Предметная область — часть реального мира, рассматриваемая в пределах данного контекста.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 52. Функциональные и обеспечивающие подсистемы АСОУ.
Подсистемы АСОИУ делятся на: - функциональные - обеспечивающие.
Функциональные формируются по предметной области (бухгалтерия и тд), по функциональной (кадры и т.д.), направлены на охват конкретных функций подразделений. Содержательную компоненту АИС составляют функциональные подсистемы, включающие комплексы относительно взаимосвязанных задач, реализующих функции системы управления.
Обеспечивающее подсистемы – обеспечить существование автоматизированной системы. - правовое (содержит совокупность правовых норм и санкций), - организационное (содержит совокупность средств, методов, доказательств определяемы взаимодействие персонала АИС и взаимодействие персонала между собой при разработке АИС); - методологическое (содержит методологические и руководящие материалы по разработке, внедрению и эксплуатации); - лингвистическое (содержит совокупность языковых средств пользователей АИС с программным обеспечением АИС); - математическое (совокупность математических методов, моделей, алгоритмов для реализации селей и задач АИС, а также для нормального функционирования АИС (программное обеспечение); - метрологическое; - технологическое обеспечения (содержит совокупность правил и методов выполнения различных технологических этапов обработки различных видов информации). - информационное (содержит информационный модуль, который должен впитывать в себя все процессы, происходящие внутри и во вне); - программное (содержит средства для создания приложений); - техническое (содержит комплекс технических средств, предназначенных для АИС, а также документация на эти средства и технологические процессы);
Выделим следующие функциональные подсистемы комплексных задач:
Стратегическое управление (финансовый менеджмент, анализ финансово-хозяйственной деятельности, маркетинг, управление проектами, управление документооборотом и др.). Логистика (управление материальными потоками и сбытом готовой продукции). Бухгалтерский учет (учет денежных средств, основных средств, учет материальных ценностей и пр.). Управление персоналом (создание нормативно-справочной информации, планирование затрат по персоналу, ведение базы данных кадрового состава и др.). Управление производством (технологическая подготовка производства, технико-экономическое планирование, учет затрат на производство, оперативное управление производством).
Главной тенденцией развития АИС является постоянное стремление к улучшению. Оно достигается благодаря совершенствования технологических и программных средств, что порождает новые информационные потребности и ведет к совершенствованию информационных систем.
53. Состав и назначение подсистем АИС организации.
Автоматизированной информационной системой (АИС) называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал, обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей. Структура АИС – это способ взаимосвязи элементов системы, обеспечивающий ее целостность. Таким образом, целостность АИС – существенная характеристика, относящаяся, прежде всего, к ее структуре. Целостность АИС – это свойство АИС, обеспечивающее устойчивость и функционирование системы в соответствии с ее назначением.
АИС, рассматриваемые в сфере экономики и управления, включают три основных компонента: функциональные подсистемы; информационные технологии обеспечения функциональных подсистем подсистема управления АИС. Функциональные подсистемы и информационные технологии АИС, обеспечивающие различные аспекты функционирования компании. Выделяются подсистемы, обеспечивающие жизнедеятельность организации как таковой. К ним относятся системы финансового планирования, бухгалтерского учета, кадрового учета и пр. решения задач подразделений организации - прикладные системы, работающие на уровне всей организации в целом (корпоративные приложения). Функциональные подсистемы опираются на информационные технологии решения отдельных прикладных задач: задач хранения данных в виде той или иной структуры (базы данных или информационного хранилища, или в каком-либо еще виде), анализа и поиска данныхОБЕСПЕЧЕНИЕ: Техническое обеспечение: Программное Математическое Лингвистическое Информационное
Подсистема управления АИС подразумевает: анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации; подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности; разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления. В состав подсистемы управления АИС принято включать структурные подразделения организации, осуществляющие управление технологическими процессами и поддержку работоспособности системы, а также совокупность документации, на основании которой обслуживающий персонал, разработчики и пользователи осуществляют эксплуатацию и развитие системы. Часто подсистему управления АИС называют подсистемой организационного обеспечения АИС.
54. Техническое обеспечение АИС организации. Техническое обеспечение (аппаратура) – совокупность всех технических средств, используемых для функционирования ИС. К нему относятся универсальное и специализированное техническое обеспечение.
Универсальное техническое обеспечение включает в себя следующие классы аппаратуры: ЭВМ различных классов; устройства ввода-вывода данных; устройства хранения и накопления данных; средства телекоммуникации; устройства защиты данных; устройства тиражирования данных; средства оргтехники. Указанные технические средства в настоящее время являются стандартными компонентами универсальных ЭВМ (вычислительных комплексов или установок), независимо от их класса и масштаба. Специализированное техническое обеспечение представлено машинами баз данных. Основы современных информационных систем составляют базы данных и системы управления базами данных (СУБД), роль которых как единого средства хранения, обработки и доступа к большим объемам информации постоянно возрастает. При этом существенным является постоянное повышение объемов информации, хранимой в базах данных, что влечет за собой требование увеличения производительности таких систем. Это особенно проявляется при организации ее логической обработки в системах баз знаний, на основе которых создаются современные экспертные системы. Быстрое развитие потребностей применений баз данных выдвигает новые требования к СУБД, такие, как: поддержка широкого спектра типов представляемых данных и операций над ними естественные и эффективные представления в базах данных разнообразных отношений между объектами поддержка непротиворечивости данных обеспечение целостности баз данных управление распределенными базами данных, интеграция неоднородных базы данных; Эти соображения приводят к мысли о необходимости создания специализированных автономных информационных систем, ориентированных исключительно на реализацию функций СУБД. Однако системы, реализованные на обычной универсальной ЭВМ, не способны полностью решить указанные проблемы. Исследования в этом направлении привели к появлению проектов и действующих прототипов машин баз данных – МБД (Database machine – DBM). Машина баз данных – аппаратно-программный мультимикропроцессорный комплекс, предназначенный для выполнения всех или некоторых функций СУБД. Такие свойства реляционной модели данных, как возможность расчленения отношений на непересекающиеся группы, возможность массовой и параллельной обработки, простота и независимость данных, а также наличие развитой теории и аппарата обусловили разработку машин баз данных, ориентированных в основном на поддержку реляционных баз данных. В настоящее время очевидна правильность такого выбора в связи с установлением возможности оперировать объектами баз знаний на реляционном концептуальном уровне посредством операций реляционной алгебры.
Первые публикации по машинам баз данных появились в 1974 г., в последующие годы было реализовано более 50 проектов, некоторые в виде промышленных прототипов и коммерческих изделий. Основными критериями для оценки того или иного проекта являются полнота выполняемых функций СУБД и ожидаемое повышение производительности при их выполнении.
55. Программное обеспечение АИС организации. Программное обеспечение- Сов-ть программ на носителях информации, программной док-ции, предназначенной для:1-разработки самой АИС, 2-эксплуатации АИС, 3-сопровождения АИС. ПО включает в себя: специализированное ПО; универсальное ПО; системное ПО.
Универсальное ПО (прикладные): -проблемно-ориентированные ПС -методо-ориентированные ПС -общего назначения -интеллектуальные с-мы -издательские с-мы -офисные приложения -средства мульмедии отличает возможность применения для решения широкого спектра задач независимо от предметной области. К такому ПО относят прежде всего интегрированные офисные пакеты. прикладные телекоммуникационные программы. На малых предприятиях функциональные задачи с успехом могут решаться средствами офисных табличных процессоров, СУБД, планировщиков расписаний, системами управления проектами не говоря о текстовых процессорах, Web-браузерах, Web-редакторах, программахы электронной почты и др. В системе государственного и муниципального управления примерами универсального ПО могут служить системы электронного документооборота; системы машинного перевода текстов; экспертные системы; системы поддержки принятия решений; системы статистического анализа данных;
системные ПС: -базовые -сервисные(служебные):->утилиты, ->архиваторы представлено ПО, в среде которого могут функционировать специализированные и универсальные пакеты программ. К нему относятся операционные системы. В настоящее время самой популярной ОС является Unix. Широко распространены также системы, разработанные под влиянием концепций UNIX: MS DOS, ОС семейства Windows, OS/2;
системы программирования – инструментальная среда программиста, позволяющая разрабатывать прикладные программы, а также новое системное ПО. Примерами являются системы программирования ПАСКАЛЬ, СИ, БЕЙСИК, ФОРТРАН и др.; системы программирования ИС. Системы программирования ИС представлены чаще всего системами управления базами данных (СУБД) и оболочками автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). При этом выделяют СУБД в «чистом виде» (IMS, CETOP и пр.), СУБД с элементами систем программирования АИС (ADABAS/Natura), ORACLE и др.),
Специализированное ПО (инструментарий) представляет собой полностью или частично замкнутый программный комплекс, настроенный на решение одной или нескольких функциональных задач, ориентированный на обработку (обычно периодическую) стандартных входных форм и выпуск стандартных выходных документов, например, 1С: Предприятие, подсистема (АИС) «Земля», «Воинский учет», «Коммунальные платежи». Инструментарий создания Программных продуктов: 1-ПС для создания приложений -локальные – выполнение отдельных работ по созданию ПС -интегрированные – обеспечивают комплексы взаимосвяз. работ по созданию ПС. 2-CASE-ср-ва – программный комплекс, предназначенный для автоматизации осн.этапов жизненного цикла АИС, обеспечивают в соответствии с RAD-технологией быструю кодогенерацию по модели с-мы (создается принципиальная или логич.схема программного кода)
-по степени охвата:->все этапы, ->отдельные -в зав-ти от самостоятельности:->встроенные в среду реализации, ->самостоятельные
Проблемно-ориентированные – для выполнения з-ч, имеющих одно функциональное назначение и связанных с одной ПО: прикладные ПС для: -бухучета (1С-бухгалтерия) -упр-я финансовой дея-тью (модуль в предприятии 1С) -упр-е материальными ресурсами (склад 1С и т.д.) -упр-е персоналом (кадры 1С) -упр-е банковской дея-тью и т.д.
Методоориентированные – для выполнения з-ч, независимых от ПО и ф-ций АИС: -ср-ва имитационного моделирования (GPSS) -ср-ва статистической обработки данных (Stat Graphics) -мат.задачи (MathCAD) -ср-ва упр-я проектами (Projects, Office. Professional) -ср-ва математического программирования
ПС общего назначения – ориентированы на конечного пользователя, предназначены для разработки прикладных ср-в, относящихся к классу с-м обработки данных (СОД): 1-СУБД: для локальных приложений-Access, для файл-серверных-FoxPro, Access Professional, Paradox, SQL 2-генераторы отчетов Profit for Win 3-текстовые процессоры 4-табличные процессоры 5-ср-ва презентационной графики
56. Информационное обеспечение АИС организации. Информационное обеспечение АИС состоит из следующих компонентов: фонд информации; системы классификации и кодирования; системы документации. Фонд информации включает постоянную, оперативную и условно-постоянную информацию. Постоянная информация представляет собой сведения о машинных программах, структурных и знаковых моделях информационных объектов и хранится в памяти ПК. Оперативная информация представляет собой сведения об условиях решения автоматизированных задач, не хранится в памяти ПК, а вводится перед запуском задачи. Условно-постоянная информация хранится в памяти ПК достаточно длительный период времени и состоит из управленческой, экономической, финансовой, правовой, служебной, организационно-технологической и другой информации.
Сов-ть системно-ориентированной информации и данных о состоянии информационной модели объекта упр-я. 1-системно-ориентированная часть (описывает основные инфоэл-ты предметной области) -с-ма классификации и кодирования информации -описание структуры ИО -унифицированная с-ма док-тов
2-данные о состоянии информационной модели(ИМ) объекта управления -технологии ИО -вх/выходн. Сообщения -информационная база -стр-ра информационных массивов -информационные языки
Основные требования при создании ИО: 1-однократный ввод, многократное использование данных в различных областях упр-я 2-обеспечение з-ч поддержки принятия решений информацией на основе операций обобщения, агрегирования и неформализуемых операций, выполняемых над знаниями.
Унифицированная с-ма док-тов – существует в рамках стандарта упр-я и стандарта упр-я качеством продукции, стандартом ведения отчетности. Существует полный перечень наименовай обязательных док-тов. Одни док-ты нужны для ф-ций учета и контроля – упре. Это отчеты – обязательные для составления различными стуктурными подразделениями, они предназначены для внешн. среды и для внутренней(вышестоящих подразделений внутри орг-ции). для конкретного типа орг-ции (производств., учебн., коммерч)-своя униф. с-ма док-тов.
Информационная модель – модель объекта автоматизации, представленная в виде информации, описывающей существующее движение док-тов, включая пар-ры объекта, связи объекта с другими объектами, основные аспекты информационного обеспечения.
Основные аспекты ИМ: 1-отражает инфопотоки, маршруты движения док-тов, объемные хар-ки информации 2-предназначена для выявления инфообмена между эл-тами с-мы (внутр-внешними) 3-отражает состав, способ представления, стр-ру и способ орг-ции данных в с-ме 4-реализация инфомодели на уровне конкретных инфомассивов 5- вопрос реализации ИМ в рамках конкретного вида логической модели 6-вопрос выбора конкретной СУБД
Этапы разработки ИО: 1-определение целей, критериев оценки эфф-ти решаемых з-ч, определение методов решения з-ч. (дерево целей, -дерево з-ч) 2-анализ инфоп-ссов, обеспечивающих решение з-ч, выявленных в пункте 1. на этом этапе определяются источники необходимой информации и потербители информации, определяются методы и способы, связанные с создание новой информации и обработкой существующей. 3-проектирование инфообеспечения 4-реализация ИО в рамках локальных и корпоративных АИС.
57. Организационное обеспечение АИС организации. Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования АИС. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работников управленческих служб и персонала АИС с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации АИС, в частности при проведении предпроектного обследования, формировании технического задания на проектирование и технико-экономического обоснования, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач, типовых проектных решений и прикладных программ, внедрении системы в эксплуатацию.
Организационное обеспечение — это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Организационное обеспечение реализует следующие функции: анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации; подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности; разработку управленческих решений по составу и труктуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
58. Правовое обеспечение АИС организации. Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический статус и эксплуатацию информационных систем. Регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.В состав правового обеспечения входят: законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
На стадии разработки информационной системы — нормативные акт, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика информационной системы, правовое регулирование различных отклонений процесса разработки информационной системы, обеспечение процесса разработки различными видами ресурсов. На этапе функционирования — определение статуса и компетенции информационной системы и информационных технологий в конкретных органах управления, права и обязанности персонала, процедуры и порядок сбора и обработки информации, порядок приобретения и использования средств вычислительной техники и других технических устройств, порядок создания и внедрения математического и программного обеспечения.
В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
Правовое обеспечение на этапе функционирования информационной системы определяет:
1. статус информационной системы;
2. права, обязанности и ответственность персонала;
3. правовые положения отдельных видов процесса управления;
4. порядок создания и использования информации и др.
на этапе разработки АИС - нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика в процессе создания АИС, с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимостью обеспечения процесса разработки АИС различными видами ресурсов. на этапе функционирования АИС - определение их статуса в конкретных отраслях государственного управления, правовое положение о компетенции звеньев АИС и организации их деятельности, права, обязанности и ответственности персонала, порядок создания и использования информации в АИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядок приобретения и использования электронно-вычислительной техники и других технических средств, порядок создания и использования математического и программного обеспечения. 60. Методологические подходы к проектированию АИС организации. Методологические ПОДХОДЫ к проектированию АСУ: - дескриптивный (описательный) - формализация и последующая затем машинная алгоритмизация существующих методов и процессов управле- ния; подход предполагает стабильность и высокий уровень существу- ющих технологий; - прескриптивный (нормативный) - конструирование системы вновь, ис- ходя из поставленных перед ней целей и текущих достижений в обла- сти теории и практики управления; - промежуточный - наиболее распространенный и реалистичный.
МЕТОДЫ реализации проектных работ: - локальный: а) ориентированный на ТПР, б) выбор "узких мест", фор- мализация и автоматизация ограниченной совокупности задач с целью "расшивки узкого места" и получения быстрой и эффективной отдачи от автоматизации; - комплексный - ориентирует разработчиков на решение задач управле- ния, отражающих все сферы деятельности организации; - комбинированный - проектирование очередями.
61. Принципы проектирования АИС организации. Основные принципы создания автоматизированной системы
- системный подход - а) внешнее проявление - комплексное изучение экономики в виде единого целого с учетом взаимосвязи с другими сис- темами внешней среды; б) внутреннее содержание - последовательная декомпозиция системы на составные части, иерархически увязанные друг с другом, с учетом всех вертикальных, горизонтальных и перек- рестных взаимосвязей; (следующие принципы вытекают из системного подхода); - автоматизация документооборота - минимум выходных машинных докумен- тов, обмен информацией между пользователями внутри сети ЭВМ; - единая информационная база - одноразовый ввод, однократное хранение и накопление информации в основных массивах; (в т.ч. - принцип одноразового ввода и накопления информации); - комплексность задач и рабочих программ - последовательная связь за- дач и технологических процессов управления внутри ЭВМ без промежу- точного ввода-вывода информации вручную; - максимальная разумная типизация проектных решений; - непрерывное развитие систем - адаптация, самообучение (в т.ч. совер- шенствование моделей и программ), развитие автоматизированной части системы. 62. Порядок работ и основные стадии проектирования АИС организации. Стадии и этапы создания автоматизированной системы
Существует понятие жизненного цикла системы:
1. анализ предметной области (выявление функциональных/нефункциональных тербований, ТЗ) 2. проектирование системы (рабочий проект, технический проект, конструкторские решения) 3. реализация (воплощение в виде программного обеспечения) 4. тестирование (выявление ошибок, например нестыковка модулей) 5. ввод в действие системы 6. эксплуатация и сопровождение системы, поддержка жизнеспособности системы 7. снятие с эксплуатации.
63. Содержание ТЭО и ТЗ на разработку или развитие АИС организации. Состав ТЭО: 1 - исходныее положения и характеристика существующей системы; 2 - обоснование необходимости автоматизации управления; 3 - обоснование комплекса задач; 4 - выводы и предложения. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на проектирование разрабатывается на основе ТЭО. Это 2 этап предпроектной стадии. ТЗ - основа для проведения всех последующих работ. Разделы ТЗ: 1 - общие положения; 2 - состав функциональной части системы; 3 - основные требования к системе и различным видам обеспечения технического,программного,информационного; 4 - организация функционирования; 5 - экономическая эффективность. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - очень трудоемкий этап; по сути дела, это полная развернутая постановка задачи. Разделы ТП: 1 - организация функционирования системы; 2 - постановка и решение основных задач; 3 - система программного обеспечения; 4 - организация информационной базы; 5 - решение по КТС; 6 - расчет экономической эффективности. РАБОЧИЙ ПРОЕКТ - включает программы и инструкции. Состав РП: 1 - программная документация; 2 - технологические инструкции по подготовке данных; 3 - инструкции персоналу; 4 - ведомость и перечень документов. Комплектация документации производится: - по этапам; - по подсистемам, комплексам задач; - по видам обеспечения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|