Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности организации работы в сельской школе с детьми младших классов.




Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме исследования

1.1. Особенности организации работы с детьми младших классов по плаванию в сельской школе………......................................................................4

1.2. Психологические и анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста …………………………………………………10

1.3. Методики начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста…...…………………………………………………………22

Глава 2. Методы и организация исследования.

2.1. Методы исследования………………………………………….…….24

Глава 3. Обсуждение результатов исследования……………….………26

ВЫВОДЫ……………………………………………………………….....29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...29

 

 

Введение

Актуальность проблемы. Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать. Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование – произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью. Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.

Объект исследования: организация начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста в сельской школе.

Предмет исследования: методики обучения плаванию младших школьников в сельской школе.

Гипотеза: предполагается, что выбранная методика по обучению плавания в сельской школе будет способствовать решению различных задач, направленных на достижение эффективности обучения плаванию младших школьников в сельской школе.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование наиболее эффективной методики обучения плаванию младших школьников плаванию в сельской школе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности организации работы с детьми младших классов по плаванию в сельской школе.

2. Определить психологические и анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возрасте в процессе обучения плаванию в сельской школе.

3. Провести анализ разработанных методик по обучению плаванию детей младших классов в сельской школе.

4. Экспериментально проверить эффективность выбранных методик обучения плаванию младших школьников.

 

 


Глава 1: Теоретический обзор литературы по проблеме исследования.

Особенности организации работы в сельской школе с детьми младших классов.

Сельская малокомплектная школа - весьма специфическое явление на образовательной карте России. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но школа, будь то она полнокровно сельская, городская или школа-гигант, решает одни и те же учебное - воспитательные задачи, разве что учителя вынуждены порой объединять классы. Поэтому попытки существенно улучшить качество образования в малочисленной школе не привели пока к эффективному результату. Поскольку малокомплектные школы в основном расположены в деревнях, то их основной проблемой является отсутствие учебных пособий и в особенности разнообразных средств обучения, наглядности. Применение разнообразных способов и методов ведения уроков в малокомплектной школе очень важно. Урок является основной формой организации учебного процесса в современной школе. Он представляет собой более или менее законченный отрезок. Так как в школе может быть различный возраст учеников, их малое количество задача учителя состоит в том, чтобы найти подход ко всем детям на уроке, даже если у них различный возраст. Из-за плохой материальной базы учителю приходиться применять различные методы ведения уроков, чтобы выдать весь материал, предусмотренный государственным стандартом. (Величкина, В.М., Жильцов П.А., 1984.)

Малокомплектная школа – это школа, которая имеет маленькую комплектацию, то есть малое количество учащихся. Малокомплектная школа имеет много отрицательных моментов, но в тоже время большие преимущества. Материальная база в сельских школах, малочисленных, в подавляющем большинстве не соответствует требованиям и не обеспечивает нормальных условий для уроков физической культуры: отсутствуют спортивные залы, нехватка спортивного инвентаря и т.д. Поэтому рекомендуется заниматься на свежем воздухе, пришкольном участке.

Малокомплектная школа отличается от остальных небольшим количеством учащихся. В ней организуют классы с малой наполняемостью, в которые входят ученики разного возраста. Такие школы обычно существуют в деревнях и селах, а также в поселках городского типа, в мелких же и крупных городах такой вид школ не распространен, потому что есть больше возможностей для создания школ с обычной комплектацией учащихся. (Булгакова Н.Ж..2001).

Малокомплектные школы в основном начальные, но среди них попадаются и средние. В России существует несколько тысяч малокомплектных школ. Для них характерна такая особенность: один учитель одновременно работает не с одним, а с двумя или даже тремя классами. По своему укладу малокомплектные школы похожи на большие семьи, где учителя — это родители, а ученики — их дети. Поскольку учеников в таких школах очень мало, то учителя хорошо знают каждого из них, следовательно, могут применять к ним индивидуальные методы обучения.

В начальной малокомплектной школе могут работать всего 1—2 учителя, поэтому на них возложено еще много других обязанностей, кроме непосредственных обязанностей учителя. Они сами могут формировать классы и подходят к этому процессу творчески, исходя из индивидуальных особенностей учеников и конкретных условий существования школы в данной местности.

При том условии, что в школе работают 2 учителя, можно соединять учеников разных классов и с ними проводить урок. Поэтому, когда планируют расписание занятий, то стараются у этих классов одновременно ставить урок по одному предмету. Это позволяет в некоторых случаях вести уроки по одной теме. Например, если это урок литературы, то можно двум разным по возрасту классам представить материал об одном писателе. В других случаях сочетают разные по тематике и направленности уроки, например математику и рисование, русский язык и природоведение.

Словом, в малокомплектной школе учитель должен уметь быстро и четко перестраиваться на работу с разными классами. Его задача — уметь так распределять свое внимание и время, чтобы он сам успевал объяснить новый материал обоим классам и чтобы ученики его поняли, а также не оставались без работы в то время, когда он занят другим классом. Поэтому лучше всего использовать комбинированный тип урока, потому что в его структуре присутствует большой объем самостоятельной работы в виде занятий с книгой и различных упражнений. Пока учитель объясняет материал одному классу, другой класс в это время выполняет небольшую самостоятельную работу, а потом наоборот.

Особенности такой самостоятельной работы заключаются в том, что она не требует внимания учителя и выполняется учениками самостоятельно. А комбинированный урок помогает в течение одного занятия сделать несколько переходов от работы с учителем к самостоятельным занятиям и обратно.

Поскольку малокомплектные школы в основном расположены в деревнях, то их основной проблемой является отсутствие учебных пособий и в особенности разнообразных средств обучения, наглядности. Поэтому учитель в основном сам обеспечивает своих учеников рабочим материалом, а также средствами обучения. Он создает рисунки, плакаты, карты и некоторые другие учебные пособия, необходимые для проведения урока и обеспечения лучшего результата знаний у учащихся.

Плавание как одно из средств физического воспитания имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Нет необходимости указывать на количество несчастных случаев на воде, большой процент которых приходится на детей. Если же всех детей с ранних лет научить свободно держаться на воде, проплывать хотя бы небольшое расстояние, то многие детские жизни будут ограждены от возможного несчастья. Приобретенные в детстве навыки плавания сохраняются на всю жизнь. Вот почему обучение плаванию детей необходимо начинать буквально с первого класса (Фирсов З.П., 2014).

Большинство сельских школ не имеют специально созданных условий для обучения плаванию, поэтому можно использовать естественные водоемы. В связи с тем, что основной сезон плавания на естественных водоемах начинается в тот период, когда занятия в школах заканчиваются, их надо организовать в период летних каникул (учащиеся в это время посещают пришкольный лагерь) либо проводить для учащихся 4-х классов обязательный кратковременный сбор с ежедневными занятиями плаванием. Для того, чтобы с самого начала сбора можно было проводить полноценные занятия в воде и потратить время на закаливание детей, надо задолго до него (в начале весны) приступить к подготовке учеников к летнему сезону. Необходимо приучать их ежедневно делать зарядку, принимать воздушные и солнечные ванны, обтираться или обливаться водой комнатной температуры с постоянным уменьшением температуры воды. Для облегчения усвоения техники дыхания спортивных способов плавания нужно, чтобы дети во время утреннего и вечернего умывания регулярно делали выдох в таз с водой. Необходимо опускать лицо в воду во время выхода. Успешность обучения школьников практическим навыкам плавания и степень его оздоровления будет зависеть от того, насколько четко и правильно учитель физической культуры подготовится к его выполнению.

При использовании для обучения плаванию естественного водоема учитель должен заранее определить место у берега и подготовить его к проведению занятий. При выборе места следует учитывать характер водоема, берега, состояние дна, характер течения, расстояние до школы. Желательно, чтобы этот участок был укрыт от ветров.

Для занятий плаванием рекомендуется выбрать место с ровным песчаным дном, плотным и илистым, пологим, с постепенным увеличением глубины. Дно надо заблаговременно обследовать, проверить, нет ли ям, очистить от посторонних предметов: камней, коряг, водорослей и т. п. Подход к воде должен быть свободным от деревьев, кустов, камыша, водорослей. Вода должна отвечать санитарным нормам, а скорость течения — быть незначительно! (не более 5-7 м в минуту).

Отведенное для проведения занятий место должно быть расположено не ближе 1000 м вниз по течению от мест полоскания белья, водопоя животных, сброса сточных вод или 200 м выше по течению. Хорошо, если на берегу есть подходящее сухое место для проведения упражнений на суше, игр, приема солнечных и воздушных ванн. Граница водной поверхности, предназначенная для обучения плаванию, должна быть огорожена веревкой, прикрепленной к вбитым в дно кольям с пенопластовыми поплавками (можно также использовать шесты) и укрепленными на них яркими флажками. Примерная площадь ограждаемого места должна быть не более по линии берега 25 м, в ширину до 8 м и в глубину 1, 20 м.

Учителю следует подготовить необходимый инвентарь, который понадобится для занятий по плаванию и игр в воде: резиновые надувные крути, игрушки, мячи и т. п. Начинать занятия в воде можно, когда она прогреется до 20-22°, а воздух до 25-26°. При более низких температурах воды и воздуха занятия по плаванию проводить не рекомендуется. Их надо заменить занятиями на суше и обливанием.

Занятия по плаванию представляют собой звено целостного процесса физического воспитания в летний период. Они включаются в режим для летнего пришкольного лагеря, где им отводится строго определенное время. Наиболее оптимальные часы проведения занятий по плаванию — с11 до 13 часов. Составляя расписание занятий, учитель должен учитывать, что первыми начинают учащиеся старших классов, когда вода и воздух менее прогреты.

В связи с тем, что в малокомплектной сельской школе в пределах одного класса обучаются дети разного возраста и неодинаковой физической подготовленности (класс начальной школы, класс средней школы, класс старшеклассников), организация и проведение занятий требует тщательной подготовки.

На первом уроке учитель должен объяснить основные требования к учащимся, правила поведения на воде, а также познакомить с сигнализацией. Например, поднятая вверх рука — «Внимание», поднятые обе руки — «Заканчивай выполнение упражнения», руки вверху накрест — «Выходи из воды». На первом уроке учитель определяет уровень плавательной подготовки учащихся класса и соответственно делит их на три подгруппы: хорошо плавающие; 2) слабо плавающие; 3) не умеющие плавать. В каждой подгруппе учащихся необходимо разделить на пары в целях осуществления контроля друг за другом. В каждой подгруппе должно быть не более 10-12 человек. Первыми в воде начинает выполнять задания подгруппа 12 хорошо плавающих. Остальные принимают солнечные и воздушные ванны, смотрят, как выполняются упражнения, и зрительно еще раз запоминают их выполнение. Затем хорошо плавающие ребята выходят из воды и принимают солнечные и воздушные ванны. В воде в это время занимаются слабо плавающие ребята. Последними занимаются не умеющие плавать. Для занятий с этой группой ребят следует привлекать более старших школьников, из числа хорошо плавающих. Это обеспечит индивидуальный подход к каждому не умеющему плавать (выполнение страховки, личный показ выполнения задания в воде и т. п.).

Как показала, практика работы в малокомплектных сельских школах, занятие по плаванию целесообразно строить на однотемном материале, осуществляя при этом дифференцированный подход в обучении, учащихся разного возраста. Необходимо более сложные задания предлагать старшим учащимся, которые хорошо плавают, и упрощенный вариант тех же заданий — младшим. Младшим не умеющим плавать желательно снижать дозировку упражнений. Соответственно предъявляются требования и к технике выполнения упражнений.

Обучение плаванию детей сельской школы чаще всего производится в выездном режиме. Детей вывозят на территорию каких-либо заведений, где есть бассейны. Это могут быть другие школы, спорткомплексы и.т.д. Это очень усложняет процесс обучения плаванию, так как время, отведенное на обучение, сводится к минимуму, поэтому можно использовать естественные водоемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...