Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика заданий текущего контроля




Подготовить рецензию на научную статью. При этом студент самостоятельно осуществляет выбор статьи для рецензирования из предложенного в ходе курса списка журналов (из числа публикаций за последние два года).

Примерный список журналов:

1. Вестник ВЭГУ

2. Вестник БГУ

3. Проблемы Востоковедения

4. Бюллетень.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Методология и методы научного исследования.

2. Основные методы исторического исследования.

3. Научная проблема.

4. Лингвистические методы исследования.

8. Логика процесса научного исследования.

9. Роль теории и методологии в научном познании

10. Управление научными проектами: инновационные подходы

11. Программы РАН в области гуманитарных исследований

12.Язык науки.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

 

  1. Организация научно-исследовательской работы в России.
  2. Управление в сфере науки.
  3. Ученые степени и ученые звания.
  4. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России.
  5. Научно-исследовательская работа магистрантов.
  6. Интеллектуальная деятельность.
  7. Понятие науки и классификация наук.
  8. Научное исследование.
  9. Научная проблема.
  10. Методология научных исследований.
  11. Понятия метода и методологии научных исследований.
  12. Философские и общенаучные методы научного исследования.
  13. Частные и специальные методы научного исследования.
  14. Этапы научно-исследовательской работы.
  15. Подготовительный этап научно-исследовательской работы.
  16. Методологические требования к заглавию научной работы.
  17. Методологические требования к содержанию научной работы.
  18. Планирование научно-исследовательской работы.
  19. Сбор научной информации.
  20. Основные источники научной информации.
  21. Изучение литературы.
  22. Рубрикация.
  23. Сокращения слов.
  24. Оформление таблиц.
  25. Графический способ изложения иллюстративного материала.
  26. Оформление библиографического аппарата.
  27. Требования к печатанию рукописи.
  28. Виды научных публикаций.
  29. Особенности подготовки докладов.
  30. Особенности подготовки презентаций для научных докладов.
  31. Подготовка и защита магистерских работ.
  32. Структура и содержание этапов исследовательского процесса.
  33. Методический замысел исследования и его основные этапы.

Определение научно-исследовательской работы (НИР). Требования к исследовательской культуре в законе «Об образовании» и образовательных стандартах.

35. Место и роль НИР в структуре учебного процесса (освоение знаний, практика, тренинг, исследование).

36. Мотивационная и целевая основа научно-исследовательской деятельности человека, ее ценностно-смысловая характеристика.

37. Объект, предмет средства, способы, продукт и результат научно-исследо­вательской деятельности.

38. Научный текст как продукт научно-исследовательской деятельности.

39. Публичная защита текста научно-исследовательской работыкак специфическая форма общения.

40. Методологические основания системы НИРС в вузе.

41. Учебно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс (УИРС).

42. Комплексный план организации НИРС. Формы и характер организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

43. Специфика подготовки к участию в научных и научно-практических конференциях, внутривузовских и республиканских конкурсах и олимпиадах.

44. Специфика написания рефератов по темам семинарских и практических занятий.

45. Специфика курсовых работ, выполняемых в течение всего периода обучения в вузе.

46. Специфика дипломной работы, выполняемой на выпускном курсе.

47. Деятельность совета молодых ученых вуза и студенческого научного общества.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М., 2002. – 112с.

2. Бут У.К., Коломб Дж.Г., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта; Наука, 2007.

3. Дипломная работа: методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ. – М., 2002. – 46с.

4. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения. – М., 2000. – 28с.

5. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления, порядок защиты. – М., 2000. – 224с.

6. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления, порядок защиты. – М., 1999. – 302с.

7. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1996.

8. Организационно-методические основы активизации функционирования системы НИРС. – М., 2001. – 88с.

9. Организация системы НИРС в университете: опыт и научно-методическое обеспечение. – М., 2002. – 72с.

10. Усачева И.В. Методика информационно-поисковой деятельности исследователя. – М., 1990.

 

б) дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литература:

 

1. Владимиров С.С. Проблемы диагностики студенческой мотивации к научному творчеству / С.С. Владимиров, Н.В. Сыров // Реформы в России и проблемы управления – 96. – М., 1996. – Секция 1. С.113-114.

2. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие / под ред. Н.И. Загузова. – М., 2001. – 160с.

3. Ерошенко Г.П. На пороге научной карьеры: методика и психология научной работы / Г.П. Ерошенко, О.И. Хомутов. – Барнаул, 1996. – 72с.

4. Жинкин Н.И. Язык, речь, творчество. – М., 1998.

5. Зимняя И.А. Текст как продукт речевой деятельности // Смысловое воспитание речевого общения / под ред Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьева). – М., 1976.

6. Зубов В.Е. Особенности организации творческой деятельности в высшей школе / Возрождение и развитие творчества в преподавательской деятельности. – Новосибирск, 1995. – С.38-39.

7. Козлова Н.Н. Позиция исследователя и выбор теоретического языка // ОНС. – 2001. – №5. – С.143-152.

8. Колесников Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие по развитию письменной речи. – М., 2002. – 288с.

9. Лазарев В. Научно-исследовательская деятельность белорусских студентов / В. Лазарев, Л. Куровская // Alma Mater. – 2001. – №8. – С.15-18.

10. Лебедев Л.П. Публикация за рубежом или рекомендации по переводу на английский язык научных работ и подготовке их к изданию. – М.: Вузовская книга, 1999. – 548с.

11. Лебедев С.А. Ценностные основания научного творчества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. – М., 1995. – №4. – С.81-86.

12. Леднев В.С. Научное образование: Развитие способностей к научному творчеству. – М., 2002. – 2-е изд., испр. – 119с.

13. Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование, развитие. – Минск, 1991.

14. Научная деятельность: структуры и институты. – М., 1980.

15. Научные работы: методика подготовки и оформления. – Минск, 2000. – 544с.

16. Новиков А.М. Как работать над диссертацией. – М., 1994.

17. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.,1999.

18. Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов. – М.: Книга, 1975. – 104с.

19. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1984.

20. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лекционный курс обеспечен компьютерными презентациями по всем темам. При подготовке к семинарским занятиям студенты также готовят презентации, используя научную литературу и Интернет-ресурсы.

Для пользования ресурсами, доступными по подписке ВШЭ студентам необходимо использовать компьютеры, находящиеся в ВШЭ.

9. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Учебная программа предполагает знакомство как с содержательными аспектами, так и с вопросами организации системы научно-исследовательской работы в вузе.

Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профессиональной готовности студентов. Курс предполагает активную работу студентов в освоении стандартных методов и приемов ведения научной работы с целью использования полученных знаний для успешного проведения научных исследований, а так же научного проектирования, участия в студенческих научных форумах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования за период обучения в университете. Дисциплина уделяет большое внимание методическим аспектам организации научных исследований, способствует приобретению прочных навыков самостоятельной работы обучающихся с исследовательским материалом, способами его обработки и презентации научной общественности. Общеметодологический и методический характер курса обеспечивает общетеоретическую и практическую подготовку студентов к самостоятельным научным исследованиям и написанию курсовых работ и ВКР.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...