Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков




Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению

Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:

  • Ранние попытки к суициду;
  • Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • Суициды в семье или в окружении друзей;
  • Алкоголизм;
  • Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
  • Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
  • Хронические или смертельные болезни;
  • Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
  • Семейные проблемы.
  • Психические заболевания, а именно:
  • Депрессия;
  • Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • Маниакально-депрессивный психоз;
  • Шизофрения.

Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала. Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

· Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

· Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении
или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

· Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

· Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

· Погруженность в размышления о смерти;

· Отсутствие планов на будущее;

· Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Приложение 3

Признаки депрессии у детей и подростков

ДЕТИ

 

ü Печальное настроение

 

ü Потеря свойственной детям энергии

 

ü Внешние проявление печали

 

ü Нарушение сна

 

ü Соматические жалобы

 

ü Изменение аппетита или веса

 

ü Ухудшение успеваемости

 

ü Снижение интереса к обучению

 

ü Страх неудачи

 

ü Чувство неполноценности

 

ü Самообман – негативная самооценка

 

ü Чувство «заслуженной отвергнутости»

 

ü Чрезмерная самокритичность

 

ü Сниженная социализация, замкнутость

 

ü Агрессивное поведение, отреагирование в действиях

 

ПОДРОСТКИ

 

ü Печальное настроение

 

ü Чувство скуки

 

ü Чувство усталости

 

ü Нарушение сна

 

ü Соматические жалобы

 

ü Неусидчивость, беспокойство

 

ü Фиксация внимания на мелочах

 

ü Чрезмерная эмоциональность

 

ü Замкнутость

 

ü Рассеянность внимания

 

ü Агрессивное поведение

 

ü Непослушание

 

ü Склонность к бунту

 

ü Злоупотребление алкоголем или наркотиками

 

ü Плохая успеваемость

 

ü Прогулы в школе

 

Приложение 4

Алгоритм действий классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению.

 

1. Если педагог заметил у ребенка признаки суицидального/аддиктивного поведения, прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить ребенка задер­жаться в классе и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу. Далее стоит деликатно отправить ре­бенка на консультацию к школьному психологу, который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодейство­вать в поиске квалифицированных врачей и психологов.

 

2. Если же психолога в школе нет, после беседы с ребенком сле­дует провести беседу с родителями так же максимально спо­койно. Родителям надо объяснить, что в данном случае воз­можно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка.

 

3. Рассказать родителям «Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению».

 

Рекомендации классному руководителю, социальному педагогу

По ведению беседы при работе с детьми,

склонными к суицидально­му и аддиктивному поведению.

 

 

· Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажет­ся, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - груст­ный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».

· В то же время разговор должен быть уверенным.

· К разговору стоит подготовиться.

· Следует показать ребенку, что не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.

· Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчи­во.

 

Приложение 5

Алгоритм действий родителей детей, склонных к суици­дальному

И аддиктивному поведению.

 

 

1. Беседа с ребенком.

 

2. После спокойной беседы с ребенком следует отвести его к врачу (врач-нарколог, психиатр, врач-психотерапевт) для оказания адекватной в данном случае медицинской помощи.

 

 

3. Попросить у врача информацию о том, где можно найти квали­фицированных психологов по данному вопросу в данной терри­тории. В случае отсутствия информации, обратиться в отдел здравоохранения, образования, либо найти психолога самостоя­тельно.

 

4. Так же необходимо посетить психолога самому родителю, а при необходимости пройти курс психотерапии для избежания воз­никновения синдрома созависимости и формирования адекват­ного поведения родителей с проблемным ребенком.

 

Рекомендации родителям по ведению беседы с детьми, склонны­ми к суицидальному и аддиктивному поведению

Первый разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что ваши подозрения не напрасны.

•Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос - такой способ не будет иметь необходимого результата, так как ребенок, ощущая враждебность родителей, ничего не расскажет, или же родитель таким образом может попросту до­биться рецидива.

•В то же время все ваши подозрения и претензии вы должны предъявлять ребенку уверенно, возможно даже жестко. Это даст ребенку понять, что его контролируют, и все, что с ним происходит, не остается без внимания родителей.

•К такому разговору стоит тщательно подготовиться. Можно заранее записать для себя на листе бумаги все происходящие события с указанием дат.

•Следует показать ребенку, что несмотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.

•В случае, если вы подозреваете своего ребенка в употреблении ПАВ, то наиболее вероятно, что в результате первого разговора будет категорическое отрицание факта приема наркотиков. В этом случае следует сказать примерно следующее: «Я тебе верю, и все же ты по­нимаешь, что наркоманов вокруг очень много, и я беспокоюсь за тебя и твое будущее, тем более, что в последнее время ты начал вести себя необычно. Мы хотели бы, чтобы ты прошел экспертизу для того, что­бы убедить нас в нашей неправоте и успокоить. Это будет лучше, чем любые слова и обещания. Если тесты докажут, что мы неправы, то мы извинимся за наши подозрения и успокоимся».

•Важно, чтобы наркологическая экспертиза была проведена в течение трех суток после эпизода, который вы расцениваете как со­стояние наркотического опьянения.

•Если же у ребенка наблюдается суицидальное поведение, ко­нечной целью разговора станет договоренность с ребенком о том, что он начнет посещать консультации психолога. Пример: «Мы готовы тебе помочь во всем, ты можешь обращаться к нам в любое время. И все же нам кажется, что тебе стоит так же обратиться за помощью к специалисту, который будет беспристрастен и опытен в решении та­ких вопросов».

 


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

ПРАВИЛА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ

* Не подозревать дурного;

* Не высмеивать;

* Не выслеживать;

* Не выспрашивать;

* Не подшучивать;

* Не принуждать к ответственности;

* Не контролировать интимный опыт общения;

* Создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;

* Созидать навыки общения в доме по принципу открытости;

* Давать право на собственный опыт;

КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ

В школе:

* Предоставлять реальную возможность в достижении успеха;

* Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания;

* Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;

* Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть некогда критичным, циничным по отношению к нему;

* Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания;

* Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.

В семье:

* Проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем;

* Создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье;

* Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;

* Предпочитать требовательность - безразличию, свободу - запретам, тепло в отношениях - отчужденности;

* Снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим!

* Избегать ортодоксальных суждений;

* Уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.

К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ОБИДЫ

Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:

* К стремлению «уйти в себя»;

* К изолированности;

* К отчуждению во взаимоотношениях;

* К стремлению «выяснить отношения», что может перейти в конфликт;

* К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;

* К еще большему перевесу эмоционального над рациональным;

* К повышению нервно-психической напряженности;

* К снижению активности;

* К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценить поступающую информацию.

КОГДА РЕБЕНКУ ОБИДНО

* Обидно, когда все беды валят на тебя;

* Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными;

* Обидно, когда тебе не доверяют;

* Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;

* Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;

* Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие от которого не отвяжешься;

* Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;

* Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;

* Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;

* Обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили.

ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...