Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А.Я. Герд о значении естественных наук в системе образования детей




Родоначальником эволюционно-биологического направления в преподавании методики естествознания был А.Я. Герд. Он ставил вопросы о значении естественных наук в системе школьного образования и в соответствии с этим определял содержание и методы преподавания естествознания.

А.Я. Герд осуждал схоластическое преподавание естествознания и требовал наглядного и развивающего изучения природы в школах. Характерной особенностью педагогической деятельности А.Я. Герда является действенный практический подход к развиваемым идеям, разумное сочетание рассказа с показом, которые вводили учащихся начальной школы в понимание исторического развития органического мира.

А.Я. Герд - первый по времени эволюционист в методике учебного естествознания. Им были введены лабораторные работы по живой и неживой природе, написаны определители для школ по минералам, растениям и животным. Ряд его статей посвящен разработке доступных экскурсионных тем по ботанике, зоологии, геологии.

Растения и животные рассматривались А.Я. Гердом в связи с их приспособленностью к среде. Экскурсии, практические и исследовательские работы учащихся, по мнению А.Я. Герда, должны были вооружить детей практическими умениями взаимодействовать с природными объектами. В своих работах А.Я. Герд подверг резкой критике господствующий в школах формально излагающий подход учебного материала.

А.Я. Герд призывал педагогов заниматься изучением самой природы, а не книг о ней. Наряду с живым словом педагога наглядность должна занять основное место при преподавании естествознания. Сравнение предметов и объектов является также необходимым для понимания изучаемого.

А.Я. Герд подчеркивает, что необходимо постоянно разбираться в вопросе о зависимости организмов от различных условий жизни: "Он (ребенок) должен понимать полную зависимость растений от света, тепла, почвы, влаги, воздуха. Он должен знать, как разнообразны формы животных и как замечательно приспособлены они к условиям окружающей среды. Он должен понимать связи животного царства с растительным. Наконец, он должен знать строение и жизнь человеческого тела и сознавать связь человека с окружающей его природой"[1, электронный ресурс].

Для А.Я. Герда сущность преподавания заключается не в описании явлений, а в объяснении их, в понимании важнейших процессов жизни, где все живое необходимо изучать в развитии, росте. А.Я. Герд стремился перестроить курс естествознания в средней школе на принципах эволюционного учения, так как до него эволюционная теория не коснулась школьных программ и учебников. Через все его руководства, методические статьи и программы проходит идея развития, продуманное и обоснованное эволюционно-экологическое направление. Учащиеся добыли познакомиться с развитием науки от Линнея, Кювье, Лайеля до Дарвина.

Будучи эволюционистом, переводчивом Ч. Дарвина, А.Я. Герд поставил своей задачей подготовить учащихся к восприятию этого учения в течение всего курса естествознания. Достигалась эта задача рядом способов. Во-первых, весь курс, начиная с раздела о неживой природе, строился в эволюционной последовательности. Во-вторых, внутри отдельных предметов (ботаники, зоологии) был принят восходящий порядок - от низших организмов к высшим. Заканчивалось изучение курса особым предметом, который А.Я. Герд в своей программе назвал "Историей земли".

План преподавания А.Я. Герда варьировался в зависимости от того, был ли он рассчитан на курс реальных гимназий, где естествознанию отводилось большее число часов, или предназначался для начальных школ, где обучение было трехгодичным. В первом случае А.Я. Герд советовал вести преподавание попредметно (минералогия, ботаника, зоология). Во втором - не производить такого расчленения, но дать комплексный курс неорганического и органического мира.

Для успешной постановки преподавания естествознания А.Я. Герд предусматривал такие формы работы:

. Опыты, демонстрирующие процессы, происходящие в природе.

. Экскурсии, на которых учащиеся знакомятся с природой.

. Практические работы в школе и практические задания, предлагаемые для выполнения дома.

. Демонстрация наглядных пособий при прохождении курса (различные коллекции).

. Самостоятельные наблюдения учащихся над живыми объектами.

. Беседы с детьми и работа детей над книгой.

В статье "Об естественно - исторических экскурсиях" А.Я. Герд дает ряд методических указаний к ведению экскурсий. Он указывает, что педагог не должен придерживаться на экскурсии какой-нибудь узкой темы: нужно содействовать тому, чтобы материал экскурсии способствовал общему развитию детей. Преподаватель не должен отвлекать детей от интересующих их вопросов из других областей знания, но, наоборот, поощрять такие вопросы. Во всех случаях, когда вопрос допускает понятный для детей ответ, следует удовлетворять их сознательность.

Наряду с опытами педагога А.Я. Герд рекомендовал проведение "домашних" опытов самими детьми. Такие практические работы должны способствовать развитию "самодеятельности" учащихся и повышению уровня их знаний в работе над конкретным материалом. При этом А.Я. Герд придавал большое значение работе с определителями, так как она приучает учащихся к самостоятельности [1, с.42].

Самостоятельные наблюдения учащихся над живыми объектами должны ставиться как над растениями, так и над животными в процессе их развития и роста.

А.Я. Герд делает вывод о том, что в деле преподавания естествознания школе предлагались три различных метода: дедуктивный, построенный на готовой классификации и направлявший учение преимущественно к усвоению этой классификации; затем индуктивный метод А. Любена и дедуктивный Россмеслера. Ни один из них, по мнению А.Я. Герда, не удовлетворяет вполне требованиям педагогики: "И тот, и гой методы обошли самое приобретение знаний и их источники: непосредственное столкновение, сближение с природой, - потому что общие выводы так же далеки от этого источника, как и классификация. И тот, и другой методы оставляют детям роль совершенно пассивную, не развивая в них ни наблюдательности, ни самостоятельности, и не сближают их с природой"[1, с.44].

Беседы с дошкольниками Л.К. Шлегер рекомендует проводить везде, но методика их проведения разная. Если детям хотят дать определенные, заранее системные знания, то намечают целый ряд последовательных бесед на определенные темы. Эти беседы должны носить программный характер, а не вытекать из интересов ребенка в данный момент, из его работы или игры, переживаний, наблюдений. В этом случае больше говорить придется воспитателю. Иногда беседы возникают и по инициативе детей, что следует всячески приветствовать.

Интересна мысль ученого о том, что каждый ребенок должен тщательно проследить все развитие нескольких, хотя бы самых простых растений и животных с момента их произрастания и до самой смерти, и уже один этот труд принесет ему несравненно более пользы, чем знание отличительных признаков целой сотни семейств. Пристально проследив жизнь растения или животного, ребенок начинает понимать ее и, потому привязывается к предмету своего изучения. "Это теплое чувство, по мере того как расширяются наблюдения, постепенно переходит на все живое, на природу" [1, с.45].

Изучая дикие растения в связи с местом их произрастания, а животных - в связи со всей обстановкой их обитания, ребенок мало-помалу накапливает материал для отчетливых представлений о целых растительных и животных группах. Только после подобного знакомства с лугом, нивой лесом, болотом, ребенок может с пользой и наслаждением прочесть лучшие описания различных картин природы и сознательно принять тот взгляд на природу.

Важным дополнением к урокам А.Я. Герд считал экскурсии. Здесь внимание детей "должно быть обращено главным образом на то, что не может быть наблюдаемо в школе. Экскурсии же должны показать детям взаимные отношения царств природы и связать приобретенные детьми сведения по естественным наукам в одно целое".

А.Я. Герд, предъявляя требования к самим преподавателям, указывал, что последние должны постоянно работать над собою, над усовершенствованием своих знаний серьезно готовиться к урокам, обдумывать их, составлять к ним конспекты, продумывать курсы, соразмерные с числом часов, отведенных на предмет.

 


 

Заключение

 

Итак, проблема экологического образования, зародившаяся в теории и практике прогрессивных зарубежных и русских педагогов и просветителей, всегда была центральным вопросом воспитания. Особое внимание уделялось использованию природы как средства умственного, нравственного и эстетического воспитания.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Гончарова Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовский государственный педагогический институт -- Нижневартовск, 2000. - С. 108

.   Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.

.   Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Т.А. Серебрякова. - М.: Академия,2006. - 208с.

.   Умственное и нравственное развитие детей [Текст] Книга для воспитателей / Водовозова Е.Н. - 1891 г. Режим доступа [http://www.knigafund.ru/books/16093]

.   Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1974

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...