Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Демонстративные дети. Особенности поведения демонстративных детей. Личностные особенности и характер отношения к сверстникам демонстративных детей




ДЕМОНСТРАТИВНЫЕ ДЕТИ

Межличностные отношения на протяжении дошкольного возраста претерпевают существенные изменения и имеют ряд возрастных закономерностей. Так, в середине дошкольного возраста (4–5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Этот этап является закономерным и необходимым для развития межличностных отношений. Однако часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении. Даже совершая добрый поступок, ребенок делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту (некая форма «показного альтруизма»). Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного Я. Как часто, получив в подарок красивую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее с другими, а чтобы «показать», «похвастаться».

Особенности поведения демонстративных детей

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса. Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Отношения для таких детей являются не целью, а средством самоутверждения и привлечения внимания. При этом способом привлечения внимания может быть как просоциальное поведение, так и действия, выражающие агрессию. Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности или обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем некрасивый рисунок». Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже; красивее/некрасивее
и т. д. Кроме того, для поведения демонстративных детей характерна высокая нормативность: дети часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо. Используя социально одобряемые формы поведения, дети ожидают положительную оценку своих действий. Однако их правильные моральные поступки ситуативны и неустойчивы. Эксперименты показали, что в одной и той же проблемной ситуации демонстративные дети могут вести себя противоположным образом в зависимости от присутствия или отсутствия взрослого. Так, например, в одном из наших исследований организовывалась ситуация, в которой ребенок мог поделиться или не поделиться с партнером конфетой. В первой пробе взрослый присутствовал в комнате, хотя не принимал активного участия в происходящем. Демонстративные дети делились со сверстником, комментируя свой поступок вслух, обращаясь к взрослому. Например, Люся Д. (5 лет 7 мес. ): «Я дам Кате конфету, потому что ей не досталось. Хорошие дети всегда делятся с тем, кому не дали». Во второй пробе взрослый выходил из комнаты, но все слова детей записывались на диктофон. На этот раз демонстративные дети и не думали делиться с партнером, даже несмотря на их просьбы. Та же Люся Д. в ответ на просьбу сверстника дать ему половинку конфеты на этот раз сказала: «Не дам тебе. Почему я должна? Это мне дали. Попроси, может, и тебе дадут». Таким образом, в просоциальном поведении демонстративных детей наблюдается ярко выраженный формализм. Для них гораздо важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем реально проявить помощь сверстнику.

Личностные особенности и характер отношения к сверстникам демонстративных детей

Демонстративное поведение отражает определенную общую направленность личности и отношение к другим людям. Внутреннее отношение, как и мотивы ребенка, не могут непосредственно наблюдаться в эксперименте. Однако использование проблемных ситуаций позволяет выявить важнейшие показатели отношения к сверстнику, в которых обнаруживают себя особенности личности и самосознания детей. Используя результаты исследований, остановимся на конкретном описании этих особенностей.

Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника достаточно высока. Демонстративные дети ярко проявляют интерес к действиям сверстника: делают замечания и комментируют, однако их вовлеченность носит явно оценочный характер. Например, в методике «Строитель», когда один из детей выполнял задание взрослого, его партнер некоторое время внимательно наблюдал за его действиями, а затем громко сказал: «Нет, не так ты делаешь, — и попытался вмешаться, — смотри, как надо». Когда взрослый попросил дать возможность доделать самому, мальчик разочарованно сказал: «А я умею лучше, я бы лучше сделал». Но продолжал пристально следить за тем, что и как делает его партнер.

Характер участия в действиях сверстника также окрашен яркой демонстративностью. В отличие от других детей, проявляющих положительную (одобрение и поддержка) или отрицательную (насмешки, ругань) оценку действий партнера, дети с конкурентной направленностью стараются обесценить деятельность сверстника. Так, в методике «Мозаика» один ребенок, понаблюдав некоторое время за тем, как его партнер выполнял задание, сказал: «Лёнька, конечно, хорошо квадратик делает, но ведь это просто». Нередко дети пытаются доказать, что на месте сверстника они справились бы с заданием гораздо лучше. Так, Настя Д. (5 лет 9 мес. ), как только взрослый дал задание ее партнеру, стала громко возмущаться: «А почему Никитке сказали делать, он не умеет, и в тихий час плохо себя вел. Воспитательница его ругала. Можно, я лучше сделаю, ну, пожалуйста». При этом она неотрывно наблюдала за действиями Никиты, пыталась сама вставить элементы в его мозаику.

Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, т. е. эмоциональная реакция ребенка на порицание и похвалу взрослым действий партнера, у демонстративных детей носит негативный характер. Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром поддерживает его. В ответ на похвалу взрослого ребенок, напротив, начинает возражать. Так, в методике «Ателье» Аня Р. (6 лет 1 мес. ), выслушав похвалу в адрес сверстницы, сказала: «Ну, может, и лучше эта шляпа, но все равно некрасиво и неровно».

Очень ярко демонстративность выявляется в характере и степени проявления просоциальных форм поведения. Большинство детей в методике «Мозаика» осуществляли « формально-провокационную помощь», т. е. в ответ на просьбу сверстника давали всего один элемент, которого было явно недостаточно. Так, Митя С. (5 лет 11 мес. ) заметил, что у партнера нет необходимых элементов, но тот молча сидит и ни о чем его не просит. Тогда Митя обратился к партнеру со словами: «Саид, если ты не попросишь разрешения, я тебе не дам». Саид продолжал молча сидеть, Митя повторил: «Попроси, а я дам». Саид очень тихо попросил: «Дай мне несколько желтеньких, а то мне не хватило». Митя улыбнулся, положил Саиду в коробку один элемент со словами: «Вот, ты попросил, я дал». На дальнейшие просьбы Саида Митя раздраженно отвечал: «Ты не видишь, я тоже делаю, подожди». Игорь Б. (5 лет 8 мес. ) в ответ на просьбу сверстника начал давать ему элементы любых цветов, кроме того, который был на самом деле нужен, при этом он делал вид, будто вовсе не слышит возражений сверстника. Другие дети начинали делиться, только закончив свою мозаику, но делали это весьма неохотно. Такой вариант помощи без ущерба для себя можно назвать «прагматической». Так, Рома С. (5 лет 2 мес. ) никак не реагировал на просьбы партнера дать необходимые элементы, делал вид, что не слышит, громко пел песенку. Как только он доделал свою картинку, с интересом посмотрел на партнера: «Ой, а желтеньких у тебя нету. Придется чуть-чуть подсыпать... Не бойся, мы тебе дадим». Положив несколько элементов желтого цвета в коробку своему партнеру, Рома обернулся к взрослому: «Смотрите, сколько я ему дал». Другой ребенок из этой группы, Мила М. (5 лет 7 мес. ), в ответ на просьбу сверстницы дать ей необходимые синие элементы мозаики, чтобы сделать небо, сказала: «Я не могу дать, у меня тоже синие заканчиваются, ты маленькое небо сделай или другого цвета». После того как Мила закончила свою картинку, она обратилась к взрослому: «Майя ищет синие квадратики и никак не найдет... А у меня солнышко есть и небо хорошее. Солнышко, солнышко, выгляни в окошко... Майя, бери вот тут, хочешь, и я помогу, я ведь уже сделала».

Однако наиболее ярко демонстративность выявилась в таком показателе, как характер восприятия ребенком сверстника. Данный показатель можно установить, проведя методику «Беседа о друге» (см. лекцию 5). Напомним, что в этой методике испытуемый должен дать краткие характеристики тем, с кем он дружит или не дружит. При анализе ответов детей выделяется два типа высказываний:

1-й тип — качественные описательные характеристики, в которых отражается непосредственное восприятие испытуемым другого ребенка (добрый, красивый, жадный, трусливый и пр. ). Такой тип высказываний можно назвать непосредственным, поскольку здесь восприятие сверстника не опосредовано представлениями и ожиданиями ребенка.

2-й тип — характеристики ребенка, опосредованные его отношением к испытуемому (помогает он мне или не помогает, обижает меня или не обижает, дружит со мной или не дружит). Эти высказывания опосредованы напряженным ожиданием определенного типа отношения другого ребенка к испытуемому.

Результаты этой методики показывают, что в ответах демонстративных детей другой ребенок выступал главным образом как носитель определенного отношения к рассказчику, т. е. он был интересен ребенку только в связи с тем, какое отношение к нему он проявляет. Например, Настя (6 лет 5 мес. ): «Катя мне помогает, если я в беду попаду, она со мной дружит, может помогать мне в рисунке. Добрая, потому что играет со мной. Я, конечно, тоже добрая. Я такая, как Катя».

Итак, можно сказать, что представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими, носителем которых выступает сверстник. У этих детей ярко выражена потребность в другом, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя. Соотнесение себя с другим проявляется в яркой конкурентности и сильной ориентации на оценку окружающих.

Одним из способов самоутверждения является соблюдение моральной нормы, которое направлено на получение поощрения взрослых или на ощущение собственного морального превосходства. Поэтому такие дети иногда совершают хорошие, благородные поступки. Однако соблюдение моральных норм носит явно формальный и демонстративный характер; оно направлено не на других детей, а на получение положительной оценки, на утверждение себя в глазах других. Собственная «доброта» или «справедливость» подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, «плохим» детям.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость) демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и мотивации тех или иных поступков. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой человек постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Гораздо более прочной оказывается позиция, основанная на принятии себя и отсутствии конкурентного отношения к окружающим. Именно поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...