Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Психолого-педагогические основы воспитания и обучения детей с нарушениями поведения




Раздел 2. Психолого-педагогические основы воспитания и обучения детей с нарушениями поведения

 

Тема: Агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстративность у дошкольников как формы нарушения межличностного взаимодействия.

Цель: познакомить студентов со спецификой проявления в дошкольном возрасте поведенческих расстройств: агрессивности, обидчивости, застенчивости и демонстративности.

Вид занятия: лекционное

 

Литература

 

1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 208 с.

2. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2005.

3. Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Агрессивные дети. Дошкольное воспитание № 4, 2003.

4. Смирнова Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном возрастах. // Возрастные особенности формирования толерантности. М.: ЦСО РАО, 2003.

5. Специальная дошкольная педагогика. Под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2010. – 312 с.

6. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. Под ред. Н. М. Назаровой — Т. 3.: Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 400 с.

7. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Под ред. Левченко И. Ю. (7-е изд., стер. ) учебник. – М.: Академия, 2013. – 336 с.

 

Ход занятия

1. Организация студентов.

2. Мотивация учебной деятельности. Объявить тему лекции, познакомить студентов с причинами, проявлениями и профилактикой агрессивности, обидчивости, застенчивости и демонстративности в дошкольном возрасте.

3. Актуализация опорных знаний студентов:

Ø Раскройте понятие «невроз».

Ø Каковы основные причины и симптомы невроза.

Ø Раскройте основные невротические синдромы (формы неврозов).

Ø Раскройте понятие «тревожные расстройства».

Ø Каковы причины и симптомы тревожности у детей.

Ø В чем заключается предупреждение, профилактика и лечение неврозов.

 

4. Изложение содержания учебного материала:

 

План

1. Агрессивность и обидчивость как проблемные формы межличностных отношений дошкольников.

2. Застенчивость и демонстративность как проблемные формы межличностных отношений дошкольников.

3. Общие особенности детей с проблемными формами отношения к сверстникам.

Термины и понятия: агрессивность, обидчивость, демонстративность, застенчивость.

 

1. Агрессивность и обидчивость как проблемные формы межличностных отношений дошкольников.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача педагога и психолога.

Такая психолого-педагогическая помощь должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. С помощью диагностических методов, изложенных в первой части пособия, педагог или психолог может выявить истоки конфликтных форм поведения детей, которые всегда связаны с внутренними, личностными проблемами ребенка. Внутренние причины, вызывающие устойчивый и часто воспроизводящийся конфликт ребенка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, к чувству одиночества, которое является одним из самых тяжелых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление межличностного и внутриличностного конфликта ребенка требует не только психологической наблюдательности, не только владения диагностическими методиками, но и знания психологической природы основных проблемных форм межличностных отношений.

В этой и в следующей лекции будут рассмотрены наиболее типичные для дошкольников варианты конфликтных отношений ребенка к сверстникам. Среди них повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников. С опорой на специальные психологические исследования будут рассмотрены поведенческая картина этих проблемных форм и психологические особенности детей с трудностями в межличностных отношениях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...