Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и задачи психиатрии. История становления и развития психиатрии.




Детская психиатрия — клиническая дисциплина, изуча­ющая этиологию, патогенез, клинику, распространенность детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая ме­тоды их клинической и лабораторной диагностики, вопросы про­гноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.

одной из задач общей психопатологии наряду с изучением структуры и динамики синдромов продолжает оставаться исследование причин, обусловливающих их развитие и видоизменение под влиянием различных факторов

Основные задачи психопатологии детского возраста – изучить общие закономерности возникновения и развития психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов с учетом возрастного своеобразия.

Развитие психиатрии определяется также потребностями об­щества в организации помощи душевнобольным, социальными условиями, связанными как с преобладающими представлениями об этиологии душевных расстройств, так и с материальными воз­можностями государства и его общественных институтов.

В Средние века, когда в рамках феодальных государств стали развиваться города, из-за скученности проживания людей возник­ла необходимость изоляции психических больных. Однако из-за преобладания в это время взгляда на душевные болезни как на одержимость дьяволом больных содержали в монастырях. А в не­которых странах психических больных даже подвергали уничто­жению на кострах инквизиции.

Позже, в XV—XVII веках, в бывших тюрьмах и казематах ста­ли организовывать убежища для психических больных, где их со­держали в неприспособленных для существования людей помеще­ниях, избивали, не кормили и приковывали цепями.

В конце XVIII — начале XIX века буржуазная революция во Франции провозгласила защиту прав человека. В соответствии с гуманистическими идеалами того времени Ф. Пинель (1745—1826) в Париже начал превращать полутюремные убежища для сума­сшедших в медицинские учреждения для душевнобольных. Одно из важных его нововведений на пути превращения последних из отвергаемых обществом монстров в ранг больных — ликвидация цепей. Все же в обиходе больниц оставались смирительные ру­башки и другие меры стеснения больных. Продолжил борьбу с ограничениями свободы больных британский психиатр Д. Конол-ли (1794—1866). В Англии он ввел режим нестеснения психиче­ских больных, который оказал большое влияние на создание бо­лее гуманного отношения к пациентам психиатрических больниц во всем мире. В других странах также были сделаны первые шаги по организации психиатрических больниц. В США первая психи­атрическая больница была открыта в штате Вирджиния (1773). Бэтой стране преобразования в психиатрии связывают с именем Б. Раша (1745-1813).

В России никогда не обращались с душевнобольными так же­стоко, как в странах Западной Европы. Обвинения в «бесовской порче» и казни психических больных были единичными. Больных чаще воспринимали как «Богом наказанными» и потому не отно­сились к ним как к враждебной силе. Уже в IX—XI веках органи­зовывалось призрение душевнобольных в монастырях Киева и по­зже в Москве. В царствование Петра Великого было запрещено направлять «сумасбродных» в монастыри и предлагалось поме­щать в специальные больницы. Однако первые психиатрические больницы были открыты в 1876 г. в Новгороде, Риге и Москве, в

1879 г. организовано отделение в Санкт-Петербурге. Гуманистиче­ские преобразования особенно активно проводил главный врач психиатрической больницы в Москве (с 1828 г.) В. Ф. Саблер. При нем были уничтожены цепи, организованы досуг и трудовая тера­пия больных, заведены истории болезни, рецептурные книги, поя­вились врачи примерно с теми же обязанностями, что и в настоя­щее время. В Санкт-Петербурге такие же изменения в судьбе больных произвел И. М. Балинский (1827-1902), первый русский профессор психиатрии (с 1857 г.). Отсталое психиатрическое уч­реждение он превратил в передовую клинику. С его участием со­здавались проекты новых психиатрических больниц. Реформы в российских психиатрических учреждениях связаны с именем С. С. Корсакова (1854—1900), одного из основателей российской научной психиатрии и нозологического направления. В его мос­ковской психиатрической клинике были ликвидированы все меры стеснения, упразднены изоляторы, были сняты решетки с окон от­делений, введены постельное содержание острых больных и заня­тия на открытом воздухе для больных с затяжными болезнями.

После 1917 г. осуществлялись попытки превращения медици­ны, задачей которой было только лечение, в здравоохранение, целью которого стало бы еще и предупреждение болезней. В русле этих преобразований в 1919—1923 гг. было начато создание вне-больничной психиатрии. Опережая зарубежные страны, отече­ственные психиатры (Бехтерев В. М., 1857—1927, Ганнушкин П. Б., 1875-1933, Розенштейн Л. М., 1884-1935 и др.) создали научное обоснование психопрофилактики, организовали психоневрологи­ческие институты и диспансеры, предназначив их для оказания медицинской, консультативной и социальной помощи больным, страдающим психозами, неврозами и прочими пограничными пси­хическими заболеваниями. Их функциями стали:

2) активное выявление и учет больных, наблюдение за ними и амбулаторное лечение;

3) восстановление здоровья психических больных и своевре­менное направление в больницу в случае необходимости;

проведение психиатрической экспертизы больных;

оказание консультативной помощи другим специалистам;

правовая, социальная и патронажная помощь больным, на­ходящимся под наблюдением диспансера;

реабилитация психических больных, вовлечение в трудо­вую деятельность и трудоустройство больных с остаточной трудо­способностью.

Дальнейшее развитие психиатрической помощи пошло по пути уменьшения крупных больниц, организации дневных и ночных стационаров, создания профильных лечебных учреждений (дет­ских, подростковых, геронтологических), изменения структуры и назначения старых лечебных учреждений с целью максимального приближения служб к населению и специализации предлагаемых услуг. Эти изменения позволяют проводить реабилитацию боль­ных, используя многоступенчатое их обслуживание. Повышает эф­фективность лечения и реабилитации больных привлечение для этого все большего круга профессионалов: врачей-непсихиатров, медицинских и специальных психологов, логопедов, социальных работников, педагогов, инструкторов по лечебной физкультуре.

В кратком очерке не упомянуты имена таких зарубежных и отечественных психиатров, усилиями которых создавалась психи­атрическая наука (Кандинский В. X., Крафт-Эбинг Р., Крепелин Э., Кречмер Э., Морель Б., Маньян В., Мержеевский И. П., Серб­ский В. П., ЭскирольЖ. и др.), разрабатывались новые терапевти­ческие средства (Вагнер-Яурегг И., 1917; Делей Ж., Деникер П., 1952; Закель М., 1933; Каннабих Ю. В., 1974 и др.) и осуществля­лось совершенствование психиатрической помощи населению (Ка­щенко П. П., Маляревский П. П. и др.). В разделе об истории фор­мирования детской психиатрии будут приведены имена многих из тех ученых, которые внесли свой вклад как в детскую, так и в об­щую психиатрию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...