Глава 14. Возрастная периодизация. Сравнительный анализ периодизаций различных авторов
Глава 14 Возрастная периодизация
На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой. В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выделяются 8 фаз жизненного развития человека. Первая фаза – младенчество , охватывает период до 2 лет. Вторая фаза – предшкольный возраст , от 2 до 5 лет. Третья фаза – детство , 5 – 12 лет. Четвертая фаза – юность , 12–17 лет. Пятая фаза – ранняя взрослость , 17–25 лет. Шестая фаза – зрелость , 25–50 лет. Седьмая фаза – поздняя зрелость , 50–75 лет. Восьмая фаза – старость , от 75 лет и далее.
По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно не только для классификации Дж. Биррена, но является достаточно распространенным явлением (например, Bromley D., 1966; Люблинская А. А., 1959; и др. ). Проведя многоаспектный анализ различных подходов к возрастной периодизации, Д. И. Фельдштейн, так же как и Б. Г. Ананьев, обращает внимание на некорректность построения периодизации развития, когда в ее основе лежат разные принципы дифференциации – по возрасту (младенчество, детство и т. д. ) и по роду деятельности (дошкольный, школьный и т. д. ).
В классификации Д. Бромлей (Bromley D., 1966) выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий. Цикл «детство» охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11–13 лет). Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года). Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания. В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития: ● от рождения до 1 года ( младенчество, или орально-сенсорная стадия ), ● от 1 года до 3 лет ( раннее детство, или мышечно-анальная стадия ), ● от 3 до 6 лет ( возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия ), ● от 6 до 12 лет ( школьный возраст, или латентная стадия ), ● от 12 до 19 лет ( подростковый и юношеский возраст ), ● от 20 до 25 лет ( ранняя зрелость ), ● от 26 до 64 лет ( средняя зрелость ), ● от 65 лет ( поздняя зрелость ).
В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В., 2000) выделяются следующие возрастные этапы: ● младенческий возраст – от рождения до 3 лет, ● раннее детство – от 3 до 6 лет,
● детство – от 6 до 12 лет, ● подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 18 лет, ● молодость – от 18 до 40 лет, ● зрелый возраст – от 40 до 65 лет, ● пожилой возраст – от 65 лет.
В современном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг (Craig G., 1996, 2000) приводится периодизация хотя и близкая к вышеуказанной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы: ● младенческий возраст – от рождения до 2 лет, ● раннее детство – от 2 до 6 лет, ● среднее детство – от 6 до 12 лет, ● подростковый и юношеский возраст – от 12 до 19 лет, ● ранняя взрослость – от 20 до 40 лет, ● средняя взрослость – от 40 до 60 лет, ● поздняя взрослость – от 60 лет и далее.
Поскольку нам необходимо придерживаться в этой книге какой-то определенной периодизации, проведем краткий сравнительно-сопоставительный анализ. Какой же возраст скрывается за всеми этими словами – младенчество, детство, подростковый период и т. д., насколько близки или далеки друг от друга различные классификации?
Сравнительный анализ периодизаций различных авторов
Младенчество рассматривается как возраст: до 1 года (Мухина В. С., 1998; Erikson E., 1963); до 18 месяцев (Bromley D., 1966); до 2 лет (Крайг Г., 2000); до 3 лет (Квинн В., 2000). Раннее детство рассматривается как возраст: от 1 до 3 лет (Мухина В. С., 1998; Erikson E., 1963); от 18 месяцев до 5 лет (Bromley D., 1966); от 3 до 6 лет (Квинн В., 2000); от 2 до 6 лет (Крайг Г., 2000). Среднее детство рассматривается как возраст от 6 до 12 лет (Квинн В., 2000; Крайг Г., 2000). Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве и часто этот этап обозначается одним термином – подростковый возраст (Rice P., 1996). Правда, при этом выделяют обычно две стадии – ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста. Итак, подростковый и юношеский возраст рассматриваются в границах: от 11 до 19 лет, с выделением раннего и старшего подросткового возраста (Райс Ф., 2000); от 10 до 17 лет, с выделением подросткового возраста и первого периода юности[1] (Фельдштейн Д. И., 1999); от 12 до 18 лет (Квинн В., 2000); от 12 до 19 лет (Erikson E., 1963; Крайг Г., 2000).
Ранняя взрослость рассматривается как возраст: от 21 года до 25 лет (Bromley D., 1966); 17–25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (Erikson E., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг Г., 2000). Средняя взрослость рассматривается как возраст: от 25 до 50 лет (Birren, 1964); от 25 до 60 лет (Erikson E., 1963); от 35 до 60 лет (Фельдштейн Д. И., 1999); от 40 до 60 лет (Крайг Г., 2000); от 40 до 65 лет (Квинн В., 2000). Поздняя взрослость (пожилой возраст ) рассматривается как возраст: от 50 до 75 лет (Birren, 1964); от 40 до 55 лет, а с учетом переходной стадии – до 65 лет (Bromley D., 1966); от 65 лет (Erikson E., 1963); от 60 лет (Крайг Г., 2000); от 60 до 75 лет (Фельдштейн Д. И., 1999); от 65 лет (Квинн В., 2000). Как мы видим, существуют заметные расхождения во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение, и объективные показатели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом. Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение (Крайг Г., 2000), что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|