Приоритетные направления реализации программы
3.1. Комплексная информатизация образовательной системы школы. 3.1.1. Концептуальные основы проекта. Интернет-революция, стартовавшая в начале 90-х, по настоящее время поддерживает надежду на реальную модернизацию общего образования. "Конечная цель этой революции состоит вовсе не в том, чтобы обеспечить максимально широкое (и с трудом поддающееся конкретизации) использование Интернета в повседневном обучении, как это зачастую предполагается в дорогостоящих и страдающих излишествами современных проектах. На самом деле цель состоит в развитии "дистантного WWW-обучения". Такая форма обучения применима, когда учителя и ученики удалены друг от друга на значительное расстояние, а Интернет - если конкретнее, то World-Wide-Web (WWW) используется для преодоления этого физического разрыва. Дистантные формы содержат в себе немалый образовательный ресурс. Это особенно актуально для качественного образования учащихся, имеющих отклонения в здоровье. Наиболее ценным в дистанционном обучении посредством WWW является гибкость, то есть возможность выбора, которая предоставляет учащимся самостоятельно определять, где, когда, что и как изучать. Преимущество WWW-технологий в обучении состоит еще и в том, что дизайнеры обучающих программ знают, как создавать соответствующие среды, стимулирующие когнитивный аспект обучения. В целом Интернет-технологии создают мощный дополнительный образовательный ресурс и новое поле для изобретения современных учебных средств, обеспечивающих индивидуальный режим образования и, значит, больший эффект развития. Наличие сайта – необходимое условие организации сетевого взаимодействия. Однако простого сайта школы еще недостаточно для организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.
В 2008 году был создан школьный сайт, но он в основном носил информационный характер. Анализ показал, что отражение деятельности школы на сайте в новостном режиме не располагал к организации и реализации сетевого взаимодействия. Не возникало мотивации для сетевого взаимодействия. Создатели школьного сайта старого образца трактовали его как библиотеку "знаньевых" ресурсов, что выражалось в следующем: · сайт имел малую посещаемость; · редкую обновляемость информации на сайте; · иерархический принцип администрирования; · отсутствие свободного доступа к публикации информации любым инициативным посетителем сайта; · отсутствие долгосрочных сетевых проектов на сайте; · отсутствие возможности инициации сетевого проекта на сайте и полного его администрирования любым инициативным посетителем сайта; · сайт не обладал сервисами, предоставляющими возможность совместной деятельности, · информация на сайте была систематизирована исключительно тематически, а не по проектам, событиям; · структурной единицей образовательного сайта являлся текст, а не сетевое событие и его участники; · информация на сайте появлялась исключительно как отражение событий, происходящих в результате непосредственного контакта его участников, исключая возможность совместной организации сетевого планирования и проживания событий. Таким образом, наличие сайта никак не гарантирует работы сетевого принципа. Кстати сказать, большинство образовательных сайтов в Интернете ничуть не проиграет, если каждый пользователь просто скачает их на свой компьютер и будет работать с ними вне сети Интернет, время от времени делая обновления. То есть сайт натурально находится в сети, но его природа при этом не сетевая.
Что мы понимаем под сетевой природой образовательного сайта? Приведем десять основных тезисов: 1. Сайт есть инструмент сети, состоящий из людей (или коллективных субъектов), которые в равной степени могут инициировать взаимоотношения друг с другом всобственных или взаимных интересах. 2. Структурирующим принципом организации информации на сайте является не только время появления информации на сайте, тема или сюжет, но и ее ассоциированность с тем или иным субъектом взаимодействия на сайте или с тем или иным совместно проживаемым проектом (событием). Этим тезисом мы определяем сетевой принцип организации информации на сайте. 3. Сайт может не просто предоставлять информацию, а полноценно работать. Точнее, он становится пространством осуществления распределенных проектов (проектов, которые реализуются совместно удаленными друг от друга участниками сети, ассоциированной с данным сайтом). 4. Сеть, ассоциированная с образовательным сайтом, имеет открытый характер. Это означает, что любой посетитель сайта может стать частью сети. Каждый посетитель получает возможность инициировать взаимодействие, разворачивать образовательные проекты на сайте, размещать информацию, ассоциированную с этими проектами. 5. Участником любого образовательного процесса может стать каждый участник сети. 6. Сайт имеет разветвленную систему ссылок на сайты поддержки и сайты-сателлиты (сайты, реализующие полностью отдельное проектное направление образовательной деятельности на сайте). 7. Участники сети, ассоциированной с сайтом, являются распределенными модераторами рассылок и телеконференций по проблематике, разворачиваемой на сайте. 8. Сетевым образовательным ресурсом становится на сайте не только информация, размещенная на нем, но и субъекты образовательной деятельности на сайте. 9. Управление ресурсом происходит распределено, основываясь на неиерархических принципах организации. 10. Развитие сайта обусловлено развитием сети в целом. Однако, понимая сайт ОУ как пространство и средства сетевого взаимодействия, необходимо констатировать, что в этом пространстве невозможно эффективно позиционировать обычные учебные программы.
Сетевая образовательная программа, помещенная на сайте, кроме "знаньевой" составляющей, должна быть "снабжена" деятельностной составляющей. Учитывая, что сетевая образовательная программа в Интернете будет своеобразным собеседником и координатором деятельности учащегося, становится совершенно очевидным, что и по содержанию, и по структуре такая программа будет в корне отличаться от обычной учебной программы. Форматы, содержание и структура программ будут иметь свои особенности (сетевые стандарты данной сети). Эти сетевые стандарты необходимо фиксировать в сетевых соглашениях, составляющих нормативно-правовую базу сетевого взаимодействия. Сетевые стандарты программ должны описывать следующие ключевые направления: · структура и конструкция программ; · "идеология" программ; · результативность; · стартовые условия; · аттестация; · "конвертация" результатов; · организационное обеспечение программ; · финансирование программ; · управление в сети. Данные направления могут быть зафиксированы и детализированы в сетевом соглашении школы и других образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. В качестве требований к сетевой образовательной программе можно выдвигать различные положения: · Модульность. Образовательная программа может изучаться и целиком, и отдельными частями в произвольном порядке и количестве. · Интерактивность. Каждый участник программы имеет возможность трансформировать программу сообразно индивидуальным предпочтениям. · Проектный режим работы. · Индивидуальная образовательная траектория. · Конвертация результата. Перевод успехов учащегося в сетевой программе в успешность в рамках предмета, изучаемого в школе (отметки, составляющие портфолио, другие формы). · Детализацию и определение набора требований к сетевой образовательной программе, реализуемой в сети Интернет, необходимо уточнять в зависимости от актуальных задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|