Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика отдельных этапов организации исполнения управленческих решений в ОВД




 

Понятие «организация» в науке управления употребляется в двух основных значениях: организация как состояние управляемого объекта и организация как функция управления или, что одно и то же, элемент управленческого цикла.

В первом значении организация - это упорядоченное состояние управляемой системы, ее внутренняя структура. Именно это имеют в виду, когда, например, говорят об государственных организациях. В этом смысле организациями являются и государство, и государственные органы любого уровня, в том числе и органы внутренних дел.

В отличие от этого организация, понимаемая как функция управления, предполагает уже не стабильность, а динамичность. В этом смысле организация - это деятельность. Организация как деятельность, в свою очередь, имеет два аспекта: это, во-первых, деятельность по построению и совершенствованию структуры какой-либо системы, ярким примером может служить, исправительно-трудовые учреждения и, во-вторых, деятельность по проведению в жизнь управленческих решений. Второй аспект может быть охарактеризован как составная часть процесса управления.

Принято считать, что управление нуждается в организации. Тем не менее, понятия «управление» и «организация» необходимо четко различать, имея в виду, что первое является более широким и включает в себя второе.

Организация исполнения управленческого решения - необходимый элемент деятельности субъектов управления любого уровня. При этом каждый из них, во-первых, осуществляет организацию исполнения своих собственных решений и, во-вторых, организацию исполнения решений вышестоящих субъектов управления. Организация исполнения управленческого решения начинается с момента его получения исполнителем - управляемым объектом. Организаторская работа может занимать и весьма длительный период, и протекать скоротечно - в форме осуществления комплекса разовых управленческих действий.

Организация управленческого решения как элемент управленческого цикла, в свою очередь, состоит из несколько этапов - рабочих операций, важнейшими из которых являются:

) Уяснение и детализация управленческого решения;

2) Подбор и расстановка исполнителей, их инструктаж и обучение;

)   Обеспечение деятельности исполнителей, организация взаимодействия между ними и координация их усилий;

)   Контроль за исполнителями и учет результатов их работы.

Рассмотрим подробнее данные этапы и узнаем, что происходит на каждом из них.

Первый этап, уяснение и детализация управленческого решения. Каждое управленческое решение должно быть обоснованным, непротиворечивым, конкретным и так далее; всё это объективно способствует его лучшему усвоению и уяснению. Минимальное же условие, которому должно отвечать распоряжение и несоблюдение которого сделает невозможным его исполнение, заключается в том, чтобы оно четко формулировало хотя бы общую цель деятельности исполнителя. Уяснение и детализация управленческого решения начинается с выяснением основной идеи, которую субъект управления хотел донести до исполнителя.

Довольно часто управленческие решения содержат лишь общие требования - выполнить определенные задания, но не оговаривают вариантов, способов и деталей достижения поставленных целей. Более того, чем орган или должностное лицо выше по своему положению в системе органов внутренних дел, тем менее детализировано он может излагать требования, обращенные к исполнителям. Это вызвано рядом обстоятельств. Прежде всего, управляющий субъект практически не может предусмотреть специфические особенности и частные моменты деятельности исполнителей, конкретные, подчас незначительные с точки зрения общего руководства, но чрезвычайно важные детали их работы и варианты возможных действий. Необходимо также иметь в виду, что специальные познания и практический опыт исполнителей нередко бывают в полном смысле слова уникальным. Поэтому в целом ряде случаев стремление к излишней детализации способно привести к принятию не только громоздкого, но и недостаточно обоснованного или практически не выполнимого в данных конкретных условиях управленческого решения. В любом случае желательно стремиться к предоставлению исполнителям возможности действовать самостоятельно, хотя и, безусловно, в рамках общего направления, предписанного управленческим решением, и с соблюдением установленных нормативных требований. Все это предполагает необходимость не только уяснения, но и детализации управленческого решения исполнителями.

В наибольшей степени детализации подлежат управленческие решения общего характера, их называют также глобальными. Детализация заключается в выделении составных частей глобального управленческого решения, в расчленении его основной идеи или общей цели на ряд более частных идей и целей. В данном случае общее управленческое решение можно рассматривать в качестве своеобразного системного образования, которое расчленяется на составляющие его элементы до необходимой степени детализации и конкретизации.

Второй этап, подбор и расстановка исполнителей, их инструктаж и обучение.

Говоря о данном этапе, то можно сказать, что уже в ходе детализации управленческого решения и «росписи» заданий субъект управления отчетливо представляет, что выполнять их будут конкретные исполнители - органы, структурные подразделения, группы работников, отдельные лица. Именно на этой стадии руководитель решает творческую задачу, которую можно представить в виде формулы «конкретное задание плюс конкретный исполнитель». Следовательно, стадия подбора и расстановки исполнителей является стадией распределения заданий.

Распределяя задания, руководитель учитывает и рассматривает целый комплекс организованных, кадровых, психолого-педагогических и социально-психологических факторов. В том числе руководитель решает вопрос о соответствии объективных условий деятельности и функциональных обязанностей исполнителя, а также его субъективных характеристик конкретному заданию, которое ему предстоит выполнить. На этой стадии организаторской работы отчетливо проявляется уровень профессиональной квалификации руководителя, его психолого-педагогические качества, умение учесть реальные возможности и способности исполнителей принятого решения.

Говоря о подборе и расстановки исполнителей можно сформулировать правило такого подбора: исполнители подбираются под задачи, но не задачи под исполнителей. Исполнители должны подбираться с учетом особенностей поставленных перед ними задач.

Подбор и расстановка исполнителей сопровождается доведением до них заданий, подлежащих выполнению. При этом задания должны быть доведены в форме, исключающей возможность возникновения смыслового и психологического барьеров между начальником и подчиненным. Соответственно, формулировка заданий должна быть максимально точной и четкой, а манера их доведения - психологически обоснованной.

Одним из важных элементов подбора и расстановки исполнителей является инструктаж исполнителей. Содержание и конкретность инструктажа зависят от должностного положения лица, проводящего инструктаж, и состав инструктируемых. Так, инструктаж руководителем ОВД своих заместителей и руководителей структурных подразделений отличается от инструктажа, осуществляемого руководителем, имеющим в подчинении непосредственных исполнителей. Во время инструктажа разрешаются непонятные вопросы и вносится полная ясность в порядок действий исполнителей. Четкий и исчерпывающий инструктаж в значительной степени гарантирует эффективность деятельности исполнителей.

Таким образом, тщательные и всесторонне обоснованные подбор и расстановка исполнителей, их инструктаж и обучение создают необходимые предпосылки для точного выполнения управленческих решений любого уровня сложности.

Третий этап, обеспечение деятельности исполнителей, организация взаимодействия между ними и координация их усилий. Обеспечение деятельности исполнителей - чрезвычайно важный и сложный элемент организации исполнения управленческого решения. На этом этапе руководитель должен практически решать вопросы создания объективных условий, способствующих выполнению управленческого решения. Если цели, поставленные перед исполнителями, представляют собой в известном смысле лишь предположения о желательных изменениях в системе управления, то, будучи всесторонне обеспечены, они становятся реальными и обоснованными заданиями.

В плане обеспечения общего управленческого решения и детализированных команд управления каждый руководитель на своем уровне решает вопросы:

нормативно-правового обеспечения;

материально-технического и финансового обеспечения;

обеспечения деятельности исполнителей, исходя из их индивидуальных особенностей;

обеспечения соответствия временного фактора характеру и объему задач, выдвигаемых управленческим решением;

организационного обеспечения.

Подавляющее большинство управленческих решений предусматривает сроки, в течение которых должно быть выполнено то или иное задание. Команда управления может стать нереальной, если руководитель определит недостаточно обоснованный срок для ее исполнения. Поэтому, стремясь достичь желаемого результата в максимально сжатые сроки, необходимо строго учитывать характер и объем работ.

Огромное значение в плане организационного обеспечения управленческого решения имеет налаживание взаимодействия между исполнителями и координация их усилий. Эта работа уже начинает осуществляться уже в процессе детализации общего управленческого решения, подбора, расстановки исполнителей и их инструктирования.

Четвертый этап, контроль за исполнителями и учет результатов их работы. После того, как намечены четкие цели и задания, подобраны соответствующие исполнители, исполнители проинструктированы и обучены, а их деятельность всесторонне обеспечена, можно сказать, что именно с этого момента начинается само исполнение управленческого решения. На этой стадии руководитель, в рамках организаторской работы осуществляет контроль за деятельностью исполнителей и учитывает результаты их труда.

Контроль является одной из необходимых функций всех систем и процессов управления. Контроль - это не просто наблюдение с целью фиксации результатов деятельности исполнителей, а одна из форма оказания на них управляющих воздействие. Контроль как функция управления и как элемент организаторской работы - «это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям - законам, планам, стандартам, правилам и т. д.; выявление результатов воздействия субъекта на объект».

Таким образом, деятельность по организации исполнения управленческих решений завершается выполнением поставленных задач.

 


Заключение

 

Итак, мы определились, что управление - это не только поиск и принятие решений, но и работа по организации их исполнения. Нередко в процессе управления именно это звено выпадает из поля зрения руководителей органов внутренних дел и их штабных подразделений, а зачастую работа по обеспечению исполнения управленческого решения носит формальный характер. Все это сопровождается наличием проблем обеспечительной и организационной работы, которые нужно рассматривать.

Эта работа по своему содержанию самая главная, то ради чего и принимается решение, для практического воплощения в жизнь. А для этого необходимо разрабатывать и совершенствовать работу по организации обеспечения исполнения управленческих решений.

Мы так же определились с тем, что существуют стадии исполнения управленческого решения, каждой из которых присущи определенные действия, выполняемые как субъектами управления, так и исполнителями. Это такие стадии как:

подбор и расстановка исполнителей;

обеспечение деятельности исполнителей;

контроль за исполнением, коррегирование и регулирование

подведение итогов исполнения решения.

Так же отдельно мы выделили стадию доведения содержания решения до исполнителя, в виду её особенного значения для процесса исполнения управленческого решения.

В наиболее общем виде организация исполнения управленческих решений основывается на использовании соответствующих принципов и методов социального управления, направленных на их практическое осуществление. При этом уровень управления, на котором осуществляется данная деятельность, во многом определяет содержание организационной работы. Например, МВД России является тем уровнем, на котором не только детализируются требования директивных указаний государственных органов власти, но и вырабатываются собственные управленческие решения в пределах предоставленных законодательством полномочий. Нижестоящие уровни управления, в том числе территориальные и транспортные органы внутренних дел, организуют исполнение предписаний министерства и в рамках собственной компетенции принимают решения, адресованные подчиненным структурным подразделениям.

В заключении нужно сказать, что тема должна привлекать достаточно пристальное внимание в настоящее время, когда в ведомстве происходят координальные изменения в структуре и содержании. Но, как показало изучение научной литературы и законодательства, источников информации о исполнении управленческих решений не так много. Поэтому считаю необходимым на данном этапе управленческого цикла разрабатывать и совершенствовать законодательную базу и методологические основы, которые помогли бы усовершенствовать этот этап, для получения практической реализации решения и позитивных результатов.

 


Список использованной литературы

 

1.Приказ МВД России от 5 января 2007 г. N 5 «Об утверждении основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства Внутренних дел Российской Федерации на 2007 - 2017 годы».

.Приказ МВД России от 28 февраля 2005 г.(ред. 30.09.2008 г.) N 132 «Об утверждении регламента взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти».

.Афанасьев В. Г. «Научное управление обществом» - Госполитиздат, 1968.

.Воронов А.М. Процесс управления в органах внутренних дел: учебное пособие. - М., 2003.

.Гречикова И. Н. «Менеджмент». - М.,1995.

.Гречикова И.Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений // Менеджмент в России и зарубежом. - 2007. - №12.

.Ипакян А. П. «Подготовка и принятие управленческих решений в ОВД» - М., 1971 г.

.Камышников А.П., Махинин В.И. Основы управления в правоохранительных органах: учебник.- М., 2007.

.Кикоть В. Я., Маилян С. С., Грядовой Д. И. «Наука управления. Основы организации и управления в сфере правоохранительной деятельности» - М., 2010.

.Корнеев А.П. Основы управления в органах внутренних дел: учебник.- М., 2001.

.Малюткин В.А. Организация исполнения управленческих решений, формы и методы контроля оперативно служебной деятельности в горрайорганах внутренних дел.- М., 1990.

.Сальников В.П. Основы управления в органах внутренних дел: учебник.- М., 2002.

.Туманов Г. А. «Организация исполнения управленческих решений в ОВД» - М., 1971.

.Фатхутдинов Р. А. «Управленческие решения» - М., 2006.

.Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в ОВД: учебное пособие. - М., 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...