Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расстройства восприятия. Дифференциально-диагностические критерии истинных и псевдогаллюцинаций. Возрастные особенности расстройств восприятия.




Восприятие есть осмысленный и опосредованный словом процесс отражения совокупности свойств и качеств, который зависит от цели жизнедеятельности. Поэтому восприятие характеризуется активностью, пристрастностью и мотивированностью. Совокупность ощущений в восприятии складывается в виде конструируемого сознанием целостного образа реальности на основе предоставляемой ощущениями информации. Особенностью восприятия является то, что даже при ограниченной по объему или содержанию сенсорной информации в восприятии конструируется целостный образ предмета или явления. Восприятие представляет собой необходимую предпосылку для анализа и познания окружающего мира, регуляции и контроля поведения, а также оно оказывает влияние на чувства и настроения. Восприятие предполагает взаимодействие самых разных психических процессов: внимание, память, мотивационно-эмоциональные и т. п. Таким образом, нарушения на уровне восприятия могут косвенным образом приводить к изменению других психических функций.

В зависимости от того, какой орган чувств принимает преимущественное участие в восприятии, различаются зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие. Выделяют также сложные формы восприятия, такие, как восприятие пространства, движения и времени.

Содержание образа восприятия зависит от самого воспринимающего субъекта: в нем всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания, чувства. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта.

Галлюцинации -расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Это, как говорят, восприятие без объекта.

К галлюцинациям нельзя относить миражи - явления, основанные на законах физики. Подобно иллюзиям, галлюцинации подразделяются по органам чувств. Обычно выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и так называемые галлюцинации общего чувства, к которым чаще всего относят висцеральные и мышечные галлюцинации. Могут быть и комбинированные галлюцинации (например, больной видит змею, слышит ее шипение и чувствует ее холодное прикосновение).

Все галлюцинации, независимо от того, относятся ли они к зрительным, слуховым или другим обманам чувств, делятся на истинные и псевдогаллюцинации.

Истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связаны с реальной, конкретно существующей обстановкой ("голос" звучит из-за реальной стены; "черт", помахивая хвостиком, садится на реальный стул, оплетая хвостом его ножки и т. д.), чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи. Истинные галлюцинации иногда воспринимаются больными даже более ярко и отчетливо, чем действительно существующие предметы и явления.

Псевдогаллюцинации чаще, чем истинные, характеризуются следующими отличительными особенностями:

а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове ("голос" звучит внутри головы, внутри головы больной видит визитную карточку с написанными на ней неприличными словами и т. д.);

Псевдогаллюцинации, впервые описанные В. Кандинским, напоминают представления, но отличаются от них, как подчеркивал еще сам В. Кандинский, следующими особенностями:

1) независимостью от воли человека;

2) навязчивостью, насильственностью;

3) законченностью, оформленностью псевдогаллюцинаторных образов.

б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела (что бывает гораздо реже), то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой. Более того, в момент галлюцинирования эта обстановка как бы куда-то исчезает, больной в это время воспринимает только свой галлюцинаторный образ;

в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенное, наведенности этих голосов или видений. Псевдогаллюцинации являются, в частности, составной частью синдрома Кандинского-Клерамбо, в который входит также бред воздействия, поэтому больные и убеждены, что "видение" им "сделали с помощью особых аппаратов", "голоса наводят прямо в голову транзисторами".

Возрастные особенности

При психических расстройствах у детей, особенно дошкольников и младших школьников, преобладают зрительные галлюцинации.

Чаще всего галлюцинации отличаются яркостью и образностью при токсических и инфекционных поражениях головного мозга. Обычно это животные, насекомые или герои мультфильмов, сказочные персонажи, страшные существа, которых ребенок боится, от которых бежит, прячется, просит помощи и защиты у близких.

 

У подростков при острой шизофрении преобладают зрительные галлюцинации, хотя имеются и другие виды обманов чувств.

При психозах у детей появляются сцены из жизни римлян, сражения мушкетеров, картины из сказок, эпизоды из фантастических романов. Дети переживают события так, как будто они участники происходящего. Об их переживаниях можно судить по пристальному взгляду, по мимике страха, восторга и огорчения. Галлюцинирующий ребенок мимикой, жестами, поступками и в целом всем своим поведением отображает содержание переживаемого.

 

3. Психопатологичсские синдромы детского возраста

 

Расстройства, включенные в этот раздел, отличаются следую­щими признаками:

а) начало в младенчестве или детстве;

б) повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной системы;

в) постоянное течение, без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств.

В большинстве случаев пораженные функции включают речь, зрительно-пространственные навыки и/или двигательную коорди­нацию. Характерной особенностью повреждения является тенден­ция к прогрессивному уменьшению по мере того, как дети стано­вятся старше (хотя легкая недостаточность часто остается у взрос­лых). Обычно задержка в развитии или повреждение имеются с такого раннего периода, как только это могло быть обнаружено, без предшествующего периода нормального развития. Большинст­во этих состояний отмечается у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек.

Специфические расстройства развития речи (F80). Эти расстройства, при которых нормальное речевое развитие наруше­но на ранних этапах. Состояния нельзя объяснить неврологиче­ским или речевым механизмом патологии, сенсорными повреждени­ями, умственной отсталостью или средовыми факторами. Ребенок может быть более способен общаться или понимать в определен­ных, хорошо известных ситуациях, но речь всегда повреждена.

Дети со специфическими нарушениями речи и языка резко от­личаются от нормы, хотя большая часть из них достигает в конеч­ном счете нормального уровня развития речевых навыков. Они имеют множество сопутствующих проблем. Задержка развития ре­чи часто сопровождается трудностями в чтении и письме, наруше­ниями межличностных связей, эмоциональными и поведенчески­ми расстройствами. Поэтому ранняя и тщательная диагностика специфических нарушений развития речи очень важна. Не сущест­вует строго очерченного отграничения от крайних вариантов нор­мы, но для суждения о клинически значимом расстройстве ис­пользуются четыре основных критерия: тяжесть, течение, тип и сопутствующие расстройства.

Специфическое расстройство артикуляции речи (F80.0). Специфическое расстройство развития, при котором использова­ние ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его ум­ственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

Возраст приобретения ребенком речевых звуков и порядок, в котором они развиваются, подвержены значительным индивиду­альным колебаниям.

Патологическое развитие имеет место, когда приобре­тение ребенком звуков речи задержано или отклоняется, проявля­ясь в форме: дизартикуляции с соответствующими трудностями для других в понимании его речи; пропусках, искажениях или за­менах речевых звуков; изменениях в произношении звуков в зави­симости от их сочетания (т. е. в некоторых словах ребенок может произносить фонемы правильно, а в других — нет).

Расстройство экспрессивной речи (F80.1). Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использо­вать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соот­ветствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи на­ходится в пределах нормы. При этом могут быть или не быть рас­стройства артикуляции.

нарушения включают: ограниченное словарное развитие; чрезмер­ное использование небольшого набора общих слов; трудности в подборе подходящих слов и слов-заменителей; искаженное произ­ношение; незрелую структуру предложений; синтаксические ошиб­ки, особенно пропуски словесных окончаний или приставок; не­правильное использование или отсутствие грамматических при­знаков, таких, как предлоги, местоимения, и спряжений или склонений глаголов и имен существительных. Иногда наблюдается чрезмерно обобщенное употребление правил, а также отсутствие плавности предложений и трудности в установлении последова­тельности при пересказе событий прошлого.

В это расстройство включается дисфазия или афазия, связан­ная с развитием. Следует отграничивать от дисфазии или афазии, связанной с общими расстройствами развития; приобретенной афазии, с эпилепсией (синдромом Ландау-Клеффнера); элективно­го мутизма, умственной отсталости.

Расстройство рецептивной речи (F80.2). Неспособность ре­агировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реп­лик) с первого дня рождения; неспособность идентифицировать по крайней мере несколько предметов к 18 месяцам или неспособ­ность следовать простым инструкциям в возрасте двух лет должны быть оценены как существенные признаки задержки в речевом развитии. Поздние нарушения включают неспособность к понима­нию грамматических структур (отрицаний, вопросов, сравнений и т. д.), непонимание более тонких аспектов речи (тона голоса, жес­тов и т. д.).

Это расстройство охватывает также такие клинические формы, как афазия или дисфазия развития рецептивного типа, словесная глухота, врожденная слуховая невосприимчивость, афазия Верни-ке, связанная с развитием.

Требуется отграничение от приобретенной афазии с эпилеп­сией (синдрома Ландау—Клеффнера), аутизма, элективного мутиз-ма, умственной отсталости, задержки речи вследствие глухоты, дисфазии и афазии экспрессивного типа.

Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау -Клеффнера) (F80.3). Расстройство, при котором ребенок, имея предшествующее нормальное развитие речи, теряет навыки как рецептивной, так и экспрессивной речи, но сохраняется общий ин­теллект; начало расстройства сопровождается пароксизмальной патологией на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Типично начало в возрасте 3—7 лет, но может возни­кать раньше или позже в детстве. В четверти случаев потеря речи происходит постепенно на протяжении нескольких месяцев, но более часто бывает резкая потеря навыков в течение нескольких дней или недель. Связь по времени между началом эпилепти­формных припадков и потерей речи довольно изменчива, один из симптомов может предшествовать другому за несколько месяцев и до 2 лет. Очень характерно, что нарушение рецептивной речи до­вольно глубокое, часто с трудностями в слуховом понимании при первом проявлении состояния. Некоторые дети становятся немы­ми, другие ограничиваются жаргоноподобными звуками, хотя у некоторых выявляется более легкий дефицит в плавности, а рече­вая продукция часто сопровождается расстройствами артикуляции. В небольшом числе случаев качество голоса нарушено с потерей нормальных модуляций. Иногда речевые функции появляются волнообразно на ранних фазах расстройства. Поведенческие и эмоциональные нарушения являются обычными в первые месяцы после начала потери речи, но отмечается тенденция к их улучше­нию по мере того, как дети приобретают некоторые способы ком­муникации.

Специфические расстройства развития школьных навы­ков (СРРПШ) (F81). Концепция СРРШН непосредственно напо­минает понятие специфических расстройств развития речи, и здесь существуют те же проблемы в их определении и измерении. Эти расстройства, при которых нормальное приобретение навыков на­рушено с ранних стадий развития. Они не являются следствием отсутствия благоприятной возможности для обучения или ка­кой-либо полученной мозговой травмы или болезни.

Как и при большинстве других нарушений развития, данное состояние существенно более часто отмечается у мальчиков, чем у девочек.

Дети обучаются читать, писать, произносить слова по буквам и совершенствовать арифметические вычисления, когда их приоб­щают к этой деятельности и в школе, и дома. Страны широко варьируют по возрасту начала официального обучения в школе, программам школьного обучения и, следовательно, по тем навы­кам, которые предположительно должны быть приобретены деть­ми к различному возрасту. Это расхождение является наибольшим в период обучения детей в начальной школе (т. е. вплоть до 11 лет) и усложняет проблему выработки действующих дефиниций нарушения школьных навыков.

Специфическое расстройство чтения (дислексия) (F81.0). Основной признак - специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключи­тельно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе. Могут быть нарушены навыки понимания чтения и совершенствования на заданиях, требующих чтения. Трудности письма часто сочетаются со специфическим расстройством чтения и часто остаются в подростковом возрасте даже после некоторого прогресса в чтении.

Характерно, что в более позднем детстве и во взрослой жизни трудности письма становятся более глубокими, чем недостаточ­ность чтения. Нарушения письма часто включают в себя фонети­ческие ошибки, и, по-видимому, расстройство чтения и дисграфия могут частично происходить вследствие нарушения фонологиче­ского анализа. Мало известно о природе и частоте орфографиче­ских ошибок при письме у детей, которые должны читать нефоне­тические языки, и мало известно о типах ошибок в неалфавитном тексте.

Типичны в школьном возрасте сопутствующие эмоциональные и/или поведенческие расстройства. Эмоциональные расстройства более свойственны ранним школьным годам, но нарушения пове­дения и синдром гиперактивности более вероятны в позднем дет­стве и в подростковом возрасте. Часто отмечается низкая само­оценка, нарушения школьной адаптации и взаимоотношений со сверстниками.

Специфическое расстройство письма (дисграфия) {F81.1). Это расстройство, при котором главная черта — специфи­ческое и значительное нарушение в развитии навыков письма при отсутствии предшествующего специфического расстройства навы­ков чтения и которое не объясняется исключительно низким ум­ственным возрастом, снижением остроты зрения и неадекватным обучением в школе. Нарушается как способность устно произно­сить слова по буквам, так и писать слова правильно. Дети, труд­ности которых заключаются исключительно в плохом почерке, не должны сюда включаться; но в некоторых случаях трудности письма могут быть связаны с правописанием. В отличие от харак­теристик, обычно выявляемых при специфическом расстройстве чтения, ошибки при письме имеют тенденцию быть не связанны­ми с фонетическими расстройствами.

Специфическое расстройство счета (дискалькулия) (F81.2) включает специфическое нарушение навыков счета, кото­рое нельзя объяснить исключительно общим психическим недо­развитием или грубо неадекватным обучением. Дефект касается основных вычислительных навыков сложения, вычитания, умно­жения и деления (предпочтительнее, чем более абстрактных мате­матических навыков, включаемых в алгебру, тригонометрию, гео­метрию или математические исчисления).

БИЛЕТ №17.

1. Психофизиологические основы детской психопатологии.

2. Сверхценные идеи. Бредовые идеи. Определение. Основные виды бредовых идей. Особенности у детей.

Сверхценные идеи - ошибочные или односторонние сужде­ния, вследствие своей чрезмерной аффективной насыщенности по­лучающие перевес над всеми остальными идеями и доминирую­щие в сознании. Другие мысли или концентрируются вокруг сверхценной идеи, подчиняясь ей, или же подавляются. Предан­ность сверхценной идее заставляет человека пренебречь всем остальным, своими личными интересами и интересами близких.

Типы некоторых сверхценных идей:

1) ипохондрические — мысли о мнимой болезни;

2) кверулянтские — мысли о необходимости бороться за свои попранные права, приводящие к непреодолимой сутяжниче­ской деятельности;

2) фанатичные — непреодолимые мысли о мести после на­несенного оскорбления;

3) изобретательства — мысль о создании или открытии нового необычного инструмента, аппарата или технологического процесса;

4) талантливости — мысль о выдающихся достижениях и успехах в области поэзии, музыки,

5) ревности — неотступные мысли об изменах жены, мужа, любовника.

Сверхценные идеи - выражение дисгармоничной психики, связаны с паралогическим мышлением, резонерством, наиболее часто возникают у паранойяльных, эпилептоидных, психастениче­ских, психопатических личностей.

Бредовые идеи — болезненного происхождения, извращенные, ошибочные, не соответствующие реальности представления и суж­дения, искаженно отображающие действительность, в достоверно­сти которых больной убежден и не поддается коррекции извне. Клинические, систематизированные по содержанию, различаются следующие виды бреда:

1. С положительным эмоциональным тоном:

а) бред величия — мысли о знатном или инопланетном проис-
хождении, о способностях преобразовать мир или исправить по-
грязших в грехах людей, о гениальности, талантливости или гран-
диозной физической силе и т. д.;

б) эротический бред — мысли больного о сексуальных домо-
гательствах высокопоставленной особы, влюбленности в него де-
сятков поклонников, множестве жен, любовниц, неотразимой при-
влекательности, необычной половой силе;

в) бред богатства — мысли о несметном богатстве, владении
множеством домов, бесчисленными драгоценностями и т. д.

г) бред изобретения — больной изобрел вечный двигатель, ко-
торый осчастливит человечество, космоплан для достижения даль-
них галактик, создал лекарство от всех болезней.

Встречаются при экспансивной форме прогрессивного парали­ча, маниакальной фазе аффективного психоза, параноидной ши­зофрении.

2. С отрицательной эмоциональной окраской:

а) бред самообвинения, самоуничижения — больной считает
себя плохим человеком, приносящим вред государству, семье, ви-
новен в тяжких преступлениях, его следует уничтожить;

б) бред обнищания и материального ущерба — больной убеж-
ден, что он лишился имущества, квартиры, дома, пенсии, умерли
родные, нет кровати, постельного белья, одежды, предстоит уме-
реть голодной смертью;

в) бред ипохондрический — убежденность больного в том, что
болен неизлечимой болезнью, сегодня же должен умереть, сгнили
внутренности, нет кишечника и пищевода, мозг высох и т. д.

Наблюдаются при депрессиях аффективного психоза, пред-старческих и старческих психозах, соматогенном психозе, депрес­сивной форме прогрессивного паралича, шизофрении.

3. Окрашенные гувством страха, подозрительности, недоверия:

а) бред преследования — больному кажется, что к нему плохо
относятся, его хотят убить, преследует определенная группа лю-
дей, существует какая-то банда, которая хочет его погубить, на
улице за ним ходят, угрожают;

б) бред отношения или особого значения — малозначительные
факты из жизни больного приобретают в глазах больного опреде-
ленное значение (догорающий окурок, брошенный в пепельни-
цу,— намек на скорую кончину больного), в сюжетах телепередач
больной видит намеки на свою жизнь, в разговорах прохожих
«слышит» обсуждение его поступков и переживаний;

в) бред воздействия или влияния — мысли о гипнозе, сковы-
вающее действие которого больной испытывает на себе, о лазере,
пронизывающем и прожигающем весь организм, о взгляде близко-
го человека, переделывающего мальчика в девочку, о сексуальном насилии с помощью прикосновения руки.

Часто встречаются при параноидной шизофрении, старческих и предстарческих психозах, соматогенных и травматических пси­хозах.

Формирование бредовых идей. Первичный бред развивается вследствие нарушений логики и возникновения патологической интерпретации. У больного не нарушается чувственное познание мира, он опирается на реальные факты, трактуя их очень избира­тельно, игнорируя все, что не соответствует его идеям. Первичным бредом может быть бред эротический, изобретательства и т.д. Других расстройств психики обычно нет. Первичный, называ­емый также интерпретативным и систематизированным, — система построений, расширяющихся, усложняющихся и детализирую­щихся.

Чувственный (образный) бред возникает преимущественно из-за нарушений чувственного познания. В его структуре преобла­дают яркие образные представления: воображение, фантазии, вы­мыслы, грезы. Он с самого начала сочетается с галлюцинациями, страхом, возбуждением и т. д.

Основные бредовые синдромы. Паранойяльный синд­ром — постепенно развивающийся, систематизированный, эмоцио­нально насыщенный, правдоподобный и лишенный расстройств восприятия бред.

Галлюцинаторно-параноидный синдром состоит из бредовых идей и галлюцинаций.

Синдром психигеского автоматизма Кандинского-Клерамбо (разновидность предыдущего) — сочетание псевдогаллюцинаций, бредовых идей психического, физического, гипнотического воз­действия и чувства отчужденности, «сделанности» собственных движений, поступков, эмоций и мыслей («Я как автомат, управля­емый со стороны»).

Парафренный синдром — сочетание систематизированного бреда преследования и величия (с фантастическим сюжетом) с психиче­ским автоматизмом и псевдогаллюцинациями. Нередко наличест­вует повышенное настроение.

Синдром дисморфоманш проявляется триадой: 1) паранойяль­ными идеями физического недостатка («нет талии», «нос слишком большой»), 2) бредом отношения («все смотрят»); 3) понижен­ным настроением.

Возрастные особенности. У д е т е й в связи с неразвитостью ЦНС (ассоциативных полей) бред возникает редко. Более часто возникает патологигеское фантазирование (бредоподобные фанта­зии), в них ребенок стремится осуществить не реализованное в действительности. Эти фантазии отличаются нелепостью, несвя­занностью с конкретной реальной обстановкой, неподверженно­стью влиянию детского опыта (прочитанным книгам, услышан­ным сказкам, просмотренным телепередачам и т. д.), трудностью переключения к обыденной домашней ситуации. В них могут быть стремления к могуществу, желания, невыполнимые в жизни, враж­дебность к окружающим, нелюбовь к людям и страх перед ними. Окружающее может приобретать «особое» значение. В начале за­болевания эти фантазии появляются только перед сном, а затем распространяются и на весь день. Ребенок живет в мире своих од­нообразных, лишенных творчества фантазий, со временем исчеза­ет критическое к ним отношение, нарушения мышления становят­ся более серьезными, к ним могут присоединиться псевдогаллюци­нации и явления синдрома психического автоматизма. Все же отождествлять эти расстройства с бредом неправильно, так как у больного нет убежденности в реальности его вымыслов, иногда ребенок даже соглашается с тем, что это «его выдумка». Однако у больных с бредоподобным фантазированием позже, в подростко­вом возрасте, может развиться настоящий бред.

Бред у детей динамичен, фрагментарен и нестоек, чаще всего он возникает на фоне делирия, сопровождается иллюзиями и гал­люцинациями (нападающими животными, неприятными насеко­мыми). С наступающим прояснением сознания он легко разруша­ется. Возникновение бреда на фоне непомраченного созна­ния — явление у детей редкое. Он в этих случаях проявляется в рудиментарной форме (интенсивного страха) и сочетается с уве­ренностью в приближающейся опасности для себя или родителей. Эти состояния обычно возникают приступообразно, страх может быть нестойким, ребенка удается успокоить, но по окончании приступа все же остаются тревога, мнительность, сосредоточен­ность на собственном здоровье и опасения смерти. Страх и ипо­хондрические мысли могут трансформироваться в бредовую на­строенность, а затем и в идеи преследования.

Навязгивые состояния у детей раньше всего проявляются в двигательной сфере (тики, онихофагия, трихотилломания). В ран­нем детском возрасте нередки страхи темноты, одиночества, в бо­лее старших возрастах — страх заражения, пожара, животных, по­тери родителей. Навязчивые мысли обычно появляются лишь у подростков. Навязчивые состояния и страхи при шизофрении у детей могут эволюционировать в генерализованную бредовую на­строенность. Одним из начальных бредовых проявлений у детей может также оказаться нарушение чувства симпатии, нарастающей враждебности, агрессивности к родителям. Одновременно с этим нарастает озлобленность, жестокость. Понять, что в основе этих психических расстройств лежит психотический процесс, удается в препубертатном или пубертатном возрасте. Именно у этих боль­ных в дальнейшем развивается бред гужих родителей, во время которого родителей воспринимают как чужих людей, а своими считают инопланетян, высокопоставленных людей или 'пропавших без вести.

У подростков клиническая картина усложняется, бредовые идеи встречаются чаще. Бред может возникать остро, минуя дли­тельную картину развития, свойственную детям. Содержание бре­довых переживаний богаче, разнообразнее, чем у детей. У одного и того же больного наблюдаются разные виды бреда (идеи отно­шения, преследования, воздействия). Могут возникать и такие формы паранойяльного систематизированного бреда, которые со­храняются без существенных изменений в течение всего заболева­ния (дисморфоманические идеи). Наряду с чувственным бредом на фоне помраченного сознания наблюдаются параноидный с гал­люцинациями, депрессивный с идеями самообвинения и маниа­кальный, сочетающийся с идеями величия. При хроническом энце­фалите чувственный бред, возникший на фоне помраченного со­знания, сохраняется и позже, когда последнее проясняется. Формирование бреда при неизменном сознании зависит от пато­логических проприо- и интероцептивных ощущений. Возникает ипохондригеский или даже нигилистигеский бред, при котором от­казываются от приема пищи из-за отсутствия внутренних органов, частей тела («нет кишечника»), из-за того, что считают себя мерт­выми. Иногда у детей и подростков наблюдается бред перевопло­щения в другого человека или животного. При затяжном заболе­вании обычно развитие бреда воздействия и психического автома­тизма. Таким образом, образование бреда при разных заболеваниях происходит различно: в одних случаях этому способствует рас­стройство сознания, в других — расстройства восприятия (галлю­цинации), в третьих — патологические ощущения и нарушения те­лесного «Я». Бредовая убежденность у детей младшего возраста не проявляется в словах, а выражается средствами образного мыш­ления. Аналогичная картина наблюдается и у тяжело умственно отсталых. Источник формирования бреда у детей и подрост­ков - нарушение чувственной сферы познания (рудимент бре­да — страх за свое здоровье сопровождается патологическими ощу­щениями).

У взрослых в среднем возрасте чаще встречается бред преследо­вания, бред ревности, любовный бред. Для предстарческого воз­раста более характерны бред самообвинения, обвинения, гибели мира.

 

3. Биполярное аффективное расстройство. Этиология. Распространенность. Клиника. Лечение.

 

Маниакально-депрессивный психоз (МДП) - Заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных фаз (приступов), в промежутках между которыми больной практически здоров. Другими словами, из приступа больной выходит без изменений личностных особенностей, с полным исчезновением всей психопатологической симптоматики. Отсутствие дефекта личности даже после многократных приступов - свидетельство благоприятного прогноза заболевания в целом. МДП считается эндогенным психозом. К причинам этого заболевания относят наследственный и конституциональный факторы.

Симптомы и течение. Заболевание проявляется в виде депрессивных и маниакальных фаз, причем депрессивные отмечаются чаще, чем маниакальные. Депрессивное состояние определяется подавленным настроением, заторможенностью мыслительных и двигательных процессов. Больные заторможены, иногда обездвижены, сидят в одной позе или лежат в постели. Выражение лица скорбное, печальное. На вопросы отвечают односложно. Будущее кажется бесперспективным, жизнь - не имеющей смысла. Прошлое рассматривается только с точки зрения неудач и ошибок. В таком состоянии могут возникать мысли о самоубийстве, которые нередко претворяются в жизнь. У больных исчезает аппетит, больные теряют в весе. У женщин на период депрессии исчезают менструации (аменорея). При неглубокой депрессии отмечаются характерные для МДП суточные колебания настроения: самочувствие хуже с утра Маниакальное состояние выражается в повышенном, приподнятом настроении, чрезмерно активной деятельности. Больные находятся в превосходном расположении духа, ощущают необычайную бодрость, прилив сил. Они веселы, многоречивы, шутят, легко отвлекаются, принимаются за ненужные дела, находят несвойственные им занятия. Многочисленные идеи, возникающие у них, не доводят до конца. Переоценивая свои возможности, предлагают свою кандидатуру на различные должности, не соответствующие их уровню знаний и квалификации. У больных прекрасный аппетит, однако, они могут худеть, т.к. слишком много расходуют энергии. Сон непродолжительный (3-4 часа), но этого им достаточно, иначе "проспишь всю жизнь". Повышается половое влечение. В тех случаях, если маниакальный синдром не очень выражен, говорят о гипоманиакальном состоянии. Но, к сожалению, грань между гипоманиакальным и маниакальным состоянием очень нечеткая и переступить ее легко, а за этой гранью - уже тяжелое болезненное состояние. У значительного числа больных за всю жизнь возникает лишь одна фаза болезни, после которой наступает выздоровление. Вероятность появления второй и третьей фазы сохраняется до конца жизни. Больше чем у половины больных заболевание протекает только в виде Депрессивных фаз, примерно у 5% - только маниакальных.

Лечение и профилактика. Лечение зависит от характера фазы, депрессивной или маниакальной. Депрессию лечат антидепрессантами. Если депрессия с выраженной заторможен ностью, назначают антидепрессанты со стимулирующим эффектом (мелипрамин), если с выраженным чувством тревоги, беспокойства, то препараты с успокаивающим действием (амитриптилин, триптизол). При бессоннице добавляют транквилизаторы. Маниакальное состояние купируют с помощью нейролептиков (аминазин, галоперидол и тд.). Для профилактики последующих приступов используют соли лития, а в последнее время широко применяется для этих целей финлепсин (тегретол) как стабилизатор настроения. В период болезни (за исключением гипомании) больные нетрудоспособны. После выхода из приступа трудоспособность восстанавливается. На инвалидность больных переводят только в тех случаях, когда приступы очень частые или течение болезни приобретает непрерывный характер, т.е. одна фаза сменяет другую.

Маниакальные и депрессивные состояния, возникающие отдельными или сдвоенными фазами, практически исчерпывают клинические проявления заболевания. Депрессивные фазы наблюдаются в несколько раз чаще, чем маниакальные. Выраженность маниакального или депрессивного расстройства различна: от амбулаторных гипомании и циклотимической депрессии (часто вне врачебного наблюдения) до тяжелых и сложных маниакальных и депрессивных синдромов, требующих неотложной помощи и особого ухода. Значительно варьирует и продолжительность отдельных фаз: от нескольких дней и недель до нескольких лет (затяжные депрессии и мании). В среднем возрасте фазы длятся обычно от 2 — 3 до 5 — 6 мес. Число фаз и соответственно продолжительность интермиссий могут быть раз личными. Нередко в течение жизни возникают 1 — 3 манифестные фазы. В других случаях болезнь рецидивирует очень часто, особенно на поздних этапах.

Продолжительность фаз и частота рецидивов болезни не связаны с выраженностью аффективного нарушения (мании и депрессии). Транзиторными или затяжными могут оказаться и глубокие мании и депресии, и гипомании и субдепрессии.

Болезнь (точнее, первая манифестная фаза) может развиться либо аутохтонно, либо в связи с экзогенией, психогенией, родами и другими генеративными факторами. Спонтанно или после провокации могут возни кать и повторные фазы болезни. Часто они начинаются в определенное время года, преимущественно весной и осенью. Сезонность может наблюдаться в определенном периоде болезни или на протяжении всего ее течения. После кратковременных предвестников аффективные расстройства довольно быстро (за несколько недель) достигают максимальной выраженности. Нередко «кульминация» фазы наступает через несколько дней после ее начала. Реже наблюдается «внезапное» (пароксизмальное) начало фазы или переход в противоположную фазу (за одну ночь или в течение одного дня). Сходным образом совершается и обратное развитие фазы.

Депрессивная фаза в основном определяется: подавленным настроением (депрессивный аффект); 2) заторможенностью мысли тельных процессов (интеллектуальное торможение); 3) психомоторным и речевым торможением.

Маниакальная фаза в основном определяется: 1) повышенным настроением (маниакальный аффект); 2) ускоренным протеканием психических процессов (интеллектуальное возбуждение); 3) психомоторным и речевым возбуждением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...