Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русский обрядовый фольклор Сибири




 

Русский обрядовый фольклор Сибири богат, своеобразен и имеет большую художественную ценность для всех людей, проживающих в Сибири и трепетно относящихся к обычаям и традициям. Календарные обряды имеют дохристианские и христианские истоки: в них чувствуется две разновременные системы верований восточных славян, называемое в народе «язычеством православия». Большинство песен отражают архаическое явление - культ света, культ огня: «Вокруг огня люди стоят, люди стоят, колядуют» (полный текст колядки в Приложении). Позднее на смену языческим божествам пришли герои из христианской мифологии. Необходимо отметить, что крестьяне всех святых и богов сделали своими помощниками в тяжелом труде. Иисус Христос, Никола, Богородица, Егорий, Илья - все они помогают пахать, сеять, собирать урожай: «Сето, сето - на новое лето. Ходит Илья, носит пугу, жительную, мытельную. Он туда махнет, он сюда махнет - все жито растет». «Сето, сето - на новое лето! Зароди, Боже, пшеницу, всяку пашницу: чтобы в печи - пирогами, на гумне - коробами».

Обрядово-календарная поэзия народов Сибири отличается своей многогранностью и системой образов. В составе фольклора есть все жанры: заклинательные, ритуальные, величальные, корильные, лирические и игровые. Рассмотрим символы и образы каждого жанра.

▪ Заклинательные песни - это песни календарных и свадебных обрядов: у этих песен существуют строго определенные функции. Магические слова заклинания были обращены к силам природы, помогающим вырастить богатый урожай и скот. В этом цикле песен используются все предметы, которые находятся в быту крестьян: лошади, колосья, овес, закрома; и мифологические образы: Богородица, Илья-пророк, Весна, Овсень. Например, «Доль овсень, доль овсень! Мы ходили по всем по святым вечерам, по глубоким снегам, доль овсень, доль овсень». «Весна-красна, на чем пришла? На жердочке, на берестичке, на овсяном колосу, на ржаном колосу». «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью! Со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебами обильными». Возникли в заклинательных песнях и неразгаданные реальные образы, которые наделены сверхъестественными силами: кулики и жаворонки уносят зиму холодную и приносят весну-красну: «Жаворонки - жаворонушки, прилетите к нам, принесите к нам лето теплое, весну красную, унесите от нас зимушку холодную». Домашние животные коза и конь приносят в дом богатство: «Мы не сами идем, мы козу ведем. Где коза походит, там и жито родит, где коза хвостом, там и жито кустом».

В первичных песнях вербально-магическая заклинательная функция предстает в чистом виде: отсутствует художественное единство и эстетическая значимость - здесь преобладает выразительность и действительность (желаемость) происходящего: «Уродися, жито, пшеница и всякая чечевица, и лен-долгунец на разные рубашки». «Овечке - котиться, коровке - телиться».

Для сибирского фольклора характерны поэтические средства языка: гипербола, эпитеты. Гиперболы отражали мечты крестьянина о высоком приплоде и богатом урожае: «Кво, кво, одно яйцо - сорок цыплят. От одной свиньи - двенадцать поросят». «Тох-тох торорох, зародись, Божий горох; на каждом месте - пудов по двести, на каждом колоске - всем по мешочку». В большинстве песен были однотипные запевки: «Сею, сею, засеваю. Сею, сею, посеваю. Сею, вею, посеваю».

▪ Календарные величальные песни созданы по закону добра и красоты: в них возвеличивали времена года, хозяйку и хозяина. В этих песнях были воплощены народные нравственные и эстетические идеалы: «Хозяин -то во дому, как Адам во раю: хозяйка-то во дому, как пчелочка в меду. Малы детушки, как часты звездочки». «Ищем мы, поищем государев двор. Государев двор середи Москвы стоит, середи Москвы, да середь ярмарки. Круг царска двора белокаменна стена. Сам государь - как светел месяц зашел. А сама государыня - как утренняя заря». - Наглядно видно, что хозяин дома - это «ясный месяц», хозяйка - «утренняя заря, красное солнышко» или «пчелка в меду», дети - «звездочки», а дом - «терем златоверхий». Величальные песни - «виноградия» пришли в Сибирь вместе с переселенцами из южных и центральных областей России. Название «виноградия» произошло от припева «Виноградье красно зеленое или Винограды красно-зелено моё». В некоторых сибирских местах «виноградье» соединялось с былиной о Соколе-корабле: в них отражалась жизнь казачьих отрядов, вольных людей, которые уходили из обжитых мест на сибирские просторы.

▪ Гадальные песни сибирского фольклора представлены, в основном, подблюдными песнями. Они были небольшими по объему и содержали динамический мотив, действие, которое совершали человек или животное, или любой неодушевленный предмет: «Идет щучка из белого озера. Слава! Воз везла из Нова города. Слава! На щучке фуфаечка серебрена-позолочена. Слава!» (жить в богатстве). «Идет кузнец из кузницы. Слава! Несет кузнец три молота. Слава! Скуй, кузнец, мне золота венец. Слава! Из обрезочков мне золот перстень. Слава!» (к замужеству). «Завела бы я квашоночки малехонько, идею. Ох, и вышло бы в квашоночке полнехонько, идею» (к ребеночку, к пополнению в семье).

▪ Ритуальные песни сопровождают определенный ритуал обряда или весь обряд. Многие песни помогают понять давно забытые ритуалы, например, ритуал поклонения огню: «За горою крутой, за рекою быстрою, стоят леса дремучие, огни горят горючие. Вокруг огня люди стоят, люди стоят, колядуют». Основу колядок составляли песни-попрошайки, которые пели дети: «Как пошла Коляда с конца улицы в конец, Колида молода. С конца улицы в конец да к Ивану на двор, Колида молода». Коляда, коляда. Заходи, заходи, будь гостенькой. Коляда, коляда. Проживай у нас весь праздничек. Коляда, коляда. А двор большой да хорошенький, приживися, познакомься, коляда, коляда». К ритуальным песням относятся песни «сборные», «разборные», песни, отражающие троицкий ритуал кумленья, зажиночные и дожиночные песни. Например, «Ой, мы жали, жали, ой, мы жали, жали, что могли - нажали. Ай, что могли, нажали, что могли, нажали. У копну поклали, у копну поклали, у копну поклали. В стога пометали, в стога пометали, в стога пометали, на гумно свозили». «Хвала тебе, Боже! Хвала тебе, Боже! Что жито дожали, что жито дожали и в копны склали, и в копны склали».

▪ Корильные песни редко встречаются в народном творчестве сибиряков: они встречаются в песнях других жанров, связанных с обрядом колядования, Масляницы, семицко-троицкими обрядами.

Таким образом, обрядовая народная культура наполнена магической и ритуальной функциями, эстетическим содержанием, напевностью, мелодичностью. Эмоционально-лирический настрой содержится в песнях земледельческого календаря, связанного с проведением народных праздников и праздников, связанных с основными видами деятельности людей Сибири: земледелием, скотоводством, пушным промыслом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...