Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения и развития «кандзаси»




 

В данном параграфе мы рассмотрим как менялись «кандзаси» в разные периоды истории Японии.

В исследованиях Дж.Б. Сэнсома отмечается, что примерно 400 лет назад в Японии изменился стиль женской прически: женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме taregami (приложение 2), а длинные прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые формы - nihongami (приложение 3). Для укладки волос использовали различные предметы - шпильки, палочки, гребни. Именно тогда простая расческа-гребень превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства [7., с.347].

Японские kushi (гребни) и kanzashi (шпильки) стали выражением женского характера, социального положения и семейного статуса. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и сколько у нее детей.

Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины. По мнению Арутюнова С.А., зачастую затраты на украшение волос превышали стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно. До начала современной эпохи декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры [2., с.62].kanzashi - цветочные украшения, гейши меняли в зависимости от месяца или праздника. Сезонные «кандзаси» повторяют природное цветение растений в разные времена года.

Л.Д.Гришалева выделяет несколько видов «кандзаси», в зависимости от периода, эпохи [5., с. 241].

Мусасино кандзаси: в 1840-1849 годах в моду вошли коротенькие бамбуковые шпильки в форме птичьих крыльев. Они стали популярны и среди незамужних девушек, и среди юдзё, и их начали изготавливать из серебра, не такого жёсткого, как бамбук. Происхождение названия неясно.

Эдо-гин-кандзаси: С середины периода Эдо до наступления периода Мэйдзи - Эдо (нынешний Токио). В это время были популярны короткие, около 12 см длиной, серебряные кандзаси. Сперва они достигали 18 сантиметров, но в 1735 году основная масса кандзаси была короткой. У эдо-гин-кандзаси был подвид «тама-кандзаси» с коралловым или авантюриновым украшением. Украшения были выполнены в форме цветов, животных, птиц, предметов обихода. Встречались и кандзаси вовсе без украшений. Эдо-гин выполнялись из чистого серебра, во второй половине периода появились кандзаси с позолотой, а также медные с инкрустацией золотом. Дешёвые эдо-гин делали из железа и латуни. Дешёвые латунные кандзаси бедные девушки, приехавшие в Эдо на заработки, увозили с собой в родные края. Железные же, наоборот, быстро прославились благодаря мастерству ремесленников и стали аксессуарами шикарных гейш.

Татисаси: кандзаси на длинной ножке, вставляющиеся в боковые «крылья» причёски. Появились в середине периода Эдо. Широко известны летние кандзаси в форме утива (круглого веера).

Кинсэки-кандзаси: мода на кинсэки-кандзаси началась в годах 1837-1838. Серебряные хираути, украшенные двумя листочками мальвы, стали носить как незамужние горожанки, так и юные юдзё.

Гэндай кандзаси: после Революции Мэйдзи европейские причёски вытеснили японские. Причёски в форме плектра сямисэна полностью исчезли из повседневности. Металлические, лаковые и стеклянные кандзаси заменили пластиковыми.

Сегодня выпускаются и кандзаси для ношения с европейскими причёсками. Кандзаси сегодня бывают даже с европейскими цветами, например розами. Кандзаси украшают современными стразами, хотя большой популярностью пользуются также украшения «под старину», например, украшенные стеклянными шариками.

В настоящее время кандзаси чаще всего носят невесты и те, кто надевает кимоно, или люди, связанные с кимоно по роду своей деятельности - такие как гейши, таю и юдзо или знатоки японских традиций, на японской чайной церемонии и во время создания икебаны. Однако с некоторых пор наблюдается возрождение традиций «кандзаси» среди молодых японских женщин, которые желают добавить изящности и элегантности своим прическам.

Современные кандзаси подбираются под причёску и сезон. До сих пор выбор кандзаси регламентирован запутанными правилами. Майко и хангёку носят украшенные цветами хана-кандзаси (яп. цветочные украшения), сменяющиеся вместе с месяцами.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что до начала современной эпохи декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры.


Глава 2. Классификация «кандзаси». Технология изготовления

 

В данной главе мы рассмотрим основные виды кандзаси и их классификацию.

 

Классификация «кандзаси»

 

В данном параграфе будут рассмотрены основные исторически сложившиеся виды «кандзаси» как украшений для волос.

Классификация «кандзаси» по внешнему виду (по Алтапову В.М) [1., с 211]

Мацуба. Производятся, преимущественно, из черепашьего панциря. Имеют форму сосновой иглы; самый простой вид кандзаси (приложение 4).

Мимикаки (яп. - палочка для чистки ушей). Это понятие объединяет множество подтипов кандзаси, общее у них - небольшой декоративный элемент на длинной ножке (или двух). Исторически на мимикаки совсем не было украшений.

Хираути: шпилька с плоским закруглённым декоративным элементом. Ножка может быть раздвоенной (приложение 5). Жёны самураев носили серебряные, золотые, латунные хираути, а также покрытые любым из драгоценных металлов. Серебряные хираути были особенно популярны. На декоративном элементе изображался камон (родовой знак) дома женщины. С конца периода Эдо гейши, не имевшие собственных камонов, стали заказывать хираути с изображением камона любимого. Нынешние хираути бывают деревянными, черепаховыми, пластиковыми. Декоративный элемент бывает как сквозным, например, из проволоки, так и цельным, из лакированного дерева или черепахового панциря.

Тама-кандзаси: самый популярный вид кандзаси. Украшен единственным шариком из коралла либо агата, нефрита, черепахового панциря, слоновой кости (приложение 6). В последние годы сёгуната Токугава использовалось также стекло, в период Тайсё - целлулоид. Ножка у шпильки либо одна, либо их две. В карюкае Киото летом обычно носят нефритовую булавку, а зимой - розового коралла.

Ёситё: раздвоенные плоские шпильки. Изготовляется, в основном, из черепашьего панциря (приложение 7). В настоящее время получили распространение пластиковые ёситё. Исторически украшали затылочную часть причёски. Хотя первые ёситё находят уже в захоронениях периода Кофун, в период Эдо ёситё распространились среди женщин, ведущих роскошный образ жизни. Вышедший в период Эдо на камбуне «указ о платье служанок» запрещал не-аристократам носить роскошную одежду, а ёситё к роскоши не относились; дамы с их помощью обходили указ. Замужние женщины носили одну ёситё в районе виска. Гейшам было разрешено использовать более двух ёситё на висках, а юдзё (проститутки) в противоположность гейшам носили множество ёситё во всех частях причёски, в том числе придерживали затылочную часть, что служило надёжным средством различия. Юдзё втыкали ёситё и в чёлку (ниже располагались бира-бира). В Канто исторически использовались круглые ёситё, а в Кансае - угловатые.

Биракан.

Бира появились в годы Кансэй периода Эдо (1789-1801). Ими украшали причёски незамужних дочерей купеческого сословия. Тогда бира имели форму бабочек или птиц со свисающими цепочками (приложение 8). Девушки переставали носить бира с помолвкой. Мода на бира за три года достигла Киото и Осаки, а цепочки удлинились до семи-девяти звеньев. По всей Японии бира распространились в период Мэйдзи.

Тирикан: используются преимущественно гейшами. Изготовляются из драгоценных металлов. Представляют собой декоративный элемент-пластинку со свисающими частями. Кроме того, сверху украшаются шёлковыми или металлическими цветами, бабочками (приложение 9). В причёске держится за счёт длинной ножки (или двух). Название «тирикан» является сокращением слова тири-кандзаси и происходит от ономатопоэтического обозначения звона прикасающихся друг к другу металлических свисающих частей: «тири-тири».

Бира-бира: включают в себя оги, химэгата и марубира. Отличие от тирикан - биракан состоят только из пластинки со свисающими металлическими полосками, не украшаясь сверх того. У о́ги пластинка выполнена в форме веера, а у марубира она круглая (приложение 10). Вместо металла могут использоваться длинные нити шелковых цветов, называемые shidare (приложение 11)

Сегодня биракан носят майко (ученицы гейш) слева надо лбом; в частности, на дебют мисэдаси надевается два о́ги-бира. Сами гейши, за исключением проведения чайных церемоний и фестивалей, сопровождающихся переодеванием в костюмы молодых девушек, бира-бира не носят.

Цумами-кандзаси: отличает от других видов украшение поверхности сложной аппликацией из кусочков ткани, защипываемой пинцетом (обычно бамбуковым) в треугольные лепестки (приложение 12). Исполнение цумами-кандзаси из множества мелких элементов требует аккуратности и кропотливости. Из-за того, что из лепесточков чаще всего делают цветы, цумами-кандзаси также называют хана-кандзаси. Для производства аппликаций обычно берётся натуральный шёлк, причём чаще всего мастер окрашивает его самостоятельно. Старый шёлк плохо подходит для цумами-кандзаси. Сегодня цумами-кандзаси, кроме учениц гейш (майко) носят дети на праздник Сити-го-сан и молодые девушки на мероприятия, где предполагается надевать кимоно.

Сидарэ-кандзаси - цумами-кандзаси со свисающими цветами (приложение 13)

Кусудама: вид цумами-кандзаси; из шёлковых лепестков формируется шарик (приложение 14). Этот вид кандзаси носят девочки-подростки, а также майко на Сэцубун.

Классификация «кандзаси» по способу поддерживания причёски (по Гришалевой Л.Д) [5., с. 251].

Каноко-домэ: каноко - мягкая лента, поддерживающая магэ (пучок волос на затылке, элемент многих японских причёсок), она выполняется техникой узелкового окрашивания сибори из шёлкового крепа. Прикрепляется к магэ небольшой шпилькой - каноко-домэ (приложение 15). В отличие от других кандзаси, эта шпилька втыкается в пучок вертикально. Майко носят самые дорогие тонкие каноко-домэ ручной работы, выполненные из платины в технике выемчатой эмали, украшенные янтарём и «семью сокровищами» (совокупное название золота, серебра, лазурита, раковин тридакны, агата, коралла, горного хрусталя). Майко носят как самостоятельно выбранные кандзаси, так и подаренные покровителями (данна). Каноко-домэ используется в причёсках варэсинобу и офуку и поддерживает их магэ.

Ити-домэ: тонкий шнурок-проволока, удерживающий причёски изнутри. Японские причёски держатся не на лаке или заколках, а на ити-домэ (приложение 16). В некоторых причёсках, например, осидори но хина ити-домэ украшает причёску: её не прячут внутрь, а выводят наружу в районе магэ.

Когай: обычно при перечислении отделяются от других видов кандзаси. Появилась как поддерживающая причёску шпилька. В мужских и женских причёсках использовались похожие ко́гай. Когай изготавливаются в форме меча в ножнах (приложение 17). На этот «меч» накручивали магэ. Причёска считалась красивой, если намотанные на когай волосы лежали ровным цилиндром. Позже валик волос стали разделять пополам, создав причёску тюсаси. Когай обязателен в традиционной причёске невесты.

Куси: поддерживает верх причёски. Куси тоже часто выделяются из понятия «кандзаси». Так как в японском языке слово «куси» омонимично слову куси, куси редко дарят. Куси часто делают из черепахового панциря и лакированного дерева (приложение 18). Куси украшают жемчугом и перламутром, золотой фольгой (на куси часто выполняется макиэ - лаковая миниатюра, покрывающаяся золотым или серебряным порошком). Верхняя кромка гребня обычно не украшается. Европейский гребень значительно отличается от куси узким верхом. Ещё одно отличие заключается в том, что у японских гребней нет зубьев по бокам, это следствие разделения японских причёсок на части: лобная, боковые, теменная, затылочная; куси должен их соединять. В «мире цветов и ив» получили популярность богато украшенные гребни с широким основанием.

Когай и куси часто продаются в наборе (приложение 19).

Классификация «кандзаси» по расположению в причёске (по исследованиям Петровой И.В.) [6., с.46].

Маэдзаси (втыкающееся вперёд): маэдзаси находятся справа и слева от чёлки.

Татисаси (втыкающееся вертикально): находятся в верхней части «крыльев» причёски.

Магэсаси (втыкающееся в магэ): помещаются в низ магэ. Магэсаси можно увидеть во всех традиционных причёсках. К магэсаси относятся хираути, тама-кандзаси. Когай пронизывает магэ и поэтому может называться тюсаси (втыкающийся в центр).

Консаси (втыкающееся вниз): когай и хираути сегодня часто втыкают в основание магэ. Консаси - часть причёсок итёгаэси (опавший листу гинкго) и сакко.

Итидомэ (фиксирующий на месте): поддерживающие магэ изнутри тонкие шнуры.

Таким образом, мы выяснили, что «кандзаси» классифицируются по внешнему виду, по способу поддержания прически, по расположению в прическе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...