Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы и задания. 6.4. Коррекция голоса после частичных резекций гортани. Контрольные вопросы и задания




Контрольные вопросы и задания

1. При каком диагнозе производится полное удаление гортани?

2. Назовите врача, которым впервые была произведена операция по удалению гортани.

3. Кто в России разработал методику формирования пищеводного голоса?

4. Какой орган при удалении гортани выполняет компенсаторную функцию голосообразования?

5. Как влияет такая операция на психическое состояние человека?

6. Перечислите и опишите этапы занятий по образованию пищеводного голоса.

7. Объясните принципы подбора голосоречевых тренировок и их последовательность.

8. Сравните методики образования пищеводного голоса С. Л. Таптаповой и Г. П. Шимкуса. Что они имеют общего и в чем их различия?

6. 4. Коррекция голоса после частичных резекций гортани

В последние годы в связи с лучшей, более ранней, диагностикой, а также с разработкой новых методов хирургического лечения появилась возможность проведения щадящих операций на гортани, частичных ее резекций.

Существует несколько методик таких операций в зависимости от локализации опухоли. После частичных резекций естественный дыхательный путь сохраняется, но голосовая функция сильно страдает, так как удаляется значительная часть гортани и, как правило, одна голосовая складка. Голос может быть восстановлен только за счет компенсаторных возможностей организма.

Для восстановления голосовой функции сохранная голосовая складка должна сомкнуться с вестибулярной складкой на оперированной стороне или с рубцом, образующимся на противоположной стороне. Методика коррекционной работы создана С. Л. Таптаповой (1984). Логопедическое воздействие имеет следующие последовательные этапы.

1. Подготовительный, включающий рациональную психотерапию.

2. Этап формирования компенсаторного замыкания голосовой щели.

3. Голосовые тренировки по введению восстановленного голоса в повседневное общение.

4. Тренировки, направленные на увеличение силы и модуляции голоса.

После операции больные говорят шепотом или слабым резко охриплым голосом, жалуются на утомление при разговоре. Исследования, проведенные С. А. Таптаповой, показывают, что у них укорачивается вдох и выдох, изменяется частота дыхания и другие его показатели.

На первом этапе занятий после психотерапевтической подготовки больные приступают к занятиям лечебной физкультурой. Одновременно им рекомендуется упражнение «дутье в губную гармошку» в течение 1 мин за прием до 12 раз в день с равномерными интервалами. Воздушная струя, прокачиваемая сквозь губную гармошку, стимулирует движения сохранных элементов гортани. Первый этап длится не более 10 дней и подготавливает компенсаторное замыкание голосовой щели.

На втором этапе начинаются голосовые тренировки. Для получения звучных прорывов голоса целесообразно брать сочетания дз, дз, дз, дж, дж, дж, которые следует повторять 2—3 раза подряд до 8—10 раз в день. Затем к ним добавляются слоговые сочетания с вибратором. Слоги произносятся кратко, на твердой голосовой атаке:

тра, тро, тру, трэ, тры;               ра, ро, ру, рэ, ры;

дра, дро, дру, дрэ, дры;             papa, papo, рару, рарэ, рары.

кра, кро, кру, крэ, кры;

Затем следуют упражнения в произнесении слов, начинающихся с глухих [т, п, к], типа — Таня, Тоня, тапки, танки, папка, кот, каша и т. д. Уже в этот период обучения надо переходить на общение с окружающими звучным голосом. Занятия начинают с простых бытовых фраз: Куда ты пойдешь! Сегодня хорошая погода. Как вы себя чувствуете! и т. п. Для закрепления навыка восстановленного голоса можно использовать чтение стихотворений и отрывков прозы.

Когда голос становится достаточно громким, а речь разборчивой, можно перейти к тренировкам, направленным на улучшение тембра и развитие модуляции — упражнениям с сонорными [м, н, л] в составе слогов:

ма, мо, му, мэ, мы;            мама, мамо, маму, мамэ, мамы;

на, но, ну, нэ, ны;              нана, нано, нану, нанэ, наны;

ла, ло, лу, лэ, лы;                        лала, лало, лалу, лалэ, лалы.

Затем перейти к произнесению слов: мак, май, манка, моль, мост, муха, мука, лапа, лавка, лыко, лыжи и т. п. Звучность голоса целесообразно тренировать, произнося сочетания гласных звуков с повышением и понижением голоса, например: [ао­, оа­, оу­, эу­, иа­, аи­; ао¯, оа¯, оу¯, эу¯, иа¯, аи¯ ] и т. п.

С. Л. Таптапова рекомендует проведение вокальных занятий в небольшом диапазоне.

В среднем логопедический курс после частичной резекции гортани длится два месяца. Восстановленный голос остается охриплым, но имеет достаточную силу. Люди с таким голосом могут свободно общаться в быту и на работе, не испытывая затруднений или усталости.

Контрольные вопросы и задания

1. За счет какого механизма возможно восстановление голоса при частичной резекции гортани?

2. Каковы этапы работы по восстановлению голоса после частичных резекций гортани?

3. Нарушается ли дыхание при частичных резекциях гортани?

4. Проанализируйте, в чем подобие и различие фонопедических приемов, применяемых при паралитических состояниях гортани и при частичной резекции.

5. Сравните возможности восстановления коммуникативной функции у людей с удаленной гортанью и людей с частичной ее резекцией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...