Глава 3 анализ результатов исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В.Е. Орел, анализируя зарубежные эмпирические исследования, группирует их в два больших блока, рассматривающие: ) особенности профессиональной деятельности (объективные факторы), провоцирующие «выгорание»; ) индивидуальные характеристики самих профессионалов, препятствующие или способствующие развитию данного феномена. (субъективные факторы). В этой работе мы хотели бы уделить внимание именно внутренним факторам, индивидуальным характеристикам самих студентов. В экзистенциальном подходе личность рассматривается как целостная динамическая система, неразрывно связанная с миром, но в этой работе мы будем обращать внимание именно на индивидуальные особенности - на индивидуальность. Современное общество требует от людей не столько большего объема профессиональных знаний, сколько качеств зрелой личности: готовности к изменению и развитию, к принятию самостоятельных решений, к соотнесению своих жизненных смыслов со смыслами общества и общечеловеческими ценностями. Все эти качества, по сути своей, являются проявлениями целостного мировоззрения индивидуальности как высшего уровня интеграции индивидно-личностно-субъектных характеристик человека согласно концепции Б.Г. Ананьева [3]. «Индивидуальность - дает ответ на вопрос: «Ради чего живет человек? Какова мотивация его развития? Это основа изучения сети взаимоотношений между природой, обществом и личностью, дающая возможность представить разрозненные факты, методы и закономерности в едином контексте» (А.Г. Асмолов) [2]. «Студенческое выгорание» также может иметь «внешние» и «внутренние» предпосылки. К «внешним» можно отнести особенности учебных стандартов, организационные особенности обучения, педагогические методы работы со студентами, динамику развития и психологический климат учебной группы, курса, учебного заведения.
Как «внутренние» выступают индивидуальные особенности студента: ) индивидные, 2) личностно-субъектные, а также особенности его взаимодействия с другими, то есть социальные и коммуникативные навыки и стратегии, 3) особенности его духовного мира и самовосприятия, смыслы, ценности, мотивация. Особенно значимо, на наш взгляд, влияние экзистенциальных факторов, связанных с мотивацией, смыслом пребывания в вузе: либо в силу значимости конкретной профессии, либо в силу ценности получения высшего образования самого по себе, либо в осознании ценности того и другого. Мы предполагаем, что существуют различия предпосылок кризиса самоидентификации, ведущего к «выгоранию», у студентов с различными смысловыми приоритетами. Риск возникновения «выгорания» может быть обусловлен отсутствием смысла, экзистенциальным вакуумом. Для исследования этой сферы нами была использована Методика «Уровень соотношения ценности и доступности» Е.Б. Фанталовой (УСНД) «Выгорание» может наступать вследствие разочарования в себе при осознании несоответствия данной профессии по каким-то критериям; либо в результате разочарования в самой профессии при несоответствии реальности первоначальным ожиданиям. Студент может разочароваться в себе, осознавая то, что он не выдерживает требований, предъявляемых процессом обучения, либо разочароваться в высшем образовании, осознав, что существующая система не соответствует его ожиданиям. Для выявления особенностей отношения с ценностями была использована шкала экзистенции. В экзистенциальном подходе человек рассматривается в постоянной динамике, и изучается в кризисе. Поэтому мы взяли именно 1, 3 и 4 курс. Так как 1 курс - это кризис адаптации к новой ситуации, и как бы «исходное состояние» перед кризисом самоидентификации, который приходится на 3 курс. На наш взгляд это один из самых сильных кризисов студенчества. А 4 курс, соответственно, после выхода из этого кризиса, но на подходе к другому - становлению себя как профессионала, поиску работы. На пороге принятия решения о профессиональном определении себя (работать по профессии или искать другую специальность, или продолжать обучение).
Результаты пилотажного исследования
Нами проведено пилотажное интернет-исследование феномена студенческого «выгорания» методом свободного эссе, и проведен качественный анализ полученных данных. Мы предложили студентам старших курсов ответить на вопрос: «Существует ли «выгорание» у студентов? Если да, то как и в чем оно проявляется?». В качестве испытуемых выступили студенты 18-25 лет (3-5 курс) архитектурного, психологического факультетов и медицинской академии, N=29. Полученные ответы анализировались методом контент-анализа с целью выявления основных проявлений «выгорания», а также возможных предпосылок его возникновения, так как часто студенты отмечали их, описывая этот феномен. В ходе анализа выделились следующие категории проявления «выгорания»: ) Соматические проявления (7,32 %). Пример: «Головные боли, спазмы, даже утром после сна чувствуешь себя уставшим». ) Замкнутость, апатия, безразличие, истощение (16,95 %). Пример: «Это ощущение, будто я потерялась в толпе незнакомцев с одинаковыми лицами и голосами. У всех одинаково раздраженные интонации,и каждый напоминает одного из своры дворовых собак. Это первое впечатление от института. А потом мне стало безразлично. Будто меня здесь нет». ) Нежелание действовать в группе, агрессия, направленная на других членов группы (6,1 %). Пример: «…мы устали от постоянной необходимости взаимодействовать и общаться на занятиях, иногдаэтого совсем не хочется…» ) Снижение самооценки (2,44 %). Пример: «Еще один симптом -сильное падение самооценки и веры в светлое будущее даже у лучших студентов. Осознание собственной ничтожности прилагается». ) Отсутствие мотивации, заинтересованности (12,19 % от всех ответов). ) Неудовлетворенность, бессмысленность, неоцененность (7,32 %).
) Неопределенность, страх будущего (3,66 %). ) Разочарование в будущей профессии, несоответствие ожиданиям, переоценка выбора (9,76 %). Респондентами названы возможные предпосылки студенческого «выгорания»: ) Стрессы (7,32 %). ) Непереносимость фрустраций (4,88 %). ) Перфекционизм (4,88 %). ) Отсутствие навыков учения и общения (2,44 %). ) Большая нагрузка (6,1 %). Пример: «Огромное множество теорий на одну тему, зачастую неструктурированных, которые порою противоречат друг другу и которые нам нужно все знать и понимать». «Иногда я чувствую, что на меня упала гора информации и раздавила меня…» ) Формальное отношение преподавателей к результатам труда студентов (4,88 %). Пример: «…когда сдаешь диплом с матерными частушками посреди текста, а руководитель этого уже третий раз не замечает». «Когда по расчетам курсовой башенный кран вдвое выше потолка в цехе, а за это ставят „отлично”». ) Однообразие, монотонность (4,88 %). Проявления, описанные испытуемыми, соотносятся с параметрами профессионального выгорания, разработанными К. Маслач [2], однако студенты видят проблему шире, и помимо социального уровня, выделенного К. Маслач, рассматривают духовный (отсутствие мотивации, смысла) и биологический (соматические проявления). В связи с этим, будет неверно называть этот феномен у студентов стрессом, профессиональным или эмоциональным выгоранием. Скорее всего, феномен «выгорания» нужно понимать шире, в био-социо-духовной целостности отношений студентов с миром, и с экзистенциальными данностями бытия, куда входят и отношения с профессией, и экзистенциальный кризис самоидентификации. У всех принимавших участие в пилотажном исследовании студентов, их будущая профессия неразрывно связана с ответственностью. Возможно, именно этим и обусловлено выделение такой категории как «перфекционизм». И столкновение с формальным подходом преподавателей к проверке творческих работ (либо в силу занятости, либо в силу личностных особенностей), несомненно, усугубляет студенческое «выгорание» о чем свидетельствует 4,88 % всех ответов. На «выгорание», безусловно, влияет и специфика будущей профессии: у архитекторов уже в процессе обучения множество творческих заданий, у психологов - очень много вынужденного общения, у медиков - огромный объем информации и очень большая ответственность за жизнь пациента, к которой готовят уже с первых курсов [6].
На основании этого пилотажного исследования была построена вся наша последующая работа. Результаты пилотажного исследования были опубликованы в сборнике ярославской конференции.
Анализ исследования выгорания во всей выборке
После проведения методики измерения профессионального выгорания Маслач на всей выборке были получены следующие данные: Шкала Эмоциональное истощение. Рассматривается как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. По этой шкале был выделен средний балл: 29,92 и среднеквадратическое отклонение 8,28. Соответственно к средним результатам были отнесены результаты, входящие в интервал от 25,78 до 34,6. В итоге средних результатов 31, выше и ниже нормы 11. Шкала Деперсонализация. Проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В иных случаях - повышение негативизма, циничности. По этой шкале средний балл 11,25 и среднеквадратическое отклонение 5,23. Соответственно средние результаты находятся в интервале значение от 8,63 до 13,9. Средних результатов 18, ниже нормы 13, выше нормы 22 результата. Шкала Редукция личных достижений. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. По этой шкале средний - 24, среднеквадратическое отклонение 7,08. Средний интервал от 20,46 до 27,54. Средних результатов 20, ниже нормы 14, выше нормы 19. Общий уровень эмоционального выгорания. По общему показателю средний 64,9, среднеквадратическое отклонение 16,8. Интервал - от 56,5 до 73,3. Норма - 23, ниже нормы 13, выше нормы 17. Среди всех исследованных студентов не оказалось людей, с нулевыми результатами, поэтому в качестве контрольной группы мы берём группу с низким уровнем по этому показателю. Мы разделили результаты на 3 группы. 1 группа - студенты с низким уровнем эмоционального выгорания, 2 - студенты со средним уровнем, и 3 - студенты с высоким уровнем выгорания. Во все 3 группы вошли студенты всех трёх вузов, всех курсов, всех специальностей и обоих полов.
Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что выгорание в студенческой среде существует.
3.3 Взаимосвязь экзистенциальной исполненности жизни с уровнем выгорания
Таблица 1 - Средние значения по шкалам экзистенциальной исполненности для всех трёх групп
Примечания: SD - Самодистанцирование; ST - Самотрансценденция; F - Свобода; V - Ответственность; P - Персона; E - Экзистенция; G - Общий показатель экзистенциальной исполненности.
Таблица 2 - Результаты сопоставления трёх групп по критерию Крускала-Уоллиса
Примечания: Chi-Square - эмперическое значение χ2; df - число степеней свободы; Asymp. Sig - уровень значимости р
Рисунок 1 - Профили по методике Лэнгле, для групп с разным уровнем выгорания.
По результатам таблицы 2 видно, что по всем шкалам, кроме свободы (F), имеются статистически значимые различия. Из этого можно сделать вывод, что наличие высокого уровня выгорания связано с уровнем показателей экзистенциальной исполненности. Со всеми, кроме свободы. Это может быть связано с тем, что свобода (способность находить в мире возможности) это более фундаментальная категория, и выгорание не может оказать влияние на субъективное восприятие свободы. Р. Мэй рассматривал свободу как первое, и самое важное слагаемое личности. Наверное из-за фундаментальности этой категории и не прослеживается взаимосвязь с выгоранием. Связь ответственности и экзистенции с выгоранием есть, и она статистически значима, но эта связь слабее, чем остальные (p < 0,05). На рисунке 1 представлены профили всех трёх групп.
3.3.1 Взаимосвязь экзистенциальной исполненности жизни с низким уровнем выгорания
Таблица 3 - Корреляционная таблица результатов 1 группы по «Шкале экзистенции» Лэнгле и опроснику Маслач
Примечания: SD - Самодистанцирование; ST - Самотрансценденция; F - Свобода; V - Ответственность; P - Персона; E - Экзистенция; G - Общий показатель экзистенциальной исполненности; ЭИ - эмоциональное истощение; Д - деперсонализация; РД - редукция личных достижений; Общ - общий уровень выгорания При помощи коэффициэната корреляции Пирсона была составлена корреляционная матрица (таблица 3), по которой видна умеренная корреляция между такими шкалами опросников как: Эмоциональное истощение и свобода, экзистенция. Деперсонализация и самодистанцирование, ответственность и персона. Редукция личных достижений и общий уровень выгорания не показали взаимосвязи с результатами «шкалы экзистенции». Эмоциональное истощение умеренно коррелирует с параметром свободы и экзистенции. Шкала экзистенции - это сумма шкал свободы и ответственности, а с ответственностью в этой группе эмоциональное истощение не коррелирует, так что можно считать что есть корреляция только со свободой. По этой же причине мы не будем рассматривать корреляцию с общим показателем экзистенциальной исполненности (G). Умеренная обратная связь истощения и свободы может говорить о том, что чем больше человек видит в мире возможностей, тем меньше снижен эмоциональный фон, проявляется равнодушие или эмоциональное перенасыщение. Возможно это из-за того, что при низком показателе свободы человек сложнее находит варианты решения проблем, видит меньше возможностей действия - и это приводит к истощению, однако и истощение может приводить к тому, что человек не может видеть достаточно возможностей. Однако мы рассматриваем группу с низким уровнем выгорания, и вариант того, что снижение способности видеть возможности в мире порождает эмоциональное истощение наиболее вероятен. Взаимосвязь деперсонализации и самодистанцирования, ответственности и персоны. Шкала персоны (P) состоит из шкал самодистанцирования и самотрансценденции, так как взаимосвязь деперсонализации и самотрансценденции слабая, то эту корреляцию мы рассматривать не будем. В этой группе получается, что деперсонализация это своеобразное выключение собственной индивидуальности из деятельности. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми, самодистанцирование это отношения с самим собой, взгляд со стороны на себя. В этой группе выборки мы получили прямую умеренную корреляцию между этими показателями. Возможно, чем лучше личность может выходить за рамки себя, смотреть на себя со стороны, как бы выключая свою индивидуальность из деятельности, тем выше уровень деформации отношений с другими людьми. Деперсонализация может проявляться в повышении зависимости от других людей, в других случаях в повышении негативизма, циничных установок и чувств по отношению к другим людям - в этом случае личности нужны навыки самодистанцирования. Чем более личностно вовлечён человек - тем лучше у него отношения с другими людьми. Взаимосвязь деперсонализации и ответственности также умеренная и прямая (0,34). Ответственность понимается как способность доводить до конца решения, принятые на основании личных ценностей. На наш взгляд вполне закономерна деформация в отношениях личности с людьми, чья ответственность ниже, чем у этой личности. Особенно при высоких значениях ответственности. При том, что в этой группе значения ответственности значимо выше, чем в остальных группах. В первой группе, отличающейся самым низким уровнем выгорания, обнаружены взаимосвязи между эмоциональным истощением и свободой, а также между деперсонализацией и самодистанцированием, и между деперсонализацией и ответственностью. Взаимосвязь экзистенциальной исполненности жизни со средним уровнем выгорания
Таблица 4 - Корреляционная таблица результатов 2 группы по «Шкале экзистенции» Лэнгле и опроснику Маслач
Примечания: SD - Самодистанцирование; ST - Самотрансценденция; F - Свобода; V - Ответственность; P - Персона; E - Экзистенциальность; G - Общий показатель экзистенциальной исполненности; ЭИ - эмоциональное истощение; Д - деперсонализация; РД - редукция личных достижений; Общ - общий уровень выгорания По таблице 4 видно, что в группе со средним уровнем эмоционального выгорания есть корреляционные зависимости между: эмоциональным истощением и самодистанцированием, экзистенцией и показателем общей экзистенциальной исполненности. Деперсонализация в этой группе ни с чем не коррелирует, а редукция личных достижений со всем, кроме свободы. Общий уровень выгорания коррелирует также со всем, кроме свободы, но это связано с корреляциями редукции личных достижений. Взаимозависимость между эмоциональным истощением и самодистанцированием умеренная и обратная, то есть чем меньше у человека способность видеть себя отстранённо, со стороны, тем выше у него эмоциональное истощение. Человек, обладающий способностью к SD, может отодвинуть при необходимости свои желания, представления, чувства и намерения, чтобы взглянуть на себя и на ситуацию с некоторой дистанции. Не ориентироваться лишь на самого себя, не действовать, будучи слепым по отношению к миру, не реагировать, непосредственно отвечая на случайные стимулы, а воспринимать ситуацию, размышлять над ней и трезво видеть данности ситуации. Для человека обладающего способностью к самодистанцированию вполне естественен меньший уровень эмоционального истощения, способность воспринимать ситуацию в целом, отойдя от своих переживаний, вполне может защитить эти самые переживания, и оставить эмоции в более сохранном виде. Эмоциональное истощение и экзистенциальность тоже имеют обратную умеренную взаимосвязь (-0,33). Шкала экзистенциальность состоит из шкал свободы и ответственности, однако в отдельности они не показали большой корреляции, следовательно взаимосвязь есть именно с экзистенциальностью. Чем ниже уровень эмоционального истощения, тем выше способность ориентироваться в этом мире, приходить к решениям и ответственно воплощать их в жизнь, меняя таким образом реальность в лучшую сторону. Показатель Е свидетельствует о способности конструктивно обходиться с внешним миром, решительно и ответственно с ним справляться, что в свою очередь может быть своеобразной профилактикой эмоционального истощения. Низкий показатель Е указывает на образ жизни, в котором решения принимаются с трудом и есть бездействие. На него влияет: неуверенность в принятии решений, неуверенность в «экзистенциальном месте» («мое ли это место?»), необязательность, сдержанность, незнание того, что нужно делать, малая способность выдерживать нагрузки, чувствительность к помехам, склонность начинать действовать на основании внешних побуждающих причин без внутреннего соотнесения. Это само по себе способствует развитию эмоционального истощения, и усугубляет его. Редукция личных достижений коррелирует со всеми шкалами, кроме свободы. Группы между собой не отличаются по шкале свободы, и редукция личных достижений не имеет выраженной взаимосвязи с этой шкалой. Редукция личных достижений может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Все связи с этим параметром обратные и умеренные (от -0,31 до -0,44). А. Лэнгле пишет «…Показатель P (сумма показателей SD и ST) описывает важную характеристику человека, а именно его когнитивную и эмоциональную доступность для себя и для мира. Низкие показатели P могут быть расценены как признак того, что базовые персональные способности блокированы и не используются. Если такие блокады продолжаются долго, то они проявляются в форме личностных расстройств и психозов…» что мы и можем наблюдать при развитии редукции личных достижений. Показатель Е (экзистенциальность, сумма показателей F и P) измеряет способность решительно и ответственно идти в мир, включаться в жизнь. Однако при развитии редукции достижений, то есть негативной оценки себя как будущего специалиста или как личности, способность «идти в мир» предсказуемо снижается. Во второй группе, отличающейся средним уровнем эмоционального выгорания, обнаружена взаимосвязь эмоционального истощения и самодистанцирования. Деперсонализация в этой группе ни с чем не коррелирует, а редукция личных достижений со всеми шкалами, кроме свободы.
Взаимосвязь экзистенциальной исполненности жизни с высоким уровнем выгорания
Таблица 5 - Корреляционная таблица результатов 3 группы по «Шкале экзистенции» Лэнгле и опроснику Маслач
Примечания: SD - Самодистанцирование; ST - Самотрансценденция; F - Свобода; V - Ответственность; P - Персона; E - Экзистенциальность; G - Общий показатель экзистенциальной исполненности; ЭИ - эмоциональное истощение; Д - деперсонализация; РД - редукция личных достижений; Общ - общий уровень выгорания В таблице 5 представлены результаты корреляции для 3 группы, с высоким уровнем выгорания. Видна корреляционная связь между эмоциональным истощением и самодистанцированием и самотрансценденцией, которые составляют вместе шкалу P (персона). Также есть взаимозависимость между деперсонализацией и самотрансценденцией и свободой. Редукция личных достижений в этой группе не проявила взаимосвязь со шкалами опросника Лэнгле. Эмоциональное истощение и Показатель Р (SD+ST) имеют среднюю обратную корреляцию (-0,53). Персона описывает степень раскрытия Бытия-Person: насколько человек открыто воспринимает мир и себя самого. Чем выше уровень эмоционального истощения, тем менее открыт человек в своём восприятии мира и себя, тем сложнее человеку раскрыться для этого восприятия. Взаимозависимость между деперсонализацией и самотрансценденцией и свободой. Самотрансценденция (ST) измеряет свободную эмоциональность, которая проявляется в способности: чувствовать близость к чему-либо/кому-либо и сочувствовать; жить ради чего-то/кого-то (ориентироваться в действиях на смысл, а не только на цель); чувствовать ценности, переживать захваченность ценностью, эмоционально откликаться; воспринимать глубокие внутренние отношения, экзистенциальную значимость происходящего. Таким образом, ST описывает способность человека прикасаться к ценностным основаниям мира и воспринимать собственную внутреннюю затронутость в этом чувствовании. При выраженной деперсонализации высокая самотрансценденция просто невозможна, что подтверждается в этой группе умеренной обратной корреляцией (-0,45). Взаимосвязь между деперсонализацией и свободой (-0,35). Свобода (F) охватывает способность находить реальные возможности действия, создавать из них иерархию в соответствии с их ценностью и таким образом приходить к персонально обоснованному решению. Чем ниже эта способность, чем меньше вариантов и возможностей воспринимает человек, тем больше вероятность деформации отношений с окружающими. Человек может просто не увидеть другой возможности, кроме как вести себя с людьми так. Чем ниже способность находить в мире возможности, тем больше вероятность деформации отношений с людьми. В третьей группе, с самым высоким уровнем выгорания, обнаружены взаимосвязи между эмоциональным истощением и персональностью, деперсонализацией и свободой, и деперсонализацией и самотрансценденцией. Таким образом мы обнаружили разные взаимосвязи в разных группах. В группе с низким уровнем выгорания - обратная взаимосвязь эмоционального истощения и свободы, прямая взаимосвязь деперсонализации и самодистанцирования и ответственности. В группе со средним уровнем выгорания - эмоциональное истощение имеет обратную связь с самодистанцированием, а редукция личных достижений имеет обратную связь со всеми показателями, кроме свободы. В группе с высоким уровнем выгорания эмоциональное истощение связано с самотрансценденцией и самодистанцированием, то есть с персональностью. А деперсонализация связана с самотрансценденцией и свободой.
Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций с уровнем выгорания
Для изучения ценностных ориентаций использовалась методика «Уровень соотношения ценности и доступности» Е.Б. Фанталовой (УСНД). Данная методика рассматривает 12 основных общечеловеческих ценностей и выявляет соотношение таких психологических параметров, как «Ценность» (Ц) и «Доступность» (Д) для человека каждой из этих ценностей. . Активная, деятельная жизнь; . Здоровье (физическое и психическое); . Интересная работа; . Красота природы и искусства; . Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); . Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); . Наличие хороших и верных друзей; . Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); . Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие); . Свобода как независимость в поступках и действиях; . Счастливая семейная жизнь; . Творчество (возможность творческой деятельности)
Таблица 6 - Средние показатели разности «ценности» и «доступности» по группам
Таблица 7 - Результаты сопоставления ценностной сферы трёх групп по критерию Крускала-Уоллиса
Примечания:Chi-Square - эмперическое значение χ2; df - число степеней свободы; Asymp. Sig - уровень значимости р По результатам проверки критерием Крускала-Уоллиса различия между группами достоверны только по результатам 9 ценности (р < 0,05, χ2крит = 5,99), в остальных ценностях различия не достоверны статистически. 9 ценность - познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие) по этой ценности наблюдается тенденция к вакууму, то есть субъективная доступность познания для студентов немного выше субъективной ценности. Причём самый маленький вакуум в группе с высоким уровнем выгорания, возможно потому что для них познание менее доступно, чем для остальных групп, так как при высоком уровне эмоционального выгорания необходимо преодолевать гораздо больше проблем для адекватного усвоения информации. Для всей выборки характерно наличие вакуума по 4 ценности (Красота природы и искусства), и внутреннего конфликта по 11 ценности (счастливая семейная жизнь). Конфликт, вызванный большей ценностью семейной жизни чем её доступностью, объясняется возрастом испытуемых. Именно в студенческом возрасте люди обычно уже задумываются о создании семьи, но по объективным обстоятельствам многие не решаются этого делать до окончания вуза. А высокая ценность семьи объясняется спецификой выборки (12 юношей и 41 девушка).
Таблица 8 - Результаты сопоставления ценности семьи в зависимости от пола, по критерию Крускала-Уоллиса
По результатам сопоставления видно, что ценность семьи у юношей и девушек значимо различается, при р<0,05. (χ2эмп=5,06 что больше, чем χ2крит=3,84, при р=0,05). Также наблюдается тенденция к меньшей доступности здоровья, в группе с высоким уровнем выгорания, но статистически эта связь не подтверждается. Таким образом гипотеза о различии в ценностной сфере не подтверждается.
ВЫВОДЫ
1. В целом можно говорить о наличии у студентов феномена, близкого к «профессиональному выгоранию». . Наша теоретическая гипотеза частично подтвердилась, индивидуальные особенности экзистенциальной исполненности жизни студентов с феноменом эмоционального выгорания отличаются от индивидуальных особенностей исполненности жизни студентов с умеренным выгоранием и без эмоционального выгорания. Однако ценностные особенности студентов с феноменом эмоционального выгорания статистически значимо не отличаются от ценностных особенностей студентов с умеренным выгоранием и без эмоционального выгорания . В группе с низким уровнем выгорания видна обратная взаимосвязь эмоционального истощения и свободы, чем более свободным себя ощущает человек, чем больше возможностей он может видеть в мире, тем меньше у него предпосылок к выгоранию, т.к. эмоциональное истощение является основной составляющей эмоционального выгорания. . Также в нруппе с низким уровнем выгорания обнаружилась прямая взаимосвязь деперсонализации и самодистанцирования, чем более личностно вовлечён человек - тем лучше отношения с другими людьми, и тем он меньше подвержен влиянию деперсонализации. . Также в группе с низким уровнем выгорания имеет место быть прямая взаимосвязь деперсонализации и ответственности. Чем больше способность воплощать свои решения в жизнь, тем большее выключение своих эмоций из этой деятельности. . В группе со средним уровнем выгорания - эмоциональное истощение имеет обратную связь с самодистанцированием, то есть чем больше способность к отстранению своего субъективного, тем меньше предпосылок к возникновению выгорания. . Также в группе со средним уровнем выгорания едукция личных достижений имеет обратную связь со всеми показателями, кроме свободы. То есть чем более субъективно осмыслена жизнь, тем меньше выраженность редукции достижений, более высокое оценивание себя и своих достижений. . В группе с высоким уровнем выгорания эмоциональное истощение связано с самотрансценденцией и самодистанцированием, то есть с персональностью. Чем выше способность ориентироваться и разбираться в своём внутреннем мире, тем меньше предпосылок для эмоционального истощения, возникновения выгорания. . Также в группе с высоким уровнем выгорания деперсонализация связана с самотрансценденцией, чем выше способность человека прикасаться к ценностным основаниям мира и воспринимать собственную внутреннюю затронутость в этом чувствовании, тем лучше отношения с окружающими, тем ниже деперсонализация. . Имеет место быть связь между деперсонализацией и свободой в группе с высоким уровнем выгорания, чем больше способность видеть возможности в мире, тем лучше отношения с окружающими и с собой. . Между тремя группами имеются статистически значимые различия по показателям экзистенциальной исполненности жизни, кроме показателя «свобода». Субъективное восприятие осмысленности жизни у людей с разным уровнем выгорания различается, чем меньше уровень выгорания, тем ниже общая субъективная осмысленность жизни. . Однако нет статистически значимых различий между уровнем соотношения ценности и доступности 12 ценностей, кроме различия в доступности познания. Студент, который ощущает меньшую доступность познания, больше подвержен эмоциональному выгоранию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были исследованы индивидуальные особенности студентов с разным уровнем эмоционального выгорания. Для этого были выделены группы с низким, средним и высоким уровнем эмоционал
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|