Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. Оглавление. ПРЕДИСЛОВИЕ




Лаврова Е. В.

Логопедия.

Основы фонопедии

М., 2007.

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................................... 3

Глава 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОЛОСА И ЕГО ПАТОЛОГИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ............................................................................................... 5

Глава 2 СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ И ФИЗИОЛОГИИ
ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ....................................................................................................... 12

2. 1. Акустические свойства голоса................................................................................... 12

2. 2. Теории механизма голосообразования.................................................................... 18

2. 3. Значение дыхания в голосообразовании................................................................. 21

Глава 3 РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА............................................................ 26

Глава 4 МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЯ ПАТОЛОГИИ ГОЛОСА..... 34

4. 1. Инструментальное обследование голосового аппарата...................................... 34

4. 2. Аудитивная оценка голоса.......................................................................................... 37

Глава 5 ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА........ 45

Глава 6 ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА........................................................ 53

6. 1. Восстановление голоса при нейрогенных расстройствах
голосообразования — парезах или параличах гортани............................................... 53

6. 2. Восстановление голоса при хронических ларингитах......................................... 73

6. 3 Коррекционное обучение после удаления гортани................................................ 81

6. 4. Коррекция голоса после частичных резекций гортани........................................ 92

6. 5. Восстановление голоса при рубцовых деформациях и стенозах гортани....... 94

6. 6. Фонопедия при узелках голосовых складок........................................................... 98

Глава 7 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА........................................ 104

7. 1. Гипотонусные нарушения голоса............................................................................ 104

7. 2. Нарушения голоса при патологической мутации у подростков...................... 111

7. 3. Фонастения................................................................................................................... 127

7. 4. Функциональная афония............................................................................................ 132

7. 5. Гипертонусные нарушения голоса.......................................................................... 137

Глава 8 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА......................................... 150

8. 1. Их причины и распространенность......................................................................... 150

8. 2. Профилактика и превентивные мероприятия предупреждения
расстройств голоса............................................................................................................. 156

ПОСЛЕСЛОВИЕ..................................................................................................................... 164

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ........................................................................ 166

ПРИЛОЖЕНИЕ 2КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ................................ 173

Упражнения, рекомендуемые детям с нарушениями голоса................................... 173

Упражнения для больных с удаленной гортанью....................................................... 175

Дыхательная гимнастика при нарушениях голоса...................................................... 177

ПРЕДИСЛОВИЕ

Голос — уникальное явление не только физиологическое или акустическое, но и социальное. Полноценную информацию можно передавать, обладая здоровым, красивым голосом, который служит и средством общения, и орудием производства для людей огромного числа профессий — педагогов, актеров, политических деятелей и др.

Необходимость совершенствовать голос, исправлять его врожденные или приобретенные недостатки побуждает разные науки изучать голосовую функцию, ее определяющие характеристики, возможности и особенности. Акустика анализирует звук голоса в качестве физического явления, физиология пытается объяснить механизм порождения звука в голосовом аппарате, фониатрия как раздел медицины рассматривает заболевания, методы лечения и профилактики расстройств голосовой функции.

Главной задачей фонопедии является коррекция голоса специальными педагогическими приемами.

Термин «фонопедия» прочно вошел в современную педагогическую и медицинскую практику. Ранее различные исследователи давали свои названия проблемам восстановления голоса: фонический метод, ортофоническая или фоническая ортопедия, голосовая гимнастика. Все эти понятия подразумевали одно — исправление дефектов голоса специальными, целенаправленными тренировками голосового аппарата.

Изучение патологии голоса и способов его восстановления — одна из важнейших проблем логопедии. В последние годы область применения фонопедии значительно расширилась. Четко обозначилась необходимость устранения как собственно голосовых расстройств, так и расстройств, входящих в структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, афазии, заикании. Контингент нуждающихся в педагогической помощи расширился и за счет увеличения расстройств голосового аппарата у детей.

Фонопедию можно определить как комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося. Специальные тренировки позволяют установить такой способ функционирования голосового аппарата, при котором полноценный акустический эффект может быть достигнут с наименьшей нагрузкой. Фонопедия базируется на физиологии голосообразования, на принципах дидактики и методологических основах логопедии и тесно связана с дисциплинами медико-биологического цикла. Функциональные тренировки, направленные на коррекцию голоса, проводятся с учетом патологических изменений голосового аппарата, которые диагностируются врачом-фониатром или оториноларингологом. Кроме этого для определения первичности или вторичности голосового дефекта учитывается нервно-психическое состояние человека.

По своей этиологии и характеру проявлений нарушения голоса весьма разнообразны (их многообразие будет рассмотрено нами отдельно), здесь же важно отметить, что фонопедические методы коррекции следует применять лишь при хронической патологии.

В настоящее время фонопедия прочно заняла свое место в комплексе лечебно-реабилитационных мероприятий, а в ряде случаев оказывается единственным способом возвращения полноценной голосовой функции. Знание ее основ, а также методов профилактики голосовых нарушений необходимо логопедам при их подготовке к профессиональной деятельности. Они и сами должны обладать хорошим, выносливым голосом, владеть приемами коррекции голоса и у детей, и у взрослых с учетом всего разнообразия его патологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...