Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные регистрационные системы.

Введение:

 

Продолжающийся процесс углубления и расширения рыночных отношений в стране ведет к появлению значительного разнообразия товаров. В результате связанными с действующими рыночными законами.

В этих условиях наблюдается повышенный интерес со стороны предпринимателей к товарному знаку как инструменту, позволяющему завоевать место на рынке, достойное качеству реализуемых изделий.

В результате расширения экономических, производственных, научно-технических и других отношений с начала 90-х годов, сегодня азербайджанский рынок представляет потребителю огромное разнообразие товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Успех Вашего бизнеса напрямую зависит от удачного выбора оригинального товарного знака для индивидуализации товаров, работ, услуг. Как следствие расширения экономических, производственных, научно-технических и других отношений с начала 90-х годов до сегодняшнего дня наш рынок представляет собой огромное разнообразие товаров как отечественного, так и зарубежного производства. В качестве средств отличий товаров, работ, услуг одних юридических и физических лиц от других получили распространение специальные обозначения, именуемые товарными знаками. Товарный знак не только позволяет выделить свой товар среди однородных, служит гарантом качества, он запоминается потребителем и соответственно позволяет завоевать место на рынке. Товарному знаку необходима правовая защита для предотвращения его несанкционированного использования, как на внутреннем так и на внешнем рынках, которая устанавливается путем государственной регистрации, либо в силу международных договоров. В результате регистрации выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на него в отношении товаров, работ, услуг указанных в свидетельстве. В соответствии с Законом АР «О товарных знаках и географических указателях» владелец товарного знака имеет исключительное право пользования и распоряжения им, а также право запрещать его использования другим лицам. Никто не может использовать охраняемый в АР товарный знак без разрешения его владельца. Так, в случае нарушения Ваших исключительных прав на товарный знак, Вы можете предпринять меры гражданско-правового, уголовно-правового характера для предотвращения дальнейшего использования, а также по взысканию с нарушителей ущерба, а свидетельство на товарный знак будет являться неопровержимым доказательством. Существует понятие общеизвестности товарного знака, которое приобретается через мероприятия, проводимые его владельцем, в первую очередь, за счет высокого качества изделий на уровне, определяющем высокий спрос со стороны потребителей, а также широкой рекламной компании, которые требуют значительного вклада средств и времени в процесс достижения общеизвестности. С точки зрения нарушителя, использование высокой репутации общеизвестного товарного знака позволяет получать незаконную прибыль без дополнительных капиталовложений в технологию производства высококачественных товаров, в рекламную кампанию и, в конечном итоге, обмануть потребителя. С точки зрения защиты интересов потребителей любая имитация или копирование широко известного товарного знака вводит в заблуждение, обманывает потребителей, у которых выработался высокий кредит доверия к настоящему товарному знаку и настоящему производителю, ставшему общеизвестным за счет высокого качества выпускаемой продукции. Именно этим объясняется интерес владельца к защите своих прав и к мерам, позволяющим пресечь незаконное использование товарного знака или его имитации. Существует понятие общеизвестности товарного знака, которое приобретается через мероприятия, проводимые его владельцем, в первую очередь, за счет высокого качества изделий на уровне, определяющем высокий спрос со стороны потребителей, а также широкой рекламной компании. Эти мероприятия требуют значительного вклада средств и времени в процесс достижения общеизвестности. Примерами общеизвестных знаков могут служить такие товарные знаки, как Coca-Cola, Microsoft и т.п., которые согласно ст.6-бис Парижской конвенции по охране промышленной собственности автоматически получают правовую охрану не только в Азербайджане, но и во всем мире. Товарный знак может выступать в качестве специфического «товара». Яркий пример представляет собой деятельность индивидуального предпринимателя господина Довганя, возглавлявшего конгломерат франчайзинговых фирм различных организационно-правовых форм. Сделав свой портрет торговой маркой и логотипом корпорации «Довгань - защищенное качество», он предоставлял входящим в группу фирмам лицензию на свой товарный знак, а эти фирмы в рамках франчайзинговых договоров предоставляли сублицензии третьим фирмам-производителям. Схема, построенная господином Довганем, приносит прибыль каждой фирме, участвующей в ней, благодаря обязательству господина Довганя рекламного сопровождения, поставок этикеток с товарным знаком, упаковок, тары и т.д. Может быть ситуация, В 1999 году было возбуждено дело против директора ООО «Мониц», который реализовывал товар с фирменной маркировкой «Вуд Майзер», в то время как право на эту маркировку принадлежит ООО «Джи И сервис».Обе фирмы представили два свидетельства с разными номерами, с разными написаньями маркировки (чего в принципе не может быть). Свидетельство на товарный знак с ранней датой выдачи удостоверяет настоящего владельца товарного знака, а именно ООО «Джи И сервис». когда фирменное наименование одной организации совпадает с товарным знаком другой. При этом фирма - владелец зарегистрированного товарного знака (в свидетельстве должны быть указаны классы МКТУ*), может ограничить права организации с идентичным фирменным наименованием, т.е. имея право на свое фирменное наименование, эта организация не сможет осуществлять свою деятельность под ним.

Выше изложенное мною отчетливо показывает, на сколько важна защита товарного знака сегодня. И в своей работе я попытаюсь показать механизмы данной защиты, как на международном, так и на национальном уровнях. В этой работе я попытаюсь раскрыть некоторые особенности в области использования и охраны товарных знаков в условиях развивающихся рыночных отношений и действия Закона Азербайджанской Республики,,О товарных знаках, и географических указателях”.

С товарными знаками мы сталкиваемся ежедневно, когда совершаем мелкие и крупные покупки, будь-то часто покупаемый пакет молока или такая редкая покупка как автомобиль. Товарный знак представляет собой символ, предназначенный, в первую очередь, для идентификации производителя. Товар одного и того же вида, например мыло, может производиться различными фирмами, причем каждая из них проставляет на этом продукте свой товарный знак. Потребители, руководствуясь этими знаками делают покупки. Если ранее приобретенный ими товар полностью удовлетворил их, то повторно аналогичный продукт покупается, как правило, с запомнившимся товарным знаком. Совершенно необязательно, чтобы покупатель точно знал кому принадлежит товарный знак. При покупке потребитель делает выбор между аналогичными по назначению товарами, производимыми фирмами конкурентами, ориентируясь исключительно на товарный знак. Очевидно, что товарные знаки должны обладать высокими различительными свойствами. Как следствие выше написанного хочу дать краткую характеристику главам, которые будут изложены ниже. 

В соответствии с планом работы, первая глава будет посвящена механизмам международной охраны товарного знака. Наиболее важным способ международной охраны товарного знака является его международная регистрация в соответствии с Мадридским соглашением «О международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.» Международная регистрация товарных знаков осуществляется на основе Мадридского соглашения о международной регистрации знаков. Мадридское соглашение было принято 14 апреля 1891 года и несколько раз подвергалось пересмотру, однако в течение более ста лет его основные положения остались практически неизменными и поэтому оно сегодня является наиболее важным правовым элементом международной защиты товарного знака. Также важны положения Парижской конвенции «Об охране промышленной собственности» от 20 марта 1893 г. В ней четко представлены такие важные понятия как право «приоритета», положения национальной охраны в связи с международной регистрацией. Здесь мною также будет выделен ряд региональных систем охраны товарного знака, к примеру в рамках ЕС, в рамках соглашения ТРИПС. Волкова Н.А. в своей работе «Защита права Использования наименования места происхождения и указания происхождения товара» дает отчетливо понять, что соглашение ТРИПС не в полной мере может обеспечить защиту товарных знаков всех участников, так в ходе переговоров по подготовке Соглашения ТРИПС Франция настояла на включении указанного положения, руководствуясь которым, она получила право отозвать из сферы общего применения такие обозначения, как «шампанское» и «коньяк», изначально являвшиеся географическими названиями ее провинций, и зарезервировать право их использования исключительно за виноделами этих мест. Другие государства, имевшие сходные интересы, хотели добиться такого же положения: Испания - для «шерри» и Португалия – для «портвейна». Но им в этом было отказано.

Вторая глава моей работы посвящена рассмотрению механизмов охраны товарного знака в рамках законодательства АР. Главным орудием охраны товарных знаков в АР является Закон АР «о товарных знаках и географических указателях». Примечателен тот факт, что в законе нашли свое отражение и закрепление положения Мадридского соглашения «О международной регистрации товарных знаков», Парижской Конвенции «Об охране промышленной собственности», что является основным залогом максимально правильной и эффективной защиты товарного знака в нашей стране.


Глава 1: Международно-правовые механизмы охраны товарных знаков.

Международные регистрационные системы.

 

Для того, что бы логотип компании или марка продукции была известной и узнаваемой необходимо удачное и четкое позиционирование, эффективная реклама, поддержка имиджа. И, наверное, ни одна компания не придет в восторг, когда узнает, что ее логотип использует кто-то другой.

Сегодня товарный знак можно характеризовать как обозначение или сочетание обозначений, служащее для того, чтобы отличить товар или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий. Одним из наиболее широких определений товарного знака является представление его в качестве особого символа товарной собственности, обозначающего, кому принадлежит исключительное право распоряжаться данным товаром, получать прибыль и обязанность нести убытки за поставку некачественного товара.[1] При этом идентификационная функция, обеспечивающая выделение товара из общей массы аналогичных товаров позволяет фирме-изготовителю зарекомендовать себя перед потенциальными покупателями, что создает предпосылки более легко проникновение на рынок

Для того чтобы можно было максимально защитить товарный знак от несанкционированного использования другими лицами, а в случае использования имели больше возможностей для привлечения нарушителя к ответственности, необходимо международная регистрация товарного знака

   Все законы, связанные с интеллектуальной собственностью имеют территориальные ограничения.[2] Действие регистрации, производимой в Азербайджанском патентном ведомстве, ограничено территорией Азербайджанской Республики. В случае необходимости выхода на международный рынок требуется регистрация в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г.[3] Подать заявку на международную регистрацию можно только после получения положительного решения по Азербайджану. Заявка на международную регистрацию подается в Азербайджанское патентное ведомство. При подаче международной заявки на товарный знак, Азербайджанское патентное ведомство, передает делопроизводство в международное ведомство - WIPO, находящееся в Женеве, которое рассылает заявки в страны, отмеченные в заявке и координирует делопроизводство по заявке.

Международная регистрация товарных знаков осуществляется на основе Мадридского соглашения о международной регистрации знаков[4]. Мадридское соглашение было принято 14 апреля 1891 года и несколько раз подвергалось пересмотру, однако в течение более ста лет его основные положения остались практически неизменными. Мадридское соглашение является открытым международным соглашением, действующим в рамках Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Это означает, что любое государство – член Парижского союза имеет возможность присоединиться к Соглашению или выйти (денонсировать) из него.

На начало 2000г. участниками соглашения являлось более 50 государств. В основном это страны континентальной Европы, включая Австрию, Белоруссию, Грецию, Францию, Германию, Италию, Казахстан, Нидерланды, Португалию, Испанию, Швейцарию, Украину, Югославию. Россия как правопреемник СССР участвует в соглашении с 1 июля 1976г, Азербайджанская Республика также с 25 декабря 1995 года стала участницей соглашения.

Вместе с тем участниками Соглашения не являются ряд стран, фирмы которых весьма активно регистрируют свои товарные знаки за рубежом. К ним относятся США, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, большинство стран Латинской Америки и Япония.

Мадридская система позволяет подавать многоклассовую заявку, следовательно, одна международная регистрация, как правило, охватывает несколько классов Международной классификации товаров и услуг. В настоящее время действует более 300000 международных регистраций. Самая «древняя» из них - международная регистрация (четырнадцатая по счету), которая все еще остается в силе, датируется 27 марта 1893 г. (знаменитый швейцарский товарный знак LONGINES для наручных часов).

Заключение Мадридского соглашения в конце прошлого века неразрывно связано с развитием промышленности и торговли, ставивших задачу быстрейшего обеспечения охраны знаков в различных странах.[5]

Известно, что для получения охраны в нескольких странах заинтересованное лицо должно выполнить формальные требования к регистрации знака национальных ведомств каждой отдельной страны (разные процедуры, необходимость подачи заявки на разных языках, различные сроки охраны, приводящие к разным датам продления регистрации, и в некоторых случаях необходимость назначения местного поверенного). Кроме того, подача национальных заявок в каждую страну приводит к весьма значительным расходам (национальные пошлины, гонорары поверенным, переводчикам, подлежащие уплате в каждой стране)[6]. Цель Мадридского соглашения заключается в том, чтобы избежать этих осложнений. Для подачи заявки на международную регистрацию, распространяющую свое действие на страны – участницы Мадридского соглашения, заявителю необходимо соблюдать только один перечень формальных требований Международного бюро ВОИС[7]

Заявка на международную регистрацию представляется в ведомство страны происхождения, которое затем направляет ее в МБ ВОИС.

Заявляемый для международной регистрации знак должен быть предварительно зарегистрирован на национальном уровне, т.е. ведомством страны происхождения. Это означает, что первая регистрация - «базовая» должна предшествовать международной регистрации.

В случае выполнения всех требуемых условий, включая уплату пошлин, МБ ВОИС регистрирует знак в Международном реестре, незамедлительно уведомляет о международной регистрации ведомства указанных в заявке стран, в которых испрашивается охрана и публикует информацию об этом в ежемесячном и периодическом бюллетене ВОИС - «WIPO. Gazette of International Marks Gazette OMPI des marques Internationales», который с июня 1996 года выходит вместо бюллетеня «Les Margues internationales» («Международные знаки»).

Международная регистрация не имеет действия в стране происхождения, где охрана товарного знака, являющаяся основой для международной регистрации, осуществляется в силу национальной регистрации.

Международная регистрация имеет действие только в тех странах, для которых охрана специально испрашивается в соответствии со статьей 3 ter(1) Соглашения[8]. Все страны-участницы Мадридского соглашения воспользовались возможностью, предоставляемой статьей 3 bis, предусматривающей, что каждая договаривающаяся страна может уведомить Генерального директора ВОИС о том, что охрана, возникающая в результате международной регистрации, будет распространяться на эту страну только по специальному заявлению владельца знака.

Важное практическое значение имеют положения статьи 3(4) Соглашения, устанавливающие, что датой международной регистрации может являться

- дата подачи заявки на международную регистрацию в стране происхождения, если МБ ВОИС получило заявку в течение двух месяцев, считая с даты этой подачи;

- дата получения и регистрации заявки МБ ВОИС, если заявка не была получена в срок, указанный в предыдущем абзаце.

В соответствии со статьей 4 Мадридского соглашения знак, внесенный в Международный реестр, в каждой указанной стране, где испрашивается охрана, пользуется таким же режимом, что и знак, заявленный для регистрации в национальном ведомстве данной страны. Правовая охрана знака, полученная на основе Соглашения, регулируется национальными законодательствами. Это является свидетельством того, что правовые нормы в сфере международного частного права, основным источником которого является национальное законодательство, стремятся к унификации в рамках того или иного международного соглашения.

При этом, такой знак пользуется конвенционным приоритетом, установленным статьей 4 Парижской конвенции, без соблюдения формальных требований, предусмотренных в случае подачи национальной заявки. Это означает, что если международная регистрация осуществляется не позднее шести месяцев, считая с даты подачи первой правильно оформленной национальной заявки в одну из стран-участниц Парижской конвенции, то международная регистрация имеет приоритет не с даты указанной регистрации, а с даты подачи первой национальной заявки.

Согласно статье 5 Мадридского соглашения, ведомства стран, где испрашивается охрана или территориальное расширение, имеют право заявить, что охрана не может быть предоставлена знаку на их территории в отношении всех или части товаров, перечисленных в заявке. В уведомлении об отказе, направляемом в МБ ВОИС, должны быть указаны мотивы, на которых основан отказ. Мотивы могут быть только теми, которые применялись бы в случае, если заявка на регистрацию знака была подана в ведомство по национальной процедуре на условиях, которые в соответствии с Парижской конвенцией применяются к знаку, заявленному для национальной регистрации[9].

Принимая во внимание, что статьей 6quinques Парижской конвенции предусмотрено, что каждый товарный знак, должным образом зарегистрированный в стране происхождения (а в случае использования Мадридской процедуры это всегда так), может быть заявлен в других странах Союза и охраняется «таким, как он есть», отказ в регистрации, может иметь место только в случаях, когда:

- регистрация знака может затронуть права, приобретенные третьими лицами в стране, где испрашивается охрана;

- знак лишен каких-либо отличительных признаков или составлен исключительно из знаков или указаний, могущих служить в торговле для обозначения вида, качества, количества, назначения, стоимости, места происхождения товара или времени его изготовления, либо стал общепринятым в обиходном языке или в добросовестных и устоявшихся торговых обычаях страны, где испрашивается охрана;

- знак противоречит морали или публичному порядку, и в особенности, если он может ввести в заблуждение общественность.

Согласно статье 6(1) Мадридского соглашения, международная регистрация действует 20 лет вне зависимости от регистрации, предусмотренной национальным законодательством.

В течение первых пяти лет, считая с даты международной регистрации, действие международной регистрации зависит от судьбы «базовой регистрации» в стране происхождения. Если в течение этих пяти лет «базовая регистрация» аннулируется, международная регистрация больше не является действующей ни в одной из стран.[10] Она должна быть аннулирована на основании уведомления ведомства страны происхождения согласно статье 6(3). Это положение применяется также для случая, когда национальная охрана в стране происхождения прекращается вследствие возбуждения судебного дела, начатого до истечения пятилетнего срока с даты международной регистрации.

Установленный в указанной статье называется принципом «центральной атаки», поскольку его использование позволяет заинтересованному лицу, аннулировав регистрацию знака в стране происхождения, добиться аннулирования международного знака во всех странах, где он получил охрану на основе Мадридского соглашения.

По истечении пятилетнего срока, считая с даты международной регистрации, эта регистрация становится независимой от национальной регистрации, обеспечиваемой знаку в стране происхождения. В этом случае прекращение охраны в стране происхождения уже не может затрагивать охрану, возникшую в результате международной регистрации, в других странах-участницах Мадридского соглашения[11].

Суммируя преимущества Мадридской системы, следует отметить также то, что на ее основе заявитель путем подачи одной заявки на одном языке (французском), на типовом бланке, уплатив пошлину в МБ ВОИС в единой валюте (в швейцарских франках), получает в течении года правовою охрану в странах-участницах Соглашения.

Международная регистрация, производимая с использованием Мадридской системы, сокращает также объем работы патентных ведомств, освобождая их, к примеру, от публикации знаков.[12]

Соглашение предусматривает ряд информационных льгот для его участников, а также оплату за счет ВОИС командировочных расходов одного представителя государства-участника на все совещания руководящих и рабочих органов этого Соглашения.

Несмотря на длительный период успешного функционирования Соглашения, обусловленного рядом преимуществ, которые дает участие в нем, число стран-участниц остается сравнительно небольшим и ограниченным с географической точки зрения. Это связано с тем, что ряд положений Мадридского соглашения препятствуют присоединению к нему некоторых государств[13]. Среди таких положений можно назвать следующие:

1. Необходимость регистрации знака в стране происхождения как предварительное условие международной регистрации.

Это условие не устраивает заявителей многих стран, поскольку регистрация на основе национальных законодательств занимает в некоторых из них длительное время, а сам процесс регистрации знака является достаточно трудоемким.

2. Относительно короткий срок (один год), в течение которого национальные ведомства могут проводить экспертизу знака и направлять уведомление об отказе в его регистрации с указанием всех мотивов для такого отказа. Для некоторых государств, особенно для тех, кто публикует заявки, этот срок является недостаточным.

3. Положение, согласно которому международная регистрация остается зависимой от «базовой регистрации» в течение первых пяти лет с даты регистрации знака и должна быть аннулирована, в случае аннулирования базовой регистрации. Известно, что мотивы, для аннулирования знака в стране происхождения, могут не совпадать с требованиями к знаку в каждой стране, где произведена международная регистрация;

5. Применение в качестве рабочего языка - французского, что не устраивает "англо-говорящие" страны.

Таким образом, некоторые особенности положений Мадридского соглашения явились препятствием для участие в международной системе регистрации знаков ряда стран, активно охраняющих товарные знаки за пределами своей страны. К этим странам, в первую очередь, относятся США, Великобритания, Япония, Канада, Австралия.

В целях преодоления указанных препятствий в последнее десятилетие ВОИС и специалистами ряда стран предпринимались многочисленные попытки создания новой системы, касающейся международной регистрации знаков. Однако эти попытки длительный период времени не давали желаемых результатов.

Параллельно страны-члены Европейского сообщества начали работу по созданию системы, которая в наши дни активно функционирует и известна как система Товарного знака Европейского Сообщества.

Каковы же преимущества регистрации торговой марки Сообщества?
А) Унитарная и исключительная защита.

· Единый порядок регистрации обеспечивает надежную защиту во всем Европейском союзе.

· Торговая марка Сообщества едина для всех стран ЕС и дает владельцам исключительные права, позволяющие им запретить любые действия третьих лиц от использования тождественных торговых марок в их коммерческих действиях.

Б) Упрощенные формальности:

· Одна Заявка;

· Единый язык регистрации (все документы могут подаваться на одном из официальных языков ЕС);

· Единый административный центр по регистрации;

· Единый документ о надлежащей регистрации торговой марки.

· Простота процедуры подачи документов.

В) Уменьшение затрат.

Г) Отсутствие необходимости национальной регистрации. В качестве торговой марки Сообщества может регистрироваться и та торговая марка, которая была уже подана на регистрацию либо зарегистрирована по национальной процедуре, а также из государств, членов Парижской Конвенции 1883 года или ВТО.

Д) Компания может иметь торговых марок столько, сколько пожелает.

Торговая марка ЕС - ключевой элемент политики экспортирующей компании в объединенной Европе: увеличение ее ценности означает не только удержание на рынке, но и приобретение новых долей рынка. Торговая марка Сообщества - идеальный инструмент для того, чтобы поддержать надежную связь с потребителем в Европе. Она не только идентифицирует происхождение товаров и услуг: она устанавливает отношения с потребителем в общеевропейском масштабе, повышает репутацию компании и гарантирует стабильность качества. Такая торговая марка - это также перспективное капиталовложение. Права на нее могут передаваться по лицензионным соглашениям, использоваться во франчайзинге и продаваться. Как инструмент маркетинга зарегистрированная торговая марка ЕС может даже составить главный актив компании.[14]

Торговая марка Сообщества предоставляет преимущества однородной защиты во всех странах Европейского союза только лишь на основании одной процедуры регистрации в OHIM. Эта процедура является хорошей альтернативой в дополнение к двум ранее существовавшим процедурам: национальной и международной. Каждый из трех типов процедур регистрации торговой марки предлагает тот уровень защиты, который наиболее соответствует определенным деловым потребностям. Национальная торговая марка предлагает защиту, ограниченную рынком одной единственной (отдельной) страны. Торговая марка Сообщества предлагает защиту для полного рынка в пределах Европейского союза. Международная торговая марка выполняет специфические потребности тех, кто желает получить защиту в странах и вне Европейского экономического сообщества[15].

Эти три типа регистрации торговой марки не исключают взаимно друг друга: различные связи между ними позволяют компаниям развивать систему защиты своих торговых марок согласно их потребностям. Предполагается, что в недалеком будущем, когда Европейское Экономическое Сообщество подпишет Мадридский Протокол, более тесные связи процедуры регистрации торговой марки ЕС будут установлены и с Мадридской системой регистрации торговых марок[16].

Следует уделить внимание самой процедуре регистрации торговой марки в рамках ЕС

 Торговая марка ЕС должна отвечать двум условиям: иметь возможность представления в графической форме и позволять отличить товары и услуги одной компании от товаров и услуги другой компании. Торговой маркой, могут быть:

слова, изобретенные (неологизмы) или принадлежащие известному языку (в последнем случае они не должны использоваться на том языке как родовые (сроки, термины, условия) для товаров и услуг, для которых торговая марка применяется;

· фамилии и имена;

· подписи (экслибрисы) и символы;

· письма, числа (номера);

· акронимы (аббревиатуры),

· лозунги (слоганы);

· комбинации: подписей (экслибрисы), чисел(номеров), шрифтов, знаков, эмблем (графических символов); рекламных девизов (слоганов);

· эскизы, рисунки, узоры, фигуры и пиктограммы;

· портреты людей;

· собрания слов или графических элементов и сложных признаков (подписей), связывающих устные и графические признаки (символы);

· ярлыки, этикетки, наклейки, бирки, клейма;

· трехмерные торговые марки (типа формы товаров) или упаковка;

· цвета или комбинации цветов;

· звуки, в их специфическом музыкальном звучании.[17]

Определяя круг лиц, которые могут получить регистрацию торговой марки, следует отметить, что:

Доступ к регистрации торговой марки Сообщества, как правило, открыт для всех типов претендентов. Любое физическое лицо может подать на регистрацию свою торговую марку, как марку Сообщества. Нет необходимости быть бизнесменом или иметь намерение использовать торговую марку непосредственно на рынке. Графический символ (т.е. то, что мы обычно понимаем под словом логотип) может быть зарегистрирован его автором (разработчиком), с окончательной целью передачи этого знака иной компании. Однако, недобросовестная регистрация может закончиться аннулированием торговой марки.[18]

Любое юридическое лицо также может регистрировать торговую марку Сообщества. Доступ к регистрации открыт как для частных компаний или их ассоциаций (коллективные торговые марки), так и для холдингов для использования в компаниях, которыми они управляют. Регистрация возможна и ассоциациями или другими общественными организациями. Т.е. возможна всеми, кто желает идентифицировать свои товары или услуги.[19]

Все граждане ЕС и зарегистрированные в ЕС юридические лица, граждане и юридические лица стран, участниц Парижского Договора, или граждане и юридические лица стран, присоединившихся к ВТО, могут быть владельцами торговых марок Сообщества.[20]

Хотелось бы на примере рассмотреть механизмы охраны товарных знаков в ЕС. В 1999-м. Заявитель Intertops Sportwetten GmbH подал году в Европейское Общество по Товарным Знакам изобразительный знак со словом "INTERTOPS" для букмекерских услуг и услуг, связанных со всевозможными видами пари. На эту заявку Sportwetten GmbH Gera, владеющая немецким знаком INTERTOPS SPORTWETTEN подала оппозицию. Основанием для аннулирования знака, по мнению Sportwetten GmbH Gera, являлся факт, что Европейская заявка нарушает принцип общественного порядка и общепринятых правил морали. Заявление об аннулировании было отклонено. Это решение Sportwetten GmbH Gera подала заявление на пересмотр в Суд Первой инстанции, обосновывая это тем, что Intertops Sportwetten GmbH не имеет права предлагать услуги до заключению пари в Германии. Суд, однако, решил, что это обстоятельство не является причиной для аннулирования европейского знака.

По мнению Европейского трибунала из обстоятельства, что Intertops Sportwetten не имеет лицензии на услуги, связанные с заключением пари, не следует, что использование данного товарного знака представляет собой нарушение общественного порядка или общепринятых правил морали в духе Постановления № 40/94. При определении наличия нарушения общественного порядка или общепринятых правил морали рассматривается сам товарный знак, т.е. значение знака как такового во взаимосвязи с товарами или услугами, для которых он используется. В этой связи следует руководствоваться тем, что абсолютные препятствия для получения права на товарный знак должны относиться к свойствам самого заявляемого товарного знака, а не к обстоятельствам, касающихся заявителя. То обстоятельство, что владельцу товарного знака запрещено предлагать букмекерские услуги на территории Германии не распространяется на свойства, присущие самому товарному знаку, и, таким образом не означает, что данный товарный знак представляет собой нарушение общественного порядка  или общепринятых правил морали.[21]

Это означает, что хотя заявитель не может использовать свой европейский товарный знак в Германии, он может использовать его во всех других странах - участницах Европейского Сообщества и т.о. поддерживать товарный знак на рынке. Так что товарный знак "INTERTOPS" остаётся в силе.

Очень важным вопросом является вопрос посредничества, то есть с помощью какого органа осуществляется регистрация. Конечно, офис OHIM - это структура, открытая для каждого. Любая заинтересованная компания и частное лицо могут иметь дело непосредственно с ним, подав Заявление прямо в офис. Однако, офис OHIM для заявителей из стран, которые не являются членами Европейского союза, настоятельно рекомендует использовать услуги профессиональных представителей (патентных поверенных) или юристов.

Перспектива существования системы регистрации товарных знаков Европейского Сообщества вызвала откровенное беспокойство в странах-участницах Мадридского соглашения, так как девять из пятнадцати стран-членов Европейского сообщества (Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Испания) являются членами Мадридского союза. Шесть стран-членов Европейского сообщества не являются членами Мадридского союза: Дания, Финляндия, Греция, Ирландия, Швеция и Соединённое Королевство. В связи с этим, в 1980-е годы было признано жизненно необходимым создание такой системы, которая способна была установить связь между Мадридской системой регистрации и будущей системой регистрации Европейского сообщества. Это привело к созданию специальной «Рабочей группы по связям между Мадридским соглашением и Товарным знаком Европейского сообщества».

В 1989 г. деятельность упомянутой рабочей группы по связям привела к разработке Протокола и сохранению Мадридского соглашения. Результатом проделанной работы с участием многих стран было проведение в июне 1989 года в Мадриде Дипломатической конференции по заключению Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, созванной и организованной ВОИС. Дипломатическая конференция единогласно приняла Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков.

28 государств, среди них Великобритания, Германия, Франция, Россия (как преемник Советского Союза), подписали Протокол, представляющий собой, несмотря на свое название, самостоятельное соглашение.

Протокол к Мадридскому соглашению, состоящий из 26 статей, решает задачу устранения существующих правовых препятствий для присоединения к системе неограниченного круга стран путем включения положений, позволяющих странам Соглашения осуществлять выбор приемлемых для них условий в целях обеспечения международной регистрации знаков.

Кроме этого, Соглашение позволяет устанавливать связь между системой международной регистрации знаков и возможными региональными системами в области товарных знаков, в частности системой Европейского Сообщества.

Для привлечения новых государств к участию в международной системе регистрации знаков в Протокол по сравнению с Мадридским соглашением введены следующие положения:

1) В соответствии со статьей 2(1)(а) Протокола международная заявка может основываться не только на национальной регистрации, но и на национальной (или региональной) заявке. Это нововведение устраняет основное препятствие для присоединения к Мадридской системе некоторых стран. Препятствие заключается в том, что необходимость получения национальной регистрации до подачи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...