Методы психологического анализа профессий
В современной психологии труда профессия (ПРОФЕССИЯ - 1) устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием; 2) большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельностью) рассматривается как многопризнаковое образование, содержание деятельности субъекта труда, его функциональная структура детерминированы заданным предметом и продуктом труда, культурно-исторически сложившимися орудиями, нормами, регламентирующими формы взаимодействия людей в труде, ответственность, производственной (витальной, социальной, информационной) средой. В психологическом профессиоведении накоплено много методов и методик, технологий изучения профессий. К ним относятся следующие: опросные методы; метод экспертных оценок; трудовой метод; метод анализа технической документации; наблюдение; «фотография» рабочего дня; пооперационное (алгоритмическое, операционно-структурное) описание трудовой деятельности; метод коллективной дискуссии; метод составления индивидуальной характеристики; метод анализа ошибок и рекордов в труде; экспериментальный метод; характерологический метод; метод критических инцидентов; метод анализа биографий и автобиографий; психосемантические методы. Рассмотрим основные из них. Уникальность метода опроса состоит в том, что он позволяет проникнуть во внутренний мир профессионала, получить сведения о профессиональном опыте, эмоциональных предпочтениях, трудностях самовосприятия. К опросным методам относится в первую очередь метод беседы. Этот метод используется на начальных этапах профессиографирования для получения предварительных сведений о профессии. Кроме того, беседа незаменима при изучении мнений, оценок, опыта профессионалов. Психологу важно представиться, объяснить цели своего исследования, договориться о времени и месте беседы, удобном для работника, так как в рабочее время не всегда можно беседовать без ущерба для дела. Беседа должна проводится по заранее составленной программе и ее результаты должны быть зафиксированы в протоколе или, если респондент не возражает, с помощью аудиозаписи.
Опросный лист О.Липмана. Американский психолог О. Липман предлагает использовать опросный лист для определения психофизиологических характеристик профессий и специальностей, составленный на основе экспертных оценок. Каждое из приведенного 151 качества (например, умение подавлять сонливость, быстро различать разницу в весе, распознавать цвета и пр.), жюри должно оценить по трем аспектам: является ли оно необходимым, желательным или необязательным, как часто применяется в процессе деятельности и может ли оно развиться с возрастом или опытом. По итогам опроса, который может проводиться не только относительно психофизических характеристик человека, но и его профессиональных навыков, опыта и образования, мы могли бы получить подробнейшую схему – руководство к отбору кандидатов для данной работы при условии, что рекруитер будет владеть также адекватными тестовыми методиками для оценки наличия необходимых качеств у кандидатов. Метод экспертных оценок. М. А. Дмитриева предлагает упростить процедуру оценки ПВК экспертами: составляют ряд ПВК (из 30 пунктов), на карточках пишут названия ПВК. Экспертам предлагают упорядочить ПВК по степени важности для данной профессии. Затем подсчитывают средние ранги значимости каждого ПВК по группе экспертов и получают, таким образом, итоговую информацию. При использовании экспертной оценки важно подобрать группу компетентных экспертов-профессионалов, специально их подготовить к экспертной процедуре.
Опросно-экспертные методы в психологическом изучении профессий имеют некоторые ограничения: 1) опросники, типа липмановского (или другие перечни ПВК), претендуют на составление относительно полного набора психических индивидуально-личностных качеств, типовых профессиональных умений (например, читать чертеж). Но если иметь в виду огромное разнообразие мира профессий (порядка нескольких тысяч), становится ясно, что такая претензия несостоятельна и велика вероятность, что в изучении новой профессии с помощью только опросника (или перечня ПВК на карточках) можно пройти мимо ПВК, которые окажутся за их пределами. И увеличивать в этом направлении состав пунктов опросника тоже нельзя, так как он будет слишком громоздким в использовании; 2) при заполнении опросника эксперт-профессионал, отвечая на каждый вопрос, должен мысленно перебрать совокупность выполняемых им задач. Эта работа может быть в достаточной мере эффективной, если разнообразие профессиональных задач не слишком велико. Но как показали исследования, врачи скорой и неотложной медицинской помощи при работе с опросным листом Липмана оперировали небольшим множеством задач и ситуаций, наиболее часто повторяющихся в работе (порядка 20 задач), в то время как специальный анализ всей совокупности встречающихся профессиональных задач установил, что их объем гораздо выше – более 300 типовых задач; 3) обнаружено, что профессионалы в роли экспертов более точно и надежно выявляют в своей деятельности сами выполняемые задачи и их объективные характеристики, но затрудняются судить о том, каких психических функций требуют эти задачи. Подобная трудность понятна, ведь обычно в сознании фиксируются те стороны реальности, которые связаны с целевыми установками. Рефлексия по поводу внутренних способов выполнения профессиональных действий — скорее редкость, чем правило. В то же время экспертная оценка внешних объективных характеристик профессиональных задач высоконадежна (более 70 % совпадений оценок).
Метод анализа технической документации. Речь идет об использовании специальной технической литературы как источника информации о профессиональных задачах, о применяемых материалах, технологиях, орудиях труда, о нормативных требованиях к результату труда (продукт, услуга, процесс), о видах ответственности. В специальных документах психолог может найти особые обозначения, профессиональные термины, знание которых поможет установить контакт с респондентами, минимизировать количество вопросов к ним. К технической документации, полезной в профессиографировании, относятся технологические карты, технические характеристики оборудования, инструкции по технике безопасности, сведения о составе работников по полу, возрасту, квалификации, информация о показателях производительности труда, об авариях, травмах, заболеваемости, количестве брака, материалы, посвященные профессиональному обучению. Наблюдение. С помощью визуального наблюдения на рабочем месте можно получить сведения об обстановке, условиях работы, используемом оборудовании, о процессах и продуктах труда, применяемых технологиях. Наблюдение может служить методом для проверки гипотез (например, о том, как часто работник обращается к отдельным зонам рабочего места, как часто использует в работе то или иное оборудование и пр.). Результаты наблюдения фиксируются в протоколе, программу работы наблюдателя и форму фиксации данных наблюдения следует специально предварительно разработать. Важно продумать содержательную связь между поведенческими признаками, которые предполагается фиксировать, и их психологическим содержанием. Наблюдение может быть визуальным, непосредственным либо опосредованным техническими средствами (кино- фото- видеосъемка, хронометрирование, использование датчиков: контактных, регистрирующих усилия и др.). Объектом наблюдения могут быть и продукты труда (рекорды и ошибки, брак). Анализ продуктов деятельности, так же как и изучение процессов деятельности методом наблюдения, предполагает построение исследователем программы анализа, в которой должны быть выделены объективные признаки продукта и их предполагаемая связь с психикой субъекта деятельности. При анализе продуктов труда используется не только качественный, но и статистический анализ.
Ограничения метода объективного наблюдения состоят в том, что психика другого человека не дана исследователю непосредственно, а поведенческие признаки могут многозначно отображать внутренний мир профессионала либо вообще никак не отражать. Поэтому полученные с помощью наблюдения данные требуют психологической интерпретации и в этом состоит самая большая сложность этого метода. «Фотография» рабочего дня. Так называется методика, вариант метода наблюдения, известный с 20-х гг. XX в. Суть ее состоит в получении информации о видах занятий, внешних формах действий работника, об их последовательности и временных затратах. Обычно предварительно составляют перечень разнообразных действий, интересующих исследователя, уточняют поведенческие признаки начала и конца каждого действия, подготавливают удобную форму для протоколирования. И, наконец, начинается наблюдение психолога за поведением работника в течение всего рабочего дня на протяжении недели или 10 дней. Полученные данные статистически обрабатываются. С помощью этой методики можно, к примеру, получить данные об интенсивности работы на разных трудовых постах, о реальных формах профессионального поведения людей. Этот метод, однако, не может выявить временной структуры умственной деятельности, не говоря уже о качественной специфике и сущности практического мышления работника (Пушкин В.Н., 1965, с. 271). Так, например, В.Н.Пушкин при изучении труда дежурного по станции, оборудованной маршрутно-релейной централизацией, составил поведенческий репертуар (или перечень видов профессионального поведения), в который вошли: телефонно-селекторные переговоры; переключение кнопок на пульте управления; обращение к расписанию поездов; объявления по радио; подход к окну и визуальное наблюдение за ситуацией на магистрали; согласование действий (если дежурят двое); записи; личное время; наблюдение за пультом (смотрит на пульт). При измерении временных затрат на выделенные составляющие поведенческого репертуара оказалось, что большую часть рабочей смены (от трети до половины всего времени смены) дежурный смотрит на пульт и больше ничего не делает, но на самом деле он выполняет умственные действия, контролирует, планирует, принимает решения, ищет оптимальный вариант. Однако психологу в роли внешнего наблюдателя это неведомо. Когда пытались зафиксировать количество переговоров, оказалось, что их больше на станции с более напряженным движением, но содержание и сложность задач, которыми занят дежурный по станции, остаются по-прежнему неясными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|