Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Десять заповедей человечности Дмитрия Лихачева




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Русский язык и культура речи

Контрольная работа и методические

рекомендации по её выполнению

для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм ы обучения

 

Калининград

Издательство ФГОУ ВПО «КГТУ»

 

 

УДК 82.085 (076)

 

УТВЕРЖДЕНО

Ректором ФГОУ ВПО «Калининградский

государственный технический

университет»

 

АВТОР - Паршакова Н. А., к.п.н., доцент кафедры русского языка ФГОУ ВПО

«Калининградский государственный технический университет»

 

 

Контрольная работа и методические рекомендации по ее выполнению рекомендованы к изданию методической комиссией факультета гуманитарной подготовки ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» 16 ноября 2010 г., протокол № 3

 

Контрольная работа и методические рекомендации по ее выполнению рассмотрены и одобрены кафедрой русского языка ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» 11 октября 2010 г., протокол № 3

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ – Белоножкина В.В., старший преподаватель кафедры русского

языка ФГОУ ВПО «Калининградский государственный

технический университет»

Девятова И.И., старший преподаватель той же кафедры

 

 

© ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет, 2010 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» является важной частью гуманитарной подготовки, определяющей становление личности будущего специалиста. Этот учебный курс призван сформировать у студентов представление о роли и значении языка в духовной культуре человечества.

Основной целью преподавания курса «Русский язык и культура речи» является совершенствование коммуникативной компетенции студента, т.е. повышение уровня практического владения русским языком в разных сферах функционирования и в письменной, и в устной форме.

Безусловно, коммуникативная компетенция в сфере русского языка необходима каждому гражданину Российской Федерации, где русский язык является государственным языком.

Нет сомнений в том, что в любой сфере деятельности владение русским языком и культурой речи – одна из наиважнейших составляющих профессиональной компетенции российского специалиста. Овладение речевой и языковой культурой поведения – обязательное условие развития профессиональных качеств выпускника вуза.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается студентами всех форм обучения всех специальностей и направлений (специфика форм обучения отражена в распределении часов по темам и видам учебных занятий). Преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» базируется на знаниях, полученных в школе. В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов отечественной истории, этики и эстетики, политологии, социологии, психологии и педагогики, философии, экономической теории. Практические умения и навыки работы с научной литературой будут востребованы в течение всего периода обучения.

Учебную деятельность студента высшего учебного заведения можно разделить на две части: аудиторную (лекция, семинар, практическое занятие, коллоквиум, зачет, экзамен) и самостоятельная работу. Самостоятельная работа представляет собой специфический вид учебной деятельности, организация которого отвечает определенным требованиям:

- разумное использование студентом личного времени;

- регулярность и последовательность изучения учебных материалов;

- проявление учащимся сознательности и активности.

Самостоятельная работа - неотъемлемая и чрезвычайно важная учебная деятельность студента любой формы обучения. Однако специфика обучения на заочном и очно-заочном отделении состоит, прежде всего, в большем, по сравнению с очной формой обучения, объёме самостоятельной работы. Он увеличивается при дистанционном обучении. Выполнение контрольной работы, предусмотренной учебным планом для этих форм обучения, позволит студенту применить полученные в ходе аудиторной и самостоятельной работы знания на практике.

Предлагаемые контрольная работа и методические рекомендации по ее выполнению является частью учебно-методического комплекса «Русский язык и культура речи», разработанного на кафедре русского языка ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» и адресованного студентам-нефилологам. При выполнении контрольной работы следует обратиться к другим пособиям комплекса ([8, 9, 17, 22] в списке учебников и учебных пособий).

 

 

Указания по оформлению контрольной работы

 

Письменные работы студентов предоставляются в печатном или рукописном виде на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4. Страницы должны иметь поля: левое – 20 мм, верхнее – 20, правое – 10, нижнее – 20 мм. Исправления допустимы, если не искажают общего впечатления от содержания и эстетики оформления.

На титульном листе необходимо указать наименование вуза и факультета, название дисциплины, номер варианта контрольной работы, фамилию и инициалы студента, выполнившего работу, номер учебной группы, фамилию и инициалы преподавателя, который будет проверять работу, город и год написания.

Список использованной литературы располагается на отдельном (последнем) листе. Группировка библиографических записей производится в алфавитном порядке.

Номер варианта контрольной работы совпадает с последней цифрой в номере зачетной книжки студента.

Выполненные контрольные работы сдаются методисту. Затем работы проверяются и рецензируются. Отрецензированные контрольные работы не возвращаются. Работы, выполненные с грубыми ошибками, возвращаются на доработку.

 

Методические рекомендации по выполнению

Контрольной работы

 

Контрольная работа состоит из четырех тематических частей, соответствующих дидактическим единицам учебного курса «Русский язык и культура речи»: культура речи; стилистика; деловой русский язык; риторика.

В конце контрольной работы студент должен составить библиографию, в которой указываются словари, справочники и пособия, использованные при выполнении заданий.

 

Задание 1 предполагает проверку владения орфографическими и пунктуационными нормами. Для его выполнения необходимо переписать текст, раскрывая скобки и вставляя, где необходимо, буквы и знаки препинания. Внесенные исправления необходимо выделить (подчеркнуть). При выполнении этого задания студенту следует помнить, что русская орфография представляет собой одну из наиболее организованных графических систем.

Орфографическая система русского языка базируется на нескольких общих принципах: морфологическом, фонетическом, историческом и дифференцирующем. Базовым принципом русской орфографии является морфологический: значащие части слова (корень, приставка, суффикс, окончание) пишутся одинаково, независимо от произношения. Например: с гореть, с делать, с колоть, с шить; зап е ва'ть, зап е ва'ла, зап е 'ть.

Фонетический принцип русской орфографии состоит в следующем: слово (или его значащая часть) пишется так, как слышится. Например, написание приставок на - з / -с: бе з рассудный, но бе с печный.

Исторический (традиционный) принцип гласит: слово (или его значащая часть) пишется так, «как принято». Слова с традиционным написанием мы должны заучивать, например: чу в ствовать, к о рова, м я тежный, криста лл, к о нъю н ктура.

Дифференцирующий принцип русской орфографии разграничивает написание пар слов, близких по звучанию, но разных по значению, например: подж о г сарая – подж ё г сарай; военная к а мпания - торговая к о мпания.

Особые трудности вызывают правила слитного, раздельного и дефисного написания. Этот раздел русской орфографии недостаточно урегулирован, однако существуют два принципа, которые помогут Вам (в 90 % случаев!) при выборе правильного варианта написания:

1) определите, что Вы пишете – единый смысловой компонент (слово, обычно терминологического характера) или сочетание двух самостоятельных единиц (словосочетание). Например, вагоноремонтный завод или безупречно точное произношение. Часто формальным показателем словосочетания является наличие зависимых слов, сравните: глубокоуважаемый профессор и глубоко уважаемый студентами преподаватель;

2) определите, какие - подчинительные или сочинительные – отношения связывают компоненты сложного слова. При подчинительных отношениях компоненты слова пишутся слитно, при сочинительных – через дефис. Например: белокаменная столица или литературно-художественное издание.

При выполнении задания 1 в тексте также необходимо расставить знаки препинания. Студенту следует помнить, что только правильное понимание смысла и структуры текста позволяет точно выбрать и расставить знаки препинания. При выполнении задания 1 рекомендуем обращаться к орфографическим словарям и справочникам по правописанию [7, 8, 9, 17, 18, 26].

 

Будьте внимательны, обязательно укажите в списке литературы те словари, которые Вы использовали! Используйте комплексные словари, в которых сочетаются разнообразные сведения. Например, «Комплексный словарь русского языка» одновременно является толковым, синонимическим, антонимическим, омонимическим, орфоэпическим, акцентологическим, словообразовательным, стилистическим, фразеологическим и сочетаемостным. При выполнении контрольной работы могут использоваться материалы интернет-порталов www.gramma.ru и www.gramota.ru. При использовании интернет-источников ссылка на них обязательна.

 

Задание 2 предполагает работу со словарями: орфоэпическим, толковым, возможно, энциклопедическим.

В задании 3 и 4 проверяется владение лексическими нормами русского языка. При выполнении задания 3 следует обратиться к толковому словарю или словарю паронимов. Задание 4 носит обобщающий характер: студентам необходимо найти лексические ошибки, определить и указать в скобках тип ошибки и предложить свой вариант исправления.

Образец выполнения задания 4 Мой друг интересуется народным фольклором. (Плеоназм) Мой друг интересуется фольклором. Мой друг интересуется устным народным творчеством.

Задания 5 - 8 направлены на определение уровня овладения грамматическими (морфологическими и синтаксическими) нормами. Задание 9 носит обобщающий характер: студентам необходимо отредактировать предложения, в которых допущены грамматические ошибки.

При выполнении задания 10 следует опираться на знание стилистики.

Задание 11 направлено на проверку умений и навыков в области компрессии научного текста. Научная речь для студента - это средство реализации профессионально значимой информации в конкретных видах учебной деятельности (выступления на семинарах и коллоквиумах, конференциях и дискуссиях, написание контрольных, курсовых работ). Однако даже студенты старших курсов часто испытывают затруднения при написании объяснительной записки к расчетной и экспериментальной части исследования.

Для успешного выполнения заданий 12 и 13 следует изучить особенности официально-делового стиля. В задании 13 Вам предстоит написать резюме. При составлении резюме изучите несколько образцов, предлагаемых в разных справочниках по делопроизводству, и выберите один, наиболее соответствующий Вашим целям.

Задание 14 направлено на проверку риторической компетенции студента. Необходимо подготовить текст публичной убеждающей речи на основе одной из десяти заповедей человечности, выработанных известным ученым и общественным деятелем Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым.

 

 

Десять заповедей человечности Дмитрия Лихачева

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...