Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. 1. Ощущения и восприятие




План лекции.

1. Ощущения и их виды.

2. Пороги ощущений. Адаптация. Сенсибилизация.

3. Восприятие, его виды.

4. Свойства восприятия.

1. ОЩУЩЕНИЯ И ИХ ВИДЫ

Ощущения -отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Виды ощущений:

Зрительные - рецепторы находятся в сетчатке глаза (палочки и колбочки).

Слуховые - рецепторы находятся в среднем ухе (улитка).

Обонятельные - рецепторы находятся в верхней части носовой полости.

Вкусовые - рецепторы находятся на поверхности языка, глотки, нёба в виде вкусовых почек.

Кожные (тактильные, температурные, болевые) - рецепторы находятся в коже и органах.

Статические (движение, положение тела) - рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха.

Органические (голод, жажда, половые, болевые) - рецепторы находятся во внутренних органах.

Все ощущения можно разделить на 3 группы:

Экстероцептивные - рецепторы находятся на поверхности тела и дают информацию о внешнем мире (зрительные, кожные, слуховые, обанятельные, вкусовые ощущения).

Интероцептивные - рецепторы находятся во внутренних органах и дают информацию о состоянии организма (органические ощущения).

Проприоцептивные - рецепторы находятся в мышцах и связках и дают информацию о положении и движении тела (статические ощущения).

2. ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ. АДАПТАЦИЯ. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ

Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом.

Максимальная сила раздражителя, вызывающая наибольшее ощущение, называется верхним абсолютным порогом.

Чувствительность анализатора изменяется под влиянием приспособления органа чувств к действующему раздражителю. Это явление называется адаптацией. Адаптация может происходить как в направлении повышения чувствительности (когда осуществляется переход от сильных раздражителей к слабым), так и в направлении снижения ее (когда от слабых раздражителей переходят к сильным раздражителям).

От адаптации надо отличать явление сенсибилизации. В то время как адаптация представляет собой повышение чувствительности (в одних случаях), и снижение ее (в других случаях) и вместе с тем является приспособлением органа к действующему на него раздражителю, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности и вызывается действием иных причин по сравнению с адаптацией. Существенную роль среди них играет взаимодействие анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого.

В помещении, где происходили опыты, звучал тихий тон одинаковой интенсивности. При ритмическом включении и выключении света звук казался вибрирующим, меняющим свою интенсивность. Такое изменение в ощущении звука происходило благодаря тому, что при действии света чувствительность органа слуха увеличивалась и звук воспринимался более громким.

3. ВОСПРИЯТИЕ. ЕГО ВИДЫ

Восприятие - целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.

Восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики. Выделяется четыре уровня восприятия:

1) обнаружение – констатируется факт: есть ли раздражитель?

2) различение – формирование образа из ощущений;

3) идентификация – сопоставление воспринимаемого образа с образами, хранящимися в памяти (классификация образа);

4) опознание отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному. На восприятие объекта влияет опыт человека, его интересы, состояния, особенности личности. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психики человека.

Виды восприятия:

Восприятие предметов – предметы воспринимаются несколькими перцептивными действиями: зрительными + двигательными (зрительное восприятие); тактильными + двигательными (осязание).

Восприятие движения – перемещение объектов воспринимается на каком-либо фоне: изменение положения движущихся тел по отношению к неподвижным сзади и спереди.

Восприятие пространства – происходит при восприятии величины и формы предмета, а также объема и удаленности предметов (перспектива пространства воспринимается бинокулярным зрением).

Восприятие времени – воздействия, возбуждающие организм, ускоряют время (кофеин), а физиологические депрессанты – замедляют (алкоголь, хинин). Отрицательные эмоции (подавленность, фрустрация) – замедляют время, положительные (радость) – ускоряют. Время, насыщенное переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а жизнь, наполненная малоинтересными событиями, - как быстро прошедший период.

 

4. СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

Целостность - способность воспринимать объекты в совокупности их свойств как единое целое.

Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины (то есть, были одиночные ощущения, но не было восприятия). Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики. Восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Осмысленность - способность осознанно воспринимать объект, понимать его сущность.

Избирательность - способность выделять объект или его часть из общего фона.

Предметность - способность относить незнакомый объект к конкретной категории похожих знакомых объектов.

Константность - способность сохранять параметры знакомых предметов (цвет, форму, величину) при изменении условий восприятия.

Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию (например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы кажутся им маленькими, в то время как строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров).

Иллюзии - искажения восприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...