Анализ государственного регулирования денежного рынка в РФ
Важную роль в развитии институциональной среды выполняет государство. Это уникальный субъект, участвующий в создании и развитии банковского сектора, инфраструктуры денежного рынка, формирующий законодательные «правила игры» между участниками рынка, регулирующий институты и организации, действующие на рынке, в первую очередь банковскую систему, проводящий надлежащий контроль и надзор за деятельностью субъектов и посредников рынка. Государство выступает как агент на финансовых рынках, участвует в рыночных операциях, принимает решения, влияющие на конъюнктуру денежного рынка, регулирует денежный спрос и предложение. Государство регулирует денежную массу и банковскую ликвидность через разработку и реализацию денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование воздействует на функционирование денежного рынка через достижение намеченных целей, включая разнообразные инструменты воздействия[26]. Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Его статус и значение закреплены законодательно Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная задача ЦБ – это защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие банковской системы и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Тем самым ЦБ стремится обеспечить максимально благоприятные условия для экономического роста, преследует конкретные цели: регулирование темпов роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей. ЦБ имеет в своем арсенале ряд инструментов, которые закреплены законодательно. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; эмиссия облигаций от своего имени.
Перечисленный инструментарий уже известен в мировой практике, Банк России не изобретает новые виды, но существуют определенные особенности и проблемы в их применении, исходя из специфики российского денежного рынка, экономической среды, особенностей становления и формирования рыночной банковской инфраструктуры. Это накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики. Рассмотрим некоторые из основных методов регулирования. В январе-сентябре 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных показателей определялись как последствиями мирового финансово-экономического кризиса, так и мерами по их преодолению. За III квартал 2009 г. денежная масса М2 увеличилась на 3,7% (за III квартал 2008 г. — на 0,9%), а за 9 месяцев 2009 г. ее прирост составил 1,2% (за 9 месяцев 2008 г. — 8,3%). Объем денежной массы М2 на 1.10.2009 сократился по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. на 5% (на 1.10.2008 годовой темп ее прироста составлял 25,1%). Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило уменьшение за 9 месяцев 2009 г. рублевой денежной массы в реальном выражении на 6,4% (за 9 месяцев 2008 г. — на 2,1%)[27]. ЦБ для снижения уровня инфляции регулирует размер денежной массы. Это регулирование может осуществляться посредством изменения ставки рефинансирования, операций на открытом рынке и изменении нормы обязательных резервов. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Выступая в качестве кредитора последней инстанции, Банк России обеспечивает ликвидность банковской системы.
Ставка рефинансирования оказывает существенное влияние на отечественную экономику через сигнальный эффект: служит ориентиром для процентных ставок по банковским кредитам частному сектору; влияет на процентные ставки по банковским депозитам. Банковская система рефинансируется в основном через операции с валютой, основной источник рублевой эмиссии – это продажа валюты. Кроме того, число механизмов рефинансирования ограничено узким кругом инструментов, принимаемых в залог. Банк России пытается разнообразить механизмы рефинансирования через предложение рынку аукционов по рефинансированию (в виде аукционов РЕПО на один день, «валютный своп», кредиты «овернайт»), был расширен перечень активов, принимаемых Банком России в обеспечение по кредитам ЦБ РФ и операциям прямого РЕПО. Со стороны ЦБ РФ это была попытка приучить рынок к пониманию процентной ставки. Так как операции проводятся, то можно предположить, что процентная ставка начинает постепенно работать. ЦБ РФ может использовать дифференцированную ставку рефинансирования для оживления кредитования реального сектора экономики, развития рыночной инфраструктуры. Этот способ оживит ценовой механизм рефинансирования для целей инвестирования экономики. Причем данная мера должна быть направлена на поддержку средних по размерам банков и контролем Банка России за выполнением условий, обеспечивающих дифференциацию ставки рефинансирования. В России ставка рефинансирования неоднократно менялась. В периоды кризисов и высокой инфляции она повышалась, в годы экономического роста и укрепления банковского сектора она понижалась. Вот и сейчас мы видим рост ставки рефинансирования с целью сдерживания инфляции. Изменения ставки рефинансирования показаны в приложении 1. Общий объем операций по различным видам кредитования представлен в таблице 1.
Таблица 1 Общий объем кредитования Банка России (в млн.руб.)[28]
Из таблицы мы видим, что в условиях современного кризиса, банки кредитуется под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты). В основном это облигации РФ (65,4%) и корпоративные облигации (24,8%), как видно из диаграммы в приложении 2. Использование государственных, корпоративных и муниципальных облигаций значительно повышает эффективность рефинансирования и способствует притоку ресурсов в различные отрасли и регионы. Однако сдерживающим фактором в развитии данного инструмента являются фундаментальные причины, связанные с неблагоприятной структурой российской экономики, зависимой от экспортных цен на сырье. Тем не менее, расширяя кредитование, механизмы рефинансирования, Банк России может более гибко и оперативно воздействовать на ликвидность в экономике, а также на достижение долгосрочных целей, связанных с экономическим ростом и развитием производства. Следующий действенный способ – это изменение нормы обязательных резервов. Обязательны резервы призваны служить гарантом того, что коммерческий банк расплатится по своим обязательствам, они призваны обеспечить ликвидность банка в случае его неблагополучного состояния. Эти средства лежат на счетах в ЦБ. Данный регулятор Банк России использует, чтобы усилить результативность своего влияния на управление ликвидностью в банковской системе. Другие регуляторы пока недостаточно сильны, например, ставка рефинансирования (составляет 13% годовых), расширение списка бумаг, под обеспечение которых банки могут получать средства ЦБ (однако не допускается их использование в операциях РЕПО). Поэтому Банк России при обострении проблем на денежном рынке включает нормативы резервирования. Например, летом 2007 года, когда произошла ситуация резкого сжатия денежного предложения, ЦБ РФ еще раз снизил норматив обязательного резервирования до 3,5% по обязательствам перед резидентами РФ [6, c.64-65]. С целью сдержания инфляции и сокращения денежной массы Банк России повысил норму в сентябре 2008 г. до 8,5 %. В условиях финансовго кризиса, недостатка наличности Банк России снижает процентную ставку до 2,5 %. Изменение нормы обязательных резервов представлены в приложение 3.
Далее рассмотрим операции на открытом рынке. После августовского кризиса 1998 года Банк России пользоваться данным инструментом не мог, так как рынок ГКО-ОФЗ практически прекратил свое существование. Современная система инструментов Банка России на открытом рынке, существует недавно. Многие из них действуют с конца 2002 года, и ЦБ РФ нарабатывает опыт по их использованию. Прямые операции с государственными ценными бумагами являются наиболее действенным инструментом. Хотя каждый регулятор вносит свою лепту в процесс денежно-кредитного регулирования. Операции РЕПО – это наиболее оперативный и гибкий краткосрочный инструмент, он позволяет оперативно регулировать лишь уровень ликвидности банковской системы, не затрагивая напрямую уровня процентных ставок. Так, «объем средств, предоставленных в 2008 году банковскому сектору посредством операций РЕПО, был в 1,8 раза выше, чем в 2007 году (594 и 331 млрд. руб. соответственно). Развитие операций РЕПО позволяет преодолевать одну из наиболее болезненных диспропорций российского финансового рынка – между краткосрочностью свободных финансовых ресурсов и долгосрочностью государственных ценных бумаг. На наш взгляд, Банк России должен активнее пользоваться данным регулятором. В перспективе возможно удлинение сроков операций РЕПО и расширение состава участников операций (сейчас это дилеры и инвесторы – юридические лица). Операции обратного модифицированного РЕПО отличают техническая простота в применении и оперативность. Привлечение денежных средств происходит в размере 100% от текущей рыночной стоимости обеспечения. В 2008 году среднегодовой объем задолженности Банка России по операциям ОМР составил 64,0 млрд. руб. Таким образом, Банк России активизировал операции прямого и обратного РЕПО с целью стерилизации избыточной эмиссии и более оперативного поддержания ликвидности банковской системы. Активизация прямых операций на открытом рынке затруднена в связи с отсутствием в портфеле ЦБ РФ государственных ценных бумаг с рыночными характеристиками, хотя процесс переоформления государственных долговых обязательств в рыночные ценные бумаги продолжается. В 2007 году Минфин РФ провел переоформление задолженности Банку России на сумму 300 млрд. руб., из них только ценные бумаги на сумму 30 млрд.руб. имеют рыночный характер. В 2008 году объем переоформленной задолженности в рыночные ценные бумаги составлял общей номинальной стоимостью 52 млрд. руб.[29]
На наш взгляд, необходимо кардинально реструктурировать задолженность в рыночные ценные бумаги с целью проведения более активных прямых операций на открытом рынке Банком России. Это позволит более оперативно влиять на состояние ликвидности банковской системы, корректировать в ту или иную сторону, принятые ориентиры единой государственной денежно-кредитной политики. Данные инструменты призваны регулировать денежное обращение внутри страны. При оценке темпов изменения денежной массы используется денежный агрегат М2 и рассчитывая скорость обращения денег. Данный выбор объясняется несовершенством банковской статистики при подсчете других денежных агрегатов, агрегат М2 наиболее тесно связан с инфляцией (по методологии МВФ), его можно построить по любой стране без учета национальных особенностей. Он может быть использован для страновых сравнений. Темпы прироста М2 и скорость обращения денег показаны на рисунках 1и 2 в приложении 4. Несмотря на неустойчивую динамику, скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за январь-сентябрь 2009 г., как и за аналогичный период 2008 г., на 2,2%. Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 32,7 до 33,5%[30]. Используя вышеуказанные инструменты ЦБ влияет на денежное обращение, путем изменения величины предложения денег на рынке. Тем самым он активизирует или понижает активность деятельности коммерческих банков. В свою очередь коммерческие банки уже непосредственно работаю с гражданами, предприятиями и фирмами. Состояние финансовой сферы во многом определяет состояние всей макроэкономической ситуации в стране, поэтому государство в лице ЦБ и ряда других организаций должно регулировать денежный рынок, и денежное обращение в стране. Качественная и правильная политика в данном направлении позволит в сегодняшнее время с теми явлениями, который породил финансовый мировой кризис. Заключение
В данной работе рассмотрены основные понятия, касаемые денежного рынка. На основании проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, деньги как экономическая категория является одной из центральных в экономической теории. До сих пор существует много дискуссии между различными школами по поводу природы возникновения, сущности денег, их функций. Например, для марксистской экономической теории деньги – это прежде всего особый товар, назначение которого – служить всеобщим эквивалентом стоимости. Другие направления мысли, составляющие содержание современной экономической науки, до сих пор не имеет единой концепции сущности денег, сводя эту проблему к тем функциям, которые выполняют деньги. Другие авторы, отражающие различные концепции, сводят определение сущности денег к их отдельным формам, совокупности возникающих прав, обязательств, а также к рассмотрению эмитирующих деньги учреждений. Во-вторых, категория денег играет важнейшую роль в условиях рыночной экономики. По сути все товарные отношения на рынке строятся вокруг данной категории. Для многих субъектов хозяйственной деятельности прибыль (или приращение капитала) является синонимом увеличения реального количества денег как на руках, так и на счетах. В-третьих, если говорить о функциях денег, то можно сказать, что их суть не изменилась, они лишь приобрели несколько иное внешнее проявление. Выделяют функции денег как счетная единица, как средство обмена, средство сохранения ценности (сбережений), средство платежа, функция мировых денег. В-четвертых, денежным рынком обычно называют особый сектор рынка, на котором осуществляется купля и продажа денежных средств как специфического товара, формируется спрос, предложение и ценность на данный товар. Денежный рынок формируется и функционирует в связи с денежно-кредитной политикой. Воздействие на денежный рынок представляет иерархию целей, применимых в каждодневных операциях на открытом рынке или более долгосрочные воздействия на такие параметры, как количество денег, находящихся в обращении. В-пятых, количество денег измеряется с помощью группировки определенных классов ликвидных активов в денежные агрегаты, к которым относится параметр М1, включающий наличные деньги и трансакционные депозиты, и параметр М2, включающий несколько видов активов, являющихся ликвидными средствами накопления но редко используемых в качестве средств обращения. В-шестых, денежный рынок управляется центральным финансовым институтом. В РФ таким институтом является Центральный Банк России. Он осуществляет регулирование денежного рынка посредством операций на открытом рынке, изменение учетных ставок, уровня обязательных резервов и рядом других инструментов. В современной России денежная политика Центрального Банка формируется под влиянием финансового кризиса, и необходимостью стабилизации экономики. Таким образом, можно сказать, что деньги являются одной из важнейших экономических категорий в современной экономике. Деньги выполняют разные функции, имеют разные формы. Главное их назначение – это обеспечение функционирования всей экономики, всех ее структурных элементов. Денежный рынок необходимо регулировать. Можно сказать, что необходимость государственного контроля и регулирования на денежном рынке в полнее очевидна. Особенно актуально это в нынешнее время финансового кризиса. Многие предприятия, банки не могут самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией, снижением спроса и цен. В такой ситуации государство просто вынужденно принимать регулятивные меры с целью недопущения краха всей экономики и созданий условия для ликвидации последствий кризиса и обеспечения последующего экономического роста. Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: федеральный закон от 12.12.1993 г. – Информ.-правов.система «Консультант Плюс». – Версия от 29.06.2007 2. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): закон РФ от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ. – Информ.-правов.система «Консультант Плюс». – Версия от 29.06.2007 3. Барр Р. Политическая экономия. М., 1995. – Т.2. – 752 с. 4. Белкин В.Г. Особенности движения денег в современной экономике // Финансы и кредит. – 2008. – №13. – С.18-25. 5. Воробьев М.С. Денежный рынок РФ. М.:Инфра-М, 2007. – 280 с. 6. Грушевцев П.Р. Финансовая политика государства в условиях мирового финансового кризиса.//Деньги и кредит, 2008. – №8. – С.32-39. 7. Даутов В.Н. Денежный рынок: сущность особенности функционирования. М.:Инфра-М, 2007. 8. Долан Э.Дж., Кэмпбэлл К.Б., Кэмпбэлл Дж. Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М., 1996. – 269 с. 9. Евтух А.Т. Суть денег через призму современных финансов // Финансы и кредит. – 2009. – №6. – С.14-21. 10. Егоров Д.Г. К вопросу о сущности понятия «денег» // Финансы и кредит. – 2008. – № 5. – С.14-17. 11. Игнатьев П.Н. Деньги и финансы. М.:Инфра-М, 2006. – 382 с. 12. Камалеева К.Ю. Денежное обращение в России. М.:Инфра-М,2007 – 204с. 13. Кащегулова И. Сущность денег в категориях институционализма // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2008. – №4. – С.49-53. 14. Кроливицкая В.Е. Природа современных денег в России // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2009. – №1/2. – С.225-226. 15. Курс экономической теории: учебник / Под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007. – 848 с. 16. Кэмпбэлл Р., Макконелл, Стэнли Л.Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.,1992. – 642 с. 17. Махмутова А.Н. Денежный рынок в РФ. М.:Инфра-М, 2007. – 216 с. 18. Панов С.С. Денежная политика ЦБРФ. М.:Инфра-М, 2008. – 225 с. 19. Петрикова С.М. Сущность, функции и теории денег в экономической науке // Финансы и кредит. – 2006. – № 22. – С.17-27. 20. Сакс Дж., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело. – 1996. – 416 с. 21. Семенов С.К. Деньги: эволюция, современные виды и классификация // Финансы и кредит. – 2007. – № 6. – С.29-37. 22. Семенов С.К. Деньги: эмиссия, ее сущность и процедуры // Финансы и кредит. – 2007. – № 9. – С.36-42. 23. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.,1993. – 615 с. 24. Харрис Л. Денежная теория. – М.: Прогресс. – 1990. – 345 с. 25. Центральный Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru Приложение 1
Динамика ставки рефинансирования ЦБ[31]
Приложение 2
Структура ценных бумаг, переданных кредитными организациями в обеспечение кредитов Банка России с 1.01.2008 по 1.10.2008[32]
Приложение 3
Нормы обязательных резервов[33]
Приложение 4
Рис.1. Темпы прироста основных денежных агрегатов (месяц к предыдущему месяцу, %)[34]
Рис.2. Скорость обращения денег по агрегату М2[35]
[1] Петрикова С.М. Сущность, функции и теории денег в экономической науке // Финансы и кредит. – 2006. – № 22. – С.17. [2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.46. – Ч.1. – С.87. [3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.13. – С.35. [4]Даутов В.Н. Денежный рынок: сущность особенности функционирования. М.:Инфра-М, 2007. – С.9. [5] Долан Э.Дж., Кэмпбэлл К.Б., Кэмпбэлл Дж. Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М., 1996. – С.12. [6] Харрис Л. Денежная теория. – М.: Прогресс. – 1990. – С.75. [7] Сакс Дж., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело. – 1996. – С.254. [8] Барр Р. Политическая экономия. М., 1995. – Т.2. – С.281. [9] Энциклопедия банковского дела и финансов / Под ред. Ч.Дж.Вулфела: Пер. с англ. – С.290. [10] Кэмпбэлл Р., Макконелл, Стэнли Л.Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.,1992. – С.265. [11] Российская юридическая энциклопедия. – М.,1999. – С.719-720. [12]Семенов С.К. Деньги: эмиссия, ее сущность и процедуры // Финансы и кредит. – 2007. – № 9. – С.36. [13] Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. – М., 1964. – С.69. [14] Харрис Л. Денежная теория. – М.: Прогресс. – 1990. – С.75, Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. – Спб.,1994. – С.174. [15] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.,1993. – С.474-475. [16] Курс экономической теории: учебник / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007. – С. 469. [17] Курс экономической теории: учебник / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007. – С. 470. [18] Петрикова С.М. Сущность, функции и теории денег в экономической науке // Финансы и кредит. – 2006. – № 22. – С.20. [19] Петрикова С.М. Сущность, функции и теории денег в экономической науке // Финансы и кредит. – 2006. – № 22. – С.20. [20] Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. – М. – 1992. – С.177. [21]Камалеева К.Ю. Денежное обращение в России. М.:Инфра-М, 2007. – С.82. [22]Кащегулова И. Сущность денег в категориях институционализма // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2006. – №4. – С.50. [23]Игнатьев П.Н. Деньги и финансы. М.:Инфра-М, 2006.. – С.143. [24]Панов С.С. Денежная политика ЦБРФ. М.:Инфра-М, 2008. – С.131. [25]Камалеева К.Ю. Денежное обращение в России. М.:Инфра-М, 2007. – С.121. [26]Махмутова А.Н. Денежный рынок в РФ. М.:Инфра-М, 2007. – С.33. [27]Центральный Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru [28] Центральный Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru [29]Грушевцев П.Р. Финансовая политика государства в условиях мирового финансового кризиса.//Деньги и кредит, 2008 №8. – С.64-65. [30] Центральный Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru [31]Центральный Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru [32] Центральный Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru [33] Центральный Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru [34] Центральный Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru [35] Центральный Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|