Семинар № 14. Философские концепции развития 4 часа
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар № 1. Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа План семинарского занятия (2 часа): 1. Духовный мир человека и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. 2. Генезис философии. Круг её проблем и специфика философского знания. Функции философии. 3. Философия в системе ценностей культуры: отношение философии к науке, искусству, религии. Проблема человека в философии. Философия в системе гуманитарных знаний. 4. Проблема философского наследия. Философия и философствование. Традиции философствования. 5. Основные компоненты и отрасли философского знания: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, философская антропология, аксиология, социальная философия. Семинар № 2: Философия Древнего Востока 2 часа План семинарского занятия (2 часа): 1. Предфилософия и начало философии древних китайцев и индийцев. 2. Философские школы в древнем Китае: конфуцианство, даосизм, моизм. Период соперничества "ста школ". 3. Особенности философии в древней Индии: чарвака, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта, джайнизм, буддизм. 4. Древнеиндийские и древнекитайские источники о взаимоотношении человека, общества и природы. Семинар № 3,4: Античная философия 4 часа План семинарского занятия (4 часа): 1. Философия в системе античной культуры. Космоцентризм античной философии. 2. Проблема бытия у досократиков: Милетская школа, Гераклит, Пифагор, Парменид, Демокрит З. Философия Сократа: человек - основной предмет философии, проблема единства знаний и добродетели, диалектический метод Сократа. 4. Философская концепция Платона: теория идей, гносеология, диалектика, социально-политическое учение в работах «Государство» и «Законы».
5. Философия Аристотеля, его социально-политические взгляды. 6.Философские школы античности: эпикурейцы, стоики, скептики, эллинистический неоплатонизм, эклектизм. Семинар № 5: Философия Средних веков и Эпохи Возрождения 2 часа План семинарского занятия (2 часа): 1. Социально-исторические и культурные предпосылки средневековой философии, её основные особенности. Эволюция христианства и возникновение христианской философии. 2. Учение Аврелия Августина. "Исповедь". З. Средневековая схоластическая философия. Реализм и номинализм. Естественная теология Фомы Аквинского. 4. Философия эпохи Возрождения: гуманистический антропоцентризм, пантеистическая онтология Н. Кузанского, натурфилософия, социальная философия (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Монтень). Семинар № 6: Философия нового времени 2 часа Философские системы XVII - XVIII вв. План семинарского занятия (2 часа): 1. Культурно-исторические предпосылки становления философии Нового времени. Научная революция XVII в. Новая картина мира. 2. Эмпирическое и рационалистическое направления в философии XVII - XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). 3. Английский субъективный идеализм XVIII в.: Д. Беркли, Д. Юм. 4. Проблема человека и его прав в философии французского Просвещения, Семинар № 7,8: Немецкая классическая философия 4 часа План семинарского занятия (4 часа): 1. Немецкая классическая философия: основные проблемы и этапы развития. Специфика немецкого просвещения. 2. Эволюция философских взглядов И. Канта. Учение Канта о "теоретическом Разуме", " практическом разуме" и "способности суждения". "Коперниканский переворот в философии" и критический метод Канта. Категорический императив Канта.
3. Проблема субъекта и объекта в философских системах И. Фихте и Ф. Шеллинга. 4. Система абсолютного идеализма и диалектический метод Г. Гегеля. 5. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Семинар № 9: Рубежный контроль Семинар № 10,11: Современная западная философия 4 часа План семинарского занятия (4 часа): 1. Социально-исторические и культурные условия формирования неклассических типов философствования во второй половине XIX в. - начала XX в. Становление неклассических типов рациональности и иррациональности. 2. Социально-исторические предпосылки возникновения марксистской философии, формирование философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистическое понимание истории. Методология формационного анализа общественного развития и её альтернатива. 3. Позитивизм и его исторические формы. Прагматическая и феноменологическая философские концепции. 4. Немецкая философия жизни: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. 5. Неклассический и "постклассический" характер философии XX в. Рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм. 6. Философия науки XX в.: неопозитивизм и постпозитивизм.
Семинар № 12: Русская философия 2 часа План семинарского занятия (2 часа): 1. Проблема специфики и генезиса русской философии. 2. Русское просвещение: М.В.Ломоносов и А.И. Радищев и др. 3. Поиск художественно-нравственной опоры и социального идеала в XIX в.: славянофилы и западники, революционеры-демократы и почвенники. 4. Религиозно-философский ренессанс. B.C. Соловьёв. Философия всеединства и долженствования. 5. Н.А. Бердяев: Философия свободы и "Русская идея". 6. Русский космизм и современность. 7. Марксистская философия в России: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др. Семинар № 13. Проблемы бытия в философии. Материя и её атрибуты 2 часа План семинарского занятия (2 часа): 1. Категория бытия, её смысл и специфика. Основные формы бытия. 2. Специфика человеческого бытия. Бытие духовного, его формы. 3. Проблема субстанции в философии. Монизм и плюрализм. 4. Категории материи, её мировоззренческое и методологическое значение. 5. Понятие движения. Единство материи и движения. Качественная специфика и взаимосвязь форм движения.
6. Понятие пространства и временных отношений в природе и социальных процессах. Семинар № 14. Философские концепции развития 4 часа План семинарского занятия (4 часа):
1. Проблема развития в истории и науке. Диалектическая концепция развития, её основные принципы. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики. 2. Понятия категории и закона. Универсальные связи бытия в философских категориях: единичное и общее, явление и сущность. Взаимосвязь единичного, особенного и общего в образовании. 3. Структурные связи в философских категориях: часть и целое, элемент и структура, форма и содержание. Понятие системы и типы системных объектов. Системный характер образования. 4. Связи детерминации в философских категориях: причина и следствие. Случайность и необходимость, возможность и действительность. 5. Проблема источника развития в философии. Противоречивость бытия и познания. Основные типы противоречий. 6. Специфика социальных противоречий. 7. Диалектика количественных и качественных изменений. Категории количества, качества, меры, скачка. 8. Отрицание в процессе развития. "Отрицание отрицания". Преемственность, направленность и цикличность изменений. 9. Развитие как единство прогрессивно-регрессивных изменений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|