Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюционирование прав человека

Введение

 

Избранием именно этой темы для моей курсовой работы послужило то, что возможно не только я, но и многие из нас не до конца знают, а еще больше людей, даже не пользуются всеми теми правами, которыми они наделены с рождения. Многочисленная информация появляется в печати и на телевидении на тему защиты прав животных, только почему-то люди не задумываются, что в наш мир просвещенности, демократии и всеобщей эмансипации мы забываем о том, что права человека тоже нуждаются в защите. Да, животные не могут пожаловаться и потребовать защиту, как люди, однако, не все люди способны оценить, сопоставить и проанализировать возможность осуществления и защиты своих прав, в первую очередь, как Человека, как Личности и как Гражданина. Однако, прежде всего, надо знать, на что конкретно и от кого возможно посягательство.

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь "коренными" правомочиями, необходимыми для нормального существования этого самого человека. Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и так далее. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. Также наряду с правами человека сосуществуют еще права личности и права гражданина.

В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства. Права личности это права конкретного индивида в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания.

Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

Права человека отличаются от других прав в двух отношениях. Во-первых, каждый человек наделен правами человека уже в силу того, что он является человеческим существом. Права человека нельзя предоставить или приобрести. В рамках, определенных законом, права человека неотчуждаемы и в равной степени относятся ко всем людям. Во-вторых, обязанности по соблюдению прав человека лежат на государстве и его органах, а не на других индивидах. Другими словами, государство обязано не только воздерживаться от нарушений прав человека, но и защищать права одних индивидов от посягательств со стороны других. Права человека должны быть защищены законом.

Актуальность выбранной темы, являющейся одной из центральных в курсе гражданского образования, на мой взгляд, заключена в становлении активного гражданина и человека, знающего и ценящего свои права и свободы, и не позволяющего по каким-либо причинам ущемлять их. Далеко не всегда и не все права и свободы человека рассматривались как высшая ценность. Из истории известны примеры политических режимов, провозглашавших самые широкие права и свободы и беззастенчиво попиравшие их при пассивности и равнодушии граждан.

Целью изучения данного вопроса является формирование гуманистического миропонимания, чувства человеческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственности, осознания своих прав и обязанностей и их неразрывной связи, а также стремления защищать эти права. Я не буду далеко удаляться, тем более что уже одной из производной поставленной цели будет изучение прав как таковых.

В данной работе я постараюсь, максимально, на сколько возможно, перечислить, раскрыть категории и проследить эволюцию развития и защиты прав человека, основные из которых отражены в тексте Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 ноября 1948 года, и воспринятой миром, как призыв к активным действиям на пути устранения вечных проблем исторического, социального и культурного развития человечества в 1950 году. А также кратко просмотрю развитие и соблюдение прав человека в нашей стране, как в советском периоде, так и в современной России.


Глава 1. Эволюция развития и защиты прав человека

 

Эволюционирование прав человека

 

Утверждение идей прав человека - долгий и сложный процесс, который начался в древности и продолжается по сей день. По мере развития общества, у людей возникают новые потребности, а значит, появляется необходимость в новых правах. Исторический путь этих идей не был простым, а скорее тернистым. Признание даже тех прав человека, которые в настоящее время представляются нам само собой разумеющимися, например, право на свободу вероисповедания, требовало зачастую самопожертвования со стороны людей, не желавших мириться со своим бесправием.

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

По сути дела, права человека появились на свет как второе издание базовых норм морали специально для государства, которое изначально позиционировалось вне морали и вне права. Современная аргументация естественности прав человека все еще опирается на "естественно-правовую" восторженность трехвековой давности. В рамках традиционной правозащитной парадигмы[1] права человека призваны противостоять произволу государственной власти. Для европейца права человека - это перевод "десяти заповедей", а для постсоветского пространства - "морального кодекса строителя коммунизма" с "человеческого языка" на "государственный".

Человек есть творец права. Прежде всего, следует понять то, что право - неотъемлемое качество человека и свойство его бытия. Изначально человек, появившись на Земле как вид и появляясь, каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу (сначала инстинктивно, а потом осознанно), то есть реализует свое право на жизнь и свободу. Отсюда естественные, неотъемлемые права человека: на жизнь, свободу, собственность, равенство, счастье и так далее. Поэтому право обладает природной ценностью, или самоценностью.

В процессе общения людей, при реализации естественных потребностей, интересов и прав постепенно вырабатываются привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивают свободу действий, а с другой - ограничивают ее разумными с позиций социального большинства или социальной силы пределами. Устанавливается общепринятая мера, т.е. норма поведения. Человек осознает себя человеком в социальном смысле, а это и есть осознание своих прав и обязанностей по отношению к другому человеку. Человек уже с помощью права оценивает свои действия, поступки других людей в качестве правильных или неправильных, справедливых или несправедливых.

По мере развития общества естественно-правовые качества человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости и равенства для всех людей. [2]

Само зарождение прав человека, по данным историков, произошло в V-IV веках до нашей эры в древних полисах, таких как Афины и Рим. Появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав, например рабов, было неизбежным для тех этапов общественного развития.

Каждая новая ступень развития общества добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это не стихийно. Проблема прав человека всегда была и остается предметом острых классовых битв, ведущихся за обладание правами,

расширение и обогащение прав, фиксирующих положение человека в обществе.

Данный аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере

естественноисторического развития общества. Античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной свободнее античного раба, а наемный рабочий раннебуржуазного общества свободнее средневекового крепостного и так далее.

Исторически первооткрывателем в области прав человека и необходимости их защиты принципом разделения власти является буржуазная Англия. Ряд принятых законов выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принципы свободы и формального равенства, ставшие основой универсальности прав человека, придавшие им подлинно демократическое звучание:

1. Петиция о праве 1628 года, относящаяся к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала определенные обязанности на короля, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации.

2. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Habeas Corpus Act 1679 года[3], который ввел понятие "надлежащей процедуры", установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие, важнейшие для защиты прав личности, положения. [4]

3. Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии, стал Билль о правах 1689 года. Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова, свободу выборов и прений в парламенте, право обращения подданных с петицией к королю.

4. Акт об устроении или о престолонаследии 1701 года учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти нововведения стали возможными в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму. [5]

Разумеется, этими законодательными документами было положено начало борьбы за равноправие и, конечно же, этим не ограничено.

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека, воплощенное в исторических документах, произошло в США и воплощено в Декларации независимости 1776 года, провозгласившей: "Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье". [6]

Декларация возвестила наступление новой эры, в которой социальный и правовой статус личности перестал жестко определяться фактором происхождения. Однако то, что при этом к числу "людей" не были отнесены чернокожие рабы, воспринималось творцами американской конституции как вынужденное и в целом временное исключение из принципа равенства, что, на мой взгляд, создало только иллюзию правового государства на территории Америки.

Соединенные Штаты стали первым государством в мировой истории, отказавшимися от принципов сословного неравенства. В самой Конституции США от 1787 года не содержится перечень естественных неотъемлемых прав человека, и поэтому в 1789 году были предложены 10 первых поправок к Конституции, составившие Билль о правах, ратифицированного в 1791 году с внесенными 15 поправками в разные годы с 1804 по 1971. [7] В 1917 году президентом США Т.В. Вильсоном был провозглашен один из важнейших принципов устройства мира - право нации на самоопределение.

Еще одним важным документом, также оказавшим огромное влияние на формирование современной концепции прав человека, явилась французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 года. В ней говорилось, что "невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств". Декларация провозгласила, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. "Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению... Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества возможность пользоваться такими же правами". [8] Духом вольнолюбия и непримиримости к попранию человеческого достоинства пронизаны все 17 статей Декларации. Однако осуществить эти гуманистические идеалы оказалось чрезвычайно трудно и до сих пор. [9]

Крупнейшей трагедией в истории человечества стала вторая мировая война, сопровождавшаяся массовым нарушением прав человека, в том числе важнейшего из них - права на жизнь. Миллионы людей были убиты за свои политические взгляды или религиозные убеждения, по расовому или национальному признаку - миллионы евреев замучены и сожжены в печах концлагерей Рейха.

Потребовались долгие годы, многочисленные жертвы и страдания людей, чтобы все народы мира, наконец, осознали общечеловеческую ценность естественных прав и свобод человека. Это привело к созданию после завершения Второй мировой войны Организации Объединенных Наций - важнейшей целью которой стала охрана прав человека.

ООН провозгласила идею прав человека универсальной, то есть общемировой ценностью и приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой в наиболее общей форме изложены основные права и свободы, принадлежащие людям независимо от их национальности, вероисповедания или гражданства. Историческое значение этого документа состоит в том, что идеи прав человека были объявлены достоянием всего человечества, а не только Евро-Атлантической цивилизации, в недрах которой они зародились и развивались до середины XX столетия. Дата принятия Всеобщей Декларации прав человека - 10 декабря установлен Организацией Объединенных Наций как всемирный день прав человека.

Декларация прав человека явилась первым в истории человечества документом, который провозгласил универсальный, всеобщий характер прав человека. Тем самым был совершен знаменательный переворот в сознании людей. Всемирно-историческое значение Декларации заключается, во-первых, в том, что она подвела итог длительной борьбы против угнетения, несправедливости, за уважение человеческого достоинства. В ней нашли отражение все важнейшие правовые акты, касающиеся прав человека, начиная с Великой Хартии Вольностей. Во-вторых, Декларация положила начало разработке основных международных норм и стандартов в области прав человека. В-третьих, она поставила задачу, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в Декларации прав и свобод человека. В последние десятилетия ее главные принципы и идеи получили дальнейшее развитие в многочисленных пактах, конвенциях, декларациях ООН, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных организациях, обеспечивающих правовую защиту прав человека во всех сферах его жизнедеятельности. [10]

На протяжении 50-70-х годов прошлого века был принят ряд других международных документов, конкретизировавших отдельные группы прав и установивших механизмы их защиты. В числе этих документов следует, прежде всего, назвать Европейскую конвенцию по правам человека, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Эти документы сыграли большую роль в защите прав человека, однако, реалии послевоенного мира показали, что провозглашенные "универсальные" права зачастую не могли быть реализованы в отношении большие числа людей, которые фактически, были ограничены в своей правоспособности. К таким группам относились женщины, дети, представители отдельных расовых, национальных и религиозных групп. В рамках защиты прав человека подобных групп были приняты такие международные документы как "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" 1979, "Конвенция о правах ребенка" 1989, "Конвенция о защите национальных меньшинств" 1995 года.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...