Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Герой в повести «Улитка на склоне»




 

Каждому из пространственных локусов соответствует свой главный герой. Они не знают друг друга, только Перец однажды слышал историю о том, как пропал в Лесу Кандид. И цели у них, на первый взгляд, противоположные: Перец упорно пытается попасть в Лес, а Кандид стремится выбраться из него, вернуться на биостанцию. Но, вместе с тем, эти герои очень похожи. Перец и Кандид одиноки, так как они - чужие в окружающем их враждебном мире. Они - думающие, индивидуальности, не желают подчиняться разлагающему влиянию среды. Поэтому так важны мысли Переца, его гипотезы, внутренние монологи. Так же важен и тяжелый процесс «думания» Кандида, внешне мотивированный его травмой. А внутренне - «растительной жизнью» среди крестьян. Герои попадают в разные ситуации, сталкиваются с одними и теми же проблемами, стоят перед одинаковыми задачами. И главная задача - «понять», сохранить свое «я» и остаться человеком.

 

  Перец

 

Перец чужой в Управлении по делам леса, он - внештатный работник, приехавший сюда временно, в командировку с Материка. Об этом читатель узнает из реплик героя и из его отрывочных воспоминаний. Он - ученый, филолог, специалист по японской прозе. Перец более близок А.Н. Стругацкому, который хорошо знал японский язык, интересовался культурой и литературой Японии, делал переводы художественных произведений японских писателей на русский язык. Так, тема диссертации Переца: «Особенности стиля и ритмики женской прозы позднего Хейана на материале Макура-но соси». Но, в силу абсурдности организации Управление по делам леса, филолог занимается здесь математическими расчетами. Исследователь творчества Макура-но соси должен делать доклад о лесе, в котором никогда не был, «в свете последних достижений лингвистики» (26), никакого отношения к поставленной проблеме не имеющей.

А Перец стремится к свободе, к свободе мысли, хочет проявить свою индивидуальность, он поднимает протест и против этого кефира, и против человеческого безразличия, он не принимает слов Домарощинера, что человек должен быть «простым и ясным» (20): «Никогда в жизни больше не буду пить кефир, никогда больше не сяду за шахматы!» - говорит Перец. (84).

Главный герой видит непонятное в самой бюрократической системе, он пытается отыскать правду. Ему советуют не вникать, так как «… вникание порождает сомнение, сомнение порождает топтание на месте, а топтание на месте - это гибель всей административной деятельности» (226). Перец осуждает людей, так как у них нет «понимания», «они всегда подменяли понимание какими-нибудь суррогатами - верой, неверием, равнодушием, пренебрежением». (163) Это резонер.

Он стремится понять. Именно для этого и едет в Управление, откуда надеется попасть в лес, в котором - надежда Переца, он хочет найти в лесу союзника, чтобы бороться за людей, чтобы помнили и понимали. А когда осознает, что понять невозможно, решает, что надо просто «работать и … ждать». И для него главное - это «любовь, еда и гордость». (157)

Перец каждый день разговаривает с людьми, видит их, но однажды «обнаружил, что он один». (46) Герой тоскует по простым вещам, ищет обычных людей, «просто людей - чистых, выбритых, внимательных, гостеприимных. Не надо полета высоких мыслей, не надо сверкающих талантов, не надо потрясающих целей и самоотрицания» (139), ему не хватает человеческой заботы и внимания.

Перец пытается противостоять алогичной, жестокой системе Управления и не понимает, почему все люди должны быть «простыми и ясными» (20). Он - творческий человек, филолог, обладает богатым воображением, не хочет лгать, хочет быть честным. Перец тоскует по простым человеческим отношениям. Но он один, и один он не может сломать абсурдные рабские традиции, которые складывались веками. Волей-неволей, Перец оказывается впутанным системой в цепь происшествий. Отчаявшись попасть в лес, понять что-либо, Перец предпринимает попытку выбраться из Управления, вернуться на Материк. Но пространство замыкается и не выпускает героя, все обстоятельства оборачиваются против него. Перец пытается общаться с людьми, но они его не понимают, герой в панике мечется в этом хаосе, в абсурдном мире Управления, где разрушены все логические связи. Паника - состояние, в котором часто находится человек. Страстно желая услышать речь директора, Перец бегает по зданию, ломает двери, выхватывает чужие трубки. Услышав, что за ним пришла машина, носится из кабинета в кабинет в поисках выхода. Когда герой попадает на соревнования по кроссу, он не понимает, что происходит, Перецу кажется, что за ним гонятся. Пейзаж, детали, подробности помогают отразить это состояние. Когда Переца выгоняют из гостиницы, на небе - злобная луна, он пробирается через кусты, большой чемодан все время задевает за ногу, мешает. После всех неудач герой почти готов смириться, даже «полюбить кефир» (153), лишь бы оставаться самим собой, по вечерам быть рядом с близким человеком, который его любит. В конце повести совершается превращение: Перец становится директором. В нем поначалу вспыхнуло стремление все изменить, сделать людей свободными, отменить бессмысленные директивы. Но это превращение подтверждает, что даже в такой роли Перец ничего не может сделать и должен предпринимать поступки, которые противоречат его собственным убеждениям, утверждать директивы, с которыми в корне не согласен. Такой вывод также подкрепляется введением Стругацкими композиционной рамки. В начале повести Перец сидит у обрыва и думает о том, что сейчас мимо него через кусты пробежит директор. Затем к главному герою подходит Домарощинер с блокнотиком, куда он записывает все, что, по его мнению, представляет интерес для директора. А в конце через эти же кусты мимо обрыва бежит сам Перец, уже ставший директором, но еще не осознавший этого, за героем гонится Домарощинер с другим блокнотиком, в который записывает изречения своего начальника. Еще более усиливает мотив неизбежности композиционная мотивировка с парабеллумом с одной пулей в стволе.

Внутреннее время в части повести, посвященной Управлению, длится недолго. Описывается четыре дня из жизни Переца. За этот короткий, но значительный период главный герой претерпевает эволюцию. В начале повести Перец надеется и протестует. Разные события способствуют то ослаблению, то усилению этого оптимизма. Героя не пускают в лес - и надежда гаснет. Наконец он едет туда, но испытывает разочарование, не сумев разобраться в происходящем. Когда Перец приобретает власть, он чувствует себя способным многое изменить. Авторы в мельчайших психологических подробностях описывают состояние героя. Еще не осознавший, что произошло, Перец в панике бежит по коридорам Управления от подобострастного Домарощинера с одной мыслью, лишь бы его оставили в покое. Постепенно герой начинает догадываться, почему все останавливались перед ним и замирали в почтительных позах, почему в вестибюле заиграл приветственный марш, когда Перец туда вбежал и почему Домарощинер протягивает ему папку для подписи. Герой начинает чувствовать выгоду своего положения. При этом резко меняется тональность его речи, Перец говорит с достоинством и суровостью. Он даже начинает вживаться в роль директора, хочет переделать прежний мир в соответствии со своими представлениями. Меняется и восприятие героя. Например, проступок шофера Тузика, заключающийся в «непосещении музея Истории Управления» (219), над незначительностью которого сам бы раньше посмеялся, Перец начинает считать серьезным, а логику вдруг начинает видеть в том, что официант работает механиком. Но абсурдный мир все же не смог завладеть сознанием героя. Перец - честный, интеллигентный, умный человек. Он начинает понимать сложность ситуации и то, что нужно много времени, чтобы разобраться во всем. Но героя заставляют поступать не так, как он хочет. Тогда гаснет всякая надежда. И хоть Перец не слился с абсурдным миром, не принял его законы, но он ничего не смог сделать и для того, чтобы изменить ситуацию. Поведение героя в самом конце повести свидетельствует о полной потере им веры.

Е.М. Неёлов в книге «Волшебно-сказочные корни научной фантастики» рассматривает типы героев произведений научной фантастики в зависимости от их жанровой обусловленности. По его мнению, роли героев в научной фантастике определяются условиями жанра. Это «ученый, (У)», «не-ученый, (-У)» и «чудесный персонаж» или «чудесное происшествие, (ЧП)». Позиция ученого - это позиция науки, а не-ученого - жизни. Но в то же время, «мастерство Стругацких сказалось в том, что жанрово-обусловленное противопоставление позиции персонажей (У и -У) у них естественным образом, что в научной фантастике бывает не так уж часто, мотивировано характерами героев, как бы вырастает из этих характеров». Склад Переца, стремление его разобраться, понять, в первую очередь, определяет его позицию как ученого. Одной из важных научных проблем в ранних произведениях братьев Стругацких была проблема вмешательства или невмешательства в дела других цивилизаций. Например, в повести «Трудно быть богом». Одна точка зрения - просто изучать, не совершая никаких насильственных действий, другая - активное вмешательство, ярким примером которого в повести «Улитка на склоне» являются отделы инженерного проникновения в лес и искоренения. Перец - за осторожное изучение, за бережное отношение. Он не понимает, как люди могут глумиться над лесом. Там человек должен стараться быть лучше, не совершать дурных поступков и даже не допускать дурных мыслей. Так, скромный, тихий Перец, который не может обидеть человека, ударил в лесу шофера Тузика за то, что тот похотливо смотрел на женщину. Став директором, герой сразу думает о том, как защитить лес, решает ликвидировать группу Искоренения. Одновременно, Перец воплощает и жизненную позицию, точку зрения «не-ученого». Стремление понять, разобраться подпитывал, скорее, не исследовательский дух, а надежда. И если учитывать семантику символов леса и Управления, то Перец не видит смысла в абсурдном настоящем и надеется на то, что в будущем будет лучше. Но для братьев Стругацких было понятно, что будущее может оказаться совершенно «чужим», не таким, каким мы его представляем, каким надеемся видеть. Перец, попав в лес, пришел к выводу: «Я здесь побыл, я ничего не понял, я ничего не нашел из того, что хотел найти»(133). Кроме того, важным для героя является и простое, человеческое желание: найти отзывчивых людей, которые бы поняли его, пожалели, помогли и не стали бы требовать пропуска или справки. Как писала Л.Я. Гинзбург, «в романе, особенно психологическом», соотношение роли и функций персонажей «является не только дифференцированным, усложненным по сравнению со сказкой, но качественно иным - неустойчивым, противоречивым, иногда до парадоксальности. Между свойствами персонажа и его функциями (поступками) включаются посредствующие звенья многозначительных мотивов и переменных этических оценок». Позиция героя в "Улитке на склоне" намного сложнее, чем в сказке, во многих произведениях научной фантастики. Перец часто приходит к внутренним противоречиям, связанным с противопоставлением позиций У и -У, в разных ситуациях его поступки определяются совокупностью многих мотивов.

Перец - экзистенциальный герой, он оказывается в экзистенциальной ситуации. Вокруг него - абсурдный, алогичный мир. Человек чувствует себя одиноким в этой реальности. Один из основных мотивов произведений Ж.П. Сартра, А. Камю и «Улитки на склоне» - мотив неизбежности. Он обостряет проблему существования. В такой ситуации человек должен выбирать: смириться или бороться. Перец протестует против окружающей его действительности, но как бы герой ни старался, он не может разорвать предопределенности событий, не в силах даже распорядиться своей судьбой. Мотив ложной свободы также характерен для многих произведений экзистенциалистов. В конце повести, став директором, Перец испытывает радость, он чувствует, что способен теперь многое изменить, но его эйфория оказывается напрасной, а чувство свободы - ложным. И, наконец, один из самых распространенных мотивов у Ж.П. Сартра, А. Камю - мотив самоубийства как попытки выхода из сложившейся ситуации, решения проблемы. Братья Стругацкие намекают на еще не совершенный, но, видимо, неизбежный поступок Переца, который, ничего не добившись, возьмет однажды из сейфа пистолет и сделает из него один выстрел…

Символика фамилии героя была раскрыта Б.Н. Стругацким. «Такие люди, как он, являются острой приправой к нашей жизни, которая делает существование общества не таким пресным».

 

Кандид

 

Кандид, главный герой, живет в деревне. Но здесь он - чужой человек, случайно попавший в лес. Раньше Кандид работал в Управлении по делам леса, на биостанции. Из его реплик в диалоге с хозяйками леса становится ясна его бывшая профессия. Кандид - микробиолог. «Я изучал самые маленькие существа в лесу. Те, которые не видно глазом»,- говорит он на их языке, не употребляя сложных терминов и пытаясь быть понятным. (179). Главный герой потерпел аварию: его вертолет разбился. Но местные жители спасли Кандида, выходили, выделили дом и дали жену, чтобы она заботилась о нем. Его состояние мотивируется травмой головы. Кандиду тяжело думать, думать логически, так как та «растительная жизнь», которую он вынужден вести, поглощает его. Речь характеризует внутреннее состояние героя. Кандид часто про себя повторяет одну и ту же мысль, чтобы не забыть, не запутаться. Его внутренние монологи - борьба за себя как за человека. Чтобы еще более акцентировать внимание на этом, Стругацкие используют оксюморон: их герой «думал» о своем, об одном, «почему он ни о чем не может думать?» (83). Кандид говорит на языке местных жителей, лишь иногда вспоминает названия предметов, понятий на своем языке (скальпель, биостанция). Нава, его жена, рассказывала, что во сне он говорит непонятными словами. Герой пытается мыслить логически, но забывает слова, свои рассуждения и выводы. Это тоже подтверждает разлагающее влияние на Кандида косной среды и то, что он не смирился. Герой постоянно подвергает себя самоанализу и самокритике. Так, например, в минуту, когда Наве угрожает опасность, Кандид приказывает себе остановиться отступать, но не может,- и презирает себя за это.

Он понимает, что прогресс неизбежен и жесток, это ощущение оформляется композиционной рамкой: как и в начале, просыпаясь в конце повести, после своего путешествия в том же доме, он видит тех же муравьев, которые так же ползут по потолку, как ползли за месяц до этого и будут ползти после. Кандид вновь собирается в путь, как и тогда откладывая его начало на «послезавтра».

Так как лес имеет сказочную структуру, то и судьба Кандида сходна с судьбой сказочного героя. Испытывая недостачу, он отправляется в опасное путешествие, проходит испытания, попадает в дом в лесу, который грозит гибелью Кандиду и Наве. Избежать опасности им помогает неожиданный помощник, который похож на бывшего сотрудника Управления, пропавшего без вести. Видимо, Карл Этингоф принял сторону Славных Подруг. Осуществив свой план, Кандид делает выбор. Но он психологически верен. В сказке у героя нет свободы выбора: он, не раздумывает, прежде чем принять правильное решение. А Кандид колеблется, размышляет. И именно на этом акцентировали внимание Стругацкие в предисловии к повести. «Ученый» меняет свою заданную жанром научную позицию на жизненную, становится «не-ученым». В зрелой прозе Стругацких, как пишет М. Амусин, для этого часто используется «ситуация выбора». Главный герой повести, Кандид, - «человек, и должен сделать свой выбор, исходя из системы человеческих ценностей и норм». По мнению В. Сербиненко, в этой повести «речь идет о распаде мира человека». Главный герой повести, Кандид, совершает преступление, если воспринимать его поступки с точки зрения «новых людей» ранних повестей Стругацких: «он не пожелал примкнуть к «стажерам», не приемля их безоговорочное и фанатичное «служение» будущему». Кандид отказался от предложения Славных Подруг остаться с более развитыми существами, от возможности научиться управлять живыми организмами в лесу, оживлять мертвое, вернулся в деревню, чтобы защищать то доброе, человечное, к которому так безразличен оказался прогресс. Он остается способным на сострадание, сочувствие, хотя и идет против исторической «закономерности». (232), отвергает этот прогресс, это будущее, и встает на сторону беззащитных, хоть и отсталых жителей деревни. Да, они темные, посредственные, их заботит часто лишь еда, но, в то же время, они не оставили погибающего Кандида. Прогресс общества Славных подруг «вне морали» (237), но Кандид - гуманист, и он обязан поселянам за их доброту, за помощь. После всех приключений, испытаний он, как и сказочный герой, возвращается обратно и, как и в сказке, этот путь не описывается, он не важен для сюжета. Кандид остался без Навы, но приобрел понимание. И мысли его теперь текут более свободно, он видит больше, не занимается самообманом, называет «Одержание» гибелью, способен сопротивляться.

Как и Перец, Кандид тоже изменяется, эволюционирует от незнания к пониманию. В начале повести ему трудно думать, герой подвержен влиянию среды. Он забывает свое прошлое, прежнее имя, родной язык, но пытается вырваться из этой ситуации, усиленно размышляя и собираясь уйти из деревни. Когда Кандиду удается понять суть происходящего в лесу, он делает выбор, который дается ему нелегко, возвращается к крестьянам. Герою удалось преодолеть свою духовную пассивность, и теперь он получил возможность смотреть на окружающий мир со стороны. Но при этом Кандид принимает жителей деревни в свое сердце. «Здесь не голова выбирает. Здесь выбирает сердце» (237),- размышляет герой. Он поступает и как Румата Эсторский из «Трудно быть богом», защищая крестьян, вступив в открытую борьбу против хозяек леса. Но одновременно сделав «чужой» мир «своим», Кандид пытается посмотреть независимо, с разных позиций: с точки зрения и жителей деревни, и хозяек леса, и со своей, то есть «извне» (232). Герой приходит к такому же выводу, как и Румата, но логическим путем, обдуманно, в соответствии со своими представлениями о ценности человеческой жизни и личности. И в этом победа Кандида в отличие от отчаявшегося Переца. Даже понимая обреченность борьбы со всесильными женщинами, он совершает поступки, исходя из своей морали. Похожие герои сталкиваются с одинаковыми проблемами, но по-разному реагируют, делают разные выводы. Л.Я. Гинзбург писала, что в психологической прозе «аналогичные действия могут иметь разные мотивы», «одно и то же побуждение может в зависимости от обстоятельств привести к разным последствиям». Поэтому Кандид - реалистический герой в фантастическом, сказочном мире.

Имя главного героя повести, Кандида, выбрано не случайно. Это латинское слово, в переводе на русский означает «белый, белоснежный, чистый». Английское слово «candid» переводится как «честный, откровенный, беспристрастный». Это многое говорит о качествах персонажа. Кандид - «чистый» человек с «белой» и светлой душой, поэтому он «честный» перед собой.

Это имя уже использовалось в истории литературы Вольтером. Его роман называется «Кандид, или Оптимизм». Кандида из повести «Улитка на склоне» многое сближает с героем Вольтера. Оба героя - философы, искатели, которые стремятся открыть истину, узнать. Что такое добро? Что такое зло? Чего в мире больше? Это то, что пытается понять Кандид. Герои отправляются в путешествие, желая найти счастливое общество, смысл жизни, проходят множество испытаний, но разочаровываются, обнаружив жестокость мира, и не достигают идеала. Кандид в повести Вольтера в конце-концов видит для себя смысл жизни в простой физической работе. Кандид в повести братьев Стругацких, не ставя перед собой каких-то определенных задач, просто помогает крестьянам в деревне, защищая их от врагов.

В «Улитке на склоне» реальность, мир изображается, в основном, глазами главных героев. Поэтому очень важно самоощущение Переца и Кандида, их восприятие, которое связано с чертами характера. Особенность повести - необычайная слитость несобственно-прямой речи, внутренних монологов Переца и Кандида, авторских описаний и рассуждений. Несмотря на то, что формально повествование ведется от третьего лица, оно, во-первых, начинается с описания леса глазами Переца и с пробуждения Кандида (с пробуждения начинается действие во многих романах и рассказах Ф. Кафки, например, в «Превращении», в «Процессе») и заканчивается действиями тех же героев. Последние предложения в обеих частях начинаются так: «Перец попятился…»(228) - и соответственно: «Кандид встал…»(238). Слова Е.М. Мелетинского о художественном мире произведений Ф. Кафки, представляющем собой «рефлекс души героя» справедливы и для «Улитки на склоне». Во-вторых, действие часто прерывается несобственно-прямой речью главных героев. Перец и Кандид - резонеры, особенно Перец. Эпизоды текста с несобственно-прямой речью следуют обычно после реплики в диалоге героя или когда он видит какую-нибудь картину, пейзаж, интерьер, становится свидетелем или участником какого-либо события. Это характеристики, описания, размышления, предположения, выводы. Несобственно-прямая речь дает представление о характере, о внутреннем мире героя, об отношении к нему автора и авторском мнении. Братья Стругацкие передают речь героев с натуралистическими подробностями, с неправильностями, перебоями. Такой тип речи в художественных произведениях Л.Я. Гинзбург назвала «алогичным» и характерным для позднейших психологических романов. Например, внутренние монологи Кандида сбивчивы, он постоянно забывает нужные слова, собственные выводы, то, о чем думал недавно. Иногда какое-то знакомое слово всплывает в его сознании, но не всегда герой может вспомнить, что оно обозначает. На Кандида автор смотрит и со стороны. Это подтверждается тем, что в авторской речи герой упоминается как Кандид, а во внутренних монологах он сам себя называет Молчуном, так как не помнит настоящего имени. Кандид размышляет на фоне болтовни его жены, Навы. Когда он отвлекается, слышно вновь становится, как девушка продолжает рассказывать давно известные ему истории. Затем Кандид снова задумывается, и речи Навы опять не слышно. А однажды он сам осознает, что воспринимает окружающий мир субъективно, «пристрастными глазами чужака»(232).

О героях своих произведений братья Стругацкие, как уже цитировалось, писали: «Наша мечта - перенести образы лучших людей из современности в будущее». По мнению фантастов, основные качества, которые будут принадлежать человеку в коммунистическом обществе, это «огромная любовь к труду», «жизненная активность», сознательность, совесть, чувство правдивости. Их герои - не идеалы, людям свойственно ошибаться, у них есть свои странности, недостатки. Некоторые опрометчивы в поступках, раздражительны. Но основу человека будущего составляет высокий моральный уровень. Таковы герои ранних произведений братьев Стругацких.

Например, Горбовский, который встречается во многих повестях фантастов. Он смелый, хоть и осторожный. Его страх - от чувства ответственности, и боится Леонид Андреевич не за себя, а за все человечество. Горбовский честный, добрый, у него не возникает сомнений, когда нужно выбрать между спасением детей или ученых, их трудов и самого себя от надвигающейся опасности на чужой планете в повести «Далекая Радуга», главная ценность для героя - человек, дети. Он много рисковал, жертвуя собой ради других. Иногда Горбовский бездействует, любит полежать, но при этом напряженной остается его мыслительная деятельность. Атос-Сидоров слегка высокомерный, но тоже бесстрастный, иногда совершает опрометчивые поступки, но справедливый и умный.

Все эти качества можно наблюдать и у героев «Улитки на склоне». Перец тоже очень умный и интеллигентный человек. Он не будет лгать, так как осуждает всякую фальшь: не понимает, как можно работать на неверно считающем арифмометре, честно пытается ответить на абсурдные вопросы председательствующего на собрании, хотя все его убеждают что-нибудь выдумать. Перец не способен обидеть человека. Он против зла и насилия, но иногда может испытать и злорадство. Особенность ситуации в том, что он один в мире хаоса, фальши, лести, подавления человеческой личности в то время, как Горбовский и Атос-Сидоров жили среди себе подобных. Поэтому им не надо было протестовать против окружающего безумия, искать поддержку у способных понять людей, мучительно пытаться разобраться в происходящем и терять надежду, как, например, Перецу. А именно эти мотивы лежат в основе поведения и поступков героя «Улитки на склоне».

Часть, посвященная лесу, претерпела меньше изменений. В «Беспокойстве» вместо Кандида в лесу оказался Атос-Сидоров. И многими чертами герой «Улитки на склоне» напоминает своего предшественника. Еще в повести «Полдень, ХХ11 век. Возвращение» Атос совершает опрометчивые поступки, без разрешения капитана сажает корабль на незнакомой планете. Про Кандида тоже говорили, что он часто рисковал, не делал необходимых прививок, чтобы работать в лесу, не был осторожен, управляя вертолетом - и потерпел аварию. Но если в ранних повестях отношение к таким поступкам автора было отрицательным, показывало отсутствие дисциплины и выдержанности героя, то в «Улитке на склоне» поведение Кандида - показатель его внутренней свободы, независимости от бюрократической системы Управления. Герой попал в тяжелейшие условия, у него была серьезная травма головы, Кандид не знает, где находится, как добраться до дома. Но он не сдается. Герой не идеален, может испытать страх, нерешительность, но тут же себя честно осуждает. Например, в ситуации, когда рядом с Навой оказались мертвяки, Кандиду страшно, но он заставляет себя не отступать. Но как и у героев «Полудня», самым важным для Кандида в любой ситуации оказывается моральный императив.

Легко быть хорошим, достойным человеком, когда тебя окружают такие же люди. Но если герой оказывается одинок, то очень трудно сохранить в себе лучшие качества. Подобные эксперименты в «Хищных вещах века» заканчивались неудачно. Добрый, умный, веселый некогда Пек Зенай, бывший друг Ивана Жилина, попав в чуждый мир, сам изменился до неузнаваемости, стал преступником и алкоголиком. Перец в похожей ситуации не совершил ничего дурного, но потерял веру в свои силы. А Кандид, наоборот, постепенно смог утвердить себя как личность.

 


Заключение.

 

Итак, можно сделать следующие выводы.

Повесть «Улитка на склоне» - результат сложной работы авторского замысла. По мере создания произведения несколько раз менялось место действия, облик художественного мира и составляющие его детали, имена героев и сами идеи, которые вкладывали братья Стругацкие в повесть. В процессе создания появилась новая концепция, но мир и герой в «Улитке на склоне» - итог взаимодействия разных вариантов повести. Это связано с изменением мировоззрения фантастов, с политической ситуацией в стране, с литературными дискуссиями и цензурными ограничениями.

К приемам, при помощи которых создается образ леса, относятся:

·   общелитературные (пейзаж, описания, тропы, метафоры, часто имеющие символическое значение, особые цвета, звуки, запахи);

·   собственно фантастические (овеществление как выражение характера, внутренних черт через внешние образы, частный случай - овеществление метафор, сращение признаков разных предметов, в результате чего формируются новые качества, оживление неживого, создание новых слов);

·   особый прием, характерный для творчества братьев Стругацких, а в особенности, для «Улитки на склоне» - избыточность описаний, сравнений, тропов, красок.

Лес в повести имеет волшебно-сказочные истоки. По мнению Е.М. Неёлова, «пример полного использования структуры волшебно-сказочного леса дает первая часть дилогии А. и Б. Стругацких “Улитка на склоне”». Как и в сказке, в повести лес выполняет функцию задерживающей преграды между двумя мирами: своим и чужим. Это место опасное. Но в темном бору герой встречается и с волшебным помощником, получает волшебный предмет, заходит в дом - символ перехода в иной мир, оказывается в ситуации выбора. В «Улитке на склоне» возникает особый «хронотоп», похожий на фольклорный. Место и время действия - неопределенное. Пространство обладает «сверхпроводимостью» для главного героя. Внутреннее время подчиняется законам композиции волшебной сказки. Но, в отличие от фольклорных произведений, в повести много описаний, очень важны раздумья, мысли героя, подчеркивается сознательность его выбора.

Образ леса встречается почти во всех произведениях братьев Стругацких. В ранних повестях, утопиях, таких, как «Полдень, ХХ11 век», лес - часть счастливого будущего. Вокруг домов землян посажены красивые деревья, цветы. Рядом со зданиями расположены парки, а лес - светлый, сосновый, в нем люди собирают землянику, играют, радуются жизни. В других повестях темный бор - символ неизвестного, место, где происходят непонятные события, он выполняет сказочную функцию границы. Например, в «Трудно быть богом», в «Улитке на склоне».

Мир Управления по делам леса создается по-другому: при помощи сатиры, гротеска, часто доходящих до абсурда, таких приемов как удвоение, размножение предметов, превращение. Авторы соединяют несоединимое, они наполняют пространство Управления предметами и явлениями, которые относятся к разным эпохам. Собственно-фантастический прием - оживление техники, изображение разумных машин.

В части, посвященной Управлению,- особый сюжетообразующий «хронотоп». Время имеет много черт «случайного» времени из авантюрного греческого романа, пространство всегда чужое для героя. Такой «хронотоп» лишает человека собственной воли, все события происходят под влиянием неких таинственных сил. Особенность «Улики на склоне» в том, что герой попадает не в то время, не в то место, и не происходят те события, которых он ожидал.

Замысел братьев Стругацких заключался в том, чтобы сделать Управление по делам леса символом настоящего. Поэтому, создавая художественный мир этой части повести, они включили в него реалии из современной им советской действительности. Более того, эти элементы были искажены, показаны в гротескном виде. Сатира не была целью писателей, но она, несомненно, есть в произведении. Критическое изображение стиля управления, элементов бюрократической системы, некоторых явлений общественной жизни, сатира на типы и даже пародии на конкретных реальных людей, комическое использование советской лексики - все это есть в «Улитке на склоне».

Приемам и способам, при помощи которых описывают художественный мир в «Улитке на склоне» братья Стругацкие, они во многом научились у М.Е. Салтыкова-Щедрина. Это сатира, гротеск и их особенности. Управление по делам леса очень похоже на то, как изображается бюрократическая система в «Истории одного города», «Помпадурах и помпадуршах». Такой, как в «Улитке на склоне», предстает действительность и в романах Ф. Кафки. Абсурдность, алогичность мира и отчаянные попытки героя-одиночки добиться истины оборачиваются неудачей и у братьев Стругацких, и у Ф. Кафки. И в «Улитке на склоне», и в «Замке», «Процессе» - особая форма повествования, при которой действительность отражается через восприятие героя. Многие мотивы фантастической повести, такие, как мотив неизбежности, самоубийства как попытки выхода из безысходной ситуации - общие в произведении братьев Стругацких и у писателей-экзистенциалистов. Перец оказывается в экзистенциальной ситуации, он экзистенциальный герой.

В соответствии с замыслом, лес - символ будущего, а Управление - символ настоящего. Одной из самых интересных для братьев Стругацких была проблема несоответствия между тем, что современные люди ожидают от будущего и тем, что мир через несколько веков может оказаться совершенно непонятным, чужим, не таким, каким мы его представляем. Поэтому лес и Управление - очень разные художественные образы, и принципы изображения каждого из пространственно-временных локусов - иные. Но события, происходящие в настоящем, должны иметь какое-то продолжение в будущем, каким бы оно ни было далеким. Несмотря на отличия, два мира в «Улитке на склоне» связаны тонкими намеками и имеют одну суть.

Перец и Кандид как герои научно-фантастического произведения обусловлены жанром. Оба они ученые и часто поступают так, как поступил бы человек, преданный науке. Но эта позиция определяется характером. Кроме того, она может меняться в зависимости от ситуации. Герои описываются в мельчайших психологических подробностях, и, как в психологической прозе, их действия бывают непредсказуемы. Братья Стругацкие были против ограниченного понимания фантастики как жанра особой тематики и утверждали равноправие ее с реалистической литературой. Поэтому во многих своих повестях писатели рассматривали современные темы и проблемы, поэтому стремились к точному психологическому раскрытию образов, которые были для фантастов не идеальными людьми из далекого будущего, а реальными, похожими на современников братьев Стругацких.

Особенность мира и героев повести заключается в том, что и Перец, и Кандид изначально находятся не в «своих» областях. Перец приехал в Управление по делам леса с какого-то неопределенного Материка. Но и тот мир тоже не идеален, и герой там не был особенно счастлив. А Кандид своим домом считал биостанцию - часть Управления по делам леса, а в деревню попал случайно, потерпев крушение на вертолете. Как видно, придумано это не случайно. Герои, находясь в «чужом» мире, пытаются другой «чужой» мир сделать «своим», но, обнаружив, что этот мир совсем далек и непривлекателен, отказываются от него и предпочитают ему прежний, тоже несовершенный и тоже не «свой», менее жестокий (в случае с Кандидом) или же менее непонятный из двух непонятных (в случае с Перецем).

Хотя Перец и Кандид попадают в разные ситуации, они во многом похожи. Герой чувствует себя одиноким, пытается сопротивляться, бороться в внеморальным прогрессом, с неумолимым действием законов природы. У них одни приоритеты, цели: разобраться, понять и сохранить свое «я».

Мир в научно-фантастическом произведении ограничивает и определяет поступки героя. Перец и Кандид зависят от окружающих обстоятельств, но при этом сохраняют внутреннюю свободу и окончательно не сливаются с миром. Кандид поступает вопреки всем сложностям в соответствии со своими нравственными убеждениями. История Переца недосказана. Он может или смириться и научиться жить по законам действительности Управления, или, как и Кандид, продолжать противостоять абсурдности мира, или, отчаявшись, закончить жизнь самоубийством, что более вероятно и подтверждается введением композиционной мотивировки.

Эти герои - резонеры. Мир леса и Управления описывается их глазами, очень важны внутренние монологи, которые часто оказываются слитыми с несобственно-прямой речью и описаниями от третьего лица.

Перец и Кандид - не статичные характеры, они претерпевают эволюцию. Перец и Кандид похожи на прежних героев братьев Стругацких из повестей «Полудня». Они тоже смелые, честные, высокоморальные люди. Но в «Улитке на склоне» человек попадает в совершенно иные условия, сталкивается с другими проблемами. Этим обусловлены отличия Переца и Кандида, например, от Горбовского, Атоса-Сидорова, Быкова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...