Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Специальная психология и специальная педагогика
Осуществление отбора детей в специальные образовательные учреждения. ПМПК. Принципы отбора в специальное коррекционное учреждение. Методы отбора детей в специальные образовательные учреждения. Показания к посещению ребенком специального учреждения. Противопоказания для посещения ребенком коррекционного учреждения. Система специального образования. Вертикальная и горизонтальная структуры специального образования. Совершенствование системы специального образования. Организация помощи детям с проблемами в развитии в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. Инклюзивное образование в России: понятие, модели, проблемы. Личность педагога-дефектолога. Основные профессиональные компетенции педагога-дефектолога. Необходимые способности и личностные качества для работы с детьми с проблемами в развитии. Типы педагогов-дефектологов. Профессиональная деформация. Устойчивость к стрессам. Синдром «сгорания на работе». Профессиональная деятельность педагога-дефектолога. Организационные принципы построения специального дошкольного образования. Комплексный подход к ребенку с проблемами в развитии. Задачи лечебно-восстановительной работы с детьми с проблемами в развитии. Коррекция. Принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями. Основные направления коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с нарушениями. Подгрупповые и индивидуальные занятия. Компьютерные технологии в специальном образовании. Задачи использования компьютера в специальном образовании. Сферы применения компьютерных технологий в коррекционном процессе. Требования к компьютерному материалу, используемому для детей с проблемами в развитии. Программы, используемые в работе с детьми с проблемами в развитии. Значение компьютерных технологий для специального образования.
Олигофренопсихология. Дизонтогенез недоразвития, умственная отсталость. Основные признаки умственной отсталости. Распространённость умственной отсталости. Основные принципы классификации. Классификация Г.Е.Сухаревой, В.В.Ковалёва. Типичная и атипичная олигофрения, осложнённая и неосложнённая. Другие классификации (М.С.Певзнер, С.С.Мнухин, Д.Н.Исаев и др.) Степени умственной отсталости. Дебильность, имбецильность, идиотия, их характеристики. Степени умственной отсталости по МКБ-10 (Международная классификация болезней). Первичные и вторичные дефекты умственно отсталого ребёнка. Зависимость выраженности нарушений от степени умственной отсталости. Физическое развитие, соматическое состояние, диспластические нарушения, пороки внутренних органов. Низкая активность, психомоторные нарушения. Потребности (биологические и социальные, культурные). Специфика общения, предметной, игровой, учебной деятельности.
Тотальность и иерархичность нарушений психических функций. Особенности внимания, сенсорного развития, гнозиса. Память умственно отсталого ребёнка. Недоразвитие речи. Конкретность, некритичность мышления. Особенности мыслительных операций.
Зависимость эмоционально-волевой сферы от формы олигофрении. Эмоциональные нарушения, недифференцированность, полярность, неадекватность эмоций. Болезненные проявления эмоций и чувств. Особенности самосознания, самооценки.
Болезнь Дауна. Клинико-психологическая характеристика. Этиология болезни Дауна. Варианты изменений кариотипа, регулярная трисомия. IQ как наиболее частый вариант. Факторы, способствующие болезни Дауна. Аномалии и дефекты физического строения. Особенности психического развития. Степень умственной отсталости. Особенности эмоциональной сферы. Диагностика. Прогноз, продолжительность жизни. Современные подходы к болезни Дауна.
История развития взглядов на влияние алкоголя на потомство. Воздействие алкоголя на половой аппарат мужчин, изменения половой функции. Влияние алкоголя на женщин. Пути действия алкоголя на плод. Зависимость поражения плода от времени действия на плод. Комплекс симптомов алкогольной эмбриопатии. Диспластические нарушения. Отставание в психомоторном развитии. Интеллектуальная недостаточность, нарушения анализаторных систем. Психопатологические черты, особенности поведения. Обменная и личностная предрасположенность к алкоголю. Общие особенности деятельности умственно отсталых детей. Специфика развития предметной деятельности. Особенности развития игровой деятельности. Трудности овладения изобразительной и конструктивной видами деятельности и возрастная динамика их развития. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Мышление. Нарушения мышления как основной симптом психического недоразвития. Недоразвитие мышления и речи. Специфика нарушений мышления и речи у умственно отсталых детей. Общие особенности мышления при умственной отсталости. Особенности наглядных форм мышления. Причины недоразвития форм мышления. Специфика мыслительных операций, особенности обобщения, формирование понятий и установление причинно-следственных связей. Формирование личности умственно отсталого ребенка. Характеристика мотивационной сферы умственно отсталого ребенка. Дисгармоничность развития потребностей. Личностные качества умственно отсталого ребенка. Самосознание. Самооценка и уровень притязаний. Особенности эмоциональной сферы. Произвольная и волевая регуляция у детей с разной структурой дефекта при интеллектуальной недостаточности. Характеристика межличностных отношений детей и нарушение поведения у детей и подростков с разной степенью умственной отсталости. Олигофренопедагогика Комплексный подход к коррекционно-воспитательной работе с детьми с последствиями алкогольной эмбриопатии.
Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания. Понятие и основные виды восприятия. Задача сенсорного воспитания. Коррекционные задачи по развитию восприятия. Содержание коррекционной работы по развитию восприятия и наглядных представлений об окружающем мире. Последовательность работы по формированию сенсорно-перцептивных способностей. Развитие представлений о цвете, форме, величине. Формирование целостного образа предмета. Соединение полученных представлений со словом. Организация и формы коррекционной работы. Взаимосвязь восприятия и различных видов деятельности.
Современный подход к дошкольному воспитанию детей с нарушением интеллекта. Исходные теоретические подходы для определения подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушением интеллекта (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, М.И.Лисина, Т.А.Репина, А.А.Катаева и т.д.).
Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта в России. Основные цели, задачи, направления коррекционной работы. Организация педагогической работы в ДОУ компенсирующего вида и специальных групп для детей с нарушением интеллекта. Краткая характеристика программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Перспективы развития помощи детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Формирование сотрудничества – взрослого и ребёнка с нарушением интеллекта. Способы усвоения общественного опыта – особенности их освоения детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Этапы обучения. Своеобразие коррекционной работы на каждом этапе.
Создание предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Формирование предметной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания. Обобщенное представление о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения. Анализ проблемных практических ситуаций и обучение использованию предметов-заместителей.Метод проб как основной метод решения наглядно-действенных задач.Содержание коррекционной работы по развитию наглядно-образного мышления. Формирование элементов логического мышления. Роль речи в развитии мышления детей с нарушением интеллекта. Организация работы по развитию мышления на специальных коррекционных занятиях в различных видах деятельности.
Значение трудовой деятельности для развития ребенка с нарушениями интеллекта. Особенности мотивации трудовой деятельности. Задачи и специфика трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Виды, содержание, формы труда. Коррекционная работа с детьми в процессе обучения трудовой деятельности.
Игра как средство личностного развития и коррекции проблем проведения. Методика обучения сюжетно-ролевой игре: задачи и содержание, организация процесса обучения игре, проведение обучающих игр, взаимодействие взрослого с детьми в процессе игры. Направления использования коррекционных игр в работе с дошкольниками. Возможности и принципы проведения игр.
Формирование личности умственно отсталого ребенка. Формирование межличностных отношений. Нарушения поведения. Необходимость коррекционно-воспитательной работы и медицинской помощи при нарушениях поведения. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Понятие задержки психического развития. Причины ЗПР. Роль средового фактора в формировании ЗПР. Клинические типы ЗПР по этиопатогенетическому принципу и краткая их клинико-психологическая структура, общие особенности познавательного развития детей с ЗПР. Познавательная сфера ЗПР конституционального происхождения. Незрелость предпосылок интеллектуального развития. ЗПР соматогенного происхождения. Особенности интеллекта. Особенности познавательной деятельности. ЗПР психогенного происхождения.
Особенности мотивации познавательной деятельности. Особенности мыслительных операций. ЗПР церебрально-органического происхождения. Особенности отставания в развитии интеллектуальной деятельности.
Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении. Сравнительная характеристика типов дизонтогенеза, интеллектуального развития, психических функций, характера нарушений, возможностей обучения и преодоления недостатков психического развития. Подготовка к школе детей с ЗПР. Причины пониженной готовности детей к школьному обучению. Значение игры для подготовки детей к школе. Интеллектуальная, эмоционально-волевая, мотивационная и личностная готовность к школе. Особенности познавательной и речевой деятельности при поступлении в школу.
Особенности личности и поведения детей с ЗПР. Недостаточная изученность особенности личности и своеобразие поведения детей с зпр. Обусловленность эмоционально-волевой сферы типом инфантилизма, характером нейродинамических расстройств, типом задержки психического развития. Особенности самооценки и самосознания. Специфика мотивации поведения. Настроение и поведение. Поведение детей в разных условиях. Вербальное и реальное поведение. Особенности эмоциональной сферы. Особенности произвольности и волевого поведения. Особенности общения и межличностных отношений.
Зарождение игры в предметной деятельности. Особенности предметной игры у детей с ЗПР. Переход от предметной к сюжетной игре. Причины специфических особенностей становления сюжетной игры у детей с ЗПР. Особенности игрового поведения детей с ЗПР. Роль театрализованных игр. Особенности театрализованных игр у дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Игры с правилами их роль в развитии детей с ЗПР. Роль строительных игр. Причины школьной неуспеваемости. Обучаемость ребенка и характер работоспособности. Школьные проблемы и комплексный подход в их решении. Уровни сформированности общей способности к учению. Негативные и позитивные особенности. Уровни сформированности саморегуляции познавательной деятельности и оптимальные условия школьного обучения
Категория детей с трудностями в обучении. Причины трудностей в обучении. Основные группы трудностей при обучении младших школьников и их психологические причины. Проявления трудностей в написании букв и цифр. Формирование двигательного навыка чтения. Особенности и затруднения артикуляции, влияющие на чтение. Несформированность пространственных представлений и недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия. Недостатки в развитии познавательных процессов. Недостаток в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Проявления трудностей. Несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции. Трудности при обучении русскому языку: психологические причины, диагностика и коррекция. Педагогическая симптоматика трудностей. Психолого-педагогические рекомендации. Трудности при обучении чтению: психологические причины, диагностика и коррекция. Педагогическая симптоматика трудностей. Психолого-педагогические рекомендации.
Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии. Психологическое консультирование. Психологическая коррекция детей с ЗПР. Принцип комплексности и единства диагностики и коррекции. Направления и задачи психологической коррекции детей. Психологическая поддержка. Коррекционные программы по развитию познавательных процессов и развития личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|