О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:
Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала. Признаками эмоциональных нарушений являются:
· Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; · Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении · Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку; · Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; · Погруженность в размышления о смерти;
· Отсутствие планов на будущее; · Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей. Приложение 3 Признаки депрессии у детей и подростков ДЕТИ
ü Печальное настроение
ü Потеря свойственной детям энергии
ü Внешние проявление печали
ü Нарушение сна
ü Соматические жалобы
ü Изменение аппетита или веса
ü Ухудшение успеваемости
ü Снижение интереса к обучению
ü Страх неудачи
ü Чувство неполноценности
ü Самообман – негативная самооценка
ü Чувство «заслуженной отвергнутости»
ü Чрезмерная самокритичность
ü Сниженная социализация, замкнутость
ü Агрессивное поведение, отреагирование в действиях
ПОДРОСТКИ
ü Печальное настроение
ü Чувство скуки
ü Чувство усталости
ü Нарушение сна
ü Соматические жалобы
ü Неусидчивость, беспокойство
ü Фиксация внимания на мелочах
ü Чрезмерная эмоциональность
ü Замкнутость
ü Рассеянность внимания
ü Агрессивное поведение
ü Непослушание
ü Склонность к бунту
ü Злоупотребление алкоголем или наркотиками
ü Плохая успеваемость
ü Прогулы в школе
Приложение 4 Алгоритм действий классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению.
1. Если педагог заметил у ребенка признаки суицидального/аддиктивного поведения, прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить ребенка задержаться в классе и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу. Далее стоит деликатно отправить ребенка на консультацию к школьному психологу, который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодействовать в поиске квалифицированных врачей и психологов.
2. Если же психолога в школе нет, после беседы с ребенком следует провести беседу с родителями так же максимально спокойно. Родителям надо объяснить, что в данном случае возможно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка.
3. Рассказать родителям «Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению».
Рекомендации классному руководителю, социальному педагогу По ведению беседы при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению.
· Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - грустный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь». · В то же время разговор должен быть уверенным. · К разговору стоит подготовиться. · Следует показать ребенку, что не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями. · Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчиво.
Приложение 5 Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному И аддиктивному поведению.
1. Беседа с ребенком.
2. После спокойной беседы с ребенком следует отвести его к врачу (врач-нарколог, психиатр, врач-психотерапевт) для оказания адекватной в данном случае медицинской помощи.
3. Попросить у врача информацию о том, где можно найти квалифицированных психологов по данному вопросу в данной территории. В случае отсутствия информации, обратиться в отдел здравоохранения, образования, либо найти психолога самостоятельно.
4. Так же необходимо посетить психолога самому родителю, а при необходимости пройти курс психотерапии для избежания возникновения синдрома созависимости и формирования адекватного поведения родителей с проблемным ребенком.
Рекомендации родителям по ведению беседы с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению Первый разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что ваши подозрения не напрасны. •Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос - такой способ не будет иметь необходимого результата, так как ребенок, ощущая враждебность родителей, ничего не расскажет, или же родитель таким образом может попросту добиться рецидива. •В то же время все ваши подозрения и претензии вы должны предъявлять ребенку уверенно, возможно даже жестко. Это даст ребенку понять, что его контролируют, и все, что с ним происходит, не остается без внимания родителей. •К такому разговору стоит тщательно подготовиться. Можно заранее записать для себя на листе бумаги все происходящие события с указанием дат. •Следует показать ребенку, что несмотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями. •В случае, если вы подозреваете своего ребенка в употреблении ПАВ, то наиболее вероятно, что в результате первого разговора будет категорическое отрицание факта приема наркотиков. В этом случае следует сказать примерно следующее: «Я тебе верю, и все же ты понимаешь, что наркоманов вокруг очень много, и я беспокоюсь за тебя и твое будущее, тем более, что в последнее время ты начал вести себя необычно. Мы хотели бы, чтобы ты прошел экспертизу для того, чтобы убедить нас в нашей неправоте и успокоить. Это будет лучше, чем любые слова и обещания. Если тесты докажут, что мы неправы, то мы извинимся за наши подозрения и успокоимся». •Важно, чтобы наркологическая экспертиза была проведена в течение трех суток после эпизода, который вы расцениваете как состояние наркотического опьянения. •Если же у ребенка наблюдается суицидальное поведение, конечной целью разговора станет договоренность с ребенком о том, что он начнет посещать консультации психолога. Пример: «Мы готовы тебе помочь во всем, ты можешь обращаться к нам в любое время. И все же нам кажется, что тебе стоит так же обратиться за помощью к специалисту, который будет беспристрастен и опытен в решении таких вопросов».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. ПРАВИЛА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ * Не подозревать дурного; * Не высмеивать; * Не выслеживать; * Не выспрашивать; * Не подшучивать; * Не принуждать к ответственности; * Не контролировать интимный опыт общения; * Создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме; * Созидать навыки общения в доме по принципу открытости; * Давать право на собственный опыт; КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ В школе: * Предоставлять реальную возможность в достижении успеха; * Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания; * Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков; * Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть некогда критичным, циничным по отношению к нему; * Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания; * Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам. В семье: * Проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем; * Создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье; * Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем; * Предпочитать требовательность - безразличию, свободу - запретам, тепло в отношениях - отчужденности; * Снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим! * Избегать ортодоксальных суждений; * Уметь признавать свои ошибки в общении с детьми. К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ОБИДЫ Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести: * К стремлению «уйти в себя»; * К изолированности; * К отчуждению во взаимоотношениях; * К стремлению «выяснить отношения», что может перейти в конфликт; * К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»; * К еще большему перевесу эмоционального над рациональным; * К повышению нервно-психической напряженности; * К снижению активности; * К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценить поступающую информацию. КОГДА РЕБЕНКУ ОБИДНО * Обидно, когда все беды валят на тебя; * Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными; * Обидно, когда тебе не доверяют;
* Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо; * Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие; * Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие от которого не отвяжешься; * Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»; * Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами; * Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться; * Обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили. ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя. Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей. Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|