Принципы формирования ассортиментной политики
Формирование торгового ассортимента - одна из основных функций организации розничной торговли, определяющая его конкурентоспособность [9, 10]. Проведенный анализ структуры ассортимента женских швейных изделий, представленных в магазине показал, что наибольшим спросом у покупателей в 2011-2012 гг. пользовалась тканая одежда из искусственного шелка (44% - 54%) в сравнении с хлопчатобумажными, шерстяными и льняными тканями (Таблица 2)
Таблица 2 - Анализ ассортимента швейных изделий по видам ткани
Анализ данных о продажах швейных изделий по силуэту в 2011-2012 г. показал преобладание спроса на одежду полуприлегающего силуэта (36% - 37%) в сравнении с прямыми, прилегающими и свободными (Таблица 3).
Таблица 3 - Анализ ассортимента швейных изделий по силуэту
Данные приведенные в таблице 4 свидетельствуют о стабильном спросе как 2011 г., так и в 2012 г. на швейные изделия классического стиля (45% - 42%) в сравнении с фольклорным, спортивным и нарядным (Таблица 5).
Таблица 4 - Анализ ассортимента швейных изделий по стилю
Анализ ассортимента трикотажной женской одежды по способу производства показал преобладание спроса на кроеные изделия (51%) в 2011 г. и комбинированные (47%) в 2012 г. (Таблица 5).
Таблица 5 - Анализ ассортимента трикотажных изделий по способу производства.
Данные, представленные в таблице 6, свидетельствуют о том, что наибольшим спросом в 2011 г. пользовались всесезонные (42%), а в 2012 г. зимние (45%) трикотажные изделия.
Таблица 6 - Анализ ассортимента трикотажных изделий по сезону носки
Анализ рациональности ассортиментной политики проводился по таким важнейшим показателям, как широта, полнота, новизна (обновляемость), устойчивость. В обобщенном виде формула его расчета широты ассортимента имеет вид:
Кш = Шф/Шб, (1)
где Шф - фактическое количество товаров, находящихся в продаже, Шб - общее (базовое) количество разновидностей и наименований товаров однородной группы. Средний коэффициент широты рассчитывается, как отношение суммы всех коэффициентов широты к их количеству.
Кш ср. = Кш 1 + Кш 2 + Кш 3 + … + Кш n / n, (2)
где Кш 1, Кш 2, Кш 3 … Кш n - коэффициент широты по признакам, n - количество признаков. Данные характеризующие широту ассортимента швейно-трикотажных изделий в магазине представлены в Таблице 7. Фактическая широта представлена фактическим количеством изделий, находившихся в продаже на декабрь 2011 года, а базовая широта - количеством изделий поступивших за последние два года. Кш стиль изделия = 8 / 13 = 0,62 Кш силуэт изделия = 4 / 4 =1 Кш вид материала = 5 / 5 = 1 Кш природа волокна = 5 / 6 = 0,83 Кш покрой изделия = 104 / 165 = 0,63 Кш цвет, расцветка = 57 / 74 = 0,77 Кш возрастное назначение = 3 / 3 = 1 Кш ср. = 0,62+1+1+0,83+0,63+0,77+1 / 7 = 0,84
Таблица 7 - Анализ широты ассортимента швейно-трикотажных изделий в магазине
Средний коэффициент широты ассортимента швейно-трикотажных изделий составлял 0,84. Наиболее широко, с коэффициентом 1, был представлен ассортимент по силуэту изделия, по виду материала, по возрастному назначению. Менее широко представлен был ассортимент по природе волокна (0,83), по цветовой гамме (0,77), по покрою изделия (0,63) и по стилю изделия (0,62). Полнота ассортимента - это количество разновидностей товаров, имеющихся в ассортименте магазина. Она характеризуется коэффициентом полноты ассортимента (Кп): Кп = Пф / Пб, (3)
где Пф - фактическое количество видов товаров, представленных в ассортименте предприятия, Пб - базовое количество видов товаров. Средний коэффициент полноты рассчитывается, как отношение суммы всех коэффициентов полноты к их количеству.
Кп ср. = Кп 1 + Кп 2 + Кп 3 + … + Кп n / n, (4)
где Кп 1, Кп 2, Кп 3 … Кп n - коэффициент полноты по признакам, n - количество признаков. Фактическая полнота представлена фактическим количеством изделий, находившихся в продаже на декабрь 2011 года, а базовая полнота - количеством изделий поступивших за последние два года (Таблица 8). Коэффициент полноты швейных изделий по признакам:
Кп размерный ряд = 7 / 7 = 1 Кп силуэт изделия = 4 / 4 = 1 Кп волокнистый состав = 5 / 6 = 0,83 Кп стиль изделия = 8 / 8 = 1 Кп модель изделия = 69 / 104 = 0,66 Кп ср. = 1+1+0,83+1+0,66 / 5 = 0,90 Коэффициент полноты трикотажных изделий по признакам: Кп размерный ряд = 4 / 7 = 0,57 Кп силуэт изделия = 4 / 4 = 1 Кп волокнистый состав = 4 / 6 = 0,67 Кп модель изделия = 8 / 8 = 1 Кп модель изделия = 35 / 104 = 0,34 Кп ср. = 0,57+1+0,67+1+0,34 / 5 = 0,72. Таблица 8 - Анализ полноты ассортимента швейно-трикотажных изделий в магазине
Анализ данных по полноте ассортимента швейно-трикотажной одежды позволяет сделать вывод, что наиболее полно были представлены изделия из тканых материалов (0,9), в частности по таким признакам, как размерный ряд (1), силуэт изделия (1), стиль изделия (1), менее полно был представлен модельный ряд (0,66) и волокнистый состав (0,83) изделий. Средний коэффициент полноты изделий из трикотажных полотен составил 0,72, причем наиболее полно был представлен силуэт (1) и стиль (1) изделия, а вот волокнистый состав (0,67), размерный (0,57), и модельный (0,34) ряд были представлены не достаточно полно. Новизна ассортимента характеризуется коэффициентом обновления (Кн) и рассчитывается по формуле:
Кн = Н / Шф, (5)
где Н - количество новых видов товара, Шф - фактическое количество товаров, находящихся в продаже. Коэффициент обновления швейных изделий: Кн = 24 / 71 = 0,34 Коэффициент обновления трикотажных изделий: Кн = 11 / 33 = 0,33 Обновляемость ассортимента отслеживалась в течение осенне-зимнего сезона. Коэффициент по швейно-трикотажным изделиям в среднем составил 0,33 (Таблица 9), что говорит о рациональном подходе к обновлению ассортимента.
Таблица 9 - Обновляемость ассортимента швейно-трикотажных изделий в магазине за 01.06.2011 г. - 31.07.2011 г.
Для выявления изделий, пользующихся устойчивым спросом в магазине проводились исследования по анализу документальных данных о поступлении и реализации каждой товарной позиции. Устойчивость ассортимента характеризуется коэффициентом устойчивости (Ку), рассчитывается он по формуле:
Ку = У / Шф, (6)
где У - количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом, Шф - фактическое количество товаров однородной группы. Коэффициент устойчивости швейных изделий: Ку = 30 / 71 = 0,42 Коэффициент устойчивости трикотажных изделий: Ку = 14 / 33 = 0,42 Таблица 10 - Анализ устойчивости ассортимента швейно-трикотажных изделий в магазине за период 01.06.2011 г. - 31.07.2011 г.
Коэффициент устойчивости товарных позиций как для тканных, так и для трикотажных полотен пользующихся спросом составил 0,42 (Таблица 10). Целевая категория покупателей магазина это как жители Санкт-Петербурга, так и его пригородов с низкой и средней покупательской способностью. Администратором магазина ведется постоянный мониторинг покупателей, что отражается в отчетах (Рисунок 2) предоставляемых руководителю организации каждый месяц. Пик покупательской активности приходится на выходные и предпраздничные дни.
Рисунок 2 - Анализ покупателей в магазине за июль 2013 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|