Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие прав человека в России

 

В нашей стране одним из важнейших предвестников становления государства на путь укрепления и защиты прав и свобод человека я считаю, отмену крепостного права в России в 1861 году. Однако, как не прискорбно признавать, этот шаг был и остается самым весомым в истории нашего государства. Многие считают, что Октябрьская революция 1917 года привнесла свой вклад в установлении и соблюдении прав человека, но как известно из Новейшей истории, она скорее притормозила и отсрочила развитие демократии и толерантности в образовавшемся Советском Союзе Социалистических Республик.

Ценности европейской цивилизации очень медленно, с большими трудностями внедрялись в России, которая не может быть отнесена к какому-то определенному типу цивилизации. Одна из важнейших составляющих существования человечества начиная с XVII века - идея прав человека - никогда не была значимой в политических доктринах мыслителей России и поэтому не могла стать определяющим элементом общественного сознания, целью социального развития.

Поэтому и попытки "даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов" в Манифесте 17 октября 1905 года[11] не могли изменить ситуацию в России, дать ей новые ориентиры - права человека и свободу личности. Вековые традиции подавления инакомыслия и индивидуальности после провозглашения "дарованных" свобод вылились в массовые политические репрессии, был упущен исторический шанс на цивилизованное развитие общества, в основе которого - идеи прав и свобод человека. Все последующее развитие России подтвердило "особенность" и "особость" ее пути, усугубило поглощение личности коллективом, подавление индивидуализма, жесткое пресечение любых попыток пойти наперекор системе. Годы тоталитаризма сделали свое мрачное дело.

Принципы прав и свобод человека и неприкосновенности личности не могли вписаться в главную концепцию революции - диктатуру пролетариата, опирающуюся на насилие и не связанную никакими законами. Диктатура пролетариата - это антипод правового государства, поскольку она отрицает юридическое равенство и, по выражению В.И. Ленина, "дает ряд изъятий из свободы" по отношению к лицам, принадлежащим к "чуждым классам". Речь идет по сути дела о массовом подавлении индивидов, лишении их таких неотъемлемых прав, как право на жизнь, личную неприкосновенность и др. Последующий период, связанный с деятельностью И.В. Сталина, создал условия для окончательного разрыва с демократическими идеями прав и свобод личности и утверждения жестких тоталитарных начал. [12]

Николай Бердяев пишет, что в России рецепция идей демократии была оторвана от идеи прав человека и гражданина. "…Идея демократии в той прямолинейной и упрощенной форме, которая была у нас принята, породила целый ряд нравственных последствий. Отвлеченно-демократическая общественная идеология сняла ответственность с личности, с духа человеческого, а потому и лишила личность автономии и неотъемлемых прав…". [13]

Торжество этого мировоззрения проявилось в отношении к человеку как "винтику" сложной государственной машины. А какие права могут быть у "винтика, единственное назначение которого - безотказное выполнение отведенных ему функций?! Идея коллективизма в послереволюционной России была представлена в интерпретации, не совместимой с автономией и самобытностью личности. Права и свободы, официально "дарованные" человеку советскими конституциями, явились декорацией, скрывающей фасад тоталитаризма, а правовое государство объявлялось хитрым измышлением буржуазной идеологии, направленным на обман масс.

Наша страна никогда не могла похвастаться давними и прочными традициями защиты прав личности. Например, в первой половине XX века происходит быстрое развитие средств массовой информации, в жизнь людей входят радио, телевидение, появляется новый вид искусства - кино. Для людей открылась возможность новых форм творческого самовыражения, на пути которого вставали два непреодолимых препятствия - политическая цензура и национальные предрассудки. Поэтам, художникам, композиторам, режиссерам указывали, как и какие нужно писать стихи, сочинять музыку, рисовать картины, ставить спектакли. В Москве жгли книги, которые не вписывались в рамки тогдашнего представления о жизни советского человека, а их авторы должны были покинуть свою страну или оказаться в тюрьме.

Возможность выбирать представительные органы власти россияне получили лишь в 1906 году (последними в Европе), а первые всеобщие выборы глав исполнительной власти состоялись лишь в 1991. Ни при монархии, ни при Временном правительстве, ни при коммунистическом режиме представители исполнительной власти никогда не несли ответственности перед избирателями или перед представительными органами, и отвечали только перед вышестоящим начальством. Отсутствие ответственности перед гражданами порождало у чиновников ощущение собственного всевластия, а у простых людей чувство бессилия перед лицом огромной государственной машины. Представители государственного аппарата были убеждены, что власть исходит сверху, а все улучшения в положении граждан даруются свыше (Государем Императором, руководством партии и правительства). При этом граждане могли только просить (обращаться с всеподданнейшими прошениями на высочайшее имя, или с ходатайствами в ЦК КПСС и Верховный Совет), но не имели права требовать. Попытки требовать соблюдения своих прав, как правило, заканчивались трагически: 9 января 1905 года царские войска расстреляли шествие рабочих, требовавших достойных условий труда, а в июне 1962 года советские власти таким же образом поступали с демонстрацией новочеркасских рабочих электровозостроительного завода, требовавших улучшения продовольственного снабжения и повышения зарплаты. [14] В 70-80-е годы XX века советское правительство подписывало многие международные документы по правам человека, но они не публиковались в широкой печати и не соблюдались на практике - и вследствие этого не были известны государственным чиновникам и населению (как, например, Всеобщая декларация прав человека, Билль о правах человека, Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и др.). Правозащитная деятельность называлась диссидентством и каралась лишением свободы или высылкой из страны. Иными словами, государство само решало, какие из прав человека оно декларативно дарует своим гражданам (по Конституции), какие - соблюдает, а за какие - и наказывает. В результате понятие прав и свобод человека оказывалось для граждан тогдашнего советского государства совершенно не вписанным в их реальную жизнь, порождая конформистское сознание и поведение населения. [15]

Тяжкий исторический груз, ломка глубоко укоренившихся стереотипов мешают современной России войти в русло правовой государственности, преодолеть тоталитарные начала, сделать индивида с его правами и свободами главным ориентиром и целью общественного развития.

Если уделить внимание проблеме демократии, то важно отметить, что сам термин "демократия" произошел от слияния двух слов - "демос" - народ и "кратос" - власть. И изначально означал, власть в государстве должна осуществляться народом, путем голосования и референдума. Наделение же граждан таким правом должно быть зафиксировано и гарантировано. А это порождает, как следствие, еще одну не менее важную проблему, как реализация и охрана прав и свобод граждан и людей, проживающих на территории Российской Федерации.

И если учитывать, что вопрос, проблема прав и свобод возникла наравне с возникновением проблемы демократии, как одного из видов государственного устройства, то возраст этой проблемы насчитывает не одно столетие.

Это доказывается тем, что если первым демократическим государством явилась Афинская республика, возникшая в V веке до нашей эры, то нетрудно посчитать, сколько времени ушло на разрешение данного вопроса, и еще неизвестно сколько уйдет. [16].

 Пользуясь своими правами и свободами, современные поколения не должны забывать о том, какой ценой было оплачено торжество этих прав и о том, что лишь готовность противостоять несправедливости изо всех своих сил является главной гарантией соблюдения прав человека.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...