Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование половой идентичности




Формирование половой идентичности

 

С точки зрения известного отечественного исследователя психологии половых различий И. С. Кона, самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я», – это половая принадлежность (Кон И. С., 1981).

Однако на протяжении всего младенчества и раннего детства главным фактором формирования Я-концепции ребенка остается его общение со взрослым человеком, в том числе и в отношении осознания своей половой принадлежности. Внешние признаки пола новорожденного обозначают для взрослых «программу» его восприятия и их отношения к ребенку (в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться). С полом у людей (в большей или меньшей мере в зависимости от культуральных особенностей) связываются традиционные ассоциации, которые ребенок в течение жизни постепенно усваивает. В последующем эмоционально-когнитивное осознание себя как человека определенного пола уже обусловлено нормами и обычаями соответствующего общества и культуры.

 

 

Наблюдения

Распознавать пол человека дети обучаются рано. Так, разная «реактивность» на мужчин и женщин наблюдается уже у 7 – 8-месячных младенцев (Колисов Д. В., Сельверова Н. Б., 1978).

 

Как указывает И. С. Кон, первичная половая идентичность, т. е. знание своей половой принадлежности, складывается уже обычно к 1, 5 годам. Осознание своего пола является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания ребенка (Кон И. С., 1981, с. 49).

К 2 годам ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту принадлежность. Определяя себя как мальчика или девочку, малыш не связывает это со своими биологическими признаками. В дальнейшем у ребенка состоится истинная половая идентификация как результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.

 

 

Резюме

 

Формирование Я-концепции у ребенка на самом раннем этапе его развития происходит под влиянием общения со взрослыми.

В соответствии с содержанием введенного А. В. Запорожцем понятия «функциональное развитие» (в сравнении с возрастным развитием), можно считать, что Я-концепция в младенческий период (так же как и в последующие) проходит стадию «функционального развития», что предусматривает изменение отдельных составляющих и функций Я-образа ребенка.

С момента рождения и 2 месяца спустя младенцы не могут выделить себя из окружающего мира. Однако со временем они начинают понимать, что они – отдельные и единственные в своем роде существа. Осознанию этого открытия посвящена значительная часть младенчества.

 

Последовательность формирования Я-концепции у младенцев

 

– Первые 2 месяца жизни у ребенка нет грани между собой и миром.

– Осознание своего тела приходит в 3–8 месяцев.

– Воздействие на окружение начинается с 3 месяцев.

– Выражение отношения к другим людям наступает у ребенка с 7–8 месяцев.

– Умение откладывать осуществление своих «планов» на короткое время появляется с 8 месяцев.

– Подражание окружающим людям и изучение норм их поведения начинается с 6 месяцев.

– Опережающая модель в самопроявлении – понимание того, что от него ждут, наступает в 12–18 месяцев.

– Внешний Я-образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется с 8 месяцев.

– Узнает о принадлежности к конкретному полу с 18 месяцев.

– Узнает о своих физических особенностях и других характеристиках с 18 месяцев.

– Негативная реакция на несоответствие суждений о нем и вербальный образ своего Я появляются с 18 месяцев.

– Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» – гордости, вины, стыда, смущения – появляется после 1 года.

– Интернализация общественных норм, ориентация на социальные нормы в своем поведении появляется у ребенка около 2 лет.

– Понимание освоения половых ролей возникает после 20 месяцев.

– Распространение понятия Я на то, что мне принадлежит, – «собственничество» – возникает у ребенка около 2 лет.

– Элементы саморегуляции – самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание – появляются в возрасте около 2 лет.

 

Образ Я   – совокупность образов (чувственных – ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.

Самооценка   – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983, с. 332).

Комплекс оживления   – позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком.

Когнитивная составляющая Я-образа   – представления индивида о себе, основанные как на объективном знании, так и на субъективном мнении (Бернс Р., с. 32).

Эмоциональная (аффективная) составляющая   – чувственное оценивание себя, источником которого является субъективная интерпретация реакций других людей.

Психосоциальное развитие   – развитие природных возможностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; развитие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, овладение социальными способами взаимодействия (вербальными и невербальными средствами общения).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...