Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предметная область — часть реального мира, рассматриваемая в пределах данного контекста.




52. Функциональные и обеспечивающие подсистемы АСОУ.

 

Подсистемы АСОИУ делятся на:

- функциональные

- обеспечивающие.

 

Функциональные формируются по предметной области (бухгалтерия и тд), по функциональной (кадры и т.д.), направлены на охват конкретных функций подразделений. Содержательную компоненту АИС составляют функциональные подсистемы, включающие комплексы относительно взаимосвязанных задач, реализующих функции системы управления.

 

Обеспечивающее подсистемы – обеспечить существование автоматизированной системы.

- правовое (содержит совокупность правовых норм и санкций),

- организационное (содержит совокупность средств, методов, доказательств определяемы взаимодействие персонала АИС и взаимодействие персонала между собой при разработке АИС);

- методологическое (содержит методологические и руководящие материалы по разработке, внедрению и эксплуатации);

- лингвистическое (содержит совокупность языковых средств пользователей АИС с программным обеспечением АИС);

- математическое (совокупность математических методов, моделей, алгоритмов для реализации селей и задач АИС, а также для нормального функционирования АИС (программное обеспечение);

- метрологическое;

- технологическое обеспечения (содержит совокупность правил и методов выполнения различных технологических этапов обработки различных видов информации).

- информационное (содержит информационный модуль, который должен впитывать в себя все процессы, происходящие внутри и во вне);

- программное (содержит средства для создания приложений);

- техническое (содержит комплекс технических средств, предназначенных для АИС, а также документация на эти средства и технологические процессы);

 

Выделим следующие функциональные подсистемы комплексных задач:

 

Стратегическое управление (финансовый менеджмент, анализ финансово-хозяйственной деятельности, маркетинг, управление проектами, управление документооборотом и др.).

Логистика (управление материальными потоками и сбытом готовой продукции).

Бухгалтерский учет (учет денежных средств, основных средств, учет материальных ценностей и пр.).

Управление персоналом (создание нормативно-справочной информации, планирование затрат по персоналу, ведение базы данных кадрового состава и др.).

Управление производством (технологическая подготовка производства, технико-экономическое планирование, учет затрат на производство, оперативное управление производством).

 

 

Главной тенденцией развития АИС является постоянное стремление к улучшению. Оно достигается благодаря совершенствования технологических и программных средств, что порождает новые информационные потребности и ведет к совершенствованию информационных систем.

 

 

53. Состав и назначение подсистем АИС организации.

 

Автоматизированной информационной системой (АИС) называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал, обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Структура АИС – это способ взаимосвязи элементов системы, обеспечивающий ее целостность.

Таким образом, целостность АИС – существенная характеристика, относящаяся, прежде всего, к ее структуре. Целостность АИС – это свойство АИС, обеспечивающее устойчивость и функционирование системы в соответствии с ее назначением.

АИС, рассматриваемые в сфере экономики и управления, включают три основных компонента:

функциональные подсистемы;

информационные технологии обеспечения функциональных подсистем

подсистема управления АИС.

Функциональные подсистемы и информационные технологии

АИС, обеспечивающие различные аспекты функционирования компании. Выделяются подсистемы,

обеспечивающие жизнедеятельность организации как таковой. К ним относятся системы финансового планирования, бухгалтерского учета, кадрового учета и пр.

решения задач подразделений организации - прикладные системы, работающие на уровне всей организации в целом (корпоративные приложения).

Функциональные подсистемы опираются на информационные технологии решения отдельных прикладных задач: задач хранения данных в виде той или иной структуры (базы данных или информационного хранилища, или в каком-либо еще виде), анализа и поиска данныхОБЕСПЕЧЕНИЕ: Техническое обеспечение: Программное Математическое Лингвистическое Информационное

 

Подсистема управления АИС подразумевает:

анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

В состав подсистемы управления АИС принято включать структурные подразделения организации, осуществляющие управление технологическими процессами и поддержку работоспособности системы, а также совокупность документации, на основании которой обслуживающий персонал, разработчики и пользователи осуществляют эксплуатацию и развитие системы. Часто подсистему управления АИС называют подсистемой организационного обеспечения АИС.

 

54. Техническое обеспечение АИС организации.

Техническое обеспечение (аппаратура) – совокупность всех технических средств, используемых для функционирования ИС. К нему относятся универсальное и специализированное техническое обеспечение.

Универсальное техническое обеспечение включает в себя следующие классы аппаратуры:

ЭВМ различных классов;

устройства ввода-вывода данных;

устройства хранения и накопления данных;

средства телекоммуникации;

устройства защиты данных;

устройства тиражирования данных;

средства оргтехники.

Указанные технические средства в настоящее время являются стандартными компонентами универсальных ЭВМ (вычислительных комплексов или установок), независимо от их класса и масштаба.

Специализированное техническое обеспечение представлено машинами баз данных.

Основы современных информационных систем составляют базы данных и системы управления базами данных (СУБД), роль которых как единого средства хранения, обработки и доступа к большим объемам информации постоянно возрастает. При этом существенным является постоянное повышение объемов информации, хранимой в базах данных, что влечет за собой требование увеличения производительности таких систем. Это особенно проявляется при организации ее логической обработки в системах баз знаний, на основе которых создаются современные экспертные системы.

Быстрое развитие потребностей применений баз данных выдвигает новые требования к СУБД, такие, как:

поддержка широкого спектра типов представляемых данных и операций над ними

естественные и эффективные представления в базах данных разнообразных отношений между объектами

поддержка непротиворечивости данных

обеспечение целостности баз данных

управление распределенными базами данных, интеграция неоднородных базы данных;

Эти соображения приводят к мысли о необходимости создания специализированных автономных информационных систем, ориентированных исключительно на реализацию функций СУБД. Однако системы, реализованные на обычной универсальной ЭВМ, не способны полностью решить указанные проблемы. Исследования в этом направлении привели к появлению проектов и действующих прототипов машин баз данных – МБД (Database machine – DBM).

Машина баз данных – аппаратно-программный мультимикропроцессорный комплекс, предназначенный для выполнения всех или некоторых функций СУБД. Такие свойства реляционной модели данных, как возможность расчленения отношений на непересекающиеся группы, возможность массовой и параллельной обработки, простота и независимость данных, а также наличие развитой теории и аппарата обусловили разработку машин баз данных, ориентированных в основном на поддержку реляционных баз данных. В настоящее время очевидна правильность такого выбора в связи с установлением возможности оперировать объектами баз знаний на реляционном концептуальном уровне посредством операций реляционной алгебры.

Первые публикации по машинам баз данных появились в 1974 г., в последующие годы было реализовано более 50 проектов, некоторые в виде промышленных прототипов и коммерческих изделий. Основными критериями для оценки того или иного проекта являются полнота выполняемых функций СУБД и ожидаемое повышение производительности при их выполнении.

 

 

55. Программное обеспечение АИС организации.

Программное обеспечение- Сов-ть программ на носителях информации, программной док-ции, предназначенной для:1-разработки самой АИС, 2-эксплуатации АИС, 3-сопровождения АИС.

ПО включает в себя:

специализированное ПО;

универсальное ПО;

системное ПО.

 

Универсальное ПО (прикладные):

-проблемно-ориентированные ПС -методо-ориентированные ПС -общего назначения -интеллектуальные с-мы -издательские с-мы -офисные приложения

-средства мульмедии

отличает возможность применения для решения широкого спектра задач независимо от предметной области. К такому ПО относят прежде всего интегрированные офисные пакеты. прикладные телекоммуникационные программы. На малых предприятиях функциональные задачи с успехом могут решаться средствами офисных табличных процессоров, СУБД, планировщиков расписаний, системами управления проектами не говоря о текстовых процессорах, Web-браузерах, Web-редакторах, программахы электронной почты и др. В системе государственного и муниципального управления примерами универсального ПО могут служить

системы электронного документооборота;

системы машинного перевода текстов;

экспертные системы;

системы поддержки принятия решений;

системы статистического анализа данных;

 

системные ПС:

-базовые

-сервисные(служебные):->утилиты, ->архиваторы

представлено ПО, в среде которого могут функционировать специализированные и универсальные пакеты программ. К нему относятся операционные системы. В настоящее время самой популярной ОС является Unix. Широко распространены также системы, разработанные под влиянием концепций UNIX: MS DOS, ОС семейства Windows, OS/2;

системы программирования – инструментальная среда программиста, позволяющая разрабатывать прикладные программы, а также новое системное ПО. Примерами являются системы программирования ПАСКАЛЬ, СИ, БЕЙСИК, ФОРТРАН и др.;

системы программирования ИС. Системы программирования ИС представлены чаще всего системами управления базами данных (СУБД) и оболочками автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). При этом выделяют СУБД в «чистом виде» (IMS, CETOP и пр.), СУБД с элементами систем программирования АИС (ADABAS/Natura), ORACLE и др.),

 

 

Специализированное ПО (инструментарий) представляет собой полностью или частично замкнутый программный комплекс, настроенный на решение одной или нескольких функциональных задач, ориентированный на обработку (обычно периодическую) стандартных входных форм и выпуск стандартных выходных документов, например, 1С: Предприятие, подсистема (АИС) «Земля», «Воинский учет», «Коммунальные платежи».

Инструментарий создания Программных продуктов:

1-ПС для создания приложений

-локальные – выполнение отдельных работ по созданию ПС

-интегрированные – обеспечивают комплексы взаимосвяз. работ по созданию ПС.

2-CASE-ср-ва – программный комплекс, предназначенный для автоматизации осн.этапов жизненного цикла АИС, обеспечивают в соответствии с RAD-технологией быструю кодогенерацию по модели с-мы (создается принципиальная или логич.схема программного кода)

 

-по степени охвата:->все этапы,

->отдельные

-в зав-ти от самостоятельности:->встроенные в среду реализации,

->самостоятельные

 

Проблемно-ориентированные – для выполнения з-ч, имеющих одно функциональное назначение и связанных с одной ПО: прикладные ПС для:

-бухучета (1С-бухгалтерия)

-упр-я финансовой дея-тью (модуль в предприятии 1С)

-упр-е материальными ресурсами (склад 1С и т.д.)

-упр-е персоналом (кадры 1С)

-упр-е банковской дея-тью и т.д.

 

Методоориентированные – для выполнения з-ч, независимых от ПО и ф-ций АИС:

-ср-ва имитационного моделирования (GPSS)

-ср-ва статистической обработки данных (Stat Graphics)

-мат.задачи (MathCAD)

-ср-ва упр-я проектами (Projects, Office. Professional)

-ср-ва математического программирования

 

ПС общего назначения – ориентированы на конечного пользователя, предназначены для разработки прикладных ср-в, относящихся к классу с-м обработки данных (СОД):

1-СУБД: для локальных приложений-Access, для файл-серверных-FoxPro, Access Professional, Paradox, SQL

2-генераторы отчетов Profit for Win

3-текстовые процессоры

4-табличные процессоры

5-ср-ва презентационной графики

 

 

56. Информационное обеспечение АИС организации.

Информационное обеспечение АИС состоит из следующих компонентов:

фонд информации;

системы классификации и кодирования;

системы документации.

Фонд информации включает постоянную, оперативную и условно-постоянную информацию. Постоянная информация представляет собой сведения о машинных программах, структурных и знаковых моделях информационных объектов и хранится в памяти ПК. Оперативная информация представляет собой сведения об условиях решения автоматизированных задач, не хранится в памяти ПК, а вводится перед запуском задачи. Условно-постоянная информация хранится в памяти ПК достаточно длительный период времени и состоит из управленческой, экономической, финансовой, правовой, служебной, организационно-технологической и другой информации.

 

Сов-ть системно-ориентированной информации и данных о состоянии информационной модели объекта упр-я.

1-системно-ориентированная часть (описывает основные инфоэл-ты предметной области)

-с-ма классификации и кодирования информации

-описание структуры ИО

-унифицированная с-ма док-тов

 

2-данные о состоянии информационной модели(ИМ) объекта управления

-технологии ИО

-вх/выходн. Сообщения

-информационная база

-стр-ра информационных массивов

-информационные языки

 

Основные требования при создании ИО:

1-однократный ввод, многократное использование данных в различных областях упр-я

2-обеспечение з-ч поддержки принятия решений информацией на основе операций обобщения, агрегирования и неформализуемых операций, выполняемых над знаниями.

 

Унифицированная с-ма док-тов – существует в рамках стандарта упр-я и стандарта упр-я качеством продукции, стандартом ведения отчетности. Существует полный перечень наименовай обязательных док-тов. Одни док-ты нужны для ф-ций учета и контроля – упре. Это отчеты – обязательные для составления различными стуктурными подразделениями, они предназначены для внешн. среды и для внутренней(вышестоящих подразделений внутри орг-ции). для конкретного типа орг-ции (производств., учебн., коммерч)-своя униф. с-ма док-тов.

 

Информационная модель – модель объекта автоматизации, представленная в виде информации, описывающей существующее движение док-тов, включая пар-ры объекта, связи объекта с другими объектами, основные аспекты информационного обеспечения.

 

Основные аспекты ИМ:

1-отражает инфопотоки, маршруты движения док-тов, объемные хар-ки информации

2-предназначена для выявления инфообмена между эл-тами с-мы (внутр-внешними)

3-отражает состав, способ представления, стр-ру и способ орг-ции данных в с-ме

4-реализация инфомодели на уровне конкретных инфомассивов

5- вопрос реализации ИМ в рамках конкретного вида логической модели

6-вопрос выбора конкретной СУБД

 

Этапы разработки ИО:

1-определение целей, критериев оценки эфф-ти решаемых з-ч, определение методов решения з-ч. (дерево целей, -дерево з-ч)

2-анализ инфоп-ссов, обеспечивающих решение з-ч, выявленных в пункте 1. на этом этапе определяются источники необходимой информации и потербители информации, определяются методы и способы, связанные с создание новой информации и обработкой существующей.

3-проектирование инфообеспечения

4-реализация ИО в рамках локальных и корпоративных АИС.

 

 

57. Организационное обеспечение АИС организации.

Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования АИС. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работников управленческих служб и персонала АИС с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации АИС, в частности при проведении предпроектного обследования, формировании технического задания на проектирование и технико-экономического обоснования, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач, типовых проектных решений и прикладных программ, внедрении системы в эксплуатацию.

 

Организационное обеспечение — это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

 

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проек­тирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

разработку управленческих решений по составу и труктуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

 

 

58. Правовое обеспечение АИС организации.

Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический статус и эксплуатацию информационных систем. Регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации.

 

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.В состав правового обеспечения входят: законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

 

На стадии разработки информационной системы — нормативные акт, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика информационной системы, правовое регулирование различных отклонений процесса разработки информационной системы, обеспечение процесса разработки различными видами ресурсов. На этапе функционирования — определение статуса и компетенции информационной системы и информационных технологий в конкретных органах управления, права и обязанности персонала, процедуры и порядок сбора и обработки информации, порядок приобретения и использования средств вычислительной техники и других технических устройств, порядок создания и внедрения математического и программного обеспечения.

 

В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

 

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

 

Правовое обеспечение на этапе функционирования информационной системы определяет:

 

1. статус информационной системы;

 

2. права, обязанности и ответственность персонала;

 

3. правовые положения отдельных видов процесса управления;

 

 

4. порядок создания и использования информации и др.

 

на этапе разработки АИС - нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика в процессе создания АИС, с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимостью обеспечения процесса разработки АИС различными видами ресурсов.

на этапе функционирования АИС - определение их статуса в конкретных отраслях государственного управления, правовое положение о компетенции звеньев АИС и организации их деятельности, права, обязанности и ответственности персонала, порядок создания и использования информации в АИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядок приобретения и использования электронно-вычислительной техники и других технических средств, порядок создания и использования математического и программного обеспечения.

60. Методологические подходы к проектированию АИС организации.

Методологические ПОДХОДЫ к проектированию АСУ:

- дескриптивный (описательный) - формализация и последующая затем

машинная алгоритмизация существующих методов и процессов управле-

ния; подход предполагает стабильность и высокий уровень существу-

ющих технологий;

- прескриптивный (нормативный) - конструирование системы вновь, ис-

ходя из поставленных перед ней целей и текущих достижений в обла-

сти теории и практики управления;

- промежуточный - наиболее распространенный и реалистичный.

 

МЕТОДЫ реализации проектных работ:

- локальный: а) ориентированный на ТПР, б) выбор "узких мест", фор-

мализация и автоматизация ограниченной совокупности задач с целью

"расшивки узкого места" и получения быстрой и эффективной отдачи

от автоматизации;

- комплексный - ориентирует разработчиков на решение задач управле-

ния, отражающих все сферы деятельности организации;

- комбинированный - проектирование очередями.

 

61. Принципы проектирования АИС организации.

Основные принципы создания автоматизированной системы

 

- системный подход - а) внешнее проявление - комплексное изучение

экономики в виде единого целого с учетом взаимосвязи с другими сис-

темами внешней среды; б) внутреннее содержание - последовательная

декомпозиция системы на составные части, иерархически увязанные

друг с другом, с учетом всех вертикальных, горизонтальных и перек-

рестных взаимосвязей;

(следующие принципы вытекают из системного подхода);

- автоматизация документооборота - минимум выходных машинных докумен-

тов, обмен информацией между пользователями внутри сети ЭВМ;

- единая информационная база - одноразовый ввод, однократное хранение

и накопление информации в основных массивах;

(в т.ч. - принцип одноразового ввода и накопления информации);

- комплексность задач и рабочих программ - последовательная связь за-

дач и технологических процессов управления внутри ЭВМ без промежу-

точного ввода-вывода информации вручную;

- максимальная разумная типизация проектных решений;

- непрерывное развитие систем - адаптация, самообучение (в т.ч. совер-

шенствование моделей и программ), развитие автоматизированной части

системы.

62. Порядок работ и основные стадии проектирования АИС организации.

Стадии и этапы создания автоматизированной системы

 

Существует понятие жизненного цикла системы:

 

1. анализ предметной области (выявление функциональных/нефункциональных тербований, ТЗ)

2. проектирование системы (рабочий проект, технический проект, конструкторские решения)

3. реализация (воплощение в виде программного обеспечения)

4. тестирование (выявление ошибок, например нестыковка модулей)

5. ввод в действие системы

6. эксплуатация и сопровождение системы, поддержка жизнеспособности системы

7. снятие с эксплуатации.

 

63. Содержание ТЭО и ТЗ на разработку или развитие АИС организации.

Состав ТЭО:

1 - исходныее положения и характеристика существующей системы;

2 - обоснование необходимости автоматизации управления;

3 - обоснование комплекса задач;

4 - выводы и предложения.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на проектирование разрабатывается на основе ТЭО.

Это 2 этап предпроектной стадии. ТЗ - основа для проведения всех

последующих работ. Разделы ТЗ:

1 - общие положения;

2 - состав функциональной части системы;

3 - основные требования к системе и различным видам обеспечения

технического,программного,информационного;

4 - организация функционирования;

5 - экономическая эффективность.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - очень трудоемкий этап; по сути дела, это полная

развернутая постановка задачи. Разделы ТП:

1 - организация функционирования системы;

2 - постановка и решение основных задач;

3 - система программного обеспечения;

4 - организация информационной базы;

5 - решение по КТС;

6 - расчет экономической эффективности.

РАБОЧИЙ ПРОЕКТ - включает программы и инструкции. Состав РП:

1 - программная документация;

2 - технологические инструкции по подготовке данных;

3 - инструкции персоналу;

4 - ведомость и перечень документов.

Комплектация документации производится:

- по этапам;

- по подсистемам, комплексам задач;

- по видам обеспечения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...