Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. 3. Реформирование Вооруженных сил РФ: переход на контрактную  систему комплектования




  10 июля 2003 на заседании Правительства РФ была утверждена окончательная версия федеральной целевой программы о переходе к комплектованию воинских должностей, проходящих военную службу на контрактной основе, на период 2004-2007 гг., сообщает Департамент правительственной информации.
       По словам министра обороны РФ С.Иванова, данная программа подразделена на два основных направления:
      Первое – повышение привлекательности военной службы по контракту путем предоставления контрактникам дополнительных выплат и социальных льгот;
     Второе – повышение боеготовности контрактных частей и соединений. Министр подчеркнул, что принятие программы позволяет решить одну из задач проведения военной реформы РФ.
     В соответствии с программой, с 2005 г. будет прекращен призыв военнослужащих в “горячие точки”, в том числе в Северо-Кавказский регион. В “горячие точки” будут направляться только военнослужащие, проходящие службу на контрактной основе. С 2008 г., в соответствии с программой, срок службы по призыву в армии будет сокращен с 2 лет до 1 года.
     По информации С.Иванова, были сокращены объемы финансирования, предусмотренные на реализацию данной программы, с 138 млрд. руб. до 79,1 млрд. руб. на период до 2008 г. Однако министр обороны также отметил, что часть средств распределена по другим программам – например, национальная оборона и правоохранительная деятельность, а часть воинских формирований – выведена из данной программы. “Полностью ушли из программы войска специального строительства и ФАПСИ – те части, которые в большинстве случаев не принимают активного участия в боевых действиях, или вообще не участвуют в них”, – заявил он. В том числе по разделу федерального бюджета “Национальная оборона” предусматриваются 68,4 млрд. руб., по разделу “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства” – 10 млрд. руб.
Финансирование расходов на реализацию федеральной целевой программы осуществляется по целевым статьям, имеющим специальный классификационный признак, разделов федерального бюджета “Национальная оборона”, “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства” Объемы финансирования мероприятий программы в 2004-2007 гг. уточняются при разработке проектов федерального бюджета на очередной год.
      По словам С.Иванова, на контрактный принцип комплектования будет переведено 80 частей постоянной боевой готовности, в том числе 72 – Минобороны, 3 – пограничных войск и 5 – войск МВД. Всего по контракту будет проходить службу 147,5 тыс. солдат и сержантов.
     Средняя заработная плата воина-контрактника будет установлена в сумме 6300 руб. в месяц, а военнослужащего, проходящего службу по контракту в Чеченской республике, – 15000 руб., сообщил глава Минобороны.
     Что касается полного перехода вооруженных сил на контрактную основу, то глава Минобороны РФ С.Иванов считает, что в далекой перспективе Россия сможет перейти к полностью контрактной армии, сообщает ”. “Я верю, что когда-то это будет, но это будет не скоро”, – заявил С.Иванов. “Объявлять сейчас конкретные сроки – это все равно, что вернуться в 60-е годы и объявлять, когда у нас будет построен коммунизм”, – добавил он. По его мнению, в России “на долгие годы” сохранится смешанная система комплектования вооруженных сил.
    Вывод:
То, что наконец-то обозначены первые контуры военной реформы в части перехода армии на контрактную основу, в целом можно оценить позитивно. В то же время нет продвижения в решении вопроса о сроках перехода всех ВС на контрактную основу. Неизвестна судьба призывной системы, которая даже после перехода на полное комплектование ВС контрактниками будет предполагать срок призывной службы не менее года.
       Как мы уже писали, в условиях, когда по официальным данным только 11% молодых людей реально являются призывниками, а в таких городах как Москва этот показатель падает до 1-2%, непонятна целесообразность сохранения призыва.
    Что касается финансовой стороны вопроса, то в целом выделенных средств конечно недостаточно для создания полноценной боеспособной армии, однако в рамках нынешнего небольшого бюджета страны правительство сложно упрекнуть в недостаточном объеме средств, выделяемых на реформу.
      Из других проблем нужно отметить, что не сворачивается в должной мере огромная хозяйственная деятельность ВС, неэффективно используются гигантские активы, что порой заканчивается коррупцией. В целом нет уверенности, что использование финансовых ресурсов в сфере обороны стало в последние годы более эффективным и прозрачным.
    Очевидно, что России нужна профессиональная армия, которая была бы по-настоящему боеспособна и сильна духом. Что касается сторонников системы призыва, аргументирующих это дороговизной профессиональной армии, надо сказать, чтонет ничего дороже, чем непрофессиональная армия. Цену этого мы видим на кладбищах и в количестве уклоняющихся от призыва.

 

IV. 4. Итоги реформирования судебной системы России в 2002 г.

 

В 2002 г. был принят ряд законов, касающихся судебного реформирования в России. В частности, приняты Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Арбитражный и Административный Кодексы. По словам Президента В.Путина на встрече с председателями Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного судов, прошедшей 8 августа 2002 г., судебная реформа в России идет запланированными темпами.
     Ключевая часть реформы суда – новый Уголовно-процессуальный Кодекс, всту- пивший в силу 1 июля 2002 г.
       30 декабря 2002 г. Президент В.Путин подписал закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О введении в действие Уголовно-процессуального Кодекса РФ”, который устанавливает конкретные сроки введения суда присяжных заседателей в различных субъектах РФ в зависимости от степени готовности соответствующих судов. Причем в большинстве субъектов суд присяжных заседателей вводится с 1 января 2003 г., в остальных регионах – с 1 января 2004 г. Правительству поручено внести в Госдуму проект федерального закона о порядке формирования списков кандидатов в присяжные заседатели.
23 октября 2002 г. Госдума на пленарном заседании приняла в третьем чтении Гражданский процессуальный Кодекс. В соответствии с этим документом, порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией, законом “О судебном системе РФ”, данным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими законами, порядок гражданского судопроизводства мирового судьи – законом “О мировых судьях в РФ”. Если международным договором установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
      Одновременно Госдума приняла в третьем чтении закон “О введении в действие Гражданского процессуального Кодекса РФ”. Кодекс предлагается ввести в действие с 1 февраля 2003 г., одновременно признав утратившими силу действующую редакцию Гражданского процессуального Кодекса РСФСР (за исключением глав 34, 35 и 36), а также ряд иных актов.
   С 1 сентября 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. “О введении в действие Арбитражного процессуального Кодекса РФ” вступил в силу новый Арбитражно-процессуальный Кодекс, согласно которому все коммерческие споры, включая внутри- и межкорпоративные конфликты, становятся прерогативой арбитражных судов.
     С принятием нового АПК сотрудники юридических и аудиторских фирм потеряли право представлять интересы своих клиентов в суде. Теперь защищать юридических лиц в суде смогут либо штатные сотрудники участвующей в споре организации, либо адвокаты. Такое же положение содержит вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ”.
    В системе арбитражных судов первичным звеном является суд субъекта РФ, в то время как в системе судов общей юрисдикции – районный (городской) суд. Кроме того, в Кодексе предоставлены гарантии для пересмотра судебного решения, расширился перечень доказательств, представляемых сторонами в процессе – принимаются доказательства на аудио- и видеоносителях.
    С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, подписанный президентом 30 декабря 2001 г. Принятие данного Кодекса затрагивает все сферы применения административной ответственности. В частности, в новом Кодексе расширен раздел, касающийся правонарушений в области торговли и финансов: расширен состав правонарушений в этих сферах (с 30 до 50) и подробнее освещены эти вопросы. Расширен раздел, касающийся налоговых правонарушений. Введен раздел “Административная ответственность за нарушения акционерного законодательства и законодательства о ценных бумагах”. Существенно увеличен размер штрафов за правонарушения. По словам Президента В.Путина, новый Административный Кодекс принят “не ради новизны, а чтобы оградить гражданина от необоснованного вмешательства государства”.
      Судебная реформа является одним из приоритетов бюджетной политики в 2003 г. Очевидно, что это приведет к росту расходов на содержание судебной системы, которые в то же время с избытком окупятся за счет улучшения правовых условий развития общества, защиты прав гражданина в целом и функционирования предприятий. Так, в федеральном бюджете на 2003 г. расходы на продолжение судебной реформы увеличены на 30% по сравнению с 2002 г. Правительство повысит заработную плату судей с октября 2003 г. на 40%.
     Вывод: Ход судебной реформы активизировался
. Принятые в 2002 г. законопроекты по развитию судебной системы являются существенным шагом, что сегодня важно для проведения институциональных реформ.
     Неэффективность сложившейся системы правосудия общепризнанна. Большинство российских граждан и предпринимателей не доверяют суду, считают решения несправедливыми. Введение института суда присяжных сделает судебную систему более независимой от внешних влияний и повысит уровень принимаемых решений, уменьшит риск коррупции.
    Стоит отметить важность появления института мировых судов, что позволит принимать более взвешенные и справедливые решения и облегчить работу судов общей юрисдикции. Мировые суды функционируют уже во многих регионах.
     Введение нового Арбитражно-процессуального Кодекса направлено на повышение правовой защищенности предпринимателей. Новый АПК должен способствовать исчезновению конкуренции путем использования судебной системы. Кроме того, скорейшему рассмотрению дел должна способствовать норма, возлагающая расходы выигравшей стороны на оплату услуг юристов на проигравшую сторону. Помимо прочего, новый АПК позволит урегулировать конфликты между менеджментом и миноритарными акционерами, что положительно отразится на инвестиционном климате.
    Введение нового Административного Кодекса также положительно, так как состав многих административных правонарушений и санкции, содержащиеся в прежней редакции, устарели, а часть из них утратила силу. Приведение АК в соответствие с требованиями времени можно считать прогрессом в совершенствовании административного законодательства.
    В то же время, несмотря на увеличение расходов на 30% в бюджете 2003 г. и повышение заработной платы судьям, уровень расходов на судебную реформу остается низким, а коррупция в судебных органах – серьезнейшей проблемой.

               IV. 5. Реформа органов внутренних дел России

 

20 сентября 2003 в Санкт-Петербурге в ходе презентации спецпроекта ИА “Росбалт” в честь 200-летия МВД России глава МВД РФ Б.Грызлов рассказал о предполагаемой реформе структуры органов внутренних дел. В настоящее время готовится проект закона “Об охране общественного порядка”, который должен заменить действующий закон РФ “О милиции”. Рабочий вариант документа должен быть внесен в правительство до 1 октября 2003, внесение его в Государственную Думу предполагается в середине ноября.
Согласно проекту, органы внутренних дел будут разделены на три уровня:

1. Федеральную полицию.

2. Национальную гвардию.

3. Муниципальную милицию.

Муниципальная милиция (низшее звено) будет следить за порядком в общественных местах и на улицах, принимать заявления от граждан. В эту структуру войдет звено участковых милиционеров. Финансирование будет осуществляться из местного бюджета и подчиняться региональным властям.
      Раскрытием преступлений, контролем над финансовой деятельностью различных структур и охраной спецобъектов будет заниматься федеральная полиция, куда также войдут транспортная милиция, ГАИ, отделы паспортно-визового оформления и управления по лицензированию отдельных видов деятельности. Внутри полиции предполагается четкое разделение функций, согласно которым будут сформированы: криминальная полиция (борьба с оргпреступностью, наркобизнесом и экономическими преступлениями), полиция общественной безопасности, транспортная и миграционная полиция. Эти органы будут подчиняться непосредственно центральному аппарату МВД РФ, минуя региональный уровень, и, соответственно, финансироваться из федерального бюджета. Следственный комитет при МВД РФ будет реорганизован в Федеральную службу расследований, а ее сотрудники должны получить самостоятельность, достаточную для кардинального повышения эффективности их расследований.
      На основе внутренних войск МВД сформируют Национальную гвардию, которая будет охранять общественный порядок (как и муниципальная милиция), противодействовать организации терактов и массовых беспорядков, а также заниматься борьбой с вооруженными преступными формированиями и подавлением мятежей. Предполагается, что это будут специализированные подразделения, хотя на первоначальном этапе призыв срочников в них, скорее всего, будет сохранен.
     Вывод:
Реформа органов внутренних дел назрела давно. В настоящее время эффективность выполнения ими своих задач крайне низка. МВД превратилось из структуры, призванной защищать граждан, поддерживать порядок и обеспечивать выполнение законов в неэффективную коррумпированную систему. Хотя некоторые эксперты сомневаются в эффективности самореформирования МВД, избежать этого не удастся, так как никто, кроме самого ведомства, не сможет осуществить процесс реорганизации. Основной вопрос состоит в том, каким образом будет проводиться реформирование. Однако пристальное внимание президента к этой проблеме позволяет надеяться, что будет создана достаточно прозрачная система, что результатом реформы не станет простое изменение названий и раздувание штата.
    Заявленные принципы реформирования представляются достаточно грамотными, соответствующими международной практике и общей структуре госорганов власти в стране. Выведение следственных органов из подчинения местных властей с одной стороны, поможет разрешению проблемы их взаимной зависимости и способствует установлению порядка в регионах, с другой – снимет часть нагрузки на региональные бюджеты. Если к организации вертикальной структуры добавится также совершенствование подготовки кадров, изменение существующей отчетности и критериев оценки работы милиции в борьбе с оргпреступностью, то эта система со временем сможет эффективно выполнять свои обязанности.

                

                                      

                                       

      

  

                                           V. Социальные реформы России

 

                          V.1. Пенсионная реформа в России

 

13 ноября 2003 на заседании правительства обсуждался ход реализации пенсионной реформы в России. Как заявил премьер-министр М.Касьянов, слабая разъяснительная работа с населением о ходе пенсионной реформы создает проблемы для ее успешной реализации. По словам М.Касьянова, сейчас очевидно, что очень малая часть населения РФ проинформирована об этапах пенсионной реформы, о том, что такое накопительная часть пенсии и инвестирование накопленных средств.
       В результате, по информации Департамента правительственной информации, до 10 декабря 2003 поручено Минтруду РФ, Минфину РФ, Пенсионному фонду РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в целях реализации Федерального закона №111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” подготовить и внести предложения, касающиеся:

 обеспечения с привлечением Сбербанка РФ создания инфраструктуры, достаточной для приема на всей территории России заявлений застрахованных лиц по выбору инвестиционного портфеля (управляющей компании);

 проведения необходимой информационной и разъяснительной работы по порядку реализации прав граждан на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда;

 разработки предложений по развитию финансового рынка в части формиро- вания активов, приемлемых для инвестирования средств пенсионных накоплений;

 проведения работы по обеспечению страхования ответственности управляющих компаний и специализированного депозитария, а также по открытию управляющими компаниями счетов в кредитных организациях.

Правительство РФ возложило на Минтруд функцию координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению пенсионной реформы. В связи с этим Минтруду поручено в недельный срок представить в правительство предложения по данному вопросу.
Правительство также поручило подготовить и внести до 1 февраля 2004 г. предложения по внесению изменений в Федеральный закон №111-ФЗ, рассмотрев при этом, в частности, вопросы:

 определения правового статуса, требований и особенностей деятельности государственной управляющей компании;

 уточнения норм расходов субъектов процесса инвестирования средств пенсионных накоплений;

 условий страхования ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний;

 порядка принятия кодекса профессиональной этики управляющими компаниями, специализированным депозитарием и брокерами, участвующими в инвестировании средств пенсионных накоплений;

 распределения функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в рамках государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти необходимо:

 завершить подготовку проекта ФЗ о порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан предпенсионного и пенсионного возраста, и не позднее 1 декабря 23 г. внести его в правительство в установленном порядке;

 представить до 15 февраля 24 г. в правительство в установленном порядке поправки к проектам законодательных актов по вопросам создания и функционирования профессиональных пенсионных систем.

На заседании было отмечено, что подготовка нормативных правовых актов по реализации ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах” неоправданно затянулась. В связи с этим Минтруду России, ФКЦБ России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено завершить разработку и не позднее 10 декабря 2003 г. внести в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих условия для применения с 1 января 2004 г. норм указанного ФЗ.
     Как заявил после заседания правительства министр труда и социального страхования А.Починок, менее 500 тыс. россиян получили извещение Пенсионного фонда РФ с нулевым балансом на накопительных пенсионных счетах, сообщает “Интерфакс”. “Цифра оказалась существенно меньше, чем прогнозировалась”, – сказал А.Починок. По словам министра, Пенсионный фонд РФ усилил разъяснительную работу, в частности, выпущены рекламные ролики, размещены десятки тысяч разъяснительных статей. “Пенсионный фонд должен стать мощным информационным центром, необходимо разработать единую систему информации”, – продолжил А.Починок.

А.Починок также заявил, что государство изучает вопрос о возможности создания государственной управляющей компании для работы со средствами пенсионных накоплений, в случае, если граждане не захотят обращаться в частные управляющие компании. “Граждане должны иметь право уходить в государственные компании из негосударственных, если они этого захотят”, – сказал министр.

Вывод: Предложения правительства явно носят подготовительный характер (как будто до самой реформы еще несколько лет есть в запасе, чтобы как следует подготовиться), в то время как сама реформа уже идет полным ходом. Характер правительственных предложений свидетельствует о том, что пенсионная реформа явно не готова к внедрению.
Налицо лишь сплошные недоработки. Очевидно, что работа по информированию населения провалена, большая часть населения с самого начала была введена в заблуждение (в уведомлениях указаны неправильные предельные сроки принятия решения о выборе управляющей компании) и в результате не понимает сути происходящего. При этом реформа уже началась и от каждого гражданина требуется быстрое принятие решение об инвестировании. Ситуация явно ненормальная. Об этом свидетельствует и мизерное число граждан (13 тыс. чел. на 5 ноября 2003, по данным Пенсионного фонда РФ, из примерно 40 млн. граждан, участвующих в реформе), выбравших частные управляющие компании. В таких условиях, очевидно, что большая часть средств останется под управлением государственной управляющей компании (Внешэкономбанк). При этом для Внешэкономбанка не определены ни правовой статус, ни требования к управлению, ни сформулированы критерии деятельности государственной управляющей компании. Предложения по этим вопросам будут внесены в правительство лишь к 1 февраля 2004 г., а до 1 марта, по плану реформы, ПФР уже должен рассмотреть поступившие заявления от граждан и до 31 марта 2004 г. завершить перевод пенсионных накоплений негосударственным управляющим компаниям. Таким образом, в данный момент деятельность ВЭБ по управлению пенсионными накоплениями фактически никакими законодательными актами не регламентируется.

Что же касается господина Починка, то он, видимо, вообще не в курсе происходящего. Он всерьез говорил о том, что, возможно, все же стоит создать государственную управляющую компанию. Хотели бы напомнить, что такая компания уже давно определена. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №34 от 22 января 2003 г. ею назначен Внешэконобанк. Странно, почему министр не знает об этом. Хотя, возможно, речь идет о смене нынешнего госуправляющего на другого, в таком случае данную инициативу, безусловно, надо приветствовать.

Также поражает мотивировка необходимости создания госуправляющей компании. По словам министра труда, “граждане должны иметь право уходить в государственные компании из негосударственных, если они этого захотят”. После такого высказывания хочется спросить у г-на Починка, а он считает, что в текущий момент средства пенсионных накоплений висят в воздухе? Хотели бы довести до сведения незнающих, что по умолчанию средства пенсионных накоплений всегда находились (с момента назначения ВЭБа госуправляющей компанией) и будут находиться под управлением государственной управляющей компании, которой в настоящий момент является ВЭБ.

Починок заявляет, что “Пенсионный фонд должен стать мощным информационным центром, необходимо разработать единую систему информации”. Непонятно, почему только сейчас вспомнили об этом, и чем до этого занимался Пенсионный фонд. В его обязанности и должно было входить полноценное информирование граждан о сущности пенсионной реформы до самой реформы, чтобы граждане России понимали, как им нужно поступать и что предпринимать.

Русское экономическое общество пристально следит за происходящим в области пенсионного реформирования (в настоящее время в стадии завершения специальный доклад по данной теме), но мы почему то не заметили десятков тысяч разъяснительных статей на тему пенсионной реформы и тем более каких бы то ни было роликов, о чем говорит Починок. Наоборот, законодательство запутано донельзя, а со стороны ПФР и других заинтересованных ведомств разъяснительных комментариев не очень-то много.

Примечательно также высказывание министра труда и о количестве людей, получивших уведомления с нулевыми значениями на накопительных счетах – менее 500 тыс. человек. Странно, еще 23 октября тот же А.Починок заявил во всеуслышание о том, что не менее 8 млн. человек, получив извещение ПФР, обнаружили нулевой баланс на накопительном счете, о чем сообщил тогда “Интерфакс”. При этом министр отметил, что после анализа сведений Пенсионного фонда количество людей с нулевым балансом на накопительных пенсионных счетах может оказаться еще больше. “Это будут гигантские цифры”, – сокрушался 23 октября министр. Мы видим, что прошло чуть более 20 дней, а цифры изменились очень существенно. Какая-то уж очень большая погрешность измерений – в 16 раз! Конечно, можно было ошибиться, но не во столько же раз.

И после всего этого, как мы видим, исходя из итогов заседания правительства, именно на ведомство Починка правительство возложило функцию координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению пенсионной реформы. Такой шаг с трудом поддается анализу и комментарию.

А мы удивляемся, что граждане России не понимают происходящего в области пенсионного реформирования. Оказывается, не понимает даже министр труда. Вот ведь до какой степени не информировано общество! Фактически же заявления А.Починка дискредитируют деятельность всего правительства в данном направлении. К сожалению, в очередной раз следует признать, что жизнеспособность и эффективность создающейся пенсионной системы вызывают большие сомнения.

          V.2. Процесс земельного реформирования в России

10 июля 2003 на заседании Правительства России рассматривались перспективы земельного реформирования в стране. Согласно материалам Минэкономразвития, представленным к заседанию, 92,5% земель находится в государственной и муниципальной собственности, и 7,5% земель – соответственно в собственности граждан и юридических лиц. Причем 97% земель, находящихся в частной собственности, являются сельскохозяйственными угодьями, расположенными в субъектах РФ с наиболее благоприятными почвенно-климатическими условиями. По данным Минэкономразвития, в 2003 г. было зарегистрировано 45300 сделок с землей, из них совершено всего 1974 сделки (4,4%), касающиеся выкупа земли под промышленными предприятиями.
     В 2002 г. в консолидированный бюджет РФ от платежей за землю поступило 49,5 млрд. руб., в том числе 51,2 % – от земельного налога и 48,8% – от арендных платежей. Наибольшие поступления платежей (81%) поступили от земель городов и других населенных пунктов, занимающих лишь 1,1% территории страны. На долю земель сельскохозяйственного назначения, занимающих 25% территории РФ, приходилось 5% поступлений земельных платежей и еще 14% пришлось на остальные категории земель, находящиеся вне черты населенных пунктов.

Открывая заседание, председатель правительства РФ М.Касьянов заявил, что земельная реформа является приоритетом деятельности правительства России. По словам М.Касьянова, при проведении земельной реформы необходимо добиться конечной цели – создания цивилизованного, ясного, доступного рынка земли. “По земельной реформе нужна активизация”, – подчеркнул М.Касьянов.
     Глава правительства также отметил, что до сих пор полностью не отрегулированы правила арендных платежей и выкупа земель. По его словам, проблемы в этой сфере, могут приводить к изъятию средств из экономики, и правительство должно бороться с этим. “Необходимо дать возможность экономике и предприятиям нарастить мускулы, закрепить положительные тенденции”, – заявил премьер.
   На заседании было принято решение не отменять бессрочное бесплатное пользование землей под приватизированными объектами с 1 января 2004 г., как это предусматривается действующим законодательством. По словам главы Минэкономразвития Г.Грефа, планируется увеличить срок переоформления прав постоянного землепользования для приватизированных предприятий на право аренды или выкупа земельных участков на один или два года. Таким образом, предприятиям дается время, чтобы провести землеустроительные работы и выбрать одну из двух форм землепользования: аренда или выкуп. По мнению Г.Грефа, техническая готовность государственных органов в настоящее время говорит о том, что до конца текущего года решить этот вопрос не представляется возможным, так как необходимо провести соответствующие землеустроительные работы. В результате правительство решило до конца августа 2003 внести в Госдуму проекты поправок в законодательство в части определения стоимости приватизируемой земли, на которой расположены предприятия, и ставок аренды земельных участков осенью 2003 Также принято решение провести дополнительную дифференциацию и снижение стоимости земельных участков по ряду субъектов Федерации, сообщил министр.
     Кроме того, планируется изменить систему установки сроков аренды земельных участков, о чем также сообщил Г.Греф. “Сегодня зачастую права аренды оформляются всего на 1-3 года, и предприятия вынуждены переоформлять свои участки, что дает возможность для чиновников выдвигать их владельцам некие требования”, – сказал министр. По его словам, на заседании правительства была достигнута договоренность, что на законодательном уровне будет установлена предельная ставка арендной платы, причем невысокая, а срок аренды составит до 49 лет и будет определяться самим предпринимателем. Решено также упростить процедуру разграничения собственности, установив четкие критерии, определяющие, к какому виду публичной собственности относятся земельные участки. Кроме того, в законодательстве будут в максимальном объеме по шагам прописаны процедуры, связанные с землеустройством. “Предлагается отменить четыре неэффективных формы контроля и ввести вместо них один вид контроля, а также внести поправки в градостроительное законодательство, устраняющее проведение предварительной экспертизы при строительстве”, – заявил Г.Греф. В настоящий момент число таких экспертиз составляет от 6 до 10. Будет усилена ответственность самих проектировщиков, в том числе финансовая и уголовная, за несоблюдение установленных норм строительства, сказал министр.
     Также отметим, что Президент РФ В.Путин подписал ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, принятый Госдумой 20 июня и одобренный Советом Федерации 26 июня 2003 г. В законе регулируются вопросы, касающиеся приватизации земель, переданных в постоянное пользование сельскохозяйственным организациям, а также совершенствуется порядок приобретения земель сельскохозяйственного назначения. Законом также вносятся уточнения в некоторые положения ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” с целью их согласования с требованиями Земельного кодекса РФ, федерального закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” и некоторых других законодательных актов РФ.
     Напомним, что Земельный кодекс был принят в конце 2001 г. и ввел в деловой оборот около 2% земель – участки в городах, поселениях и под предприятиями. Земля приобрела статус недвижимого имущества, права на которое устанавливаются в Кодексе, и в 2002 г. уже происходили сделки по выкупу своей земли крупными предприятиями, в первую очередь, с целью повышения капитализации. Основной же шаг в земельной реформе сделан в 2002 г., когда был принят закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.
  Вывод:
Планы правительства по созданию цивилизованного полноценного земельного рынка в России можно охарактеризовать только позитивно. Принятие ряда указанных выше законов, безусловно, является прогрессом в деле земельного реформирования. Однако в настоящее время механизмы реализации законов страдают колоссальными недостатками, земельный рынок находится в начальной стадий развития и характеризуется нецивилизованными отношениями. В частности, окончательно не введена кадастровая система оценки земли на всей территории страны, хотя в ряде регионов данный процесс развивается достаточно активно, в частности, в Москве. В этой связи принято целесообразное решение о продлении бессрочного и бесплатного пользования землей под приватизированными объектами. Действительно, непонятно, как можно запускать механизм обязательной аренды и выкупа земли для приватизированных предприятий, если нет единой системы определения ее цены? Однако затягивать с решением данного вопроса никак нельзя.
    В целом же потребуется еще несколько лет, прежде чем в России сложится эффективный рынок земли. Совершенно очевидно, что создание нормального свободного рынка земли и земельного кредита прямо зависит от ликвидации субъективного влияния бюрократии и отладки всех процедур регистрации прав собственности. Только это позволит капитализировать наши гигантские земельные ресурсы и ускорить экономическое развитие страны.
     Нужно также наладить финансовую систему так, чтобы обеспечить нормальное движение финансовых средств, наладить систему ипотечного кредитования, технику купли-продажи и залога земли. Необходимо создание государственного и частных земельных банков, четкое определение роли агентов по недвижимости, юридических консультантов, регистрационных служб.
      Решение вопроса с оборотом сельскохозяйственных земель позволит реально повлиять на развитие сельского хозяйства, послужит стимулом для укрепления частных фермерских хозяйств и позволит активизировать процесс привлечение инвестиций в отрасль.
     Что касается вопроса продажи земли нерезидентам, который многие считают чуть ли не ключевым, то он, по-нашему, не является принципиальным по причине отсутствия спроса с их стороны. Кроме того, в случае коммерческой аграрной деятельности всегда можно оформить землю на российскую компанию с иностранным участием. Ограничения в идеале нужны только в приграничных регионах во избежание чисто политических проблем.

 

                  

                        V.3. Реформирование ЖКХ России

 

29 ноября Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении после повторного рассмотрения проект закона “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг”, сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”.
   Законопроект, внесенный правительством, изменяет некоторые положения устаревшего законодательства, в частности, действующих в настоящее время статей 15, 18 и 19 закона “Об основах федеральной жилищной политики” и статьи 22 закона “О ветеранах”. Поправки призваны урегулировать вопросы оплаты жилья и коммунальных услуг, а также разделения полномочий в этом вопросе между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями. При этом в законопроекте сохраняются все льготы для многих категорий населения, однако к 2005 г. часть вопросов этой сферы передается из ведения федерального центра региональным властям. Правительству РФ дается право установления основ ценообразования в сфере ЖКХ, которым должны будут следовать субъекты федерации при разработке местных стандарто

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...