Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не убий и не начинай войны




Не помысли народ свой врагом других народов

Не укради и не присваивай труда брата своего

Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти

Уважай мысли и чувства братьев своих

Чти родителей и прародителей своих и все сотворённое ими сохраняй и почитай

Чти природу как матерь свою и помощницу

Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба

Пусть живет все живое, мыслится мыслимое

Пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным

При подготовке текста необходимо выбрать сильные аргументы, подтверждающие тезис.

 

Вариант 1

Задание 1. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Внесенные исправления выделите (подчеркните).

Нет с...мнения что он создал наш п...этический наш лит...ратурный язык и что нам и нашим п...томкам остаётся только идти (по)пути пр...ложе...ому его гением. Из (выше)сказа...ных нами слов вы уже могли убедит...ся что мы н... в с...стояни... ра...делять мнения тех к...нечно (добро)совес...ных людей к...торые утв...рждают что наст...ящего ру...ского лит...ратурного языка (во)все (н...)существу...т; что нам его даст один пр...стой народ вместе с другими сп...сительными уч...реждениями. Мы напротив находим в языке созда...ом Пушкин...м все условия ж...вучести ру...ское творчество и ру...ская в...сприимчивость строго слились в этом в...ликолепном языке и Пушкин сам был в...ликолепный ру...ский художник.

Име...но ру...ский! Сама сущность все свойства его поэзии с...впадают со свойствами сущностью нашего народа. (Н...)говоря уже о муж...стве...ной прел...сти силе и яс...ности его языка эта пр...модушная правда отсутстви... лжи и фразы пр...стота эта...ткрове...ность и чес...ность ощущений все эти х...рошие черты х...роших ру...ских людей п...ражают в тв...рениях Пушкина (н...)одних нас его соотечестве...ников но и тех из ин...земцев к...торым он стал д...ступен.

И.А.Тургенев

 

Задание 2. Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Составьте с этими словами предложения.

А´тлас –атла´с, ту´фля – туфля´, до´говор - догово´р, ква´ртал – кварта´л, во´льно –вольно´, прави´ло - правило´, и´кать - ика´ть.

 

Задание 3.Образуйте словосочетания, выбрав подходящий по смыслу пароним.

(Интеллигентная, интеллигентская) слабость, философское (обоснование, основание), компания (военная, воинственная), крестьянская (овчарка, овчарня), вышивка (искусственная, искусная), кисель (водный, водянистый), (рыбий, рыбный) глаз.

 

Задание 4. Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

1. Нас приятно удивил прейскурант цен в новом кафе.

2. В фарш для пельменей кладут мясо свинины и говядины.

3. Мне неприятен напыщенный пафос речей этого политика.

4. Благодаря спешке мы оставили дома билеты на спектакль.

5. Ревизионная комиссия раскрыла все аферы и махинации директора фирмы.

6. В понедельник новый губернатор займётся незаконными вырубками деревьев.

 

Задание 5. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

Словарь (Брокгауз и Ефрон), мемуары (Бернард Шоу), о произведениях (Саломея Нерис), для скульптора (Этьен Морис Фальконе), к ироничному (Пьер Ферма), под (Бородино), для (Елизавета Кот), от (Александра и Евгений Лещ).

 

Задание 6. Перепишите, выбирая нормативный вариант из приведенных в скобках пар слов или словосочетаний.

1. В ремонт надо сдать (двое, пару) часов.

2. В обсуждении доклада приняло участие (шесть, шестеро) академиков.

3. Я окончила школу в (тысяча, тысячу) девятьсот восемьдесят четвёртом году.

4. Дом лесника находится в (полутора километрах, полтора километра) от дороги.

5. Ураган бушевал в течение (трёх, три) суток.

6. (Трое студенток, три студентки) не присутствовали на семинаре.

 

Задание 7. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Яблоня, куча, пекарня, цапля, снадобье, ватты, куранты, рентгены, ток.

 

Задание 8. Закончите предложения.

1. Помолчав ещё немного…

2. Глядя в упор на врага…

3. Стараясь уловить хоть тень беспокойства…

4. Купив в магазине продукты…

5. Войдя в комнату…

 

Задание 9. Перепишите предложения, исправляя грамматические ошибки.

1. Переползая поле возле деревни, шальная пуля угодила ему в голову.

2. С романом «Обломовым» школьники знакомятся в старших классах.

3. Жителям пострадавшего района от засухи была оказана помощь.

4. Бабушка любила и гордилась единственной внучкой.

5. Не рассчитывая на помощь, задачи были решены студентами самостоятельно.

 

Задание 10. Прочитайте приведенный ниже отрывок и определите, к какому функциональному стилю он относится. Аргументируйте своё мнение (перечислите особенности данного стиля с примерами из текста).

 

«По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.

Чеховский интеллигент был человеком, сочетающим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова…

Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить».

 

Задание 11.Составьте развернутые тезисыпараграфа «Спор как форма человеческого общения» из учебника «Культура русской речи» [12, с. 158 -163].

 

Задание 12. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами деловой речи.

1. Если в Вашем регионе спрос на Вашу продукцию удовлетворен и Вы ищете новые возможности на новых рынках, то мы готовы Вам помочь организовать сбыт Вашей продукции в нашей сбытовой системе.

2. Решили: произвести поэтапное оформление земельных отводов с оформлением права собственности.

3. Ссылаясь на нашу договоренность, платеж будет проведен через инкассо.

4. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

5. Для старшеклассников запланировано проведение диспута на тему: «Свободное время подростка и как его убить».

 

Задание 13.При поступлении на работу Вам необходимо сообщить сведения о себе. Напишите резюме.

 

Задание 14. Прочтите 10 заповедей человечности, которые выработал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Десять заповедей человечности Дмитрия Лихачева

1. Не убий и не начинай войны

2. Не помысли народ свой врагом других народов

3. Не укради и не присваивай труда брата своего

4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти

5. Уважай мысли и чувства братьев своих

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворённое ими сохраняй и почитай

7. Чти природу как матерь свою и помощницу

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое

10. Пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным

 

Напишите текст публичной убеждающей речи, адресованной Вашим сверстникам, на основе заповеди: «Не убий и не начинай войны». Объем текста от 60 до 100 слов.

 

Вариант 2

Задание 1. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Внесенные исправления выделите (подчеркните).

Г...воря о пище ру...ских в наст...ящее время следует подч...ркнуть что если написать кулинарную книгу посв...ще...ную се...одняшней пище ру...ских людей то можно...тметить...громное мн...гообразие кушаний среди к...торых присутствуют блюда х...рактерные для многих народов мира. Х...зяйка или хо...зяин могут пр...готовить п...нравившееся им где-нибудь блюдо или то р...цепт к...торого они нашли в кулинарной книге; и это блюдо может даже стать на время традицио...ным в да...ной семье. Надо правда...тметить что таким разн...образием отличает...ся в основном пища г...рожан; в кр...стьянской(же) пище до наст...ящего времени сохраняет...ся больше национального.

Питание древних сл...вян к...торые являлись народом земл...дельческим а позже ру...ских с...стояло в первую очере...ь из р...стительной пищи пр...дставляющей собой пр...дукты земл...делия и соб...рательства во вторую очере...ь из рыбных м...лочных пр...дуктов и в п...следнюю очередь из м...сных блюд.

Тр...диции ру...ских людей связа...ные с приемом пищи складывались под влиянием самых разных факт...ров среди к...торых очень важное место зан...мают р...лигиозные запреты на еду. Пост требует перехода с пищи м...сной м...лочной на рыбную, а чаще только на р...стительную.

Тр...дицией являет...ся так(же) и (не)преме...ное наличие р...туальной еды на р...лигиоз...ных праз...никах, а так(же) на п...хоронах и свад...бах.

По И. Лутовиновой

 

Задание 2. Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Составьте с этими словами предложения.

Кладо´вая – кладова´я, сво´йство - свойство´, обеспе´чение – обеспече´ние, по´рты – порты´, чу´дно – чудно´, агро´номия – агрономи´я, жа´люзи – жалюзи´.

 

 

Задание 3.Образуйте словосочетания, выбрав подходящий по смыслу пароним.

(Сапожный, сапожничий) крем, (тактический, тактичный) талант, поставить (роспись, подпись), наказать за (поступок; проступок), (обидный, обидчивый) приятель, (сытый; сытный) завтрак, (педагогический, педагогичный) подход.

 

Задание 4. Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

1. В нашем магазине цены дешевле.

2. Плохо, когда человек не воспринимает критику.

3. Калининградцев приглашают посетить шоу «Оденьте это немедленно!», которое состоится 16 октября в ТРЦ «Европа».

4. Новое лекарство надо принимать вовнутрь.

5. Большая половина электората не определилась с выбором.

6. Наш новый знакомый – настоящий патриот своей родины.

 

Задание 5. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

Картины (Анри де Тулуз-Лотрек), творчество (Бернард Шоу), роль (Барбара Брыльска), фильм (Александр Митта), утопизм (Кампанелла), песни (Булат Окуджава), битва у (город Смоленск), на (река Обь).

 

Задание 6. Перепишите, выбирая нормативный вариант из приведенных в скобках пар слов или словосочетаний.

1. Каждая из команд за участие в этом конкурсе получила по 5,2 (очка, очков).

2. В семье Горюновых было (пять, пятеро) дочерей.

3. На работу приняли (шесть, шестеро) медсестёр.

4. Около здания стояли (три офицера, трое офицеров).

5. В этот раз на дорогу ушло всего (восемь, восьмеро) суток.

6. Наша встреча состоялась в (две тысячи девятом, двухтысячном девятом) году.

 

Задание 7. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Кухня, ратуша, ханжа, печенье, апельсин, корректив, гольфы, спальня, кабель.

Задание 8. Закончите предложения.

1. Задумчиво глядя вдаль…

2. Тихо выскользнув из комнаты…

3. Продолжив работу…

4. Расправив плечи и подняв голову…

5. В смущении запахивая полы куртки…

 

Задание 9. Перепишите предложения, исправляя грамматические ошибки.

1. Валентина Владимировна купила крошечный тюбик мази, помогающий от трещин на пятках.

2. С прижатой телефонной трубкой к уху Аркадий уселся в кресло.

3. Утреннее солнце вовсю играло на ярких полотнищах флагов, лениво трепетавших, свешиваясь с краёв большого шатра и образуя живописную арку.

4. Она грезила о любви и как они вместе будут идти по жизни.

5. Наперекор желания родителей, юноша поступил в театральное училище.

 

Задание 10. Прочитайте приведенный ниже отрывок и определите, к какому функциональному стилю он относится. Аргументируйте своё мнение (перечислите особенности данного стиля с примерами из текста).

 

«Любой россиянин, начинающий знакомиться с жизнью в Соединённых штатах, воспринимает сразу же как непреложный факт то, что почти все жители Америки имеют два, а то и несколько имён.

Всегда ли существовали в англоязычных странах двойные имена? Прослеживая ономастическую традицию англичан и жителей тех стран, для которых английский язык родной, можно заметить, что с XII по XVII в. в этих государствах нельзя было найти ни одного человека с двойным именем. Почему? Да потому что до XVII века в англоязычных странах таковой традиции вообще не существовало. В Англии был даже издан закон, по которому новорождённому при крещении должно было присваиваться только одно имя».

 

Задание 11.Составьте рефератпараграфа «Основные лингвистические черты специального языка» из книги «Культура русской речи» [12, с.174-178].

 

Задание 12. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами деловой речи.

1. Мы интересуемся, можете ли Вы назвать нам адрес другого поставщика, или, в случае невозможности, сможете ли Вы проинформировать о Вашей возможности поставить нам напрямую.

2. Надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с Вашей фирмой.

3. Отвечая на Ваше письмо относительно анализа рынка фармацевтических препаратов, нами была собрана следующая информация.

4. Во время ремонта студенческий профком работает в 23 аудитории.

5. Записываясь на прием в городскую администрацию, гражданам выдаются пропуска.

 

Задание 13.При поступлении на работу Вам необходимо сообщить сведения о себе. Напишите резюме.

 

Задание 14. Прочтите 10 заповедей человечности, которые выработал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Десять заповедей человечности Дмитрия Лихачева

1. Не убий и не начинай войны

2. Не помысли народ свой врагом других народов

3. Не укради и не присваивай труда брата своего

4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти

5. Уважай мысли и чувства братьев своих

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворённое ими сохраняй и почитай

7. Чти природу как матерь свою и помощницу

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое

10. Пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным

 

Напишите текст публичной убеждающей речи, адресованной Вашим сверстникам, на основе заповеди: «Не помысли народ свой врагом других народов». Объем текста от 60 до 100 слов.

Вариант 3

Задание 1. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Внесенные исправления выделите (подчеркните).

Серёга был наст...ящим художником. Нет р...совать он (н...)умел.

Но например он умел быть жела...ным гостем. Он уд...влял меня тем что у него всегда нах...дилась идея с к...торой можно к кому(нибудь) при...ти. Иногда у него оказывалось (не)сколько дикови...ных к...нфет. Или он дарил х...зяевам какую(нибудь) (н...)обыкнове...ную свечку. Если он знал что идёт в гости к девушкам или там есть х...зяйка дома он (н...)забывал купить цветы. Как он их пр...подносил!..

Если(же) у Серёги совсем (н...)было денег (н...)на что у него были ра...сказы. И он всегда с...здавал особе...ую атм...сферу н... просто ужина или ча...пития а вечера с художником.

...днажды Серёге пришло в голову...тметить Новый год в своей квартире. Денег у нас было мало и мы купили то что смогли. Всё выб...рал х...зяин и мне...ставалось только уд...вляться (за)чем например нужны два д...сятка белых бумаж...ных скат...ртей.

Когда мы пришли к нему он сказал:

Мы наз...вём наш праздник Бумажный Новый год.

Серега заст...лил всю комнату белыми скат...ртями. П...среди комнаты он пол...жил зеркало красиво ра...бросав на нём несколько яблок мандарины орехи. Ра...тавил свечи п...дготовил музыку. Из оставшихся скат...ртей мы сделали бумаж...ные накидки.

Когда пришли гости в доме вдруг вырубилось эл...ктричество. Весь дом забегал засу...тился занервничал люди пытались наладить свет.

Вот это п...дарок! радос...но сказал Серёга. За...жём свечи!

Это был конечно луч...ший Новый год в моей жизни. Мы сидели у зеркала в бумажных накидках ш...лестели этими одеждами ра...говаривали. Свечи горели и мы чу...ствовали себя частью стра...ной но красивой картины сп...ктакля и книги вместе к...торую Серёга (н...)когда (н...)напишет.

По Е. Гришковцу

Задание 2. Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Составьте с этими словами предложения.

Про´вод – прово´д, про´волочка – проволо´чка, глаша´тай - глашата´й, ро´ды – роды´, му´ка – мука´, кулина´рия - кулинари´я, ква´ртал –кварта´л.

 

Задание 3.Образуйте словосочетания, выбрав подходящий по смыслу пароним.

Гостиничные номера для (командировочных, командированных), (древесные, деревянные) ложки, (вбежал, взбежал) на холм, (штатный, штатский) корреспондент популярного еженедельника, (взрослевший, взросливший) костюм, (потоки, потёки) воды, (обстоятельные, обстоятельственные) придаточные предложения.

 

Задание 4. Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

1. Для всех очевидна внутренняя подоплёка этих заявлений.

2. Я снова пытаюсь выразить свою благодарность и не нахожу выражений.

3. Юноша сказал, что он не умеет давать комплименты.

4. Много новых и полезных знаний мы узнали из лекции по истории искусства.

5. Коренные аборигены Индии говорят на многочисленных диалектах.

6. Комиссия вынуждена констатировать: отсутствует наличие стульев.

 

Задание 5. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

Рассказы (Антоша Чехонте), для (Морис Метерлинк), встреча в (Останкино), гостил у (супруги Ивановы), от (Якоб и Вильгельм Гримм), у (Москва-река), романы (Жорж Санд), из (город Калининград).

 

Задание 6. Перепишите, выбирая нормативный вариант из приведенных в скобках пар слов или словосочетаний.

1. Варенье сварили из (полтора стакана, полутора стаканов) земляники.

2. К (литру, литре) молока добавили (две трети литра, два третьих литры) сливок.

3. Моя младшая сестра поступила в университет в (две тысячи десятом, двухтысячном десятом) году.

4. Он живёт в (сто двадцать километров, ста двадцати километрах) от Калининграда.

5. Только в (пятьсот восемнадцатом, пятисот восемнадцатом) эксперименте был получен искомый состав.

 

Задание 7. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Сватья, ясли, соленье, скатерть, мандарины, сапоги, корневище, очистки, жаровня.

 

Задание 8. Закончите предложения.

1. Сообщив о новом назначении…

2. Робко поздоровавшись…

3. Обнимая детей…

4. Сбиваясь и умолкая, словно бы нехотя…

5. Уверяя в своей искренности…

 

Задание 9. Перепишите предложения, исправляя грамматические ошибки.

1. Фашисты порабощали и ограбляли народы.

2. Многие студенты старших курсов участвовали на выборах.

3. Благодарю Вас, Вы первый, кто оценили меня по достоинству.

4. Наш новый знакомый сомневался, что будет ли здесь хороший улов.

5. Привыкший человек ко всеобщему вниманию обычно держится дружелюбно.

 

Задание 10. Прочитайте приведенный ниже отрывок и определите, к какому функциональному стилю он относится. Аргументируйте своё мнение (перечислите особенности данного стиля с примерами из текста).

 

«Языковая политика – совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в социуме, государстве. Особой сложностью отличается языковая политика в многонациональном государстве, так как в этом случае она должна учитывать такие факторы, как многоязычие, своеобразие национального состава и межнациональных отношений, роль отдельных языков и их носителей в общественной жизни. Идеологические принципы и практические мероприятия в области языковой политики взаимозависимы и неразделимы, а поскольку языковая политика является составной частью национальной политики, она в основных чертах зависит от общих принципов последней».

 

Задание 11.Составьте тезисы параграфа «Функционально-смысловые типы речи» из учебника «Культура русской речи» [12, с.114-129].

 

Задание 12. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами деловой речи.

1. Для принятия жизненно важного решения для наших с Вами работников предлагаем в июне месяце организовать встречу на уровне руководителей.

2. Оптовые торговцы должны создавать хорошие деловые отношения с руководством рынка, чтобы обеспечить успешную работу рынка оптовой торговли.

3. Размещение рекламы о стройматериалах происходило в четыре этапа.

4. Подписывая договора, оплата гарантируется.

5. Гражданка Васильчикова М.И. обратилась с заявлением о разводе брака.

 

Задание 13.При поступлении на работу Вам необходимо сообщить сведения о себе. Напишите резюме.

 

Задание 14. Прочтите 10 заповедей человечности, которые выработал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Десять заповедей человечности Дмитрия Лихачева

1. Не убий и не начинай войны

2. Не помысли народ свой врагом других народов

3. Не укради и не присваивай труда брата своего

4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти

5. Уважай мысли и чувства братьев своих

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворённое ими сохраняй и почитай

7. Чти природу как матерь свою и помощницу

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое

10. Пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным

 

Напишите текст публичной убеждающей речи, адресованной Вашим сверстникам, на основе заповеди: «Не укради и не присваивай труда брата своего». Объем текста от 60 до 100 слов.

 

Вариант 4

 

Задание 1. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Внесенные исправления выделите (подчеркните).

 

Я поэт ж...ву в мире оч...ровательных тайн. Они...кружают меня всюду.

Р...стения во всём их мн...гообрази... эта трава эти цветы эти деревья м...гуществе...ное царство перв...бытной ж...зни основа всего ж...вущего, мои братья п...тающие меня и плотью своею и воздухом все они ж...вут рядом со мной. Разве я могу отказат...ся от ро...ства с ними? Изменч...вость р...стительного п...йзажа соч...тание листвы и в...твей игра со...нца на пл...дах земли это улыбка на лице моего друга связа...ного со мною узами кровного ро...ства.

Множ...ство человеч...ских лиц каждое из к...оторых ж...вое зеркало внутре...ней ж...зни т...нчайший инструмент души полной тайн что может быть пр...влекательней постоя...ного общения с ними наблюдения дружеского с...общества?

Моя де...тельность моё художестве...ное слово.

Пут...шествуя в мире оч...ровательных тайн исти...ный художник снимает с вещей и явлений плёнку повс...дневности и говорит своему читателю:

То что ты привык вид...ть повс...дневно то по(чему) ты ск...льзишь равн...душным и привыч...ным взором на самом деле (не)обыде...но (не)буднич...но но полно (не)из...яснимой прел...сти больш...го внутре...него с...держания и в этом смысле таинстве...но. Вот я сниму плёнку с твоих глаз смотри на мир работай в нём и радуйся что ты человек!

Я человек часть мира его пр...изведение. Я мысль природы её разум. С моей помощью и природа и человечество пр...образуют сами себя с...вершенствуются улу...шаются.

Вот почему я (не)пе...симист.

По Н.Заболоцкому

 

Задание 2. Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Составьте с этими словами предложения.

Вы´читать – вычита´ть, тра´нспорт – транспо´рт, за´мковый – замко´вый, по´ра – пора´, фо´льга – фольга´, ката´лог – катало´г, блесна´ – блёсна.

 

Задание 3.Образуйте словосочетания, выбрав подходящий по смыслу пароним.

(Академический, академичный) столовая, весёлая (вафельница, вафельщица), (воинственный, воинствующий) гуманист, (гневливый, гневный) натура, (единственный, единый) отрада, застольная (здравица, здравница), тяжелый (вдох, вздох).

 

Задание 4. Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

1. В связи с финансовым кризисом уровень жизни населения ухудшается.

2. Нашедшего документы на имя Тамары Брагиной прошу вернуть за вознаграждение.

3. В Калининграде отмечено подорожание цен на гречневую крупу.

4. Народ, ущемленный правами, живет сейчас очень бедно.

5. Коллеги его поздравляли и пели ему фимиам.

6. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок.

 

Задание 5. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

Песня (Соловьев – Седой), пьеса (Ариадна и Петр Тур), дом (супруги Барт), философские воззрения (Жан Жак Руссо), роман (Виктор Гюго), речь (Федор Никифорович Плевако), о студентке (Дарья Гвоздь), к (город Тверь).

 

Задание 6. Перепишите, выбирая нормативный вариант из приведенных в скобках пар слов или словосочетаний.

1. Спортсмены прошли (восьмисотметровую, восемьсотметровую) дистанцию.

2. Мы проходили в день по (девять, девяти) километров.

3. Поверхность земного шара равна (пятьсот девять миллионов, пятистам девяти миллионам) квадратных километров.

4. В столовой мы встретили (четыре однокурсника, четырех однокурсников).

5. На конференции выступили (два профессора, двое профессоров).

6. Я поговорил с полутора (десятком, десятками) человек.

 

Задание 7. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Ладонь, сабля, армия, подмастерье, габариты, серьга, макароны, сандалеты, голубятня.

 

Задание 8. Закончите предложения.

1. Поднявшись на второй этаж…

2. Встречая Новый год…

3. Не получив донесения к исходу дня…

4. Изучая монографию…

5. Выйдя из леса…

 

Задание 9. Перепишите предложения, исправляя грамматические ошибки.

1. Своего «я» в то время выразить было невозможно.

2. Этот период обычно называют временем катаклизм.

3. Оппонент указал на то, что докладчик оперировал с непроверенными фактами.

4. После этой операции в течение недели, проведённой милицией, в городе было тихо.

5. Все увидящие этот фильм не могут не возмутится.

 

Задание 10. Прочитайте приведенный ниже отрывок и определите, к какому функциональному стилю он относится. Аргументируйте своё мнение (перечислите особенности данного стиля с примерами из текста).

 

«В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, - так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. Ведь и любовь доступна не каждому. Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры…»

 

Задание 11.Составьте реферат параграфа «Этика речевого общения и этикетные формулы речи» из книги «Культура русской речи» [12, с. 90 - 95].

 

Задание 12. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами деловой речи.

1. Пришлось ознакомиться с выводами комиссии, проведенной год назад.

2. Договор вступает в силу с момента его подписания и будет оставаться в силе до тех пор, пока не будет прекращен любой из сторон.

3. Создание нормативной базы для организации собственников жилья.

4. Проект о строительстве нового моста через реку Преголю обсуждался на заседании Общественного совета.

5. Принимая во внимание наше длительное сотрудничество, товар будет поставлен Вам со скидкой 5%.

 

Задание 13.При поступлении на работу Вам необходимо сообщить сведения о себе. Напишите резюме.

 

Задание 14. Прочтите 10 заповедей человечности, которые выработал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Десять заповедей человечности Дмитрия Лихачева

1. Не убий и не начинай войны

2. Не помысли народ свой врагом других народов

3. Не укради и не присваивай труда брата своего

4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти

5. Уважай мысли и чувства братьев своих

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворённое ими сохраняй и почитай

7. Чти природу как матерь свою и помощницу

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое

10. Пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным

 

Напишите текст публичной убеждающей речи, адресованной Вашим сверстникам, на основе заповеди: «Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти». Объем текста от 60 до 100 слов.

 

Вариант 5

Задание 1. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Внесенные исправления выделите (подчеркните).

 

С...йчас в нашей истории наступил такой момент когда мы видим как м...няется ру...ский язык. И это (н...)может (н...)пугать. Мы так х...тим во что(бы) то (н...)стало отойти от пре...шествующей...похи нашей жизни п...строить новые обществе...ные...тношения новую экономику что нам даже х...телось(бы) иметь новый язык. Когда(то) говорили «отмежеват...ся» теперь «дистанц...роват...ся» нам над...ело выражение «сойти с ума» мы говорим «крыша поехала». Или раз...нравилось слово «встреча» стали говорить «тусовка».

Ру...ский язык по словам А.С. Пушкина «переимчив и общежителен» он ле...ко принимает иностра...ные слова если они нужны. И в этом нет н...чего страшного когда всё делается (в)меру. А мера утеря...на. В нашей речи возникают «с...ндвичи» «л...нчи» «диспл...и». Обычно м...няются 20-30 слов в год, а у нас сейчас п...являют...ся может быть 20 слов в неделю.

Кроме того (н...)маловажно из каких источ...ников появляют...ся новые слова языка. Сейчас например идёт п...ток слов из д...вольно с...мнительных источ...ников. Многие п...чатные органы используют «н...п...чатные» слова которые кстати так и называют...ся (по)тому что их п...чатать (н...)надо.

В Думе несколько лет обсуждался «Закон о русском языке». Закон к...нечно(же) нужен. Но если с...рьезно г...ворить о законе то должен быть и м...ханизм наказания за его нарушение. Однако пр...дставляет...ся (н...)серьёзным пр...дложение с...здать фил...логическую милицию уч...редить штрафы за ошибки в ру...ском языке. Что (н...)говори делает язык народ а его трудно заставить по...чинят...ся адм...нистративным нормам в отн...шени... языка. Были уже такие тщетные попытки.

Мы сейчас (н...)довольны языком но здесь очень важно раз...брат...ся язык в этом виноват или что(то) другое. Ведь язык подчиняется людям к...торые им пользуют...ся. Он пр...спосабливает...ся к п...требностям общества. За что его п...носить? Он...тражает с...стояние общества. Так что (н...) язык надо сейчас и...правлять.

По В. Костомаров

Задание 2. Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Составьте с этими словами предложения.

Кре´дит – кредит´, напа´дать – напада´ть, а´вгустовский – августо´вский, клубы´ – клу´бы, ба´ловать – балова´ть, бро´ня – броня´, жи´ла - жила´.

 

Задание 3.Образуйте словосочетания, выбрав подходящий по смыслу пароним.

С (барский, барственный) плеча, (вбежать, взбежать) на холм, (гармонический, гармоничный) гамма, (двуручный, двурушный) поведение, (классный, классовый) противоречия, (ловкий, ловчий) плут, мужские (плавни, плавки).

 

Задание 4. Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

1. Позвольте мне поднять тост за юбиляра.

2. На гарнир для бифштекса приготовим гречиху.

3. В маленьком магазинчике мы купили несколько памятных сувениров.

4. Подскажите, как мне добраться до автовокзала!

5. Каждый день дети наблюдали, как бобёр строит свой домик.

6. Его игристое поведение не было уместным.

 

Задание 5. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

Поручить студенту (Корень), улица (Миклухо-Маклай), выставка (Модильяни), мемуары (Жак Ширак), читать о (Всеволод Большое Гнездо), жили в (город Ванкувер), встретились под (хутор Михайловский), письмо от (Татьяна Соловей).

 

Задание 6. Перепишите, выбирая нормативный вариант из приведенных в скобках пар слов или словосочетаний.

1. Проведен социологический опрос среди (шестистах, шестисот) руководителей средних и крупных предприятий.

2. В прениях выступили (пять, пятеро) академиков.

3. Я окончил школу в (двух тысяч первом, две тысячи первом) году.

4. В марафоне участвовали (полтораста, полутораста) жителей области.

5. Пансионат находится в (полутора, полтора) (километр) от дороги.

6. Семинар вели (два доцента, двое доцентов).

Задание 7. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Таджик, купон, ботинки, кабель, бегунья, болотце, потеря, богиня, козни.

 

Задание 8. Закончите предложения.

1. Помолчав немного …

2. Глядя в упор на врага…

3. Стараясь уловить хоть тень беспокойства…

4. Закупая продукты…

5. Пролетая над островом…

 

Задание 9. Перепишите предложения, исправляя грамматические ошибки.

1. Но сколько нечестных людей работают в органах власти, получивших прекрасное образование!

2. Заведующий кафедры возразил против этого предложения.

3. Ознакомьтесь со списком студентов, успешно сдавшими сессию.

4. Одним из выдающихся поэтов был Некрасов, воспевающих русских женщин.

5. Поколение наших отцов и дедов с недоверием воспринимают реформы.

6. В двух тысяч четырнадцатом году в Сочи пройдут Олимпийские игры.

 

Задание 10. Прочитайте приведенный ниже отрывок и определите, к какому функциональному стилю он относится. Аргументируйте своё мнение (перечислите особенности данного стиля с примерами из текста).

«Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

В то лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далёкими и непережитыми».

 

Задание 11.Составьте тезисы параграфа «Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы» из учебника «Культура русской речи» [12, с.72- 83].

 

Задание 12. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами деловой речи.

1. Приемка продукции по качеству и количеству осуществляется на основании Инструкции Госарбитража.

2. Сообщаем, что оплачивать торговую накидку в размере 13% мы не будем, так как договор со «Сказом» подписан не был.

3. Докладчик неоднократно отмечал о том, что производственные показатели снизились.

4. В базе данных нашей компании сведения на

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...