Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные понятия морфологии




Вопросы для обсуждения:

1. Что такое морфема? Какие виды морфем вы знаете?

2. В чем различие между словоизменительными и словообразовательными аффиксами?

3. Что такое грамматическая форма слова?

4. Что такое внутренняя форма слова?

5. Какие исторические процессы в морфемной структуре вы знаете?

Термины

Внутренняя форма слова – морфонологический состав основы, указывающий на мотивированную связь ее звучания с данным значением.

Морфема – значимая часть слова, далее неделимая.

Опрощение – изменение в морфологическом строении слова, в результате которого производная основа, ранее производная, членимая, превращается в непроизводную, нечленимую.

Переразложение – перемещение границ морфем в составе слова, в результате чего основа слова, оставаясь производной и членимой, членится сейчас иначе, чем когда-то.

Домашняя работа

1. Разделите на морфемы следующие слова: забор, петь, ловля, убеждаю, киевлянин, сидевший, лить, объявление, накормленный, головешка, рукавицы, любовь, коренья, пою, внакладку, братья, возмущение, травяной, сказка, болтливый, крутизна, досягаемый, мыло, первенство, бабушка, бегаю, ненавистный.

2. Сгруппируйте слова по сходству их морфемного состава: дом, безбожник, молочница, мечтатель, чернильница, покос, обложка, здесь, завязка, восхищение, беспечный, забота, восторг, обед, выслуга, крот, замазка, вопль, еще, смятение, печь, закон, новшество, иначе, порог, мягкий, вскормить.

3. Используя словари, укажите слова, в которых производная основа стала непроизводной. Как называется это явление?

Колесник, облако, расписание, вкус, кольцо, листок, окорок, подошва, ожерелье, пояс, ровесник, пончик, мальчик, крыльцо, забава, молодец, писец, борец, брак, сугроб, позор, предмет, сокровище, забор, насекомое, восток, заноза, трус.

Аудиторная работа

1. Чем отличаются по морфемному составу члены следующих пар слов: ножом – пот о м, стеной – домой, вобрать – водить, ободрать – обонять, косточка – ласточка, обобрать – отоварить.

2. Объедините следующие слова по группам (в зависимости от основы: производная или непроизводная): кость, радость, родина, детство, лебедь, сотня, тень, длина, бездна, весна, мыло, ласка, сетка, тьма, басня, старик, горец, зрелище, шорох, воля.

Основная литература

Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011.

Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Добрушина Н.Р. Грамматические формы и конструкции со значением опасения и предостережения // ВЯ. 2006. № 2.

Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким. Части 1-2. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

Иткин И.Б. Мягкие основы в современном русском языке // ВЯ. 2007. № 5.

Йокояма О. Теория коммуникативной компетенции и проблематика порядка слов в русском языке // ВЯ. 1992. № 6.

Крысин Л.П. Жизнь слова. - М., 1980.

Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. - М., 1978.

Семинарское занятие № 10

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ

Вопросы:

1. Что такое грамматическое значение?

2. Какие способы выражения грамматических значений вы знаете? Назовите их и объясните.

3. В чем разница между синтетическими и аналитическими средствами выражения грамматических значений?

Термины

Грамматическая форма – языковые средства, служащие для выражения грамматических значений.

Грамматическое значение – значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении; отношение к лицу, совершающему действие; отношение сообщаемого факта к действительности или ко времени; отношение говорящего к сообщаемому и т.д.).

Домашняя работа

1. Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже примерах и какими средствами: стол – стола – столу; кот – коты; избегал – избежал; выходил – выхáживал; день сменяет ночь – ночь сменяет день; белый – белее – белейший; синий-синий; хорошо – лучше; разрезáть – разрéзать; úглы – иглы; иду – шел; окнó – окнá; говорю – говоришь – говорит; прилежнейший – самый прилежный; напишу – буду писать; поехать – поехал бы.

2. Укажите, какие грамматические средства использованы в предложении. Какие значения ими выражены?

Старик, наконец, вспомнил, где он видел человека, который шел сейчас по краю платформы, опустив голову и прижав руки к бокам.

Аудиторная работа

1. Выделите из приведенных словоформ те, которые обладают нулевым показателем. Укажите, какие грамматические значения этими показателями выражены: стол, еще, коров, лучи, вперед, стекло, лугов, обед, стой, май, ветер, дал, миг, такси, пять, вчера, положá.

2. Разделите данные ниже словоформы на синтетические и аналитические. Какие грамматические значения и как в них выражены? Будем читать, моего, было написано, трех, прочитает, настоящий, на столе, о бабушке, к бабушке, манто, везу, дал бы, пошел, ушедший, наилучший, самый высокий, люди, бросаете, ниже, всех, более четкий, говорящий, простейшее, белый-белый, телята, рассказывай.

3. Сгруппируйте следующие пары слов по общности средств, использованных для выражения грамматических значений: книга – книгу, я – меня, читаю – буду читать, сидишь – сидит, напишу – напишем, даем – дадим, пилы – пилы, плохо – хуже, теплый – самый теплый, иду – шел, леса – леса. Читал – читала, избегать – избежать, светлый – светлее, везу – вез, насыпать – насыпáть, черный – черная, ходит – ходил, вымыл – был вымыт, мой – моего, много – больше, сковать – сковывать, запретить – запрещать, милый – милейший, чудо – чудеса, прыгать – прыгнуть, падаю – упал, придем – придете, книга – книги, кладу – положу, она – ее, выразить – выражать, хороший – лучше, белый – белого, сказал – сказала.

Основная литература

Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011.

Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Дурново Н.Н. Избранные работы по истории русского языка. – М.: Языки славянской культуры, 2000.

Плунгян В.А. Почему языки такие разные? – 2 изд., испр. – М.: «Азбуковник», «Русские словари», 2001.

Рожанский Ф.И. Редупликация и названия животных в африканских языках // ВЯ. 2007. № 2.

Селищев А.М. Труды по русскому языку. Т.1. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

Шмелев. Д.Н. Избранные труды по русскому языку. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

Якобсон Р.О. Избранные работы. - М., 1985.

Семинарское занятие № 11

ЧАСТИ РЕЧИ

Вопросы для обсуждения:

1. По каким признакам устанавливается принадлежность слова к той или иной части речи?

2. Назовите части речи в русском языке и перечислите признаки отдельных частей речи.

3. Что такое переход одних частей речи в другие? Как такой переход может осуществляться?

Термины

Грамматическая категория (греч. katēgoria – суждение, определение) – 1. Совокупность однородных грамматических значений. 2. Наиболее крупные лексико-грамматические разряды (классы) слов, объединенных общими семантическими и морфолого-синтаксическими признаками.

Конверсия – способ в словообразовании без использования специальных словообразовательных аффиксов, при котором переход слова из одной части речи в другую происходит так, что назывная форма слова одной части речи (или его основа) используется без всякого материального изменения в качестве представителя другой части речи.

Домашняя работа

1. Определите, к каким частям речи относятся следующие слова, обоснуйте ответ: двадцать, тысяча, половина, треть, десяток, двадцать пять, пальто, хорошо, блестящий, рядом, бордо, бег, рохля, да, нужно, фламинго, нет, плакса, усталый, уставший, должен, блеснувший, беглый, голодный, Петр, есть, бежать.

2. В данном предложении распределите все слова по частям речи.

Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него … (А.С. Пушкин).

Аудиторная работа

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова, обоснуйте ответ.

a) А люди все шли и шли, за рядом ряд, молчаливые и усталые. Солдат стоял совсем рядом.

б) Война – величайшее зло, приносящее неисчислимые бедствия. Все первое звено было зло на вожатого за несправедливое замечание. Он зло и насмешливо взглянул на собеседника.

в) Цитрусовые деревья любят тепло и влагу. Это странное вещество на ощупь было тепло и мягко. Хозяин тепло и ласково приветствовал моего спутника.

Основная литература

Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011.

Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Золотова Г.А. О возможностях грамматической науки // ВЯ. 2006. № 3.

Калинина Л.В. К вопросу о критериях выделения и отличительных приметах лексико-грамматических разрядов имен существительных // ВЯ. 2007. № 3.

Кубрякова Е.С. Язык и знание. – М., 2004.

Лукин О.В. Части речи в античной науке (логика, риторика, грамматика) // ВЯ. 1999. № 1.

Перехвальская Е.В. Части речи в русских пиджинах // ВЯ. 2006. № 4.

Фолсом Ф. Книга о языке. - М., 1977.

Ханзен Б. На полпути от словаря к грамматике: модальные вспомогательные слова в славянских языках // ВЯ. 2006. № 2.

Семинарское занятие № 12

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое устойчивые словосочетания? Чем они отличаются от свободных словосочетаний?

2. Почему фразеологические словосочетания называют эквивалентами слов?

3. Что такое фразеологические сращения, единства, сочетания? В чем их разница?

4. Что такое идиоматичность? Какие из фразеологических словосочетаний вы бы назвали идиомами?

5. Перечислите основные источники фразеологизмов.

Термины

Фразеологическая единица (фразеологизм, фразеологический обор о т) (от греч. phrasis – выражение, оборот речи) – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в качестве готовой речевой единицы.

Домашняя работа

1. Разделите следующие словосочетания на свободные и устойчивые,

расположив их в две колонки. К устойчивым, если возможно, подберите

слова-эквиваленты:

толочь воду в ступе, хранить тайну, морской волк, морской воздух, попасть

в переплет, северный день, начало века, хранить зерно, пирог с изюмом, дать

по шапке, белая бумага, девушка с изюминкой, любимый поэт, чувство

локтя, втирать очки, Тихий океан, лезть на рожон.

2. Объясните значения фразеологизмов, связанных с античной культурой. Попытайтесь найти им в русском языке синонимичные выражения.

Альфа и омега, узы Гименея, двуликий Янус, кануть в Лету, авгиевы конюшни, буриданов осел, перейти Рубикон, пиррова победа, ахиллесова пята, ариаднина нить.

Аудиторная работа

1. С каждым из приведенных ниже сочетаний слов составьте по два предложения, в одном из которых эти сочетания употреблялись бы как свободные, а в другом – как устойчивые. Пустить корни, облить грязью, рассказывать басни, засучив рукава, выбросить на улицу, вылететь в трубу.

2. Не заглядывая в словарь, предположите, с каким словом – земля или почва – в русском языке будет больше фразеологических сочетаний. Проверьте себя по словарю. Как объяснить такое различие?

3. Ниже приводятся два ряда русских слов. Попробуйте образовать с каждым словом фразеологическое сочетание. Какой ряд слов лучше подходит для такого задания и почему?

а) вода, рука, голова, время, два, ставить, семь, хлеб.

б) лопатка, карандаш, рамки, страница, фонд, танцевать, шестнадцать, апельсин, коврижка.

Основная литература

Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011.

Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. - М., 1986.

Будагов Р.А. Язык и речь в кругозоре человека. – М., 2000.

Гак В.Г. Особенности библейских фразеологизмов в русском языке (в сопоставлении с французскими библеизмами) // ВЯ. 1997. № 5. Добровольский Д.О. Национально-культурная специфика во фразеологии // ВЯ. 1997. № 6; 1998. № 6.

Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое. - М., 2004.

Мокиенко В.М. Славянская фразеология. - М.: Высшая школа, 1989.

Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995): Сб. статей. - М.: Языки славянской культуры, 2000.

 

Семинарское занятие 13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...