Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоционально-волевой сферы и поведения




 

Детский аутизм. Возможности развития, образования и социализации аутичных детей. Анализ существующих программ коррекции за рубежом и в нашей стране: поведенческая терапия, TEACCH – программа, холдинг-терапия, эстетотерапия. Виды коррекционно-педагогической помощи при аутизме. Основные направления и задачи коррекции.

Эмоционально-уровневая терапия. Особенности формирования механизмов аффективной организации поведения при различных вариантах РДА. Установление эмоционального контакта, преодоление аффективной патологии, преодоления трудностей взаимодействия. Развитие речи детей с РДА. Развитие понимания речи. Развитие возможности активно пользоваться речью. Основные компоненты лечебного воспитания детей с РДА. Ознакомление с окружающим. Развитие внимания, восприятия, памяти. Развитие мелкой моторики.

 

Система раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения детей с РДА в раннем дошкольном возрасте. Координация работы специалистов и семьи. Роль врача-педиатра, психолога, специального педагога, социального работника в оказании помощи ребенку с РДА и его семье.

Зависимость образовательных условий для детей с РДА от тяжести состояния. Модели индивидуализированного и организованного обучения детей с РДА в группах адаптации, специальных группах и классах при образовательных учреждениях общего и специального назначения, на базах центров специализированной помощи детям с РДА и другими расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

Организация и особенности обучения и воспитания детей с РДА. Специфические трудности обучения при РДА. Трудности аутичных детей при овладении школьными навыками. Обучение детей с РДА начальным школьным навыкам. Подготовка аутичных детей к обучению. Организация занятий Особенности подхода к обучению навыкам чтения, письма, счета.

Воспитание аутичного ребенка в семье. Работа с родителями аутичных детей. Трудности семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом. Координация работы специалистов и семьи.

Агрессивные дети. Воспитание агрессивного ребенка. Комплексное сопровождение агрессивных детей. Основные направления коррекционной работы и формы работы с детьми в дошкольном учреждении. Содержание и методы коррекционной работы с агрессивными детьми. Социализация агрессии. Обучение детей приемам саморегуляции. Развитие коммуникативных умений. Работа с семьей агрессивного ребенка.

Дети с тревожностью и страхами. Воспитание тревожного ребенка. Комплексное сопровождение детей с тревожностью и страхами. Основные направления коррекционной работы, методы и формы работы с детьми дошкольного возраста. Использование игровой терапии в психокоррекционном процессе. Особенности проведения коррекционных игр. Уровневый подход к коррекции страхов и тревожности. Направления и формы работы по коррекции страхов при гипофункции различных уровней базальной системы эмоциональной регуляции. Работа с родителями тревожного ребенка.

Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми. Методы коррекции. Особенности воспитания и обучения гиперактивных детей в образовательных учреждениях. Основные направления работы. Профилактика дезадаптации. Семейное воспитание гиперактивного ребенка. Трудности воспитания гиперактивного ребенка в семье. Рекомендации для родителей. Работа с родителями в детском саду и школе.

Тифлопсихология

 

Характеристика психического отражения при дефектах зрения. Понятие о дефекте и компенсации. Этапы развития теории компенсации слепоты и направления исследований. Принципы и физиологические основы компенсации. Теории компенсации слепоты.

Развитие зрительного восприятия. Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением. Понятие о пространственной ориентировке и мобильности слепых и слабовидящих. Особенности формирования пространственных представлений у детей с нарушением зрения.

 

Развитие речи у детей с нарушением зрения. Особенности речи детей с нарушением зрения. Особенности представлений слепых и слабовидящих (фрагментарность, схематизм, генерализованность, вербализм). Формирование представлений при дефектах зрения. Особенности разных видов представлений слепых и слабовидящих: зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых, обонятельных.

Понятие о психологической готовности к школе и её составляющие. Особенности формирования психологической готовности к школе у детей с нарушенным зрением. Диагностика психологической готовности к школе у детей с нарушенным зрением.

 

Особенности межличностных отношений слепых и слабовидящих со зрячими. Особенности межличностного восприятия слепых и зрячих. Социальные установки слепых по отношению к зрячим, зрячих по отношению к слепым и слепых по отношению к слепым. Особенности межличностных взаимоотношений людей с нарушением зрения в разные возрастные периоды. Зависимость социометрического статуса слепого от степени дефекта зрения, возраста, пола и времени потери зрения (на примере социометрических исследований).

Особенности личности слепых и слабовидящих. Изучение личности в тифлопсихологии. Влияние слепоты на формирование личности. Отношение незрячего к своему дефекту: типы поведения. Социально-психологическая реабилитация и пробелы формирования личности детей с глубокими нарушениями зрения. Исследование глубинных сторон личности подростков и старших школьников с нарушениями зрения.

Психодиагностика как одно из основных направлений деятельности тифлопсихолога. Особенности проведения диагностики с детьми, имеющими нарушения зрения. Требования к стимульному материалу для диагностического обследования детей с нарушением зрения. Адаптация психодиагностических методик для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения.

Тифлопедагогика

 

Использование теорий компенсации зрительных нарушений в педагогическом процессе. Содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия в специализированном детском саду. Методы развития зрительного восприятия: психофизиологический и психолого-педагогический. Обзор современных методик по развитию зрительного восприятия. Методика развития зрительного восприятия.

Формирование ориентировки в пространстве. Анализ раздела программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) «Ориентировка в пространстве». Содержание коррекционных занятий по развитию ориентировки в пространстве в специализированном детском саду. Методы развития ориентировки в пространстве. Обзор современных методик по развитию ориентировки в пространстве.

Подготовка к школе. Анализ программы Л.И. Плаксиной. Задачи коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с нарушением зрения. Варианты получения образования детьми с нарушениями зрения в школе. Основные задачи школ для детей с нарушениями зрения. Комплектование подготовительного и 1 класса в школе для слабовидящих.

Умственное воспитание. Задачи умственного воспитания детей с нарушением зрения и виды занятий. Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения. Основная цель. Содержание работы. Развитие зрительного, осязательного, слухового, вкусового и обонятельного восприятий на занятиях и в повседневной жизни.

Ознакомление с окружающим детей с нарушением зрения. Особенности представлений детей с нарушением зрения об окружающем мире. Цель программы «Ознакомление с окружающим» Л.И. Плаксиной. Тематика ознакомления с окружающим детей с нарушением зрения. Специфика занятий по ознакомлению с окружающим детей с нарушением зрения на разных этапах обучения. Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя при ознакомлении детей с нарушением зрения с окружающим. Условия работы по ознакомлению с окружающим детей с нарушением зрения. Разделы программы «Ознакомление с окружающим» и их содержание для детей с нарушением зрения, посещающих подготовительный (нулевой) класс.

Организация работы по развитию речи детей с нарушением зрения. Анализ раздела программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) «Развитие речи».

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения. Анализ раздела программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) «Формирование элементарных математических представлений». Коррекционно-воспитательная работа на занятиях по математике и её связь с восстановительным лечением косоглазия и амблиопии.

Профессия тифлопедагога. Квалификационная характеристика коррекционного педагога для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения: профессиональное назначение, условия деятельности, социальная направленность деятельности, основные задачи деятельности, должностные обязанности.

Взаимосвязь коррекционно-педагогической работы с этапами лечения глазных заболеваний у детей. Взаимодействие специалистов детского сада при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими амблиопию и косоглазие. Этапы лечения амблиопии и косоглазия и их учет в работе специалистов детского сада.

Значение компьютера в обучении, воспитании и коррекции детей с нарушениями зрения. Современное состояние проблемы информатизации образования детей с нарушенным зрением. Требования к использованию компьютерных технологий в ходе коррекционного обучения. Компьютерный мини-класс для детей с нарушением зрения. Обзор современных коррекционных компьютерных программ для детей с нарушением зрения.

 

Детская сурдопсихология

 

Степени снижения слуха (понятия). Причины нарушений слуха. Фоновые и манифестные факторы. Факторы риска по глухоте и тугоухости. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей. Классификации нарушений слуховой функции. Педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей Р.М. Боскис. Группы детей с нарушением слуха.

Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха. Особенности формирования предпосылок развития речи у детей с нарушением слуха в младенчестве и раннем возрасте. Гуление, лепет при нарушениях слуха. Локальные речевые системы. Моторное развитие ребенка. Овладение пространством. Социальное развитие ребенка.

Особенности развития познавательной сферы у дошкольников с нарушением слуха. Степень слуховых ощущений. Компенсаторные механизмы развития. Положения Выготского Л.С. о компенсации глухоты. Связи между функционированием анализаторных систем при нарушении слуха. Роль зрительного анализатора в процессе приема речевой информации. Особенности восприятия предметов, их обследования, узнавания. Восприятие изображений. Зависимость уровня развития восприятия от сформированности речи. Двигательные ощущения, их роль в формировании произношения. Осязание. Тактильные, вибрационные ощущения. Восприятие музыки, голоса. Слуховой контроль.

Особенности внимания ребенка с нарушением слуха. Особенности образной, словесной памяти при нарушенном слухе. Слуховые представления. Уровень владения жестовой речью и эффективность запоминания.

Роль речи в развитии мышления ребенка с нарушением слуха. Значимость наглядно-действенных обобщений в процессе овладения речью (жестовой и словесной). Своеобразие словесно-логического мышления. Овладение относительными понятиями, понимание взаимообратных отношений. Понимание временных и причинно-следственных связей. Понимание переносного смысла.

Своеобразие речевого развития и общения детей с нарушением слуха. Взаимовлияние нарушения слуха и развития речи. Разнообразие контингента детей с нарушением слуха по уровню речевого развития. Положения Боскис Р.М. о процессе овладения речью. Условия овладения речью глухими и слабослышащими детьми, объясняющие специфику речевого развития. Возможность самостоятельного овладения речью. Артикуляционная моторика. Формирование речи обходными путями. Комплексное восприятие речи. Психолого-педагогические и социальные проблемы речевого развития. Различия в последствиях возникновения нарушения слуха у детей и у взрослых (Р.М. Боскис). Глухонемота. Качество информации, получаемой ребенком с нарушенным слухом. Специфические средства общения. Полиглоссия. Мимико-жестикуляторная речь. Чтение с губ. Анализ речевого материала. Процесс обучения чтению. «Аграмматизм глухонемого». Лексическая сторона речи детей с нарушением слуха. Использование слуховых аппаратов. Условия эффективного развития речи. Мотивированное речевое общение. Формы работы по развитию речи. Создание слухоречевой среды. Особенности организации работы по развитию речи детей с нарушением слуха в семье.

Специфика социальной ситуации развития ребенка с нарушенным слухом. Влияние нарушения слуха на развитие личности. Влияние нарушений слуховой функции у родителей на развитие личности ребенка (глухого, слабослышащего). Самосознание ребенка с нарушением слуха. Отделение себя от окружающих. Осознание себя как активного деятеля. Самооценка детей с нарушением слуха. Различия самооценки детей с нарушением слуха из семьи слышащих родителей (или из семьи с другими слышащими членами семьи) и из семьи неслышащих родителей. Характеристика уровня притязаний. Осознание своего дефекта и понимание роли слуха в общении.

Межличностные отношения. Характеристика социальных связей, социального опыта детей с нарушением слуха. Социальная изоляция, ее причины. Ситуативность отношений. Ведущие факторы социометрического статуса. Формирование нравственных качеств личности. Влияние снижения слуха и речевого недоразвития на процесс развития эмоциональной сферы. Возможности выражения эмоций в мимике и пантомимике. Понимание эмоций и эмоциональных состояний других людей. Склонности, интересы, способности глухих и слабослышащих детей.

Эмоциональное общение неслышащего (слабослышащего) ребенка с матерью. Протоязык детей с нарушением слуха. Развитие предметной деятельности. Предметно-процессуальные игры. Специфика сюжетно-ролевой игры детей с нарушениями слуха. Характеристика игровых действий. Трудности использования предметов-заместителей. Обучение игре. Изобразительная деятельность.

Формирование учебной деятельности у детей с нарушением слуха. Мотивы учебной деятельности. Формирование учебных действий. Понимание и принятие учебной задачи. Стадии формирования учебной деятельности. Реализация действий самоконтроля. Значение комплексного психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха для правильной организации коррекционной работы. Принципы психологической диагностики и коррекции при нарушениях слуховой функции у детей. Методы изучения познавательной деятельности (восприятия, мышления, памяти, внимания). Диагностика состояния слуха детей раннего и дошкольного возраста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...