Теория и устройство спортивного парусного судна
Общие понятия и классификация спортивных парусных судов 2.1.1. Общая классификация парусных и парусно-моторных судов по назначению. 2.1.2. Швертботы, компромиссы, килевые яхты, многокорпусники. 2.1.3. Типы парусного вооружения, их основные преимущества и недостатки.
Конструкция спортивного парусного судна 2.2.1. Основные характеристики судна (длина/ширина габаритная, по палубе, по КВЛ, посадка, водоизмещение, дедвейт, вместимость, осадка, высота от КВЛ, площадь парусности и т.п.). 2.2.2. Судостроительные конструкционные материалы (сталь, легкие сплавы, пластик, дерево), их преимущества и недостатки.
Конструкция корпуса 2.3.1. Общие понятия о конструкции корпуса судна. Названия основных частей корпуса судна 2.3.2. Продольный и поперечный набор. 2.3.3. Обшивка корпуса и палубный настил. 2.3.4. Надстройки, рубки, люки, кокпиты.
Судовые устройства 2.4.1. Рулевое устройство. Навесной, балансирный, полубалансирный рули. Основные узлы рулевого устройства, типы приводов. 2.4.2. Якорное устройство. Типы якорей, их достоинства и недостатки. Мертвые якоря. Держащая сила. Якорные цепи, канаты, другие элементы якорного устройства. 2.4.3. Швертовое устройство. 2.4.4. Швартовое и буксирное устройства. Канаты, точки крепления, другие элементы устройства. Рангоут, такелаж и парусное вооружение 2.5.1. Конструкция паруса. Наименование частей и деталей косого паруса. Боуты, рифбанты. Латы и латкарманы, их назначение и конструкция. Заделка шкаторин. Кренгельсы, люверсы, фаловые, шкотовые, галсовые доски. Крепление парусов к рангоуту и такелажу. 2.5.2. Рангоут. Названия и назначение основных деталей рангоута (мачта, гик, гафель, бушприт, стеньга, спинакер-гик), названия их частей. Топ, шпор, места крепления краспиц, вант, штагов.
Материалы для изготовления рангоута, их достоинства и недостатки. 2.5.3. Такелаж. Стоячий такелаж. Названия и назначение основных частей (штаг, ванты, ахтерштаги, бакштаги, топенанты) и деталей (талрепы, путенсы, звенья, скобы). Типы тросов и материалов, применяемых для изготовления элементов и деталей стоячего такелажа. Их достоинства и недостатки. Бегучий такелаж. Названия и назначение основных снастей (фал, нирал, шкот, гитов, брас, галс, топенант, завал-тали, оттяжка). Типы тросов и материалов, применяемых для изготовления элементов и деталей бегучего такелажа. Их достоинства и недостатки. Дельные вещи. Судовые энергетические установки 2.6.1. Типы механических двигателей, применяемые на судах. 2.6.2. Марки топлива, используемые в судовых двигателях. Их сравнительные достоинства и недостатки. 2.6.3. Типы приводов. Реверс-редуктор. 2.6.4. Валопровод, дейдвуд, упорный подшипник, дейдвудное уплотнение. Конструкция, правила эксплуатации. 2.6.5. Привод "Сэйл-драйв". 2.6.6. Донно-забортная арматура. Конструкция, правила эксплуатации. 2.6.7 Системы охлаждения судовых ДВС. Контролируемые параметры.
Судовые системы 2.7.1. Осушительная системы, состав. Трубопроводы, помпы, шпигаты, типы приводов, датчики уровня. 2.7.2. Системы водоснабжения их состав. 2.7.3. Сточно-фановая система, принципиальные схемы и основные требования. Сборные танки сточных вод. Правила безопасности при эксплуатации судовых унитазов. 2.7.4. Система вентиляции. Схема циркуляции воздуха. Вентиляция моторных отсеков и камбуза. Типы вентиляторов. 2.7.5 Камбузное оборудование малых судов. Эксплуатация камбузного оборудования на жидком топливе и газе. Правила пожарной безопасности при эксплуатации судового камбузного оборудования. 2.7.6 Противопожарные требования к спортивным парусным судам. Типы огнетушителей, правила обращения. Кошма, вода, объемное тушение.
Электрооборудование судна 2.8.1. Электроснабжение судна. Главный распределительный щит. Основные потребители. Баланс энергопотребления. 2.8.2 Судовые источники электроэнергии. Береговое питание. Аккумуляторы, правила обслуживания. 2.8.3. Понятие об основном и аварийном электропитании. Приоритеты потребителей электрической энергии. Общие понятия теории судна и паруса 2.9.1. Теоретический чертеж корпуса судна. Названия и определения основных плоскостей и линий, точек. Центр тяжести, центр величины, центр парусности, центр бокового сопротивления. 2.9.2. Линейные, объемные, весовые, характеристики судна. Коэффициенты полноты. 2.9.3. Основные мореходные качества (ходкость, управляемость, плавучесть, остойчивость, непотопляемость). Продольная и поперечная остойчивость Остойчивость формы и веса. Плечо остойчивости и восстанавливающий момент. Диаграмма статической остойчивости. Изменение вида кривой в зависимости от взаиморасположения центра тяжести и центра величины. Метацентрическая высота. Изменение остойчивости от приема/выгрузки груза. Изменение остойчивости от подвешенного груза и приема воды со свободной поверхностью. Изменение остойчивости при посадке судна на мель.
2.11. Плавучесть и непотопляемость 2.11.1 Возникновение силы плавучести. 2.11.2. Водоизмещение весовое и объемное. Водоизмещение в пресной и солёной воде. 2.11.3. Запас плавучести. Обеспечение плавучести килевых яхт, швертботов, многокорпусников.
Качка 2.12.1. Виды качки, причины, вызывающие качку. 2.12.2.Изменение мореходных качеств при качке. Ускорения при качке.
Сопротивление воды 2.13.1. Составляющие сопротивления движению судна. 2.13.2. Понятие о волновом сопротивлении. 2.13.3. Понятие о сопротивлениях трения и формы. 2.13.4. Понятие о сопротивлении на волнении. 2.13.5. Понятие о динамических силах поддержания. 2.13.6. Силы и моменты, действующие на парусное судно при движении (боковое сопротивление, центр парусности; взаиморасположение точек приложения сил тяги, дрейфа, сопротивления корпуса).
Теория паруса
2.14.1. Основы теории крыла. 2.14.2. Раскладка сил, их названия, изменение в зависимости от угла атаки. Раскладка сил, действующих на парусное судно, при движении на различных курсах. 2.14.3. Влияние формы паруса на возникающие на нем силы. 2.14.4. Понятие о центровке судна. Изменение центровки в зависимости от угла крена.
Управляемость судна под парусами 2.15.1. Общие понятия об управляемости судна. 2.15.2 Действие руля, влияние формы корпуса, площади руля и его размещения на управляемость судна. 2.15.3. Разложение сил на пере. 2.15.4. Влияние взаимного положения центра величины, центра бокового сопротивления и центра парусности на управляемость судна. 2.15.5. Управляемость судна на волнении. 2.15.6. Понятие о влиянии формы корпуса на мореходность и управляемость.
Требования Специальных правил ИСАФ 2.16.1. Определения, применение и основные требования. 2.16.2. Категории гонок и районы плавания, общие требования, крепление оборудования. 2.16.3. Конструкция судна. Расположение на судне и основные характеристики, технические требования безопасности к люкам и входам, релингам и леерам. 2.16.4. Штормовые паруса. Конструкция, условия хранения и использования. 2.16.5. Обозначения на парусах. Судовождение Навигация и лоция 3.1.1. Основные понятия и определения: форма и размеры Земли, географические координаты, морские единицы измерения, основные плоскости и линии наблюдателя. 3.1.2. Практическая навигация. Системы деления горизонта: круговая, полукруговая, румбовая, соотношение между ними. Современное применение различных систем. Определение направлений в море. Истинные курс (ИК), истинный пеленг (ИП), курсовой угол (КУ), линия курса, линия пеленга, определения и соотношение между ними. Дальность видимости горизонта. Понятие об оптической дальности видимости. Дальность видимости на морских картах ГУНиО Минобороны России. Магнитные и географические полюса. Магнитное склонение. Магнитные аномалии. Магнетизм судового железа, девиация. Общий принцип устранения девиации. Таблица остаточной девиации, способы ее определения.
Перевод и исправление румбов (от истинных к компасным и обратно). Общая поправка компаса. Контроль поправки компаса по створу. Прокладочный инструмент: параллельная линейка, транспортир, циркуль, карандаши, резинки. Понятие о навигационном параметре и линии положения. Линии положения, применяемые в классической навигации: створ, визуальный пеленг, радиолокационный пеленг, радиолокационная дистанция, дистанция по вертикальному углу, горизонтальный угол. Последовательность измерения навигационных параметров при определении места судна. Определение места по двум, трем, четырем линиям положения. Графическое счисление пути судна с применением магнитного компаса и относительного лага с учетом действия ветрового дрейфа и приливо-отливных течений. Методы определения ветрового дрейфа. Измерение скорости и пройденного расстояния относительным лагом. Поправка лага. Опознавание навигационного ориентира. Подготовка карты, прокладочного инструмента, пособий и таблиц к штурманской работе. Работа с картой. Снятие и прокладка направлений. Измерение расстояний. Работа с картой. Приведение карты к году плавания. Расчет магнитного склонения в конкретной точке. Работа с картой. Определение координат выбранной точки. Нанесение точки по координатам. Работа с картой. Условные обозначения и сокращения, применяемые при ведении графической прокладки. Работа с картой. Расчет направления и силы приливо-отливного течения. Приведение линий положения к одному моменту. Определение места по разновременным линиям положения (крюйс-пеленг, крюйс-расстояние). Понятие о точности. Влияние систематических и случайных ошибок на определение места судна по 2-м и 3-м линиям положения. Определение места судна по спутниковым системам навигации (ГЛОНАСС/GPS.) Практические занятия: .1 пересчет ИК, КУ, ИП; .2 пересчет истинных, магнитных, компасных курсов и пеленгов, КУ; .3 проверка знания условных обозначений и сокращений; .4 ведение навигационных записей в судовом журнале. Запись на начало суток, при смене курса, при определении места с переносом счисления и без переноса. Записи на конец вахты, гидрометеорологические записи; .5 расчет времени полной воды (ПВ) и малой воды (МВ) в основном и дополнительном пункте по таблицам приливов; .6 расчет направления и силы приливо-отливного течения в конкретной точке на конкретное время по карте; .7 практическая прокладка пути судна с учетом ветрового дрейфа и при действии приливо-отливного течения.
Общая лоция 3.2.1. Общие понятия об элементах подводного рельефа, изобатах, гарантированных глубинах, элементах береговой линии.
Отображение на картах организации движения судов, рекомендованные курсы, фарватеры, системы разделения движения судов. Общие понятия о навигационных картографических проекциях. Общие понятия о проекции Меркатора. Искажения на морской навигационной карте. Устройство морской навигационной карты: рамка, паспорт, номер, данные об издании и корректуре, проекции, источниках информации. Устройство лоции и карт (атласов) внутренних водных путей, данные об издании и корректуре, представленной информации. Классификация карт по назначению и масштабу. Нумерация карт издания ГУНиО Минобороны России. Каталог карт и книг. Назначение, устройство, работа с каталогом. Корректура карт и пособий для плавания.
3.3 Морская лоция1 3.3.1. Терминология морской лоции. 3.3.2. Общее описание и назначение плавучих СНО. Кардинальная и латеральная системы. Система МАМС (регион А) - описание и принцип расстановки знаков. 3.3.3. Характеристики стационарных СНО. Принципы расстановки стационарных и плавучих СНО, организация обслуживания в водах России. 3.3.4. Описание характеристик огней СНО. Обозначение характеристик огней на российских и иностранных картах. 3.3.5. Створные знаки. Типы створов. Понятие о точности створа. 3.3.6. Выбор навигационных ориентиров. Выбор и использование естественных створов. 3.3.7. Порядок опознавания СНО. 3.3.8. Источники информации о плавучих и стационарных СНО. 3.3.9. Наставления и пособия для плавания. 3.3.10. Справочные издания ГУНиО Минобороны России.. 3.3.11. Корректура карт и книг. Извещения Мореплавателям. Корректура каталогов. Приложения к Извещениям Мореплавателям. Правила корректуры № 9038. 3.3.12. Таблицы приливов. Назначение и устройство. Определение времени ПВ и МВ 3.3.13. Справочные и гидрометеорологические карты и атласы.
3.4. Лоция внутренних водных путей2 3.4.1. Терминология, применяемая в лоции. 3.4.2. Назначение, устройство, поиск информации. 3.4.3. Общие гидрометеорологические данные. Сезонные и регулирующие колебания уровней воды на внутренних водных путях. 3.4.4. Данные о параметрах судового хода. Категории СНО и сроки их работы, понятие гарантированных габаритов судовых ходов (глубина, ширина и радиус закругления). 3.4.5. Навигационное описание гидротехнических сооружений и сроки их работы. 3.4.6. Описание мостов. 3.4.7. Описание опасных участков. 3.4.8. Общее описание и назначение плавучих речных СНО. Схемы расстановки навигационных знаков. 3.4.9. Характеристики стационарных речных СНО. Принципы расстановки стационарных СНО. 3.4.10. Створные знаки. Типы и назначение речных створов. 3.4.11. Источники информации о плавучих и стационарных СНО на внутренних водных путях.
3.5. Местная лоция. Местные условия плавания [3] Навигационное описание и характеристики предполагаемого района плавания и действующих правилах плавания: - знание местоположение портов, мест укрытия для спортивных парусных судов; - обозначение (названия) и расположение основных навигационных опасностей и районов повышенной осторожности плавания; - обозначение (названия) и общее описание фарватеров, доступных для плавания спортивных парусных судов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|