Введение в психологию труда
Стр 1 из 8Следующая ⇒ А.М. Павлова П С И Х О Л О Г И Я
Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для слушателей
Екатеринбург УДК 159 (075.8) ББК Ю 941я73–1 П 12 Павлова А.М. Психология труда [Текст]: учеб. пособие / А.М. Павлова; под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 156 с. ISBN 978-5-8050-0315-9
В учебном пособии по дисциплине «Психология труда» рассматриваются особенности развития человека как субъекта труда, психология работоспособности, трудовой мотивации, надежности профессиональной деятельности и др. Пособие адресовано студентам, обучающимся по психологическим направлениям и специальностям, педагогам профессиональных учебных заведений, психологам-практикам.
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор М.М. Басимов (ГОУ ВПО «Курганский государственный университет»); доктор психологических наук, профессор Э.Э. Сыманюк (ГОУ ВПО «Уральский государственный профессионально-педагогический университет»); кандидат психологических наук, доцент О.В. Кружкова (ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»)
Введение
Дисциплина «Психология труда» является одной из профилирующих в системе подготовки специалистов в области психологии и педагогики. Важная ее составляющая – формирование системы знаний и практических умений по изучению системы признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, обусловливающих профессиональную деятельность.
Цель данного курса – повышение психолого-педагогической компетенции будущих специалистов в сфере актуальных проблем психологии профессиональной деятельности. Изучение психологии труда способствует целостному закреплению знаний и умений, полученных при изучении дисциплин «Введение в профессию», «Общая психология», «Психологический практикум», выступая при этом в качестве подготовительного этапа для изучения таких дисциплин, как «Экспериментальная психология», «Физиология труда» и др. Учебное пособие направлено на создание общих теоретических основ мировоззрения студентов, на формирование интереса к исследованиям в области психологии трудовой деятельности. Содержание каждой главы пособия включает последовательное изложение учебного материала в соответствии с ГОС–2000, а также вопросы для самоконтроля. В первой главе учебного пособия представлена характеристика основных задач, методов, а также межпредметных связей дисциплины «Психология труда». Раскрываются особенности становления психологии труда как самостоятельной научной отрасли, а также современное состояние исследований в области психологии профессиональной деятельности. Вторая глава учебного пособия посвящена характеристике человека как субъекта труда. Раскрываются особенности профессионального самоопределения, формирования индивидуального стиля деятельности и трудовой мотивации. Вопросы формирования и оценки профессиональной пригодности субъекта труда имеют большое прикладное значение в практике профконсультирования. В третьей главе рассмотрены особенности изучения профессионально важных качеств, способностей в трудовой деятельности, психологические основы организации профессионального отбора и управления производственной адаптацией.
Четвертая глава учебного пособия посвящена психологическим аспектам безопасности трудовой деятельности. В связи с этим раскрывается содержание понятия надежности профессиональной деятельности, рассматривается влияние функциональных состояний и производственных конфликтов на безопасность трудовой деятельности. Работа с глоссарием, приведенным в приложении, ориентирована на систематизацию основных понятий учебного курса на основе знакомства с их краткой характеристикой. Для углубленного изучения отдельных разделов дисциплины студент может обратиться к списку рекомендуемой литературы.
Глава 1. Общая характеристика
Введение в психологию труда Психология труда – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности взаимодействия субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенности формирования личности профессионала и взаимной адаптации человека и орудий труда. Объект изучения психологии труда – человек (индивидуальный субъект) как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения; группа людей (коллективный субъ- Психология труда – одна из профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов и педагогов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения студентов, так и на формирование интереса к исследованиям в области психологии трудовой деятельности. Цель данного курса – повышение психолого-педагогической компетенции будущих специалистов в сфере актуальных проблем психологии профессиональной деятельности. В структуре данной учебной дисциплины традиционно выделяются следующие основные направления[1]: 1. Общенаучные проблемы: методология и методы психологии труда, психологическая профессиография, история психологии труда.
2. Индивидуально-психологические проблемы: 1) проблемы приспособления личности к видам труда: · психологическая рационализация подбора кадров (психологический профессиональный отбор, трудовая экспертиза, профессиональная адаптация, профессиональная консультация); · психологическая рационализация профессионального образования; 2) проблемы приспособления труда к личности: · психология организации труда (рационализация рабочих мест, режим труда и отдыха, профилактика усталости, борьба с монотонностью); · психология гуманизации техники (приспособление орудий труда и техники к личности, психологическая эстетизация техники и производственной среды). 3. Социально-психологические проблемы: личность и профессиональный коллектив, психологическая совместимость в труде, производственные конфликты, психологические проблемы руководства профессиональным коллективом. Методы психологии труда имеют общепсихологическое происхождение и не являются специфичными. Междисциплинарный характер курса определяет заимствование уже сложившихся методов. Методы психологии труда используются в рамках следующих направлений: · психологический анализ трудовой деятельности; · проведение прикладных исследований (профотбор, профессиональная консультация, рационализация труда и отдыха и пр.); · исследование личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний в трудовой деятельности. Рассмотрим содержание основных методов с учетом специфики предмета психологии труда. 1. Неэкспериментальные методы Наблюдение – метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений на основе их преднамеренного и систематического восприятия. Трудовой метод – метод изучения трудовой деятельности непосредственно на рабочем месте, при котором субъект, осваивая и выполняя профессиональную деятельность, совмещает в одном лице исследователя и работника. Фотография рабочего дня – временная регистрация последовательности выполнения действий, смены режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе, маршрутов передвижения и пр. Этот метод позволяет получить информацию об основных и вспомогательных функциях, их удельном весе в структуре деятельности.
Хронометраж – измерение времени трудовых операций с целью определения их длительности, частоты повторений, интенсивности трудового процесса в целом. Хронометраж осуществляется с целью оптимизации трудовой деятельности, правильной организации производственного обучения. Анализ продуктов деятельности – реконструкция свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным и конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. На основании анализа количества и качества результатов профессиональной деятельности (чертежей, проектов, производимых изделий и пр.) делается вывод об уровне профессионального развития, сформированности профессионально важных качеств. Анализ критических инцидентов – характеристика трудных моментов трудовой деятельности, их причин, возможных способов устранения и предупреждения. 2.Психометрические методы (исследование количественных сторон психических процессов и явлений) Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задания, имеющие определенную шкалу значений. В психологии труда особое значение приобретают тесты специальных способностей и тесты профессиональных достижений. Тесты специальных способностей (сенсорные, двигательные, технические и пр.) применяются в основном для профессионального отбора. Тесты достижений позволяют диагностировать степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Они ориентированы на оценку успехов индивида. Методы опроса – методы получения информации в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (с помощью опросника или анкеты) общения исследователя с испытуемым. Экспертная оценка – метод, позволяющий осуществить сбор 3.Экспериментальные методы Метод эксперимента позволяет получить новое научное знание в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментальное исследование характеризуется: · организацией специальных условий учебно-профессиональной деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых; · изменением условий в ходе исследования. Виды экспериментального метода: · естественный эксперимент (исследование психических явлений в естественных условиях);
· моделирующий эксперимент (изучение сложного процесса в смоделированных условиях); · лабораторный эксперимент (проведение исследования в искусственно созданных условиях (лаборатории) при помощи специального оборудования). 4. Генетические методы (исследование изменений профессионального развития личности в течение длительного периода времени) В психологии труда применяются формирующий эксперимент и мониторинговые исследования. Основные характеристики формирующего эксперимента: · массовый; · осуществляемый для реализации теоретической концепции; · длительный; · комплексный, т.е. требующий совместных усилий специалистов разного профиля (педагогов, методистов). Формирующий эксперимент используется при поиске оптимальных технологий организации профессиональной деятельности. Мониторинг предполагает систематическое отслеживание состояния определенного объекта, на основе которого осуществляется управляющее воздействие. В качестве объекта мониторинга в психологии труда может выступать профессиональная деятельность персонала. 5. Психофизиологические методы Достижение и поддержание высокого уровня работоспособности зависит прежде всего от согласованности функций различных систем и органов, от состояния центральной нервной системы. Психофизиологические методы обычно применяются в сочетании с другими методами и дополняют их. Сущность данной группы методов состоит в изучении психофизиологических состояний человека, выполняющего работу, в определении реакции различных систем организма на выполнение конкретной деятельности. Посредством электроэнцефалографии изучают биоритмическую активность головного мозга. Данный метод позволяет исследовать функциональную активность головного мозга человека в условиях трудовой деятельности. Электромиография позволяет изучить суммарную электрическую активность мышц, которая представляет собой результат интерференции множества потенциалов действия, асинхронно возникающих в различных мышечных волокнах. С помощью электромиографии определяется напряжение отдельных групп мышц человека в процессе трудовой деятельности. Данные сведения необходимы при изучении рабочей позы и управляющих движений операторов. Электроокулограмма применяется с целью записи движений глаз. Этот метод основан на измерении потенциала в окружающих глазную орбиту тканях. Знак потенциала указывает направление перемещения взгляда, а его величина – угол этого перемещения. По данным электроокулограммы можно судить о работе зрительной системы человека в процессе трудовой деятельности. Электрокардиограмма дает возможность анализировать изменения сердечного ритма в процессе трудовой деятельности оператора. Замедление сердечного ритма (брадикардия) часто встречается у спортсменов в состоянии покоя, а его учащение (тахикардия) – при интенсивной мышечной деятельности и выраженных эмоциональных состояниях в ситуации напряженности, стресса. Пневмограмма характеризует частоту внешнего дыхания. Глубина и частота дыхательных движений увеличивается при работе, притом тем сильнее, чем напряженнее работа. Исследование пневмограммы важно при изменении условий жизнедеятельности субъекта труда (пониженное или повышенное атмосферное давление, условия гипоксии и пр.). Данный показатель используется для оценки психофизиологической напряженности человека. Метод речевого ответа может быть использован для анализа спектральных и временных характеристик речевой деятельности субъекта труда. По изменениям интонации голоса, звуковых и грамматических особенностей речи, длины фразы можно судить об изменениях в психическом состоянии человека, возникающих в той или иной ситуации – при наличии опасности, при больших физических и умственных нагрузках, при необходимости принятия ответственных решений в условиях дефицита времени и др. 6. Методы математической обработки Наиболее распространенными методами обработки количественных данных в прикладной психологии являются дисперсионный, корреляционный и факторный анализ. Дисперсионный анализ – статистический метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов на исследуемую переменную. Корреляционный анализ – статистический метод оценки формы (линейность, нелинейность), знака («+», «–») и тесноты связи исследуемых признаков. Математическим показателем тесноты (силы связи) выступает коэффициент корреляции между двумя сопоставляемыми статистическими признаками. Факторный анализ – метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления факторов, оказывающих влияние на их изменение. В заключение обзора методов следует подчеркнуть, что нельзя противопоставлять одни методы другим, а также абсолютизировать возможности какого-то отдельного метода. В психологическом исследовании применяется комплекс дополняющих друг друга методов, которые подбираются в зависимости от задач исследования. В решении практических задач психология труда опирается на теоретические положения, методологические принципы и практические результаты исследований в различных областях психологической науки. Связь психологии труда с общей психологией реализуется в применении психологических знаний к изучению трудовых процессов, проявлению в них основных закономерностей психики человека, особенностей его мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и других свойств. В свою очередь психология труда обогатила общую психологию новыми фактами об особенностях человеческой психики в условиях выполнения трудовой деятельности, что способствовало дальнейшему развитию психологической теории деятельности как основы теоретических знаний в психологии. Возрастная психология обогащает психологию труда знаниями о возрастных особенностях человека в разные периоды жизни, которые учитываются при анализе и совершенствовании организации труда, профотборе и обучении. Со своей стороны психология труда вносит вклад в развитие мало разработанных разделов возрастной психологии, психологии взрослого человека и геронтологии (психологии старения), психологии обучения, обогащая их новыми научными фактами о динамике психических изменений в процессе профессионального роста и факторах, влияющих на нее. Отрасли специальной психологии, изучающие отклонения психики от нормы, оказывают помощь психологии труда в сфере профотбора, трудовой экспертизы в плане организации коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности (в частности, в условиях военных действий, аварийных ситуаций, катастроф). Наблюдается и обратная связь – обогащение специальной психологии достижениями в сфере психологии труда, позволяющими предупредить и своевременно откорректировать возможные отклонения психики с помощью специальных приемов и требований. Основные положения социальной психологии применяются психологией труда при исследовании характера труда в различных видах трудовых коллективов (в рабочих группах, аварийных и спасательных бригадах, изолированных от внешней среды командах). В свою очередь особенности различных областей и условий трудовой деятельности, которые изучает психология труда, позволяют получить новые психологические факты использования возможностей человека в процессе его взаимодействия с другими людьми. Кроме того, психология труда координирует свои усилия с физиологией и гигиеной труда, эргономикой, технической эстетикой, а также с техническими дисциплинами. Субъект труда, взаимодействуя с объектом, оказывается включенным в различные системы (в зависимости от характера деятельности): биологические, социальные, технические, неживые природные системы и пр. Без ориентировки в данных областях знания и практики невозможно правильно понять деятельность соответствующих специалистов. Поэтому психологу как профконсультанту неизбежно приходится знакомиться с различными предметными областями труда. Связь психологии труда со всеми отраслями психологии сопровождается опорой на основные принципы [2] психологической теории деятельности и общие закономерности развития и функционирования психики человека. Принцип детерминизма заключается в том, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Согласно данному принципу, условия и характер трудовой деятельности влияют на психику человека. Принцип единства сознания и деятельности раскрывает взаимосвязь между сознанием и деятельностью. С одной стороны, сознание развивается в трудовой деятельности, с другой – сознание определяет характер и содержание труда, так как трудовая деятельность реализуется человеком, который может ее совершенствовать. Принцип развития психики в деятельности раскрывает поступательную закономерность формирования и совершенствования психических функций, процессов и свойств личности при овладении человеком трудовой деятельностью. В процессе освоения трудовой деятельности человек усваивает накопленный опыт, под влиянием которого развивается его психика. Кроме рассмотренных выше принципов при организации исследований в области психологии труда в последнее десятилетие важное значение приобретают общенаучные принципы системности, антропоцентризма и специфичности. Принцип системности выступает как общий методологический подход к анализу психических явлений, согласно которому явление рассматривается как система, не сводимая к сумме ее элементов, обладающая ценностной структурой и новыми качествами. Каждая система является элементом другой, более сложной системы. Этот принцип направляет научное исследование на изучение элементов системы трудовой деятельности и их функций в данной системе. Принцип антропоцентризма фиксирует центральное положение человека в структуре трудовой деятельности, его активную позицию по отношению к окружающей среде. Результатом активного взаимодействия человека со средой в процессе трудовой деятельности является преобразование среды и изменение самого человека. Посредством своей активности человек преодолевает внешние и внутренние ограничения и способен подняться над ситуацией, найти эффективный способ преобразования среды в условиях дефицита информации, времени и возможностей. Принцип специфичнос ти предполагает учет особенностей характера и форм различных видов трудовой деятельности, которые обусловлены специфическими для каждого вида труда условиями и требованиями к человеку. Трудовая деятельность имеет общую структуру, но в зависимости от специфики труда реализуется характерным для конкретной деятельности образом.
1.2. История и тенденции развития прикладной
Зарождение психологии труда как самостоятельной отрасли науки во второй половине XIX в. вызвано следующими объективными предпосылками: 1. Происходит развитие воздухоплавания, морского, железнодорожного и городского транспорта, внедрение техники в горнорудное дело, промышленность и сельское хозяйство. 2. Технический прогресс сопровождается ростом аварийности и травматизма. В связи с этим возникает необходимость решения задач по профилактике несчастных случаев и аварий, оптимизации орудий и условий труда, подбору рабочих, определению оптимальных форм организации и оплаты труда. Первая научная система организации трудовой деятельности – тейлоризм – была предложена инженером Ф. Тейлором (США). Он разработал систему рационализации и управления производством, направленную на увеличение производительности труда через оптимизацию трудовых действий и интенсификацию трудового процесса. Стандартизация касалась прежде всего отдельных операций, временнóго режима работы и орудий труда. Важнейшим аспектом организации труда Ф. Тейлор считал стимулирование. Базовым является принцип материальной заинтересованности. По мнению Ф. Тейлора, в производственной системе нет места благотворительности. Каждый труд должен иметь свою цену и оплачиваться соответственно ей. Использование данного принципа приводит к повышению индивидуальной ответственности работника за собственное благополучие и результативность своего труда. Ф. Тейлор впервые сформулировал принципы, ставшие основополагающими в теории менеджмента: · цель производства заключается в постоянном повышении комфорта и благосостояния человечества; · миссия научного управления состоит в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества; · ответственность лидеров бизнеса за соблюдение интересов частного капитала будет возрастать по мере развития цивилизации; · ядром менеджмента является управляющий. Фактически тейлоризм заложил основы современного менеджмента и научной организации труда. Одновременно с системой Ф. Тейлора появились и другие научные исследования трудовой деятельности. В частности, Ф. Гилберт выдвинул идею универсальных микродвижений, в виде комбинации которых может быть представлена любая производственная операция. Данные идеи позволили резко повысить производительность труда на заводах Г. Форда. Изучение трудовых процессов в Германии проводилось в рамках научного направления, получившего название «психотехника» (термин предложен немецким психологом В. Штерном в 1903 г.). Наиболее подробно задачи и методы психотехники как прикладной психологии описал · профессиональный подбор («выбор подходящих людей»); · анализ трудовой деятельности с целью ее оптимизации; · изучение психологических качеств личности в труде. Исследования Г. Мюнстерберга впервые продемонстрировали широчайшие возможности практического применения научных и теоретических исследований в области психологии в обеспечении трудового процесса. В начале XX в. психотехника стала развиваться стремительными темпами. В разработке психотехнических проблем приняли участие многие видные ученые: О. Липман, Ф. Гизе, Д. Дрейвер, Ф. Баумгартен, Э. Штерн и др. Наряду с Германией психотехническое направление активно развивалось в США и России. В США как нигде в мировой науке был силен прагматический аспект исследований. Еще в годы Первой мировой войны в США была принята развернутая программа по профессиональному отбору, в которой были собраны психологические тесты для отбора на различные военные профессии. Особую известность получил Хотторнский эксперимент, проведенный в 1927 г. Э. Мэйо. Он изучал влияние различных факторов организации трудовой деятельности на повышение производительности труда на промышленном предприятии в Чикаго. Впервые внимание было сконцентрировано на условиях и организации труда, заработной плате, межличностных отношениях. Э. Мэйо показал особую роль человеческого и группового факторов в трудовой деятельности и развил основы социального менеджмента. В основе концепции Э. Мэйо лежат следующие принципы: · человек представляет собой социальное животное, включенное в рамки групповых взаимоотношений; · жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; · руководители промышленных предприятий должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию. В дальнейшем исследования в области психологии труда концентрировались прежде всего в области военной и индустриальной психологии. В 1932 г. был опубликован учебник «Индустриальная психология», первый в ряду методологических изданий по психологии труда. Исследования психологии трудовой деятельности в странах Европы были неоднородны. Приход в Германии к власти фашистов в значительной степени ограничил возможности проведения исследований по индустриальной психологии. Исключение составили лишь военные области. Многие видные ученые покинули страну, эмигрировав в США. Восстановление организационной и индустриальной психологии началось только в Довольно активно развивалась эта область исследований в Англии. Исследование психологических факторов организации труда, проведенное под руководством Г. Майера (1920), явилось основой для крупных исследовательских государственных программ. Особое внимание традиционно уделялось анализу индивидуальных различий в целях профессионального отбора. Заметное развитие исследования в области психологии труда получили в Швеции и Польше. Вторая мировая война сильно подорвала развитие психологической науки в Европе. С середины XX в. лидерство в изучении трудовой деятельности перешло к США. Американская научная литература до сих пор остается наиболее авторитетным источником по психологии труда для большинства стран Европы. В России традиционно существовали тесные связи с немецкой наукой. Большинство известных отечественных психологов учились психологии в Германии. Поэтому возникновение нового научного направления (психотехники) было активно поддержано в России. Однако исследования в области психологии труда имели в России и отечественную базу. Еще в середине XIX в. исследования на стыке физиологии и психологии труда проводил И.М. Сеченов. Подобными вопросами занимались и рефлексологи под руководством В.М. Бехтерева. Расцвет психотехнического направления в России наблюдается после 1917 г. Руководство Советской России предоставило большие возможности для развития науки. Первым организатором и руководителем психотехнического направления стал профессор психологии И.Н. Шпильрейн. В своих работах он уделял основное внимание методологическому аспекту психотехники. Собственно организационное оформление психотехники в России приходится на 1921 г., когда по инициативе В.М. Бехтерева была созвана Первая Всероссийская конференция по научной организации труда и производства, а под руководством А.К. Гастева в Москве создан Центральный институт труда (ЦИТ). В ЦИТе концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения. В «сенсорной лаборатории» под руковод-ством А.А. Толчинского исследовались проблемы утомления, волевые компоненты трудовой деятельности, упражняемость двигательных функций. По аналогии с ЦИТом были созданы институты труда и в других городах. Особую известность приобрел Всеукраинский институт труда, в котором сотрудничали М.Ю. Сыркин, М.М. Рубинштейн и др. С 1922 г. самостоятельно и при большинстве институтов и организаций, связанных с исследованием трудовой деятельности, были организованы психотехнические лаборатории (при Московском психологическом институте, Институте охраны труда, Институте профессиональных болезней и пр.). В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество. Проблемы, которыми занимались отечественные психотехники, были весьма разнообразны. Общие вопросы рационализации физического и умственного труда, профессиографического анализа профессий, гигиены труда, профессиональных способностей, диагностики, социальной инженерии разрабатывались глубоко и плодотворно. Прикладная проблематика включала исследования функциональных состояний личности в трудовом процессе, психологических аспектов аварийности, проектирование орудий труда, формирование трудовых навыков, разработку схем профотбора, организацию профконсультаций и т. д. Особенно много прикладных исследований было посвящено разработке и применению профессиональных тестов и тестовых программ. Известность приобрели такие ученые, как Н.А. Бернштейн, С.Г. Геллерштейн, К.Х. Кекчеев, М.Ю. Сыркин, В целом достижения психотехники были впечатляющи. Но вместе с тем в развитии направления, как и любой другой молодой науки, наблюдались определенные сложности. В частности, для психотехников был характерен эклектический подход к пониманию основных закономерностей и механизмов развития личности, чрезмерное увлечение тестами, механистическая трактовка профессионального поведения. Все это привело к кризису направления. К середине 30-х гг. XX в. психотехническое направление вошло в противоречие с господствующей идеологией. Наука, ставящая в центр своего внимания самостоятельную и свободную личность труженика, не согласовывалась с базовой государственной установкой на человека как пассивного исполнителя в государственной производственной системе. В 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса», резко критиковавшее и психотехнику. При сложившейся в тот период обстановке в государстве подобная критика являлась сигналом к началу репрессий в соответствующей сфере. В последние три года вследствие господства идеологических установок массовые исследования в области прикладной психологии были приостановлены, ликвидированы и перепрофилированы учреждения, занимавшиеся психологией и психофизиологией труда, уничтожены публикации, многие ученые репрессированы. На долгие годы изучение вопросов психологии трудовой деятельности было приостановлено, прерван научный информационный обмен с зарубежными учеными. Отечественные психотехники внесли большой вклад в исследования в области трудовой деятельности, давая новые импульсы к ее развитию. Однако к середине XX в. психотехническое направление и в мировой психологии потеряло свою популярность. Выделились более конкретные направления, оформилась как самостоятельная отрасль психология труда. Отечественные исследования трудовой деятельности возобновились в 1960-х гг. и очень активно шли до конца 1970-х гг. В 1957 г. в Институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук РСФСР (Москва) создается лаборатория индустриальной психологии под руководством Д.А. Ошанина. В 1959 г. в Ленинградском государственном университете открывается лаборатория инженерной психологии, которую возглавил Б.Ф. Ломов. В течение 1960–1963 гг. аналогичные лаборатории были организованы в Московском государственном университете Появились работы учеников психотехнической школы Ю.В. Котеловой, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, В.В. Чебышева, а также И.Я. Бойко, К.М. Гуревича, В.П. Зинченко, Е.А. Климова, Б.Ф. Ломова, Д.А. Ошанина, В.Д. Шадрикова и др. Характерной особенностью нового периода в развитии психологии труда являлся перенос внимания на общетеоретические вопросы, в то время как прикладные исследования концентрировались в области инженерной психологии и частных направлений (профессиональное обучение, космическая психология, юридическая психология и др.). На первый план выступают вопросы, связанные с изучением личности работника. Преобладают исследования мотивации и организации трудового процесса, управления трудовой деятельностью. Большую популярность приобретает концепция научной организации труда. Своей задачей ее сторонники ставили разработку способов формирования адекватных мотивов трудовой деятельности, упорядочивания процессов целеполагания и принятия решения в труде, совершенствования систем когнитивных действий, а также изучение механизмов формирования субъективного отражения. В 1970-е гг. сформировались четыре направления исследования трудовой деятельности: 1. Психофизиологическое направление, концентрировавшее изучение функциональных состояний в труде, таких как работоспособность, стресс, утомление, монотония. 2. Инженерно-психологическое направление изучения системы «человек–машина», в рамках которого шла разработка системотехнических и психологических принципов проектирования деятельности оператора с учетом психологического обеспечения надежности человека. 3. Эксплуатационное направление исследования надежности систем управления, приоритетными вопросами которого являлись разработка оптимальных режимов труда, нормирование рабочей нагрузки, организация контроля и многие другие практические вопросы психологии труда. 4. Педагогическое направление, объединявшее работы по профессиональному обучению, профессиональному отбору и системе аттестации кадров. Этот период характеризуется активными разработками методологических основ психологии труда. Антропоцентрический подход, предложенный Б.Ф. Ломовым, позволил выявить приоритетное положение субъекта в системе «человек–машина» и вывести проблему оптимизации трудовой деятельности на новы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|