Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приоритетные направления реализации программы




3.1. Комплексная информатизация образовательной системы школы.

3.1.1. Концептуальные основы проекта.

Интернет-революция, стартовавшая в начале 90-х, по настоящее время поддерживает надежду на реальную модернизацию общего образования. "Конечная цель этой революции сос­тоит вовсе не в том, чтобы обеспечить максимально широкое (и с трудом поддающееся конкретизации) использование Интернета в повседневном обучении, как это зачастую предполагается в дорогостоящих и страдающих излишествами современных проектах. На самом деле цель состоит в развитии "дистантного WWW-обучения". Такая форма обу­чения применима, когда учителя и ученики удалены друг от друга на значительное рас­стояние, а Интернет - если конкретнее, то World-Wide-Web (WWW) используется для пре­одоления этого физического разрыва. Дистантные формы содержат в себе немалый образовательный ресурс.

Это особенно актуально для качественного образования учащихся, имеющих отклонения в здоровье.

Наиболее ценным в дистанционном обучении посредством WWW является гибкость, то есть возможность выбора, которая предоставляет учащимся самостоятельно определять, где, когда, что и как изучать. Преимущество WWW-технологий в обучении состоит еще и в том, что дизайнеры обучающих программ знают, как создавать соответствующие среды, стимулирующие когнитивный аспект обучения.

В целом Интернет-технологии создают мощный дополнительный образовательный ресурс и новое поле для изобретения современных учебных средств, обеспечивающих ин­дивидуальный режим образования и, значит, больший эффект развития.

Наличие сайта – необходимое условие организации се­тевого взаимодействия. Однако простого сайта школы еще недостаточно для органи­зации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.

В 2008 году был создан школьный сайт, но он в основном носил информационный характер. Анализ показал, что отражение деятельности школы на сайте в новостном режиме не располагал к ор­ганизации и реализации сетевого взаимодействия. Не возникало мотивации для сетево­го взаимодействия. Создатели школьного сайта старого образца трактовали его как библиотеку "знаньевых" ресурсов, что выражалось в следующем:

· сайт имел малую посещаемость;

· редкую обновляемость информации на сайте;

· иерархический принцип администрирования;

· отсутствие свободного доступа к публикации информации любым инициативным посетителем сайта;

· отсутствие долгосрочных сетевых проектов на сайте;

· отсутствие возможности инициации сетевого проекта на сайте и полного его ад­министрирования любым инициативным посетителем сайта;

· сайт не обладал сервисами, предоставляю­щими возможность совместной деятельности,

· информация на сайте была систематизирована исключительно тематически, а не по проектам, событиям;

· структурной единицей образовательного сайта являлся текст, а не сетевое собы­тие и его участники;

· информация на сайте появлялась исключительно как отражение событий, проис­ходящих в результате непосредственного контакта его участников, исключая воз­можность совместной организации сетевого планирования и проживания собы­тий.

Таким образом, наличие сайта никак не гарантирует работы сетевого принципа. Кстати сказать, большинство образовательных сайтов в Интернете ничуть не проиграет, если каждый пользователь просто скачает их на свой компьютер и будет работать с ними вне сети Ин­тернет, время от времени делая обновления. То есть сайт натурально находится в сети, но его природа при этом не сетевая.

Что мы понимаем под сетевой природой образовательного сайта? Приведем десять ос­новных тезисов:

1. Сайт есть инструмент сети, состоящий из людей (или коллективных субъектов), которые в равной степени могут инициировать взаимоотношения друг с другом всобственных или взаимных интересах.

2. Структурирующим принципом организации информации на сайте является не только время появления информации на сайте, тема или сюжет, но и ее ассоци­ированность с тем или иным субъектом взаимодействия на сайте или с тем или иным совместно проживаемым проектом (событием). Этим тезисом мы определяем сетевой принцип организации информации на сайте.

3. Сайт может не просто предоставлять информацию, а полноценно работать. Точнее, он становится пространством осуществления распределенных проектов (проектов, которые реализуются совместно удаленными друг от друга участника­ми сети, ассоциированной с данным сайтом).

4. Сеть, ассоциированная с образовательным сайтом, имеет открытый характер. Это означает, что любой посетитель сайта может стать частью сети. Каждый посе­титель получает возможность инициировать взаимодействие, разворачивать образовательные проекты на сайте, размещать информацию, ассоциированную с этими проектами.

5. Участником любого образовательного процесса может стать каждый участник сети.

6. Сайт имеет разветвленную систему ссылок на сайты поддержки и сайты-сател­литы (сайты, реализующие полностью отдельное проектное направление образовательной деятельности на сайте).

7. Участники сети, ассоциированной с сайтом, являются распределенными модераторами рассылок и телеконференций по проблематике, разворачиваемой на сайте.

8. Сетевым образовательным ресурсом становится на сайте не только информа­ция, размещенная на нем, но и субъекты образовательной деятельности на сайте.

9. Управление ресурсом происходит распределено, основываясь на неиерархических принципах организации.

10. Развитие сайта обусловлено развитием сети в целом.

Однако, понимая сайт ОУ как пространство и средства сетевого взаимодействия, необ­ходимо констатировать, что в этом пространстве невозможно эффективно позициониро­вать обычные учебные программы.

Сетевая образовательная программа, помещенная на сайте, кроме "знаньевой" сос­тавляющей, должна быть "снабжена" деятельностной составляющей. Учитывая, что сете­вая образовательная программа в Интернете будет своеобразным собеседником и ко­ординатором деятельности учащегося, становится совершенно очевидным, что и по со­держанию, и по структуре такая программа будет в корне отличаться от обычной учебной программы. Форматы, содержание и структура программ будут иметь свои особенности (сетевые стандарты данной сети). Эти сетевые стандарты необходимо фиксировать в сетевых соглашениях, составляющих нормативно-правовую базу сетевого взаимодействия. Сетевые стандарты программ должны описывать следу­ющие ключевые направления:

· структура и конструкция программ;

· "идеология" программ;

· результативность;

· стартовые условия;

· аттестация;

· "конвертация" результатов;

· организационное обеспечение программ;

· финансирование программ;

· управление в сети.

Данные направления могут быть зафиксированы и детализированы в сетевом соглаше­нии школы и других образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

В качестве требований к сетевой образовательной программе мо­жно выдвигать различные положения:

· Модульность. Образовательная программа может изучаться и целиком, и отдельными частями в произвольном порядке и количестве.

· Интерактивность. Каждый участник программы имеет возможность трансфор­мировать программу сообразно индивидуальным предпочтениям.

· Проектный режим работы.

· Индивидуальная образовательная траектория.

· Конвертация результата. Перевод успехов учащегося в сетевой программе в успешность в рамках предмета, изучаемого в школе (отметки, составляющие портфолио, другие формы).

· Детализацию и определение набора требований к сетевой образовательной програм­ме, реализуемой в сети Интернет, необходимо уточнять в зависимости от актуальных задач.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...