Тематика заданий текущего контроля
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Подготовить рецензию на научную статью. При этом студент самостоятельно осуществляет выбор статьи для рецензирования из предложенного в ходе курса списка журналов (из числа публикаций за последние два года). Примерный список журналов: 1. Вестник ВЭГУ 2. Вестник БГУ 3. Проблемы Востоковедения 4. Бюллетень.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Методология и методы научного исследования. 2. Основные методы исторического исследования. 3. Научная проблема. 4. Лингвистические методы исследования. 8. Логика процесса научного исследования. 9. Роль теории и методологии в научном познании 10. Управление научными проектами: инновационные подходы 11. Программы РАН в области гуманитарных исследований 12.Язык науки. ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
Определение научно-исследовательской работы (НИР). Требования к исследовательской культуре в законе «Об образовании» и образовательных стандартах.
35. Место и роль НИР в структуре учебного процесса (освоение знаний, практика, тренинг, исследование). 36. Мотивационная и целевая основа научно-исследовательской деятельности человека, ее ценностно-смысловая характеристика. 37. Объект, предмет средства, способы, продукт и результат научно-исследовательской деятельности. 38. Научный текст как продукт научно-исследовательской деятельности. 39. Публичная защита текста научно-исследовательской работыкак специфическая форма общения. 40. Методологические основания системы НИРС в вузе. 41. Учебно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс (УИРС). 42. Комплексный план организации НИРС. Формы и характер организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС). 43. Специфика подготовки к участию в научных и научно-практических конференциях, внутривузовских и республиканских конкурсах и олимпиадах. 44. Специфика написания рефератов по темам семинарских и практических занятий. 45. Специфика курсовых работ, выполняемых в течение всего периода обучения в вузе. 46. Специфика дипломной работы, выполняемой на выпускном курсе. 47. Деятельность совета молодых ученых вуза и студенческого научного общества.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М., 2002. – 112с. 2. Бут У.К., Коломб Дж.Г., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта; Наука, 2007. 3. Дипломная работа: методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ. – М., 2002. – 46с. 4. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения. – М., 2000. – 28с. 5. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления, порядок защиты. – М., 2000. – 224с. 6. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления, порядок защиты. – М., 1999. – 302с. 7. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1996. 8. Организационно-методические основы активизации функционирования системы НИРС. – М., 2001. – 88с. 9. Организация системы НИРС в университете: опыт и научно-методическое обеспечение. – М., 2002. – 72с. 10. Усачева И.В. Методика информационно-поисковой деятельности исследователя. – М., 1990.
б) дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литература:
1. Владимиров С.С. Проблемы диагностики студенческой мотивации к научному творчеству / С.С. Владимиров, Н.В. Сыров // Реформы в России и проблемы управления – 96. – М., 1996. – Секция 1. С.113-114. 2. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие / под ред. Н.И. Загузова. – М., 2001. – 160с. 3. Ерошенко Г.П. На пороге научной карьеры: методика и психология научной работы / Г.П. Ерошенко, О.И. Хомутов. – Барнаул, 1996. – 72с. 4. Жинкин Н.И. Язык, речь, творчество. – М., 1998. 5. Зимняя И.А. Текст как продукт речевой деятельности // Смысловое воспитание речевого общения / под ред Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьева). – М., 1976. 6. Зубов В.Е. Особенности организации творческой деятельности в высшей школе / Возрождение и развитие творчества в преподавательской деятельности. – Новосибирск, 1995. – С.38-39. 7. Козлова Н.Н. Позиция исследователя и выбор теоретического языка // ОНС. – 2001. – №5. – С.143-152. 8. Колесников Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие по развитию письменной речи. – М., 2002. – 288с. 9. Лазарев В. Научно-исследовательская деятельность белорусских студентов / В. Лазарев, Л. Куровская // Alma Mater. – 2001. – №8. – С.15-18.
10. Лебедев Л.П. Публикация за рубежом или рекомендации по переводу на английский язык научных работ и подготовке их к изданию. – М.: Вузовская книга, 1999. – 548с. 11. Лебедев С.А. Ценностные основания научного творчества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. – М., 1995. – №4. – С.81-86. 12. Леднев В.С. Научное образование: Развитие способностей к научному творчеству. – М., 2002. – 2-е изд., испр. – 119с. 13. Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование, развитие. – Минск, 1991. 14. Научная деятельность: структуры и институты. – М., 1980. 15. Научные работы: методика подготовки и оформления. – Минск, 2000. – 544с. 16. Новиков А.М. Как работать над диссертацией. – М., 1994. 17. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.,1999. 18. Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов. – М.: Книга, 1975. – 104с. 19. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1984. 20. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Лекционный курс обеспечен компьютерными презентациями по всем темам. При подготовке к семинарским занятиям студенты также готовят презентации, используя научную литературу и Интернет-ресурсы. Для пользования ресурсами, доступными по подписке ВШЭ студентам необходимо использовать компьютеры, находящиеся в ВШЭ. 9. Методические рекомендации по изучению дисциплины Учебная программа предполагает знакомство как с содержательными аспектами, так и с вопросами организации системы научно-исследовательской работы в вузе. Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профессиональной готовности студентов. Курс предполагает активную работу студентов в освоении стандартных методов и приемов ведения научной работы с целью использования полученных знаний для успешного проведения научных исследований, а так же научного проектирования, участия в студенческих научных форумах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования за период обучения в университете. Дисциплина уделяет большое внимание методическим аспектам организации научных исследований, способствует приобретению прочных навыков самостоятельной работы обучающихся с исследовательским материалом, способами его обработки и презентации научной общественности. Общеметодологический и методический характер курса обеспечивает общетеоретическую и практическую подготовку студентов к самостоятельным научным исследованиям и написанию курсовых работ и ВКР.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|