Принципы профессиографирования
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОВЕДЕНИЕ План
Вводные понятия Психологическое профессиоведение (психология профессий) – направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации. В психологии труда и психологическом профессиоведении используются следующие термины: «труд» – общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов; «задача», «задание» – единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий; «трудовой пост», «должность» в организации; трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей, если все должности заняты; должность может быть и вакантной; «работа» или обязанности работника, вид конкретной трудовой деятельности объединяет группы сходных постов, должностей. Виды работ могут быть групповыми или индивидуальными (субъект труда – один человек или команда, группа); «профессия» – область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость; сам процесс трудовой деятельности, его своеобразие; требуемая профессиональная квалификация и уровень компетентности работников; осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность). Используются и другие термины, например «специальность» (как разновидность профессиональной образовательной программы в учебном заведении).
Профессиографирование и профессиограммы Процесс изучения отдельной профессии традиционно называется профессиографированием. Итоговое описание профессии называется термином «профессиограмма». В качестве примера описания профессии можно привести описание должности менеджера по персоналу в производственной организации (приложение 1). Такие описания называются квалификационными характеристиками, они разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ по отношению к каждой новой профессии (Квалификационный справочник..., 2001). В настоящее время психолог, работающий на предприятии в США, может быть специалистом по анализу должностей, или профессиографическим аналитиком. Что входит в его обязанности? Он собирает, анализирует и подготавливает информацию по профессиям для управленческих служб предприятия. Он может собирать информацию о должностях (трудовых постах) на предприятии, о численном, возрастном составе работников, сведения о технологических производственных процессах, формах организации труда. Этот специалист наблюдает за работой персонала, составляет психологические характеристики используемых видов труда, беседует с работниками. Оформляет собранные материалы для оптимизации работы по подбору и расстановке кадров, перспектив профессионального продвижения работников разных категорий. Он может специализироваться по вопросам классификации видов работ, профессиональных занятий, и в этом случае может именоваться специалистом по классификации должностей. В обзоре американских исследований по психологии профессий Юлия Владимировна Укке (1972) выделяет следующие проблемы психологического анализа профессии:
разработка научных теорий, понятийного аппарата; совершенствование методов изучения, анализа профессий; профессиональная роль и должность; мотивы профессиональной деятельности; удовлетворенность трудом; индивидуальный стиль труда; типы личности и типы профессий; методы предсказания профессиональной успешности и ее оценки у работающих; совершенствование профессиональных умений, тренинг; содействие профессиональной социализации (адаптации) личности (особенно новых работников организации); социально-психологические проблемы в трудовом поведении; варианты профессиональных карьер в разных профессиях; профессиональная демография, профессиональная мобильность; информация о профессиях в карьерном консультировании; технологии карьерного консультирования; карьерное консультирование особых групп населения. Независимо от цели исследования всякая профессиограмма в самом общем виде должна содержать, как минимум, следующую информацию: название работы (и синонимы); указания отрасли хозяйства, где встречается данная профессия; краткое описание работы в целом (резюме), включающее четыре пункта: Что делает работник! (Какие результаты должен получить? С помощью каких действий? Каковы требования к продукту или результату его действий и процессу их осуществления?) Как выполняется работа? (Какие технологии и орудия труда используются? В каких условиях протекает работа?) Почему делает? (Как связана данная работа с другими видами работ, с другими продуктами? В чем назначение, смысл, миссия работника?) Какие требования предъявляет работа к субъекту труда? Эти четыре пункта составляют общую формулу анализа профессий, используемую психологами США (Укке Ю. В., 1972). Принципы профессиографирования Известный российский ученый, психолог труда, авиационный психолог Константин Константинович Платонов (1906–1984) считал, что принципиально важное значение для профессиографирования имеют следующие принципы (Платонов К.К., 1971): принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования, методы;
принцип личностного подхода: следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими. К этому можно добавить идею о возможной изменчивости индивидуальных способов работы с возрастом, а также по мере накопления профессионального опыта, т.е. с учетом профессионального развития личности субъекта труда; принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, важно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внут-рипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии; принцип перспективности и реальности: рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе. К этим принципам можно было бы добавить еще несколько: принцип этический: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии принцип системной детерминации: следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой трудится субъект труда; принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; принцип целостности (неаддитивности): профессиональная деятельность человека не должна рассматриваться лишь как механическая сумма элементарных действий, операций, а его психика – как сумма относительно самостоятельных психических функций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|