Артикуляционная классификация звуков речи
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Институт гуманитарного образования Кафедра теоретического и прикладного языкознания
Планы семинарских занятий по курсу «Введение в языкознание»
Челябинск, 2016 Семинарское занятие № 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ Вопросы для обсуждения: 1. Какие теории происхождения языков вы знаете? Изложите их суть. 2. Почему вопрос о происхождении языка не может быть решен одними лингвистами? 3. Как вы понимаете непрерывность и неравномерность в развитии языка? 4. В какую эпоху образуются нации? Перечислите признаки нации. 5. Назовите возможные пути складывания национальных литературных языков. 6. В чём причина появления искусственных языков? Приведите примеры таких языков.
Основная литература Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филолог. и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. – СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005. Реформатский А.А. Введение в языковедение / Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2001. 536 с. Дополнительная литература Базиев А.Т., Исаев М.И. Язык и нация. - М., 1973. Бичакджян Б.Х. Эволюция языка: развитие в свете теории Дарвина // ВЯ. 1992. №2.
Верлинский А.Л. Античные учения о возникновении языка. – СПб., 2007. 334 с. Донских О.А. К истокам языка. - Новосибирск, 1988. Зеленецкий А.А. Введение в общее и частное языкознание. Наиболее трудные темы курса.- М.: Восточная книга, 2009. Николаева Т.М. Теория происхождения языка и его эволюция – новое направление в современном языкознании // ВЯ. 1996. № 2. Ору С. Проблема происхождения языков: различные причины отказа от её институционализации /пер. с фр. Б.П. Нарумова. // Ору С. История. Эпистемология. Язык. / Общ. ред. Н.Ю.Бокадоровой. – М.: Прогресс, 2000. – С.137-179. Плунгян В.А. Почему языки такие разные? – М., 2001. Селищев А.М. Труды по русскому языку. Т.1. Язык и общество. – М.: Языки славянской культуры, 2003. Шмелев Д.Н. Избранные труды по русскому языку. – М.: Языки славянской культуры, 2002. Семинарское занятие № 2 ЯЗЫКИ МИРА Вопросы для обсуждения 1. Генеалогическая классификация языков, принципы её построения. 2. Сравнительно-исторический метод, его суть. 3. Назовите наиболее распространенные языки мира. 4. Что такое международные языки? Назовите их. 5. Какие языки называют «мёртвыми»? что даёт изучение «мёртвых» языков? Какие «мёртвые» языки вам известны? 6. Соотнесите понятия «территориальная общность языков» и «общность их происхождения». Дайте аргументированный ответ и проиллюстрируйте его примерами. Термины Международный язык – язык, служащий средством общения народов разных государств. Мёртвый язык – язык, вышедший из употребления и известный на основании письменных памятников или записей, дошедших до того времени, когда он был живым. Домашняя работа 1. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков (выпишите их колонками по семьям). Укажите, какие из них являются государственными и где: провансальский, французский, ирландский, белорусский, болгарский, готский, сардинский, суахили, лужицкий, полабский, русский, словенский, старославянский, румынский, шотландский, мегрельский, мансийский, индонезийский, латышский, немецкий, чироки, корякский, норвежский, зулусский, голландский, грузинский, марийский, турецкий, финский, ненецкий.
2. Укажите, в каких странах и отдельных районах страны говорят на нижеследующих языках: русский, португальский, турецкий, немецкий, албанский, туркменский, карельский, шотландский, греческий, китайский, чукотский, венгерский, чешский, испанский, узбекский, английский, армянский, эстонский, литовский, польский, урду. Основная литература Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003. Дополнительная литература
Заболотный В.М. Древние языки и культуры. – М.: Евразийский открытый институт, 2009. Плунгян В.А. Почему языки такие разные? – 2-2 изд., испр. – М.: «Азбуковник», «Русские словари», 2001. Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета. – М.: Флинта, 2010. Степанов Ю.С. Баба-яга, Яна, Янус, Ясон и др. К вопросу о «нестрогом» сравнительно-историческом методе // ВЯ. 1995. № 5. Семинарское занятие № 3 УСТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО АППАРАТА И ФУНКЦИИ ЕГО ВАЖНЕЙШИХ ЧАСТЕЙ Вопросы для обсуждения: 1. Речевой аппарат, его составляющие. 2. Активные и пассивные органы речи. 3. Функции отдельных органов речи. Термины: Артикуляция (лат. articulare – расчленять, говорить членораздельно) – работа органов речи по производству того или иного звука речи. Домашняя работа 1. Определите, работа каких органов речи лежит в основе противопоставления гласных по следующим признакам: а) открытый – закрытый; б) ротовой – носовой. 2. Определите, работа каких органов речи лежит в основе противопоставления согласных по следующим признакам:
а) глухой – звонкий; б) твердый – мягкий. 3. Определите, какие получатся слова, если: а) в словах год, вон, голос, бар, злой, жить первый согласный произнести без участия голосовых связок; б) в словах боль, било, бел, байка, дочка, дядя первый согласный произнести с участием носовой полости (с опущенной небной занавеской). Аудиторная работа 1. Определите, какие получатся слова, если: а) в словах рад, томный, сок, тук, лук первый согласный произнести с участием средней части спинки языка (приподнимающейся к твердому нёбу). 2. Произведите фонетическую транскрипцию предложения: Заснувшее внимание моё снова устремилось на все окружающие предметы (Л. Толстой). Основная литература Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003. Дополнительная литература Белоусов К.И., Блазнова Н.А. Введение в экспериментальную лингвистику. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. Немченко В.Н. Введение в языкознание. – М.: Дрофа, 2008. Норман Б.Ю. Лингвистические задачи: учебное пособие. – М.: Флинта, 2006.
Семинарское занятие № 4 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ Вопросы для обсуждения: 1. Гласные и согласные звуки. Сонорные звуки. 2. Принципы классификации согласных звуков. 3. Принципы классификации гласных звуков. Домашняя работа: 1. Даны следующие формы одного слова: Пётр, Петра, Петру, (о) Петре. Определите особенности произношения в них звука, обозначаемого буквой р. 2. Определите, какие получатся слова, если в словах корь, дуб, тень, тело первый согласный произнести как щелевой, а не как смычный.
3. Сделайте фонетический разбор слова друзья. Аудиторная работа 1. Объясните, что общего и различного в артикуляции аффрикат и взрывных согласных. 2. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят звуки с такими признаками, как: а) согласный, шумный, переднеязычный, щелевой, глухой, твердый. б) согласный, шумный, переднеязычный, взрывной, глухой, твердый. в) гласный верхнего подъема заднего ряда, лабиализованный. г) согласный, шумный, переднеязычный, взрывной, звонкий, мягкий. д) гласный среднего подъема переднего ряда, нелабиализованный. е) согласный, сонорный, переднеязычный, носовой, твердый. ж) согласный, шумный, переднеязычный, взрывной, глухой, твердый. Основная литература Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003. Дополнительная литература: Немченко В.Н. Введение в языкознание. – М.: Дрофа, 2008. Плунгян В.А. Почему языки такие разные? – 2-е изд., испр. – М.: «Азбуковник», «Русские словари», 2001.
Семинарское занятие № 5 ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧЕВОГО ПОТОКА Вопросы для обсуждения: 1. Перечислите фонетические единицы русской речи. 2. Что такое интонация? Перечислите элементы, составляющие интонацию. 3. Что такое ударение? Какие типы и виды ударений вы знаете? Термины Интонация – важное средство формирования высказывания и выявления его смысла; явление сложное, состоит из ударения, ритма, темпа, паузы, интенсивности речи, тембра. Проклитика (греч. proklinō наклоняю вперед) – безударное слово, примыкающее к последующему ударному. Слог – часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков, образующая артикуляционное единство. Такт – часть фразы (один или несколько слогов), объединенная общим ударением. Ударение – выделение речевой единицы с помощью фонетических средств (высота тона, сила артикуляции, длительность произнесения, качества гласного). Фонетическое слово – самостоятельное ударное слово вместе с примыкающими к нему безударными служебными словами.
Фраза (греч. phrasis – выражение, оборот речи) – высказывание или последовательность высказываний, представляющих собой интонационное единство. Энклитика (греч. enklitikē из enklino - склоняюсь) – безударное слово, примыкающее к предыдущему ударному. Домашняя работа 1. Разделите на такты следующий текст. В тактах одной чертой подчеркните проклитики, двумя чертами – энклитики. Живым духом полнилась округа, леса, кусты, травы, листья. Залетали мухи, снова защелкали о стволы дерев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряжине и беззаботно деранул куда-то; закричали всюду кедровки, костер наш, едва верескавший, воспрянул, щелкнул раз-другой, разбрасывая угли, сам собою занялся огнем. От звука ахнувшего костра совсем близко, за тальником, что-то грузно, с храпом метнулось и загромыхало камнями (А. Астафьев). 2. Приведите примеры слов, состоящих из: а) одного прикрытого слога, б) одного неприкрытого слова, в) одного открытого и одного закрытого слогов, г) одного неприкрытого и двух прикрытых слогов. Аудиторная работа 1. Определите, подвижное или неподвижное ударение в следующих словах: гора, звонить, бык, бок, сосна, овца, стог, варить. 2. Прочитайте с различной интонацией фразы, определите разницу в постановке пунктуационных знаков: Ходить - долго не мог. Ходить долго – не мог. Врач, может быть, сейчас в палате. Врач может быть сейчас в палате. Мост прогнил так, что по нему опасно ехать. Мост прогнил, так что по нему опасно ехать. Прохожий спросил: «Далеко ли до станции?». Прохожий спросил, далеко ли до станции. Основная литература Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001. Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003. Дополнительная литература Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М., 1977. Горбачевский А.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических специальностей педагогических университетов. - Челябинск, 1998. Зализняк А.А. Еще раз об энклитиках в «Слове о полку Игореве» // ВЯ. 2007. № 6. Князев С.В. О критериях слогоделения в современном русском языке: теория волны сонорности и теория оптимальности // ВЯ. 1999. № 1. Красухин К.Г. Акцентология в предыстории индоевропейских языков // ВЯ. 1998. № 6. Семинарское занятие № 6 ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (ЗВУКОВОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ) Вопросы для обсуждения: 1. Комбинаторные изменения звуков. Перечислите известные вам виды комбинаторных изменений. 2. Какие еще фонетические процессы вы знаете? 3. Редукция звука, виды редукции. 4. Фонетическое и историческое чередование звуков. Термины Ассимиляция (лат. assimilatio - уподобление) – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично. Аккомодация (лат. accomodatio приспособление) – частичное приспособление артикуляции согласного и гласного, обычно стоящих рядом, заключающееся в том, что начало артикуляции последующего звука приспособляется к окончанию артикуляции предшествующего звука. Диссимиляция (лат. dissimilatio - расподобление) – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки становятся менее похожими или разными; процесс, обратный ассимиляции. Диереза (греч. diairesis – разрыв, разделение) - выкидка звука или слога, объясняемая удобством произношения, в результате ассимиляции или диссимиляции. Комбинаторные изменения звуков (лат. combinare сочетать, соединять) – изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем. Метатеза (греч. metathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в составе слова на почве ассимиляции или диссимиляции. Позиционные изменения звуков (лат. positio положение) – изменения звуков под влиянием позиции, расположения их в слове. Протеза (греч. prothesis – стоящий впереди) - появление в абсолютном начале слова согласного звука, вызванного фонетическими причинами. Редукция звука (лат. reductio от reducere – приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать) - ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении). Редукция качественная – ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра. Редукция количественная – уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра. Фузия (франц. fusion - сплавление, слияние от лат. fusio - литьё) – слияние морфем, сопровождающееся изменением их фонемного состава. Эпентеза (греч. epenthesis – вставка) – то же, что вставка звуков. Домашняя работа 1. Найдите случаи ассимиляции и охарактеризуйте их: езжу, подход, упавший, рожки, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить. 2. Используя этимологические словари русского языка, определите, какие фонетические изменения претерпели слова в процессе их исторического развития: мести, где, здесь, пчела, свадьба, везде. 3. В результате каких фонетических явлений видоизменились следующие слова: ватрушка из творушка, февраль из феврарь, ладонь из долонь, верблюд из вельблюд, восемь из осьмь, дикобраз из дикообраз, знаменосец из знаменоносец. Аудиторная работа
Основная литература Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003. Дополнительная литература Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. - М., 1982. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., 1979. Норман Б.Ю. Лингвистические задачи: учебное пособие. – М.: Флинта, 2006. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. - М., 1995. Семинарское занятие № 7 ФОНЕМА И ЗВУК РЕЧИ Вопросы для обсуждения: 1. Звуки речи и их основные функции. 2. Фонема, ее сущность. 3. Фонема как явление речи и явление языка. 4. Как соотносятся между собой звук речи и фонема? Термины Гиперфонема – функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем, при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции. Звук речи – комплекс артикуляционных движений и их определенный акустический эффект, формирующие звуковую оболочку значимых единиц языка. Нейтрализация – неразличение нескольких фонем в определенной (слабой) позиции. Фонема (греч. phoné – звук) – минимальная языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для отождествления и различения слов и морфем. Фонетика (греч. phoné – звук, phonétikos звуковой, голосовой) раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка. Домашняя работа 1. Сделайте транскрипцию и укажите, какими фонемами различаются следующие пары слов: вал-вял, еж-нож, кос-сок, раню-раю, сел-съел, тук-тюк, щит-счет. 2. Определите фонемный состав русской словоформы медового. Аудиторная работа 1. Определите, какими фонемами различаются русские слова пить, петь, пять. По каким признакам противопоставлены эти фонемы друг другу? 2. Сколько одинаковых гласных звуков в слове вышитый? А сколько одинаковых гласных фонем? Обоснуйте свой ответ. 3. Определите фонемный состав следующих слов: россыпь, аптека, кочан, озарение, плюшевый. Основная литература Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003. Дополнительная литература Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1984. Евразийское пространство: Звук. Слово. Образ: Сб. статей. – М.: Языки славянской культуры, 2003. Левицкий В.В. Фонетическая мотивированность слова // ВЯ. 1994. № 1. Соколянский А.А. О статусе звука [ц] и фонемы <ц> в русском литературном языке // ВЯ. 2007. № 3. Тимофеев В.П. Фонетическая транскрипция. – Челябинск, 1984. Щербакова Л.А. Фонетика и фонология стыка морфем и слов (о делимитативной функции гортанной смычки в русском языке) // ВЯ. 2006. № 2. Семинарское занятие № 8 ПИСЬМЕННОСТЬ Вопросы для обсуждения: 1. Назовите причины возникновения письменности. 2. Каковы основные этапы предыстории письменной речи? 3. Перечислите этапы развития графического письма (пиктография, идеография, фонография). 4. Что такое алфавит? 5. Что такое орфография? Каковы принципы, на которых могут быть построены орфографические правила? 6. Что такое транслитерация и что такое транскрипция? Термины Алфавит (от названий первых двух букв греч. азбуки alpha и bēta – в среднегреческом произношении «вита») – совокупность графических знаков (букв), расположенных в принятом для данного языка (или языков) порядке. Буква – условное графическое обозначение звука. Орфография (греч. orthos – прямой, правильный + graphō – пишу) (правописание) – система правил, устанавливающих одинаковое написание одних и тех же слов. Транскрипция (лат. transcriptio - переписывание) – 1. Передача звуков иноязычного слова (обычно собственного имени, географического названия, научного термина) при помощи букв русского алфавита. 2. То же, что фонетическая транскрипция. Транслитерация (лат. trans – сквозь, через + litera - буква) – передача букв иноязычного слова при помощи букв русского алфавита. Домашняя работа 1. Из нижеследующих слов выделите слова, в написании которых вы можете обнаружить действие: а) традиционно-исторического принципа орфографии, б) морфологического принципа, в) фонетического. Какой является ведущим в русской орфографии? Тяжелый, предыстория, разыграть, дешевый, холод, роспись, ночь, пчела, сжечь, весна, расход, бесшумный, компания, сегодня, беззвучный, цирк, стол, свадьба, жить, пора, Россия, гриб. 2. Как с помощью букв русского алфавита записать по-другому слово расчет, чтобы запись читалась также? 3. Составьте предложение, при записи которого невозможно сделать ошибку. Аудиторная работа 1. Как с помощью букв русского алфавита записать по-другому слово аспирант, чтобы запись читалась также? 2. Учитывая, что звуки ж, ш, ц до XII века были мягкими, по какому принципу писались слова живу, шить, цифра. В связи с отвердением данных звуков, каким стал принцип написания этих слов? Основная литература Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003. Дополнительная литература Гельб И.Е. Опыт изучения письма. - М., 1982. Осипов Б.И. История русской орфографии и пунктуации. - Новосибирск, 1992. Чувакин А.А. Основы филологии. – М.: Флинта, 2011. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. - М., 1995. Семинарское занятие № 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|