Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народные праздники и обряды




 

В Сибири было принято отмечать Рождество, Новый год, Крещение, Масленицу, Троицу, Пасху, престольные праздники, а также крестины, именины, поминки и свадьбы. К каждому празднику готовились заранее: пекли шаньги, вахли, пышки, пустышки, хворост; готовили традиционные блюда, соответствующие празднику, гнали самогон, варили пиво из пророщенной ржи. Рассмотрим любимые праздники народов Сибири.

В Сибири Масленица с давних времен является самым любимым праздником, она отмечается целую неделю. Традиционным ритуальным блюдом служат блины, которые пекут в большом количестве. Масленица отражала проводы русской зимы и встречу весны, и была поистине народным праздником, напоминавшим карнавал. Проводились всевозможные игры и увеселения, катание с ледяных гор, езда на санях с тройкой запряженных коней с бубенцами. Все сопровождалось песнями, танцами и имело обрядовый магический смысл: эти обряды должны были благотворно влиять на будущий урожай, на достаток в крестьянских семьях. Праздник этот имеет исторические основы новогодней обрядности, восходящий к празднованию Нового года 1 марта. Масленичные песни отражали быт и культуру сибиряков: «Мы Масленку дожидали, дожидали, люли, дожидали. Горы сыром набивали, набивали, люли, набивали. Горы маслом поливали, поливали, люли, поливали» - к празднику готовились сыры, блины, разные каши, яичница. «Масленица, Масленица, раскрасавица-девица, напеки нам калачи на горяченькой печи. Принеси до солнца нам блины к оконцу». В песнях слышались зазывы, приветствия, что свидетельствовало о долгожданном и любимом празднике: «Гости, Масленка, хоть немножко, хоть немножко, люли, хоть немножко. Мы думали Масленка семь годочков, семь годочков, люли, семь годочков. А нашей Масленке семь денечков, семь денечкоа, люли, семь денечков». Главным обрядом на Масленицу считалось проводы праздника: этот обряд связан с языческими символами и колоритом. Для проведения обряда готовилось чучело, приносили все старое, ненужное - сани, лодки, и в последний день праздника - Прощеное воскресенье провозили чучело на санях по всей деревне, вывозили её за околицу и разрывали на клочья, разбрасывая по полю. В некоторых селах чучело сжигали на льду реки. Данные действия характеризуют древний земледельческий ритуал: чучело умирало под смех и песни, чтобы воскреснуть, возродиться в новом урожае. «Как мы Масленицу провожали, ой ли, люли, провожали. В землюшку её закопали, ой ли, люли, закопали. Водой залили, ножками притопали». В современное время чучело зимы сжигают на больших площадях, где проходит ярмарка и гуляние. Люди были уверены в том, что песни, пляски, танцы, гулянье имели продуцирующее значение.

Праздник «Встреча Весны» - это был особый праздник, и проводили его несколько раз. Обряд закликания весны делали 9 марта: в этом обряде заложена глубокая вера народа, что с прилетом птиц наступает тепло, что важно для земледельца. К празднику пекли птиц, вестников света, тепла и солнца. Испеченных птиц выносили на возвышенные места и закликали весну: «- Кулики, жаворонки! Летите к нам во одонки.

Весна-красна, на чем пришла?

На семечке, на ржаном снопочке, на золотом колосочке».

Зазывали весну и на Пасхе: устраивали качели - качание на качелях имело очистительное значение. Следующий праздник весны - это Егорьев день, который проходил 22 апреля по старому стилю. В этот день крестьяне выгоняли скот на первую траву, сопровождая это песнями, особыми обрядами для сохранения и приумножения животных в хозяйстве. «А Егорий-батюшка, батюшка, батюшка, калинькова матушка, матушка, матушка. Погоним коров во поля, во поля, во поля». «Юрий, добрый вечер! Юрий, подай ключи. Юрий, отомкни землю. Юрий, пусти траву». - Эти обращения к святому Егорию (Юрию) были магическими: крестьяне умоляли, просили «отомкнуть землю» для обильного роста травы, чтобы животные были сыты.

Праздник Осени или праздник уборки урожая сопровождался целом рядом обрядовых действий. Перед самым началом жатвы крестьяне выходили на поле, срезали несколько колосков, прикрепляли их к поясу и приговаривали: «Как соломка гибка, так бы и моя спина была гибка». Окончание жатвы так же сопровождалось ритуалами, обрядами, которые сопровождались приговорами: «Жнивка, жнивка, отдай мою силу на пест, на колотило, намолотило, на кривое веретено». Эти заговоры полны веры в то, что жнивка должна вернуть силы людям и полю, где они собрали урожай. Все приговоры сопровождались катаньем по полю или кувырканьем через голову. Жнивные песни разносились по полю: «Ой, я пшеничка, ой, я уже перестояла, да колосом махала, да вас сюда зазывала. Хоть меня сожните, хоть стадом стравите. Будут копны и стога, короба да пирога».

В православной календарной обрядности праздник Пасхи считался самым большим праздником. В этот день шли в церковь, освящали куличи, крашеные яйца, творог, масло. Накануне праздника хозяйки много пекли различной сдобы, варили много яиц - всё это раздавалось во время праздника, люди обменивались друг с другом, ходили в гости, и у каждой хозяйки пробовали куличи. Особенно любили этот праздник дети: с раннего утра они спешили к своим крестным матерям и несли им в корзинке, все, что приготовила мама. Принято было с больших горок катать пасхальные яйца: у кого дальше укатится, тот будет счастливым и богатым.

Семик и Троица - эти крестьянские праздники также имели свои обряды. Четверг седьмой недели после Пасхи назывался Семиком, 50-й день после Пасхи - Троицей. В основу троицких обрядов заложены символы русской природы - культ березки. В праздник Семика девушки шли в лес и плели венки, сплетали макушки молодых березок, загадывая себе судьбу: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза кудрявая. Стоишь ты березонька, посередь долинушки. Близ тебя, березонька, красны девушки в Семик поют. Под тобой, березонька, красны девушки венки плетут». В день Троицы девушки совершали обряд кумовства в большой тайне. Считалось, что почитание березки - это оберег от разных несчастий и бед. Эти два праздника символизировали праздник зеленеющей земли, благоухающей природы, поэтому они наполнены культом растительных сил.

Следовательно, все календарные обычаи и обряды вплоть до XIX века были наполнены магическим содержанием, однако, постепенно утрачивали свое первичное значение, фольклорная поэзия стала забываться, и праздники стали восприниматься как развлечение, забава.

 


 

Заключение

 

Русское крестьянство вплоть до 40 - 50-х годов XX века было основой этноса и носителем этнической специфики русского народа в Сибири. Интерес к этой теме показали ученые-исследователи А.П. Щапов и С.С. Пашков, которые глубоко раскрыли культуру и быт русских сибиряков. Они стремились доказать обособленность сибиряков от европейской культуры, наличие особого этнографического типа крестьянина-сибиряка со своей специфической культурой. Однако существовала и другая точка зрения на этот вопрос: исследователь А.А. Макаренко считал культуру сибиряков неотъемлемой частью общерусской культуры.

Календарно-обрядовая народная художественная культура сибирского края отражала обычаи, традиции, обряды, связанные с сельско-хозяйственной деятельностью, с различными промыслами. Календарно-обрядовые песни были связаны с разнородностью населения, с традиционными периодами годового цикла: колядки, овсеневые, подблюдные, масленичные песни, веснянки, семицко-троицкие, купальские, петровские и жнивные песни. Каждому периоду или празднику были предопределены обряды, ритуалы

В условиях модернизации Сибири русское население частично сохранило некоторые специфические обряды и песни, например, свадебные ритуалы, обряды больших православных праздников - Рождества, Пасхи, Крещения, Масленицы. Однако надо заметить, что большинство календарно-обрядовых магических песен забыто. Отрадно видеть, что хоровые коллективы многих регионов: Новосибирской, Омской, Томской, Иркутской областей и других областей, широко внедряют календарные песни, которые можно услышать во время народных гуляний.


 

Список литературы

 

. Горшенин А.В. Беседы о сибирской литературе: Книга для школьников / А.В. Горшенин. - Новосибирск: Издательский Дом Горница, 2007. - 272с.

. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков. - Сост., вступ. Статья Ф.Ф. Болонева, М.Н. Мельникова. - Новосибирск, 1981. - 560с.

. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть 1. Присоединение к России: Учебное пособие. - Новосибирск: ИНФОЛИО, 2009. - С.183.

. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: Песни. Заговоры / Сост. Ф.Ф. Болонев, М.Н. Мельников, Н.В. Леонова. - Новосибирск: Наука; Сибирское предприятие РАН. - 1997. - 605с. - (Памятники фольклора Сибири и Дальнего Востока; Т. 13).

. Современный русский фольклор Сибири: Сборник статей / Под ред. проф. Л.Е. Элиасова. - Новосибирск: Изд-во Наука; Сибирское отделение, 1999. - 208с.

 


 

Приложения

 

Календарно-обрядовые народные песни и колядки.

. Уродилась Коляда накануне Рождества.

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье!

За горою крутою, за рекою быстрою.

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье!

Стоят леса дремучие, огни горят горючие.

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье!

Вокруг огня люди стоят,

Люди стоят, колядуют.

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье!

Люди стоят, колядуют:

Ой, Коляда, коляда.

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье!

Ты бываешь, Коляда, накануне Рождества!

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье!

 

. Сето, сето - на новое лето.

Ходит Илья, носит пугу

Живительную, мытельную.

Он туда махнет, он сюда махнет -

Все жито растет.

Жито, пшеница, всяка пашница,

Куда конь хвостом - туда жито кустом.

Куда коза рогом - туда сено стогом.

 

. Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Уродися, жито, пшеница и всякая чечевица.

И лен-долгунец на разные рубашки.

Кво, кво, одно яйцо -

Сорок цыплят!

От одной свиньи - двенадцать поросят.

 

. Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Овечке - котиться,

Коровке - телиться!

Ну, открывайте сундучки

Вынимайте пятачки,

Кому пятачки, кому гривнечки.

Здравствуйте, с праздничком!

С Новым годом, с новым счастьем.

 

. Прикажи, сударь-хозяин, виноградью петь!

Виноградьё красно-зеленое.

На святых вечерах не шумят, не гремят,

Виноградьё красно-зеленое.

А мы ходим робята-виноградчики,

Виноградьё красно-зеленое.

А мы ищем-поищем господинов двор,

Виноградьё красно-зеленое.

Господинов двор на семидесят верстов,

Виноградьё красно-зеленое.

. - Ой, ты венчик мой,

Да венчик, веночек,

В поле розовый да цветочек, да цветочек.

На кого тебя, веночек, положити, положити?

Положу тебя, веночек, на головку, на головку.

Как на душечку на девицу, на девицу.

Что не кум с кумою покумился, покумился,

Средь кружка становился, становился.

И платочками разменялися.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...