Этнопсихологический и демографический аспекты социальной работы.
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций. В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств. Демографическая ситуация в Российской Федерации остается сложной. В результате предшествующего демографического развития наступила и продолжает усиливаться депопуляция населения. Этот процесс начался в первой половине 90-х годов и совпал с экономическим кризисом в стране. С 1986 года происходит устойчивое сокращение общего прироста населения, который к 1991 году уменьшился почти в 8 раз. С 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 - 0,9 млн. человек в год). Численность населения страны за 1992-2000 годы сократилась на 3,5 млн. человек и к началу 2001 года составила около 145 млн. человек.
Естественный прирост населения в 2000 году имел место только в 15 регионах. Среди них - северокавказские республики и Калмыкия, ряд субъектов Российской Федерации восточной части страны и северные автономные округа. Особую остроту приобрела проблема низкой рождаемости. В 2000 году родилось 1260 тыс. человек, что на 730 тыс. человек, или в 1,6 раза меньше, чем в 1990 году. Это сокращение произошло, несмотря на существенное увеличение репродуктивных контингентов. Только за пятилетие (1994-1999 годов) численность лиц в возрасте 18-25 лет увеличилась на 1,4 млн. человек. Еще с конца 60-х годов рождаемость опустилась до уровня, немногим ниже необходимого для простого воспроизводства населения. Современные параметры рождаемости в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. В настоящее время в Российской Федерации в среднем на 1 женщину приходится 1,2 рождений при уровне, необходимом для простого воспроизводства населения, в 2,15. Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. Такие уровень и характер рождаемости не могут сохранить демографический потенциал страны. Ситуация с рождаемостью осложнена ухудшением положения с брачностью. По сравнению с 1990 годом общий коэффициент брачности в 2000 году снизился почти на треть. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брачных отношений. Как результат - распространение добрачных сожительств и не оформленных юридически браков. В 2000 году каждый четвертый ребенок рождался вне брака.
Депопуляция в Российской Федерации обусловливается не только низкой рождаемостью. Крайне острой проблемой является высокая смертность населения. Некоторое улучшение ситуации со смертностью в 1995-1998 годах оказалось непродолжительным. С 1999 года смертность населения страны вновь начала расти. В 2000 году рост числа умерших наблюдался в 78 регионах России. Общие тенденции динамики смертности населения страны во многом определяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов, среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в развитых странах. При сохранении современного уровня смертности в рабочих возрастах, из числа россиян, достигших в 2000 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин. Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста. Этнографические методы и технологии социальной политики связаны в первую очередь с проблемами миграции. И особенно эта проблематика актуальна для современной России и постсоветского пространства. Большие миграционные потоки ведут к перенаселенности ряда районов, что может вызвать определенные социальные осложнения (падение уровня жизни, увеличение безработицы, криминализацию, возрастание конфликтности, угрозы эпидемий, прерывание обучения значительного числа детей и др. В современных условиях большое влияние на численность населения и его состав во многих странах, их рабочую силу оказывают внешние миграции, т.е. эмиграции и иммиграции. Они играли и играют многостороннюю роль в развитии человечества, выступая формой приспособления человека к меняющимся условиям его существования. К международной миграции населения относится территориальное движение населения, пересекающее границы государств. Выделяются следующие виды международной миграции: безвозвратная, временно-постоянная (от 1 до 6 лет), сезонная, маятниковая (ежедневный, еженедельный переезд для работы в соседнюю страну). Международную миграцию вызывают причины экономического и политического, военного порядка. Первые носят более или менее постоянный характер, вторые связаны с кардинальными политическими событиями в отдельных странах, а также с войнами, которые порождают вынужденных мигрантов-беженцев, перемещенных лиц. Хотя вынужденные миграции населения и вызываются причинами внеэкономического порядка, они тем не менее ведут к перераспределению трудовых ресурсов между странами, что оказывает влияние на развитие экономики как стран эмиграции, так и стран иммиграции. В послевоенный период более крупные миграционные потоки были связаны, с установлением новых государственных границ, возникновением мировой системы социализма и крахом колониальной системы. Образование самостоятельных государств в ряде случаев сопровождалось переселенческими движениями огромного масштаба. Из бывших колоний, ставших суверенными государствами, как правило, эмигрировало ранее проживавшие там белое население.
В настоящее время органами социальной защиты населения ведется разносторонняя работа с мигрантами. Социальные работники помогают каждому обратившемуся человеку в решении его личных, социальных, экономических, правовых и других проблем, содействуют установлению или восстановлению необходимых социальных отношений. Социальная работа с мигрантами состоит из двух основных блоков. Первый формируется из практической социальной работы, которая состоит из помощи конкретному человеку или группе лиц. Второй заключается в организационных мерах, в которые входят организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п. Среди ведущих направлений практической работы с мигрантами выделим следующие: социально-трудовое, медико-психологическое, социальное, правовое, материальное, информационное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|