Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормы в области защиты товарных знаков в АР

 

С недавних пор степень интереса к товарным знакам в нашей республике возросла. Это связано с объективными факторами развития экономики страны, притоком инвестиций, привлечением ряда зарубежных фирм в национальный бизнесс, ростом предпринемальской деятельности, созданием новых субъектов бизнесса (фирмы, предприятия). В связи с этим в стране выработана определенная законодательная база по защите товарных знаков.

Рыночный механизм, как известно, четко воспринимает реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает, либо отвергает его. В этом процессе товарные знаки, являясь связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей, производством и потреблением, играют роль безмолвного продавца, непременного участка рыночных отношений.

Сопровождающие продукцию с непосредственной целью ее индивидуализировать товарные знаки стимулируют качество товаров, служат активным средством привлечения к ним внимания покупателей, позволяют потребителям выбрать необходимые им товары.

В связи с той ролью, которую эти объекты играют при реализации и продвижении товара на рынке, весьма актуальна проблема обеспечения их правовой охраны.

Закон Азербайджанской республики "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара"[42] создает необходимый правовой механизм для охраны прав участников хозяйственной деятельности, изготавливающих товары, и пресечения неправомерных действий, направленных на дискредитацию высококачественной продукции.

Как показывает практика общения с владельцами знаков для товаров и услуг, многие из них, если не большинство, не знают, какие права они имеют и каким образом их реализовать. Этому не в последнюю очередь способствует нечёткость отдельных положений нормативных актов, которые регулируют эти вопросы.

Но чтобы правильно и качественно регулировать отношения, связанные с товарным знаком, с начала следует определить, что такое товарный знак согласно законодательству нашей республики.

Согласно закону товарный знак - графическое изображение знака или любая комбинация знаков, способная отличить товары и услуги одного владельца от однородных товаров и услуг другого владельца;

географический указатель - государство или регион, или участок в регионе (географический объект), связанный с происхождением товара, его особыми качествами, популярностью или другими свойствами;

коллективный знак - зарегистрированный знак или комбинация знаков на имя союза, ассоциации или любого объединения;

транслитерация - передача букв одной письменности посредством букв другой письменности.[43]

Определившись с понятием, следует также отметить из каких нормативных актов состоит законодательство по регулированию данных отношений.

Законодательство Азербайджанской Республики о товарных знаках и географических указателях состоит из Конституции Азербайджанской Республики, настоящего Закона, иных законодательских актов Азербайджанской Республики и межгосударственных договоров, стороной которых является Азербайджанская Республика. Если международным договором, стороной которого является Азербайджанская Республика, установлены иные правила, чем те которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров.[44] 

Правовая охрана товарного знака и географических указателей, зарегистрированных соответствующим органом исполнительной власти осуществляется на основании правил, установленных настоящим Законом и в соответствии с международными соглашениями и договорами о регистрации международных знаков, к которым присоединилась Азербайджанская Республика

Правовая охрана товарного знака и географических указателей, не зарегистрированных в Азербайджанской Республике, но имеющих силу, в соответствии с международными договорами, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, осуществляется в соответствии с настоящим Законом.[45] Но первоначально нам необходимо определить, какие знаки могут быть зарегистрированы как товарный знак.

В виде товарных знаков могут быть зарегистрированы нижеследующие знаки: слова, личные имена, буквы, цифры, изобразительные обозначения, товарные формы или их упаковки, цвета или любые вышеуказанные сочетания[46]. Это в свою очередь не означает, что только при вышеуказанных случаях не допускается регистрация знаков в качестве товарных. В ст 5 закона представлен перечень знаков, регистрация которых не допускается. К таковым следует отнести: 

1) знаки не соответствующие понятию "товарный знак", приведенному в статье 1 настоящего Закона и знаки, не соответствующие видам знаков статьи 4;

2) не обладающие отличительной восприимчивостью, т.е. знаки, не отличающиеся основными факторами;

3) знаки, указывающие вид, качество, количество, назначение, стоимость, а также историю и место производства и другие особенности товаров и услуг;

4) товарные знаки, не относящиеся к происхождению вин и спиртных напитков, но отождествляя их, сохранив в составе географический указатель;

5) определяющие сущность товара, придавая ему важное значение и необходимые формы для технического достижения;

6) состоящие из выражений противоречащих общественному порядку, морали, нравственности, элементов способствующих упадку авторитета личности, знаков, состоящих из государственных и религиозных символов;

7) товарные знаки, состоящие из указателей и знаков, обильно используемых в разговорной речи, долгие годы используемых в торговой деятельности Азербайджанской Республики;

8) торговые знаки, способные ввести в заблуждение потребителя относительно особенностей качества товара или обслуживания, или наименования географического указателя;

9) товарные знаки, которые невозможно зарегистрировать согласно статьи 6-ter Парижской конвенции об охране промышленной собственности. Сюда относятся запрещения, касающиеся государственных гербов, официальных клейм контроля и эмблем межправительственных организаций[47].

10) награды и другие отличительные знаки без разрешения соответствующих исполнительных органов власти.

С момента принятия настоящего Закона регистрация вышеуказанных товарных знаков считается аннулированной.

Если до даты принятия на регистрацию исковых документов, указанных в пунктах "б", "в" и "г" первой части настоящей статьи, но имеющих отличительные черты в период пользования, в регистрации товарных знаков отказать невозможно, и если товарный знак зарегистрирован, регистрация не может считаться недействительной[48].

Воспрещается использование товарного знака, содержащегося в составе знаков, относящихся к пункту "ж" части первой настоящей статьи:

 торговые знаки, способные ввести в заблуждение потребителя относительно особенностей качества товара или обслуживания, или наименования географического указателя.

Статья 6 закона регламентирует иные основания для отказа регистрации товарных знаков:

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с нижеследующими:

а) товарные знаки, ранее зарегистрированные или заявленные на регистрацию в Азербайджанской Республике, на имя другого лица в отношении однородных товаров;

б) товарные знаки, охраняемые в Азербайджанской Республике в силу международных договоров, к которым присоединилась Азербайджанская Республика;

в) популярные товарные знаки, охраняемые в Азербайджанской Республике, согласно статьи 7 настоящего Закона;

г) товарные знаки о фирменных названиях, принадлежащие другим лицам, заручившимся правом пользования фирменными названиями в Азербайджанской Республике ранее даты поступления исковых документов в отношении однородного или похожего товарного знака на товары или услуги (при условии их публикации в официальном бюллетене);

д) охраняемые в Азербайджанской Республике географические указатели и зарегистрированные на лицо, имеющее право использования, за исключением введенных в товарный знак как незащищенный элемент;

г) с зарегистрированными сертификационными знаками.

Не регистрируются в качестве товарных знаков и их элементов нижеуказанные повторяющиеся знаки:

а) промышленные образцы, права на которые в Азербайджанской Республике принадлежат иным лицам;

б) названия известных в Азербайджанской Республике произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них, цитаты или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его наследника;

в) фамилии, имена, псевдонимы известных лиц и производные от них выражения, без согласия таких лиц и их наследников[49].

Если эти обозначения являются достоянием истории и культуры Азербайджанской Республики, при отсутствии известных лиц и их наследников, обозначения эти регистрируются с разрешения соответствующего органа исполнительной власти.

Вышеуказанный вид охраны товарных знаков служит предотвращению регистрации знаков, регистрация которых была бы нарушением настоящего закона и служит залогом здоровой конкуренции.

Из выше написанного следует, что владелец товарного знака обладает Исключительным правом на товарный знак. То есть, только он на территории Азербайджанской Республики обладает правом использования и распоряжения знаком на период действия товарного знака.

Воспрещается использование другими лицами товарного знака или схожего с ним товарного знака, товаров и обслуживания без разрешения его владельца. Настоящее условие учитывается также в случае, когда у потребителей может возникнуть ассоциация со схожими или однородными товарными знаками[50].

Считаются затронутыми интересы владельца распространенного товарного знака при использовании товарного знака или знака обслуживания, могущих создать ложные впечатления. То же самое относится к общеизвестным товарным знакам. Для начала следует определить, что такое общеизвестный товарный знак. Данный термин нашел свое закрепление в Парижской Конвенции по охране промышленной собственности в ст. 6 – bis. Там указывается, что страны Союза обязуются или по инициативе администрации, если это допускается законодательством данной страны, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Это положение распространяется и на те случаи, когда существенная составная часть знака представляет собой воспроизведение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вызвать смешение с ним. Для предъявления требования об аннулировании такого знака предоставляется срок не менее пяти лет, исчисляемый с даты регистрации знака. Страны Союза имеют право установить срок, в течение которого может быть потребовано запрещение применения знака. Срок не устанавливается для предъявления требования об аннулировании или запрещении применения знаков, зарегистрированных или используемых недобросовестно.

Владелец зарегистрированного общеизвестного товарного знака может потребовать запрет на создающие ложные впечатления репродукции товарного знака, состоящего из переведенного или подражаемого слова и относящегося к нему товара и обслуживания знака, создающего ложные впечатления при несоответствии оценки похожего товарного знака и знака обслуживания на зарегистрированный товарный знак и знак обслуживания., что и гарантируют исключительные права на товарный знак[51].

Исключительное право не распространяется на элементы товарного знака, невозможные зарегистрировать как товарный знак. Соответственно, использование элементов товарного знака не является нарушением товарного знака в целом и исключительных прав в частности. Но немалую роль здесь играет первичность, ибо она является основным критерием, по которому осуществляется защита товарного знака. Но как же установить эту первичность. Закон дает ответ на этот вопрос. В законе, в ст. 10 указано, что

Первичность товарного знака устанавливается по дате поступления в соответствующий орган исполнительной власти исковых документов соответствующих требованиям статьи 9 настоящего Закона[52].

Первичность товарного знака может устанавливаться по дате подачи первого искового документа в стране-участнице Парижской Конвенции (конвенционная первичность). При этом исковой документ о товарном знаке в течение 6 месяцев от этой даты должен поступить в соответствующий орган исполнительной власти.

Первичность товарного знака, помещенного на экспонатах официальных международных выставок, организованных на территории одного из государств - участников Парижской конвенции, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочная первичность). При этом исковой документ о товарном знаке должен поступить в соответствующий орган исполнительной власти не позднее 6 месяцев с указанной даты. Но следует учитывать тот момент, что истец, желающий воспользоваться правом конвенционной или выставочной первичностью, обязан указать это при подаче искового документа или не позднее, чем в течение 3 месяцев с даты поступления исковых документов в соответствующий орган исполнительной власти, но нельзя не учитывать тот факт, что выставочная первичность не продлевает срок конвенционной первичности[53].

Важное значение для регистрации товарного знака играет экспертиза искового документа на товарный знак и географический указатель.

Экспертиза заявки на товарный знак и географический указатель осуществляется в соответствии с правилами, установленными соответствующим органом исполнительной власти и настоящим Законом, состоящими из предварительной экспертизы и экспертизы соответствующего органа исполнительной власти.

В период проведения экспертизы искового документа до принятия по ней решения истец, оплатив установленную государственную пошлину, вправе по собственной инициативе дополнять, уточнять и вносить поправки к исковым материалам, что делает будущую правовую охрану знака более эффективной и полной. 

В ходе проведения предварительной экспертизы искового документа на товарный знак и географический указатель, проверяются содержание искового документа, наличие необходимых документов, а также их соответствие установленным требованиям. По результатам предварительной экспертизы истцу сообщается о принятии заявки к рассмотрению либо об отказе в принятии её к рассмотрению[54].

При требовании Конвенционной или выставочной первичности истцом, не представившим необходимые документы, подтверждающие границы этого требования к моменту рассмотрения и принятия исковых документов, первичность устанавливается с даты поступления исковых документов о товарном знаке, о чем истец информируется.

Экспертиза товарного знака проводится по завершении предварительной экспертизы в течение 6 месяцев. В ходе экспертизы искового товарного знака проверяется соответствие понятию "товарный знак", приведенному в статье 1 настоящего Закона, проверяется соответствие требованиям, предусмотренным в статьях 4, 5 и 6 и устанавливается его первичность.

По результатам экспертизы принимается обоснованное решение о регистрации товарного знака об отказе в его регистрации.

Результаты экспертизы в течение 10 дней доводятся до сведения истца. Истец может ознакомиться с документами указанными в решении экспертизы. По получении решения по исковым документам истец может востребовать копии этих документов в течение 1 месяца. Конечно же, возникает вопрос, что делать в случае несогласия истца с решением экспертной комиссии об исковых документах по поводу товарного знака. В таком случае согласно ст. 15 Закона в течение 3 месяцев с даты получения решения при условии оплаты государственной пошлины истец может подать протест в Апелляционную комиссию соответствующего органа исполнительной власти. В случае несогласия и с решением апелляционной комиссии в течение 3 месяцев с даты получения решения с ее стороны, истец вправе обжаловать это решение в судебном порядке.

На основании решения экспертизы и положительного решения апелляционной комиссии в связи с протестом, а также в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Закона, соответствующий орган исполнительной власти в течение месяца производит регистрацию товарного знака и географического указателя в Государственном реестре товарных знаков и географических указателей. Сведения, внесенные в Реестр в соответствии со статьей 14 настоящего Закона, публикуются в официальном бюллетене соответствующего органа исполнительной власти[55].

В результате регистрации выдается свидетельство о регистрации на оговоренный товарный знак, имеющий силу на территории Азербайджанской Республики. Свидетельство о товарном знаке подтверждает регистрацию искового знака как товарный знак, его первичность; подтверждает исключительное право владельца на знак о товарах и оказываемых услугах, отражает в себе изображение зарегистрированного знака[56]. Но следует определить, что такое «исключительное право» на товарный знак в АР.

Согласно закону исключительным правом владельца товарного знака является право использования и распоряжения знаком на территории Азербайджанской Республики на период действия товарного знака. Воспрещается использование другими лицами товарного знака или схожего с ним товарного знака, товаров и обслуживания без разрешения его владельца.

Настоящее условие учитывается так же в случае, когда у потребителей может возникнуть ассоциация со схожими или однородными товарными знаками.

Считаются затронутыми интересы владельца распространенного товарного знака при использовании товарного знака или знака обслуживания, могущих создать ложные впечатления.[57] В законе, в ст. 25 говорится, что Владелец зарегистрированного общеизвестного товарного знака может потребовать запрет на создающие ложные впечатления репродукции товарного знака, состоящего из переведенного или подражаемого слова и относящегося к нему товара и обслуживания; знака, создающего ложные впечатления при несоответствии оценки похожего товарного знака и знака обслуживания на зарегистрированный товарный знак и знак обслуживания, что в свою очередь означает, что основы честной конкуренции также закреплены в данном законе.

Исключительное право не распространяется на элементы товарного знака невозможные зарегистрировать как товарный знак[58].

Если знак не используется  в течение 5 лет без перерыва со времени подачи заявления об их неиспользовании заинтересованным лицом, то регистрация аннулируется Апелляционной комиссией. 

 

Регистрация коллективного товарного знака аннулируется полностью или частично преждевременно в судебном порядке в связи с заявлением заинтересованного юридического или физического лица об использовании этого знака, на товарах и географических указателях не имеющего единства качества и оказываемых услугах.

Сообщение об аннулировании регистрации публикуется в официальном бюллетене.

Но что делать в случае нарушения прав зарегистрированного товарного знака? Для начала следует уяснить, что вообще признается нарушением товарного знака. С этой целью обратимся к закону:

Нарушением прав зарегистрированного товарного знака считается его использование без согласия владельца знака, в соответствии со статьями 25 и 26 настоящего Закона.

Считается нарушением прав зарегистрированного товарного знака использование товарного знака для вин и спиртных напитков, в составе которых имеется географический указатель, без согласия на то владельца знака. [59]

В регистрации товарного знака, состоящего из географического указателя, определяющего спиртные напитки и вина, не относящиеся к указанному происхождению, отказывается по требованию заинтересованного лица, или регистрация считается недействительной.[60]

Запрещаются нижеследующие действия, связанные с использованием зарегистрированного товарного знака и географического указателя:

действия, являющиеся причиной смешения деятельности владельца с деятельностью другого лица, товаров и оказываемых услуг;

недоброжелательные отзывы, дискредитирующие при осуществлении коммерческой деятельности владельца, товар и оказываемые услуги;

показатели свойства, качества, пригодности используемого при коммерческой деятельности товара, способного ввести в заблуждение общественность[61].

В таком случае возникает спор. Споры, связанные с применением настоящего Закона, рассматриваются в суде, в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики:

о выдаче регистрационного свидетельства на товарный знак и географический указатель;

о нарушении исключительного права на товарный знак;

о преждевременном аннулировании регистрации товарного знака и географического указателя или признания его неправомочности;

о заключении и исполнении лицензионного договора и договора на выдачу прав;

о незаконном использовании географического указателя.

При судебном разбирательстве договоров соблюдается коммерческая тайна владельца товарного знака, связанного с оказанием услуг и производством товаров.[62]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...