Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эксперименты. Развитие Я-образа во взаимодействии с предметами. Развитие Я-концепции под влиянием социума. Факторы развития




Эксперименты

Американские исследователи Брукс-Ган и Льюис провели серию экспериментов, анализируя реакцию малышей разных возрастов на свое отражение в зеркале, и пришли к выводу, что в самосознании ребенка в этот момент происходит гигантский скачок (Lewis, Brooks-Gunn, 1979).

 

Примерно в 18 месяцев ребенок уже более не нуждается в каких-то внешних подсказках, чтобы установить связь между изображением в зеркале и собой, – он понимает, что видит свой собственный образ. Теперь, если вновь повторить эксперимент с губной помадой, последует иная реакция малыша: он укажет на свой нос, отвернется от зеркала, опустит глаза и смущенно улыбнется.

К 2 годам познание ребенком себя расширяется еще больше. Он уже не только узнает свое изображение в зеркале, но постепенно начинает осознавать и смысл тех действий, которые совершают взрослые, причесывая или умывая его. Так, 2-летний ребенок, прихорашиваясь сам перед зеркалом, любуется собой, начиная задумываться над понятиями красоты, опрятности, аккуратности (Cicchetti, Beeghly, 1990).

 

Развитие Я-образа во взаимодействии с предметами

 

Приобщение ребенка к предметному миру происходит под влиянием его общения со взрослыми, в результате которого у младенца происходит формирование определенных предпочтений к каким-либо предметам. Ребенку может нравиться или не нравиться предмет из-за его определенного цвета, формы, запаха или звука, производимого этим предметом или игрушкой.

Одному малышу интересны куклы, потому что они внешне похожи на человека, другой же предпочитает тряпичные или плюшевые мягкие игрушки – их приятно трогать руками. Узнать о подобных предпочтениях ребенка можно по характерному комплексу оживления, который характеризуют радость и нетерпение малыша при приближении к желанному предмету.

 

«Мне нравится этот кубик»

 

Исследования, проведенные психологами, дают основания утверждать, что на 1-м году жизни у ребенка когнитивно-аффективные компоненты образа своего «Я» еще четко не дифференцированы на позитивные и непозитивные. Младенцу свойственно эмоционально-положительное переживание «своей субъектности и коммуникативной и предметно-практической деятельности» (Авдеева Н. Н. и др., 1986).

Во втором полугодии жизни ребенка происходит существенное увеличение опыта его взаимодействия с предметами, что постепенно способствует формированию у малыша представления о себе как о деятеле. Ребенок начинает различать успешность и неуспешность каких-либо своих практических манипуляций, соответственно переживая свои достижения или неудачи.

 

Развитие Я-концепции под влиянием социума

 

С первых дней после рождения ребенок попадает во взрослый мир, в котором отношения между людьми непременно влияют на его личностное развитие. Прежде всего, конечно, малыш находится в среде своих близких (родителей, сестер, братьев, бабушек, дедушек), эмоциональное воздействие которых на малыша определяет в свою очередь эмоциональное восприятие ребенком себя, окружающих людей и даже всего окружающего мира. Одним словом, веселым, жизнерадостным или же угрюмым, грустным и замкнутым в себе будет малыш, очень во многом зависит от того, какая эмоциональная атмосфера преобладает в доме, где он появился на свет и где получает первые «капельки» счастья и горечи. Эмоциональное восприятие ребенком себя и окружающего мира зависит также и от того, как привыкли разговаривать и решать свои проблемы мама с папой и как они общаются с малышом в разных жизненных ситуациях, как поощряют и как наказывают, испытывает ли ребенок страх и желание утаить, спрятать что-то или же наоборот, потребность в помощи и совете взрослого.

 

 

Факторы развития

На протяжении всего младенчества и раннего детства главным фактором формирования Я-концепции ребенка является его общение со взрослыми, в первую очередь – с родителями.

 

 

Образ Я и родители

 

С конца первого месяца общение младенца со взрослыми имеет ситуационно-личностный характер. Это связано с тем, что в этот период своего развития ребенок нуждается в общении со взрослыми прежде всего для удовлетворения своих насущных потребностей, поэтому малыш стремится во всем проявить свою активность, выражая свое эмоциональное отношение к имеющей место ситуации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...