фактически – оба профанация.

       Четыре территориальных уровня власти в США: федеральный, штатов, графств, округов. В разных странах – по разному: Украина – общегосударственный, регионов, АТЕ, (громад). 5 и 4 или 4 и 3.

       Европейский принцип местного самоуправления – вопрос не передаётся на рассмотрение вышестоящих органов власти, если он может быть решён нижестоящими. У нас многое забюрократизировано, все вопросы решаются в центре, сейчас – более чем при СССР (предприятия союзного значения – около 40% оставалось на месте; сейчас забирают всё).

       Обычно местные выборы отличаются меньшей зрелищностью и явкой избирателей.

       Различия в проведении выборов, обусловленные уровнем, масштабами компетенции, организацией работы и численностью избираемого органа власти.

       В частности, на качество привлекаемых выборами кандидатов способны оказать серьезное воздействие такие параметры функционирования избираемого органа: будет ли строиться его работа на освобожденной, неосвобожденной основе или по выбору самих избранных; какое вознаграждение будут получать за свою работу избранные в данный орган граждане; будут ли им предоставлены неприкосновенность от уголовного и административного преследования и т. д. Очевидно, например, что выборы в орган, работающий на освобожденной основе в сочетании с ограниченными масштабами его компетенции и отсутствием каких-либо привилегий, в том числе неприкосновенности, вряд ли привлекут значительное число кандидатов, обладающих мощными финансовыми и организационными ресурсами. Участие в таких выборах, как правило, становится приманкой для гоняющихся за статусом маргиналов и для политических партий, стремящихся трудоустроить некоторых своих активистов низшего и среднего звена.

       У нас депутаты местных советов не получают никакого вознаграждения, работают на неосвобождённой основе, даёт связи. ВР – множество привилегий (+ 2 помощника депутата с оплатой).

Выборы в условиях действия системы сдержек и противовесов. Разработанная Дж. Мэдисоном и воплощенная в Конституции США так называемая система сдержек и противовесов предполагает частичное пересечение функций органов власти, представляющих различные ее ветви, взаимозависимость их при сохранении автономии. Формирование части органов власти через всенародные выборы в рамках такой системы призвано обеспечить их устойчивость в случае давления со стороны иных ветвей власти. В то же время пересечение функций ведет к широкому использованию практики совместных назначений (когда, например, члены Верховного суда утверждаются парламентом по представлению президента или наоборот). Кроме того, в ситуации досрочного прекращения полномочий избранного главы государства в действие вступает, по сути, механизм наследования, где в очереди за вице-президентом идут руководители нижней палаты Конгресса и Верховного Суда. Преемник должен находиться на посту президента до избрания нового главы государства на очередных выборах. Таким образом, согласно классической американской модели система, уравновешивающая различные органы государственной власти, предполагает и сочетание различных способов их формирования. Однако выборам принадлежит ведущая роль.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...