Формирование половой идентичности
Формирование половой идентичности
С точки зрения известного отечественного исследователя психологии половых различий И. С. Кона, самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я», – это половая принадлежность (Кон И. С., 1981). Однако на протяжении всего младенчества и раннего детства главным фактором формирования Я-концепции ребенка остается его общение со взрослым человеком, в том числе и в отношении осознания своей половой принадлежности. Внешние признаки пола новорожденного обозначают для взрослых «программу» его восприятия и их отношения к ребенку (в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться). С полом у людей (в большей или меньшей мере в зависимости от культуральных особенностей) связываются традиционные ассоциации, которые ребенок в течение жизни постепенно усваивает. В последующем эмоционально-когнитивное осознание себя как человека определенного пола уже обусловлено нормами и обычаями соответствующего общества и культуры.
Наблюдения Распознавать пол человека дети обучаются рано. Так, разная «реактивность» на мужчин и женщин наблюдается уже у 7 – 8-месячных младенцев (Колисов Д. В., Сельверова Н. Б., 1978).
Как указывает И. С. Кон, первичная половая идентичность, т. е. знание своей половой принадлежности, складывается уже обычно к 1, 5 годам. Осознание своего пола является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания ребенка (Кон И. С., 1981, с. 49). К 2 годам ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту принадлежность. Определяя себя как мальчика или девочку, малыш не связывает это со своими биологическими признаками. В дальнейшем у ребенка состоится истинная половая идентификация как результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.
Резюме
Формирование Я-концепции у ребенка на самом раннем этапе его развития происходит под влиянием общения со взрослыми. В соответствии с содержанием введенного А. В. Запорожцем понятия «функциональное развитие» (в сравнении с возрастным развитием), можно считать, что Я-концепция в младенческий период (так же как и в последующие) проходит стадию «функционального развития», что предусматривает изменение отдельных составляющих и функций Я-образа ребенка. С момента рождения и 2 месяца спустя младенцы не могут выделить себя из окружающего мира. Однако со временем они начинают понимать, что они – отдельные и единственные в своем роде существа. Осознанию этого открытия посвящена значительная часть младенчества.
Последовательность формирования Я-концепции у младенцев
– Первые 2 месяца жизни у ребенка нет грани между собой и миром. – Осознание своего тела приходит в 3–8 месяцев. – Воздействие на окружение начинается с 3 месяцев. – Выражение отношения к другим людям наступает у ребенка с 7–8 месяцев. – Умение откладывать осуществление своих «планов» на короткое время появляется с 8 месяцев. – Подражание окружающим людям и изучение норм их поведения начинается с 6 месяцев. – Опережающая модель в самопроявлении – понимание того, что от него ждут, наступает в 12–18 месяцев. – Внешний Я-образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется с 8 месяцев. – Узнает о принадлежности к конкретному полу с 18 месяцев. – Узнает о своих физических особенностях и других характеристиках с 18 месяцев. – Негативная реакция на несоответствие суждений о нем и вербальный образ своего Я появляются с 18 месяцев.
– Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» – гордости, вины, стыда, смущения – появляется после 1 года. – Интернализация общественных норм, ориентация на социальные нормы в своем поведении появляется у ребенка около 2 лет. – Понимание освоения половых ролей возникает после 20 месяцев. – Распространение понятия Я на то, что мне принадлежит, – «собственничество» – возникает у ребенка около 2 лет. – Элементы саморегуляции – самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание – появляются в возрасте около 2 лет.
Образ Я – совокупность образов (чувственных – ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983, с. 332). Комплекс оживления – позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком. Когнитивная составляющая Я-образа – представления индивида о себе, основанные как на объективном знании, так и на субъективном мнении (Бернс Р., с. 32). Эмоциональная (аффективная) составляющая – чувственное оценивание себя, источником которого является субъективная интерпретация реакций других людей. Психосоциальное развитие – развитие природных возможностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; развитие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, овладение социальными способами взаимодействия (вербальными и невербальными средствами общения).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|